Морское пространственное планирование балтийское море

Общественный совет южного берега Финского залива

Процесс морского пространственного планирования в мире, странах Балтийского региона и России

Обзор научных публикаций по морскому пространственному планированию (МСП) выполнен по проекту Коалиции Чистая Балтика (www.ccb.se). Морское пространственное планирование может стать эффективным инструментом регулирования конфликтов интересов различных социальных групп при планировании развития прибрежных морских территорий. Может быть интересен для властей всех уровней, бизнеса и заинтересованной общественности.

Обзор научных публикаций по морскому пространственному планированию (МСП) выполнен по проекту Коалиции Чистая Балтика (www.ccb.se). Морское пространственное планирование может стать эффективным инструментом регулирования конфликтов интересов различных социальных групп при планировании развития прибрежных морских территорий. Может быть интересен для властей всех уровней, бизнеса и заинтересованной общественности.

Дано определение, описаны цели и задачи, принципы использования процесса Морского пространственного планирования (МПП). Описаны
практики использования техники МПП в различных странах. Показана значимость применения МПП в странах водосборного бассейна Балтийского моря как инструмента, способного обеспечить общие стандарты экологической безопасности и согласования интересов различных вовлеченных сторон. Обзор подготовлен в рамках проекта Общественного Совета Южного Берега Финского Залива при ООО «Декомиссия», поддержанного международной Коалицией Чистая Балтика (Coalition Clean Baltic www.ccb.se)

Прочитать брошюру можно здесь

Поиск на сайте
Мы в социальных сетях
Наши публикации

Публикации посвящены актуальным темам: охрана природы, вывод из эксплуатации старых реакторов, радиоактивные отходы и др.
Здесь смотрите больше публикаций

27 ноября в офисе Общественного совета южного берега Финского залива (ОСЮБФЗ)… Read more…

Published on 28.11.2020

Жители пятимиллионного Санкт-Петербурга и российского побережья Финского залива ничего не… Read more…

Published on 04.09.2020

Парк российских атомных энергетических реакторов просрочен. Фактически, 23 из 35… Read more…

Published on 16.05.2020

Аналитический доклад подготовлен экспертами, много лет проработавших в области вывода… Read more…

Published on 27.12.2019

Данный отчет подготовлен в рамках проекта «От закрытости к открытости»… Read more…

Published on 24.10.2019

Этот лифлет создан для проведения «открыточной кампании» по обращению жителей… Read more…

Published on 29.07.2019

Инициативная группа независимых экспертов России и Литвы подготовила общественную экспертную… Read more…

Published on 09.04.2019

«Общественный совет южного берега Финского залива» представляет результаты двухлетней работы… Read more…

Published on 15.01.2019

Регион южного берега Финского залива (ЮБФЗ) — это источник возобновляемых (неисчерпаемых!) ресурсов… Read more…

Published on 28.02.2018

Российские и международные общественные объединения имеют собственную точку зрения на… Read more…

Published on 06.10.2017

Любой школьник знает, что «прорубив окно в Европу», Россия поднялась на… Read more…

Источник

Проект INTERREG Capacity4MSP

«Укрепление потенциала заинтересованных сторон и лиц, принимающих решения в области морского пространственного планирования»

Проект Capacity4MSP программы ИНТЕРРЕГ Балтийское море («Strengthening the capacity of MSP stakeholders and decision makers» INTERREG BSR Program) направлен на укрепление потенциала заинтересованных сторон в морском пространственном планировании (МПП), директивных органов и лиц, принимающих решения, посредством активизации диалога и расширения накопленных знаний в области МПП. Проект основывается на результатах настоящих и недавно завершенных проектов в области МПП и текущих процессов МПП в регионе Балтийского моря.

В течение последнего десятилетия был достигнут значительный прогресс в построении сетей сотрудничества и создании прочной политической основы для морского пространственного планирования в регионе Балтийского моря. Почти все страны региона Балтийского моря вовлечены в процессы МПП и находятся на различных стадиях подготовки своих планов морской дейтельности, что делает наш регион лидером в Европе и мире.

В ходе проекта Capacity4MSP будет создана практически ориентированная и интерактивная платформа для сотрудничества, на которой будет происходить обмен знаниями и будет проводиться активный диалог между экспертами МПП, политиками, лицами, принимающими решения и другими заинтересованными сторонами. Это позволит повысить наглядность и результативность проектов, создать потенциальные связи для сотрудничества, на основе которого будут углубляться и расшириться накопленные знания, и применять результаты проекта для новых практических решений.

Основные результаты проекта:

1. Обобщающий отчет о результатах текущих проектов, связанных с МПП, в связи с текущими процессами и действиями МПП в странах региона Балтийского моря. Он соберет достижения проектов, национальных и общебалтийских инициатив по МПП и будет включать в себя повестку дня сотрудничества МПП на 2020 год, возможные темы сотрудничества и проектов по МПП, «целевые показатели» для дальнейшей разработки макрорегионального аспекта МПП.

2. Механизмы поддержки для практиков МПП, практиков и лиц, принимающих решения в регионе Балтийского моря и за его пределами, для:

— поддержки работы по реализации, мониторинга и оценки морских планов;

— использования данных панбалтийского МПП путем разработки пользовательского руководства Веб-карты Baltic MSP BASEMAPS;

— разработки институционализированного инструмента для регулярного контроля за выполнением региональных обязательств по МПП;

— содействие реализации МПП в странах, не входящих в ЕС, путем разработки Дорожной карты МПП России.

3. Интегрированный отчет об участии заинтересованных сторон МПП для повышения осведомленности и участия в МПП на различных уровнях управления.

4. Тематические многоуровневые и межотраслевые семинары, секцию на Форуме планировщиков (Planners Forum).

5. Заключительная конференция, организованная совместно с 4-м Балтийским Форумом по морскому пространственному планированию.

Срок реализации проекта: 1 августа 2019 г. – 30 сентября 2021 г.

Общий бюджет проекта: € 999 972,50

Ведущий партнёр: Секретариат ВАСАБ (Vision and Strategy Around Baltic Sea, межправительственное объединение 10 стран региона Балтийского моря)

Партнёры проекта:

  • Морской институт в Гданьске (Польша)
  • Университет Ольборг (Дания)
  • Шведское агентство морского и водного хозяйства (Швеция)
  • ХЕЛКОМ (Финляндия)
  • Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (Латвия)
  • Научно-исследовательский проектный институт аква-территориального планирования «Ермак Северо-Запад» (Россия)
  • Ассоциация СУБМАРИНЕР (Германия)
  • Российский государственный гидрометеорологический университет (Россия, Санкт-Петерубрг)
  • Финское агентство наследия, комитет по наследию Балтийского региона (Финляндия)
  • Министерство экономики Латвийской Республики (Латвия)
  • Морская администрация Дании (Дания)
  • Министерство юстиции, европейских дел, защиты прав потребителей и равенства (Германия)
  • HA Spatial Planning (Рабочая группа по МПП HELCOM-VASAB)
  • Морского ведомства в Гдыне (Польша)
  • Министерство финансов Эстонии (Эстония)
  • Министерство морского хозяйства и внутреннего судоходства (Польша)
  • Министерство энергетики, инфраструктуры и цифровизации (Германия)
  • Леонтьевский центр (Россия)
  • Университет Тарту (Эстония)
  • Федеральная государственная служба по здравоохранению, безопасности пищевых цепей и охране окружающей среды (Бельгия)
  • Министерство окружающей среды Финляндии (Финляндия)
  • Федеральное Морское и гидрографическое Агентство (Германия)
  • Министерство окружающей среды Литовской Республики (Литва)

Источник

Береговое и морское пространственное планирование на Балтике

Экспертная рабочая группа петербургских специалистов, созданная 8 апреля 2009 г. Комитетом по транспорту ассоциации «Северо-Запад», в 2009–2010 гг. разработала предложения по составу раздела «Деятельность на море» проекта Федеральной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 г.». В разделе рассматриваются проблемы безопасности мореплавания, обеспечения чистоты акватории, мониторинга акватории и береговых зон, различные аспекты портовой деятельности.

Предложения были представлены в марте 2010 г. на XI Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», одобрены участниками круглого стола «На пути к более чистому и более безопасному Балтийскому морю».

Запланированы четыре комплексных проекта:
— «Исключение случаев нелегального сброса загрязнений всех видов с судов и морских нефтяных платформ, включая модернизацию системы обращения с зараженными грунтами, возникающими при проведении гидротехнических работ в портах, на судоходных трассах и в береговой зоне, и модернизацию системы управления судовыми балластными водами и осадками»;

— «Российский морской и речной транспорт в бассейне Балтийского моря, эксплуатируемый без аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды»;
— «Обеспечение достаточности средств реагирования в аварийных ситуациях, включая проблемы технического оснащения, авиакосмического мониторинга и создания международных центров обучения и тренировок кадров»;
— «Учет принципов пространственного планирования, „средового подхода“, устойчивого развития и экологической безопасности при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих портовых комплексов и других объектов в береговой зоне российского сектора Балтийского моря».

Полный проект четвертого раздела программы, направленной непосредственно на внедрение принципов берегового и морского пространственного планирования (БМПП) в регионе Балтийского моря (за исключением финансовых показателей) опубликован в журнале «Транспорт Российской Федерации» 2(39)/2012. Однако в состав федеральной программы он не был включен, хотя представляет интерес не только с исторической точки зрения. Возвращение к обсуждению проекта, а также учет имеющегося в нашей стране многолетнего опыта территориального планирования могли бы способствовать успешной работе не только российских организаций по направлению БМПП.

В рамках масштабных реализуемых и планируемых градостроительных и транспортных проектов по обустройству Финского залива проведены и намечены гидротехнические работы по намыву новых территорий, созданию новых объектов транспортной инфраструктуры, включая глубоководные судоходные каналы. В числе этих проектов:
— пассажирский терминал и проект «Морской фасад» в целом;
— аванпорт Бронка;
— намыв территории севернее Лисьего Носа против Сестрорецка;
— порт Усть-Луга;
— группа проектов для острова Котлин.
Общая площадь новых намывных территорий может составить от 1170 до 2720 га.

Экологические проблемы, которые могут возникнуть при строительстве таких крупных гидротехнических объектов, как «Морской фасад», Усть-Лужский порт, порт Приморск и др., подробно освещались во многих докладах российских и зарубежных специалистов на международных экологических форумах «День Балтийского моря». Таким образом, при рассмотрении новых крупных проектов в Финском заливе и уже одобренных проектов следует признать необходимым использование принципов БМПП, методологии анализа береговых природно-технических систем и современных методов анализа рисков.

Пространственное стратегическое планирование в сфере развития портов Финского залива актуально для всего Балтийского региона. Глава Министерства транспорта и связи Финляндии М. Кюлленен на семинаре «Логистика-2012» заявила, что министерство собирается разработать стратегию развития портовой отрасли, которая затронет систему платежей за пользование фарватерами, услуги ледокольного флота, портовую политику, а также адаптацию судоходства к ужесточению ограничений по выбросам серы в атмосферу. По словам министра, в Финляндии нет единой портовой политики. Она складывается из отдельных решений 60 различных портов, многие из которых — частные и фактически находятся вне поля зрения государства.

В ближайшее время российским специалистам и созданной рабочей группе ХЕЛКОМ следует внимательно рассмотреть опыт территориального планирования в СССР, вернуться к обсуждению ошибочно отвергнутых предложений петербургских ученых в области БМПП на Балтике, изучить документы ХЕЛКОМ и ВАСАБ по МПП и проанализировать ход и результаты текущих российских и зарубежных региональных проектов в области морехозяйственной деятельности.

В этом контексте целесообразно включить в состав совместной рабочей группы ХЕЛКОМ — ВАСАБ по МПП российских представителей, имеющих опыт пространственного планирования в морских районах. В ближайшее время нам предстоит выявить степень реальной новизны этого направления и истинную ценность его практических приложений.

Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 2(39)/2012

Авторы: С. В. Викторов, глав. науч. сотрудник НИЦ экологической безопасности РАН, профессор СПбГУ,
Б. П. Усанов, профессор СПбГАСУ, советник председателя Комитета по транспортно-транзитной политике правительства
Санкт-Петербурга.

Источник

Читайте также:  Пираты карибского моря татуировка пирата
Оцените статью