- Морские порты украины азовское море
- Морские порты Украины
- Порты Украины
- Крупнейшие города-порты Украины
- Одесса — один из важнейших портов Украины
- Черноморск — серьезное подспорье в развитии экономики Украины
- Южный — градообразующее значение
- Запретное море. Как Россия заблокировала азовские порты и чем это грозит Украине
Морские порты украины азовское море
Морские порты Украины
Украина обладает самым мощным портовым потенциалом среди всех стран Черного моря. На побережье Черного и Азовского морей находится 18 морских торговых портов и 12 портпунктов.
Причальный фронт и территорию портов обслуживают около 600 портальных кранов, тысячи погрузчиков различных типов и других единиц портовой техники. Порты имеют более 330 тыс. м2 крытых складов и более 2,5 млн. м2 открытых складских площадей.
Наиболее значительными из морских торговых портов Украины являются расположенные неподалеку друг от друга Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю приходится приблизительно 60 % всего грузооборота украинских морских торговых портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы, осадка принимаемых судов до 14,5 м., в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.
В устьевой части крупнейших украинских рек Днепра и Южного Буга расположена другая группа морских торговых портов – Николаевский, Херсонский, Октябрьск, работающих как с навалочными, так и с генеральными грузами.
На берегах Крымского полуострова расположены морские Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский торговые порты. Они предназначены, прежде всего, для обслуживания транспортных потребностей самого Крыма. Такие порты, как Ялтинский и Севастопольский, являются весьма перспективными для развития пассажирских, круизных перевозок. Феодосийский торговый порт имеет значительные мощности для перевалки нефти и нефтепродуктов.
На северном побережье Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, для которых характерна близость к наиболее промышленно развитым районам Украины – Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионов обеспечивает основную загрузку портов.
Украина имеет также три морских торговых порта в низовьях Дуная – Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский. Через эти порты проходят грузопотоки в направлении придунайских стран.
Источник
Порты Украины
Потенциал морских портов Украины очень велик. Она занимает главенствующее положение среди стран на Черном море. Всего на Черном и Азовском морях находятся 18 морских торговых портов. Также Украина имеет 12 пунктов для приема судов. Наиболее значимые располагаются близко друг к другу. Среди них Одесский, Южный и Ильичевский. Примерно 60% грузооборота приходится именно на эти 3 порта. Их отличают хорошие морские подходы и возможность приема судов с осадкой в пределах 14,5 м.
Крупнейшие города-порты Украины
- Одесса
- Черноморск
- Южный
- Николаев
- Херсон
Одесса — один из важнейших портов Украины
Одесса расположена на берегу Черного моря. Ее порт специализируется на широком спектре грузов. В Одессе совершается перевалка таких грузов, как контейнеры, продукция цветной и черной металлургии, зерновых культур, пищевой продукции, генеральных и скоропортящихся.
Есть Карантинная гавань, а также Нефтяная, Практическая, Каботажная гавани. Мощности располагают 54 причалами. Есть перегрузочные комплексы для пассажиров. Возможна обработка тропических и технических масел.
Уникальность Одесского порта заключается в наличии специальной экономической зоны Порто-франко. Она была создана указом Верховной Рады. Ее площадь составляет 32,5 га. Благодаря наличию Порто-франко есть возможность использовать специальный режим для таможни. Каждый инвестор, который собирается реализовывать на территории свободной экономической зоны проект, эквивалент которого составляет минимум 1 миллион долларов США, получает возможность пользоваться льготами. Например, инвестор освобождается от уплаты налогов в первые 3 года. На территории Порто-франко находится также завод, производящий радиоэлектронную аппаратуру, множество складских площадок, терминал для хранения контейнеров. Сейчас свободная экономическая зона находится в частичной консервации. Немало инвестиций в ее развитие приходится на Российскую Федерацию.
Одесский порт позволяет принимать суда для ремонта корпусов и двигателей. Также реализован сбор и вывоз загрязненных нефтью вод.
Черноморск — серьезное подспорье в развитии экономики Украины
Черноморский порт (ранее Ильичевский) располагается рядом с городом Черноморск. Изначально Черноморск был городом-спутником, который развивался с 1958 года. Он важен как узел, связывающий Европу и Азию, а также Центральную и Восточную Европу.
Особенностью Черноморска является наличие мощного мультимодального терминала. Его специализацией является обслуживание железнодорожно-паромных и авто-паромных линий. Также он успешно справляется с судами, имеющими горизонтальную погрузку (так называемые ро-ро).
В Черноморске находится терминал, позволяющий осуществлять перевалку руды. Привлекательной для судов является глубина порта, которая дает возможность избежать выгрузки при постановке к причалу. Судну не требуется выполнять предварительную выгрузку на рейде до проходной осадки. Терминал рассчитан на 3 миллиона тонн руды в год. Есть специализированные комплексы, позволяющие осуществлять перевалку серы.
Зерновой терминал рассчитан на 4 миллиона тонн ежегодно. В нем предусмотрен комплекс, в котором возможно хранение и перевалка растительных масел. Пропускная способность наливных растительных масел составляет полтора миллиона тонн в год.
Топливный терминал предназначен для размещения нефтепродуктов. Здесь хранятся мазут, бензин и дизельное топливо. Предусмотрен причал, на котором можно выполнять швартовку и обработку танкеров. Мощность топливного терминала рассчитана примерно на 2 с половиной миллиона тонн ежегодно.
И это еще не все возможности Черноморского порта. В его материально-технической базе есть комплекс, предназначенный для перевалки сжиженных газов. Припортовые заводы позволяют хранить растительные масла, перерабатывать семена, транспортировать шрот. Есть много средств механизации и развитый флот, обеспечивающий возможности по сопровождению судов, швартовки их к причалам, морскую проводку, спасательные операции и другое.
Южный — градообразующее значение
Южный находится в 30 км от Одессы. Это молодая база, которая стала градообразующей. Сейчас неподалеку от него располагается город Южное. Портовый город специализируется на следующих отраслях:
- пищевой (пальмовое масло);
- химической (аммиак, метанол);
- нефтяной (нефть);
- сельскохозяйственной (зерно);
- металлургической (чугун).
Общая протяженность причалов Южного составляет 3 км, имеются железнодорожные пути и портальные краны, а также другие средства механизации.
Работа идет круглосуточно. На его территории есть 2 перегрузочных района. Первый включает 2 терминала, предназначенных для переработки карбамида и наливных химических грузов. Второй район создан для перевалки генеральных и навалочных грузов.
Город-порт выполняет важную роль в перевалке угля. Для этого используется специальное оборудование — вагоноопрокидыватели. Даже с наступлением морозов работа не прекращается. Если груз смерзается, его размораживают в специальных установках. Портальные краны позволяют грузить трубы, клинкер, чугун и другие грузы.
Южный имеет комплекс для перевалки нефти, оснащенный нефтепроводом, с помощью которого нефть может быть принята прямо с моря. Топливо разливается в танкеры прямо из нефтепроводов. Здесь проводятся ремонтные работы оборудования механического и электрических типов. Также возможно проведение навигационного ремонта.
Источник
Запретное море. Как Россия заблокировала азовские порты и чем это грозит Украине
Несмотря на внутренний статус, порты Азовского моря принимают суда большого водоизмещения
Глава Министерства инфраструктуры Владимир Омелян оценивает потери Украины из-за проблем на Азове в 500 млн. грн. Хотя, по мнению Коновалова, эти цифры завышены.Азовское море становится непроходным для украинских судов. Напомним: еще весной вокруг этой акватории разгорелся конфликт — после того как Украина задержала несколько российских судов, которые заходили в порты Крыма, россияне в ответ начали массово задерживать курсирующие в наши азовские порты (Бердянск и Мариуполь) судна, якобы, на досмотры. На самом деле речь идет о настоящем блокировании судоходства, так как досмотры длятся очень долго, а грузы простаивают сутками, что влетает владельцам в копеечку, — говорит экономист Алексей Кущ. По данным Мининфраструктуры, час простоя среднестатистического судна стоит от 5 тыс. долларов, а всего с начала конфликта убытки составили 500 млн. грн. Всего «под колпак» россиян попало уже более сотни судов, как украинских, так и иностранных. Этого оказалось достаточно, чтобы остальные внесли азовский маршрут в черный список. «Судовладельцы попросту бояться заходить в азовские порты, опасаясь неприятностей и убытков», — утверждает Кущ. Но больше всего в этой ситуации удивляет реакция украинских властей, точнее, ее отсутствие. Если не брать во внимание предложение министра транспорта в «отместку за Азов» прекратить пассажирское сообщение с Россией, для решения проблемы фактически ничего не делается. «Страна» разбиралась, что на самом деле происходит на Азовском море и чем это грозит Украине. Пошли в обход Стоит отметить, что утверждения экспертов о том, что «судовладельцы стараются обходить Азов стороной», уже подтверждает статистика. В Администрации морских портов отчитались: за 7 месяцев этого года Бердянский порт сократил грузооборот на 22% (до 1,1 млн.т), а Мариупольский — на 11,5% (до 3,5 млн.т). Причем, как говорит аналитик компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов, отрицательная динамика нарастает. «К примеру, по Бердянску в июне падение составляло 18%. Но прессинг усилился, и в июле мы увидели уже минус 22%», — говорит он. И ситуация с каждым днем только накаляется. По прогнозам экспертов, в итоговых цифрах за 9 месяцев мы увидим еще более существенное снижение грузоперевозок — до 30%. Как рассказал «Стране» экс-замминистра транспорта Александр Кава, с азовских портов, в частности, уходят их ключевые клиенты — металлурги и зернотрейдеры. «Доставляют товар по железной дороге до «Южного», а уже дальше — морем. Понятно, что это дороже, так как тем же металлургам приходится оплачивать еще порядка 600 км железнодорожных перевозок по Украине», — говорит Кава. Сами экспортеры жалуются, что увеличение транспортных затрат делает их продукцию неконкурентой на мировом рынке. И грозятся, что в новом сезоне заведут в Украину меньше валюты. Но это — не главная угроза. «Железная дорога и южные порты не готовы принять весь объем грузов с азовского направления. Нам грозит транспортный блэкаут», — прогнозирует Алексей Кущ. Он пояснил: по-хорошему власти должны были задуматься о создании альтернативных азовской логистических цепочек еще несколько лет назад. Но тогда этого так и не сделали. Теперь же приходится подстраиваться к ситуации «с колес». В итоге в «Укрзализници» катастрофически не хватает вагонов, а южные порты оказались перегруженными. Почему штормит Азов Азовское море считается «внутренними водами Украины и России», что прописано в двустороннем договоре от 2003г. Там же содержится пункт о том, что обе страны имеют право проводить досмотры судов. «То есть, формально РФ условий договора не нарушает. Ведь там не указано какое именно время отводится на проверку, — говорит Александр Кава. И добавляет — Украина в свою очередь тоже может проводить досмотры российских кораблей. Но на практике попросту не может этого сделать из-за отсутствия специального флота. Стоит отметить, что разного рода конфликтные ситуации на Азове были и ранее. К примеру, еще в 2013 г российский катер береговой охраны протаранил баркас с украинскими рыбаками, а после аннексии Крыма в 2014 году проблема обострилась — российские суда начали массово нарушать границу, — отмечает военный эксперт Михаил Жирохов. «Уже когда начали строить Керченский мост, было понятно, что усложнится навигация и снизится общая тонажность судов. Но никто не ожидал, что перевозчиков начнут так кошмарить», — говорит Алексей Кущ. В конце нынешнего марта украинский катер морской охраны задержал судно «Норд» под российским флагом, которое оказалось «приписанным» к Керченскому рыбпромхозу. «Норд» отправили в Бердянск и арестовали. Россия подняла дипломатический скандал, так как на судне оказались моряки с российскими паспортами. Это дало старт массовым проверкам судов, заходящим в азовские порты Украины. Причем, для многих процедура затягивается на 24-36 часов, что с учетом таксы за простой (от 5 тыс. долларов) влетает владельцам грузов в копеечку (120 тыс. в сутки). «Повод для досмотра всегда можно найти — поступила информация о несанкционированной перевозке запрещенного товара, нужно проверить документы и пр. А загруженное судно не просканируешь за час. Задержат на сутки, а потом говорят — информация не подтвердилась, счастливого пути. Но время и деньги уже потеряны, хотя формально ни к чему не придерешься и в суд за компенсацией издержек не пойдешь», — пояснил Александр Кава. И добавил — у России получилась дипломатическая игра на выжимание наших судов из Азова. «Красивую дипломатию» подтвердили оружием — в конце мая, якобы, в связи с проведением учений был закрыт судоходный район Азовского моря южнее Бердянска. Эксперты считают, что по-сути, идет запугивание судовладельцев и их вынуждают принять «правильное» решение об изменении маршрутов. Параллельно нарастает политическое противостояние в регионе. Так, российские катера несколько раз нарушали морскую границу Украины. Плюс — усиливается флотилия береговой охраны РФ (всего — более 50 единиц техники). Что можно сделать Украинские власти пока очень слабо реагируют на происходящее. «Идет война в Facebook, но на самом деле ничего не делается. Хотя по-хорошему нужно уже давно было садиться за стол переговоров», — говорит Кава. Из вариантов разрешения конфликта, который запомнился широкой общественности, можно отметить разве что предложение министра транспорта Владимира Омеляна в «отместку» России за Азов перекрыть транспортное сообщение с ней. Как уже писала «Страна», Омелян анонсировал передачу соответствующего проекта постановления в Кабмин и внутренний приказ министерства. В нем, помимо полного блокирования пассажирских ж/д перевозок, есть «еще что-то», — намекнул Омелян. По одной из версий, в этом «что-то» речь идет о запрете автобусного сообщения, по другой — о закрытии автомобильных пропускных пунктов. Сам министр сказал, что предложения по транспортной блокировке «засекречены». Впрочем, как уже писала «Страна» от блокировки пассажирского сообщения с Украиной России не холодно и не жарко. Так как львиная доля операторов, которые обслуживают перевозки по этому направлению (в том числе и 100 процентов железнодорожных перевозок), имеют сугубо украинское происхождение. То есть, такая очень странная «ответка» получается. Из других предложений стоит отметить идею разорвать украинско-российский договор по Азову. На днях глава МИДа Климкин заявил, что Украина попытается поменять статус Азовского моря — добиться, чтобы оно было признано не внутренними водами между двумя странами, а «обычным территориальным морем». В этом случае там будут полноценно действовать нормы международного судоходства. Также, по словам Климкина, Украина готовит арбитражный иск в рамках конвенции ООН по морскому праву. Параллельно украинские власти пытаются создать международный резонанс. Недавно Госдеп США призвал РФ «прекратить задержание в Азовском море торговых судов, следующих в украинские порты. «Соединенные Штаты осуждают нарушение норм международного судоходства в Азовском море и Керченском проливе. Начиная с апреля, Россия задержала сотни торговых судов и в последние недели остановила не менее 16 торговых судов, которые пытались попасть в украинские морские порты», – говорится в заявлении Госдепартамента. Впрочем, аналитик компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов считает, что власти загоняют конфликт в глухой угол не случайно. «Чувствуется договорняк. Вместо того, чтобы более жестко реагировать наши просто ничего не делают. С правовой точки зрения, нарушения налицо: граница — 12 миль в море, россияне иногда подходят на 3 км. Хотя бы ноту протеста запустили. Но ничего подобного нет. И это, как минимум, странно», — прокомментировал эксперт «Стране». Алексей Кущ говрит, что по украинскому законодательству все судна, которые заходят к нам с Азова уже являются нарушителями. «Они, как и раньше, платят лоцманский сбор керченской компании «Дельта Лоцман», которая теперь российская. Следовательно, наши деньги уходят соседнему государству. Но власти ничего не предпринимают, так как это может сразу уничтожить 25% металлургической логистики, — говорит эксперт. Удар по экспорту
«Понятно, что идет падение доходов портов и грузовладельцев. Насколько они серьезны? По нашим расчетам, не более 200 млн. грн.», — говорит эксперт. Впрочем, аналитики брали в расчет только прямые потери (простои суден, страховки и пр.). Но есть еще и косвенные. Дело в том, что через азовские порты традиционного транспортировали свой товар аграрии и металлурги. «Через Бердянск обычно шло зерно, а через Мариуполь возили продукцию ММК им. Ильича и «Азовсталь». Теперь они вынуждены менять логистику, подключая железнодорожные перевозки», — пояснил Александр Кава. К примеру, как следует из отчета Администрации морских портов Украины, перегрузка в Мариупольском порту металлопроката за 7 месяцев этого года сократилась на 7,4% (до 650 тыс. т), а чугуна и вовсе на 50,5% (до 321 тыс. т). Морская перевалка зерна, по данным Администрации морпортов, сократилась с января по июль на 11%. Александр Кава говорит, что в этой ситуации выиграла «Укрзализниця», которая перевозит металл и зерно до николаевского и одесского портов. Для металлургов и аграриев изменение логистической цепочки добавило к себестоимости продукции, как минимум, 5%. Но эта цифра может еще больше увеличиться, так как аппетиты железнодорожников только растут. 28 июля УЗ повысила стоимость вагонов примерно на 10%. Как заявил глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький, уже этой осенью тарифы на ж/д перевозки могут подняться на 25%. «Есть проект приказа Минифраструктуры, который позволит УЗ поднять ставки на подачу порожняка, в итоге бизнес переплатит 5 млрд. грн.», — отметил Беленький. Плюс — приходится платить немалые взятки, так как получить вагоны сейчас очень сложно. И если у тех же металлургов есть свой подвижной состав, то дефицит зернового реально тормозит экспортные показатели. Зернотрейдеры уже подсчитали, что повышение стоимости железнодорожных перевозок прибавило 3-4 доллара к каждой тонне зерна. По словам Беленького, повышать цены на свою продукцию компании- экспортеры не могут, так как работают на высококонкурентном рынке. Более того, по прогнозам экспертов, мировые цены на металл с осени, наоборот, могут пойти вниз (ожидается снижение цен на 7-10%). «Компании будут вынуждены сокращать свою рентабельность, а когда она уйдет в минус — то и останавливать предприятия. Это может сказаться на экспортных показателях зерна и продукции металлургии. «Если так пойдет дальше, уже в этом сезоне мы уже будем фиксировать серьезное падение экспорта, а это валютная выручка и курс гривны», — подытожил Беленький. Алексей Кущ предупреждает, что могут пострадать и другие отрасли. «К примеру, не так давно на львовском направлении не принимались цистерны с нефтепродуктами из Беларуси. На железной дороге просто образовалась «пробка», в итоге весь график перевозок дал сбой. И такие «ЧП» могут стать постоянными, — говорит эксперт.
Источник