FX.co ★ Главные морские торговые пути: экономическое значение и перспективы развития
Главные морские торговые пути: экономическое значение и перспективы развития
Морские перевозки с незапамятных времен играют главную роль в мировой торговле. К числу их достоинств можно отнести безопасность и быстроту. Кроме того, по морю перевозится свыше 80% всех мировых грузов.
Некоторые из таких торговых путей представляют собой искусственно созданные каналы, которые на долгие годы связали самые разные уголки мира. Об основных из них мы расскажем в нашем материале
Пролив Ла-Манш
Ключевой торговый путь для европейской торговли, пролив Ла-Манш разделяет Великобританию и Францию, а также соединяет Северное море с Атлантическим океаном, что делает его самым загруженным в мире: ежедневно по Ла-Маншу проходят около 500 судов.
Длина пролива составляет 578 км, ширина западной его части равна 250 км, восточной – 32 км, глубина на фарватере – чуть больше 23 м.
Малаккский пролив соединяет Индийский океан с Тихим, располагаясь между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра.
В год через этот путь проходит около 50 тыс. судов, что эквивалентно 20-25% всего морского товарооборота.
Транспортировка угля, нефти, СПГ, пальмового масла, индонезийского кофе осуществляется между самыми густонаселенными государствами мира – Индией, Индонезией и Китаем.
Протяженность пролива равна 957 км, наименьшая ширина составляет 15 км, а максимальная глубина – 12 м.
Панамский канал
Панамский канал соединяет одноименный залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. Чрезвычайно высокое геополитическое значение канала трудно переоценить: благодаря этому чуду инженерной мысли отпала необходимость огибать Южную Америку, а морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился в 2 раза – с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.
В последние годы открываются новые объемные шлюзы, появляются дополнительные стандарты на более крупные суда.
Судоходный канал имеет длину 81,6 км, ширину 150 м и глубину 12 м. Причем по суше он тянется на 65,2 км, по морю – на остальные 16,4 км. Ежегодный грузопоток насчитывает свыше 14 тыс. судов, перевозящих растительное масло, жиры, химикаты, запчасти и зерновые.
Суэцкий канал
Суэцкий канал служит условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией, являясь кратчайшим водным путем между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря. Благодаря ему стала возможна транспортировка нефти из Азии в Европу без огибания Африки, разгрузки судов и сухопутной перевозки грузов между морскими акваториями.
Ежегодно на Суэцкий канал приходится около 20% всей перевозимой нефти и 10% мировых торговых перевозок, а прибыль от его использования приносит Египту около $5 млрд. В ближайшем будущем планируется создать новые русла, с тем чтобы извлекать еще большую прибыль от увеличения проходимости канала, однако власти соседних стран задумываются о строительстве обходных путей, так как цена за проход по Суэцкому каналу достаточно высока.
Общая длина канала достигает 193 км, ширина по зеркалу воды составляет 120-150 м, по дну – 45-60 м, глубина равна примерно 13 м.
Ормузский пролив
Ормузский пролив, несмотря на свои довольно скромные размеры, имеет стратегическую важность в транспортировке газа и нефти, так как это единственный морской путь, соединяющий Оманский залив с Персидским заливом. Около 40% мирового морского экспорта нефти и нефтепродуктов приходится именно на эту водную артерию.
Добываемые в странах Персидского залива углеводороды попадают в третьи страны, в частности в Японию, США и страны Западной Европы.
Сам пролив имеет длину 195 км, ширина в самом узком месте равна 54 км, глубина составляет 229 м.
Датские проливы
Датские проливы представляют собой целую систему, соединяющую порты Балтийского моря с портами мирового океана.
Располагаются они между Скандинавским и Ютландским полуостровами и включают в себя проливы Скагеррак (110 км), Каттегат (60 км), Эресунн (10,5 км), Большой и Малый Бельт (3,7 км и 0,5 км соответственно).
По оценкам экспертов, через проливы ежегодно транспортируется более 3,2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки.
Река Святого Лаврентия
Река Святого Лаврентия, берущая начало из озера Онтарио, впадает в одноименный залив и соединяет группу Великих озер с Атлантическим океаном. Морской путь представляет из себя систему шлюзов, каналов и протоков. Будучи одним из притоков Миссисипи, река судоходна круглый год, а грузооборот маршрута достигает 40 млн тонн.
На всем протяжении водного пути по территории США и Канады – от Атлантического океана до Верхнего озера – расположено более 150 портов. Ширина реки в устье достигает 130 км, длина равна 1197 км, а площадь бассейна насчитывает более 1,344 млн кв. км.
Северный морской путь
Северный морской путь связывает Европейскую часть России с Дальним Востоком, простираясь от Карских Ворот до бухты Провидения на 5600 км, что в 2 раза меньше, чем если бы транспортная коммуникация осуществлялась по суше. Водная артерия проходит по морям Северного Ледовитого и частично Тихого океанов и обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири.
Развитие пути сдерживают суровые погодные условия Арктики, но уже сейчас понятно, что в будущем Северный морской путь станет одним из самых востребованных в мире. Так, в 2018 году грузооборот (ввоз топлива, оборудования, довольствия; вывоз леса, природных ископаемых) составил 18 млн тонн, в 2019-м он может возрасти более чем в 1,5 раза, до 30 млн тонн.
Пролив Босфор
Пролив Босфор, несмотря на интенсивное движение транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течение до 6 узлов и резкие изменения погоды в осенне-зимний период, занимает прочное место в ряду главных артерий морского грузопотока между Европой и Малой Азией.
Около 50 тыс. судов ежегодно перевозят по этому пути нефть и нефтепродукты, немалую долю занимают коммерческая и военная торговля.
Соединяя Черное море с Мраморным, он имеет длину около 30 км. Максимальная ширина пролива наблюдается в северной его части и составляет 3700 м, минимальная – 700 м. Глубина фарватера варьируется от 33 до 80 м.
Источник
Основные мировые морские пути
1. Наиболее оживлённый северо-атлантический маршрут связывает порты Атлантического побережья Америки с портами Западной Европы.
2. Второй по загруженности маршрут проходит через Суэцкий канал. Это самый короткий путь из Европы в Австралию, Китай и Японию. Однако маршруты в эту часть земного шара с Восточного побережья США и из стран Карибского бассейна короче через Панамский канал. До сих пор многие грузовые маршруты между Западной Европой и Австралией проходят вокруг мыса Доброй Надежды. Путь через Суэцкий канал на 1600 км короче, но из-за высокой платы за проход по каналу более длинный путь обходится дешевле. Кроме того , крупные суда не могут пройти по Суэцкому каналу.
3. Третье место по загруженности занимает маршрут через Панамский канал. Этот маршрут заметно укорачивает путь из портов Восточного побережья США и стран Западной Европы на Западное побережье Северной и Южной Америки. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Магелланов пролив расстояние составляет 21134 км, а через Панамский канал всего 8467 км.
4. Западноафриканские маршруты связывают атлантические порты Европы , Северной и Южной Америки через мыс Доброй Надежды с Западным и Юго-Восточным побережьем Африки. По этому же маршруту следуют и супертанкеры с нефтью из стран Среднего Востока в Европу.
5. Южноамериканские маршруты через Магелланов пролив связывают Европу и Атлантическое побережье с Бразилией, Уругваем и Аргентиной.
6. Маршруты по северной части Тихого океана связывают Тихоокеанское побережье США и Канады с Японией и Китаем.
7. Маршруты через Гонолулу, Самоа и острова Фиджи, и через Таити и острова Общества. Оба маршрута связывают Тихоокеанское побережье США с Новой Зеландией и Австралией.
Рис. 6.30. Основные судоходные маршруты мира
Рис. 6.31. Крупнейшие зарубежные порты мира
8. Перспективным является Северный морской путь, который в будущем со-ставит достойную конкуренцию существующим маршрутам.
На российском арктическом шельфе сосредоточена пятая часть углеводородного сырья всей планеты. Кроме того, в Арктике возможна добыча биоресурсов в промышленных масштабах. А при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы Северный морской путь может стать главным судоходным маршрутом между Европой и Азией.
Северный морской путь — уникальная транспортная артерия, кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией. Общая длина собственно Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 километров, а расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока — немного более четырнадцати тысяч километров.
Российская Арктика все более притягивает к себе интересы мирового сообщества. Кроме традиционных арктических государств большой интерес к развитию и осуществлению проектов в Арктике испытывают азиатские партнеры, в частности, Китай, Индия, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур.
Рис. 6.32. Схема Северного морского пути и Южного маршрута
Классификация морских судов
Судном называется плавающее сооружение, способное нести на себе определенную нагрузку и предназначенное для транспортировки пассажиров, грузов и других специальных целей.
Как плавающее сооружение судно должно обладать рядом особых качеств, называемых мореходными качествами. Оно должно быть прочным, водонепроницаемым и иметь минимальный вес.
Чтобы судно могло успешно выполнять функции в соответствии с его назначением, оно должно удовлетворять ряду эксплуатационных и экономических требований: иметь достаточную грузоподъемность и грузовместимость, быть простым и дешевым в постройке, ремонте и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения экипажа, и т.д.
Технико-эксплуатационные характеристики судна:
— размерные, весовые и объемные характеристики;
— мощность главной силовой установки;
— скорость хода и расход топлива;
— конструктивные особенности и архитектурный тип;
— степень эксплуатационно-технического совершенства судна.
Мореходные качества судна:
— плавучесть (способность судна находиться в равновесии на водной поверхности при определенном углублении);
— остойчивость (поперечная — способность судна возвращаться в свое первоначальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, продольная — при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента);
— непотопляемость (способность судна сохранять свои качества после затопления);
— управляемость (способность судна сохранять заданное направление движение);
— качка (колебательные движения судна, вызванные волнением на поверхности воды).
Линейные характеристики судна:
— длина судна (конструктивная, наибольшая, габаритная), ширина судна;
— высота надворного борта;
Весовые характеристики судна:
— весовое водоизмещение (вес вытесненной судном воды, равный весу всего судна — объем подводной части, умноженный на удельный вес воды);
— дедвейт (разность между весовым водоизмещением судна в полном грузу и порожнем);
— чистая грузоподъемность судна (максимальное количество груза, которое судно может взять /без топлива, воды и снабжения/);
— грузовая марка (состоит из шкалы осадок и соответствующих ей шкал водоизмещения, полной грузоподъемности, высоты надводного борта и числа тонн на 1 см осадки, рассчитанных для морской и пресной воды).
— грузовместимость судна (объем всех грузовых помещений судна);
— вместимость бункеров, цистерн для топлива, масла и воды;
— план вместимости судна (чертеж судна в разрезе по диаметральной плоскости);
— регистровая вместимость судна (валовая — помещения под верхней палубой и постоянных крытых надстроек и рубок над ней, чистая-условный объем помещения судна, которые служат для перевозки грузов).
Регистровый тоннаж используется для начисления сборов в портах. Регистровая тонна-2,83м3.
По архитектурно-конструктивным особенностям суда подразделяются по способам погрузки-выгрузки:
— вертикальный способ «Ло-Ло»;
— горизонтальный способ «Ро-Ро»;
— способ с притоплением судна «Ро-флоу».
Сухогрузные и наливные суда подразделяются:
— по высоте надводного борта ;
— по количеству палуб;
— по раскрытию трюмов;
— по типу судовой энергетической установки.
Классификация морского транспортного флота по назначению (рис.6.33):
Морские транспортные суда |
Грузовые суда |
Пассажирские и грузопассажирские суда суда |
Комбинированные суда |
Сухогрузные суда |
Наливные суда |
Лайнеры |
Нефтерудовозы |
Универсаль- ные суда |
Суда для навалочных грузов (балкеры) |
Специализированные суда |
Круизные |
Пассажирские паромы |
Суда для массовых перевозок и местного сообщения |
Танкеры |
Химовозы |
Газовозы |
Многоцелевые |
Суда-снабженцы |
Контейнеровозы |
Лихтеровозы |
Типа «Ро-Ро» |
Рефрижераторы |
Паромы |
Ролкеры |
Суда для перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов |
Рис. 6.33. Классификация морского транспортного флота по назначению
Россия обладает самым мощным ледокольным флотом, в т.ч. четырьмя действующими атомными ледоколами: «Ямал», «50 лет победы», « Таймыр», «Вайгач». В Концепции развития Северного морского пути, разработанной Центральным научно-исследовательским институтом морского флота, предполагается:
— строительство четырёх атомных ледоколов нового поколения мощностью по 80000 л.с. каждый, атомного ледокола-лидера мощностью 150000 л.с., пяти дизельных ледоколов по 34000 л.с. и трёх портовых ледоколов мощностью по 9000 л.с.;
— пополнение транспортных средств ледового класса в количестве 80-90 единиц, каждое мощностью по 5000 л.с..
Состав морского транспортного флота России представлен на Рис.6.34.:
Рис. 6.34. Состав морского транспорта России
Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз — это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках и т.п.) или в отдельных местах (машины, металлические отливки и прокат, промышленное оборудование и т.п.).
Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна. По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.
Специализированные суда подразделяются на: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда, танкеры и др.
Провозная способность судна — это объем работы в тонно-милях или тоннах перевозимого груза, которую судно может выполнить за определенный период времени и в определенных условиях. Она зависит от грузоподъёмности судна и её использования, скорости хода судна, продолжительности эксплуатационного периода, протяженности пути плавания, времени нахождения судна под грузовыми и вспомогательными операциями.
Морской грузовой транспортный флот России имеет около 1300 грузовых судов общим дедвейтом около 15,4 млн. тонн. Провозная способность этого флота оценивается в 130 млн. тонн в год.
Типы морских судов представлены на рисунках:
Рис. 6.35. Балкер – судно для перевозок навалочных грузов
Рис. 6.37.Грузовой сухогрузный теплоход « река-море»
Рис. 6.38. Танкер для перевозки наливных грузов
Рис. 6.39. Круизный пассажирский лайнер
Рис. 6.40.Ролкер-судно с горизонтальной погрузкой-выгрузкой(типаРо-Ро)
Рис. 6.41. Экраноплан
Рис. 6.42. Универсальное сухогрузное судно
Рис. 6.43. Контейнеровоз
Рис. 6.44. Рефрижераторное судно
Рис. 6.45. Лихтеровоз
Рис. 6.46. Рыболовное судно
Рис.6.47. Судно- лесовоз
Рис. 6.48. Парусное судно
Рис.6.49. Служебно-вспомогательное судно
Рис. 6.52. Атомный ледокол «Россия»
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник