- Морской промысел тихого океана
- Промысел тихоокеанских лососей в условиях 200-мильных зон (Казарновский М.Я., ВНИРО) (УДК 639.211.(265.3))
- Краткое описание хозяйственного значения Тихого океана
- Общая информация о Тихом океане
- Разновидности хозяйственной деятельности человека в Тихом океане
- Полезные ископаемые
- Рыбный промысел
- Промышленное сырье
- Транспортные пути
- Стройплощадка
- Возможности для отдыха, спорта и туризма
- Место для сброса отходов
- Последствия хозяйственной деятельности человека
Морской промысел тихого океана
Промысел тихоокеанских лососей в условиях 200-мильных зон (Казарновский М.Я., ВНИРО) (УДК 639.211.(265.3))
В конце 70-х годов начался процесс активного установления рыболовных зон, приведший к перестройке мирового промысла. Прямое отношение к новым условиям рыболовства имеет морской промысел тихоокеанских лососей. Право осуществлять контроль за запасами лососей и управление ими достаточно ясно отражено в III Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в связи с чем принципиально изменились юридические и практические возможности государств, осуществляющих их лов. Поэтому представляется важным рассмотреть состояние японского морского промысла лососей после введения в 1978-1987 гг. 200-мильных зон СССР, США, Канадой и Японией и попытаться определить пути и перспективы дальнейшего его развития.
В статье 66 Конвенции отмечено, что государства, в реках которых образуются запасы анадромных видов, в первую очередь заинтересованы в таких запасах и несут за них первоочередную ответственность. В статье также оговариваются условия промысла анадромных видов для государств, в экономике которых могут возникнуть нарушения в случае прекращения морского промысла. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1976 г. были введены временные меры по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к СССР.
Промысел лососей в открытом море в северо-западной части Тихого океана после Указа 1976 г., в котором были учтены положения статьи 66 Конвенции ООН по морскому праву 1972 г., осуществлялся на основании Соглашения между СССР и Японией о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 21 апреля 1978 г. Согласно статье III Соглашения, обе стороны сотрудничают в деле сохранения и использования рыбных ресурсов, включая проходные виды, в северо-западной части Тихого океана за пределами 200-мильных прибрежных районов.
Конкретные меры такого сотрудничества определялись обеими сторонами с 1978 г. в ежегодных протоколах о порядке и условиях ведения лососевого промысла японскими рыбаками.
После того как вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об экономической зоне СССР» (1984 г.), появилась необходимость привести договорные отношения между СССР и Японией в области рыбного хозяйства, включая вопросы, касающиеся промысла лососей, воспроизводящихся в реках СССР, в соответствие с этим Указом. Поэтому было заключено новое соглашение между правительствами СССР и Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (прежнее было денонсировано 26 июня 1984 г. и с 1 января 1985 г. утратило силу), которое было подписано 12 мая 1985 г. и вступило в силу 13 мая 1985 г. На основании соглашения была создана Советско-Японская смешанная комиссия по рыбному хозяйству, которая на своих ежегодных сессиях определяет порядок и условия промысла лососей, воспроизводящихся в реках советского Дальнего Востока. За период установления зон квота вылова (с разбивкой его по видам, районам и периодам промысла) в море существенно снизилась. В 1978-1983 гг. квота была постоянной — 42,5 тыс. т, 1984 г.- 40,0 тыс., 1985 г.- 3,76 тыс., 1986 и 1987 гг.- по 24,5 тыс. т.
По-прежнему сохранились четыре основных вида промысла лососей в море: с базированием на плавбазы, среднетоннажным дрифтерным флотом с базированием на порты Японии, малотоннажными судами в прибрежных водах Хоккайдо и Хонсю, судами в Японском море.
Японские плавбазы оперируют в районах 4, 3 и 2а (см. рисунок). С 1978 по 1986 г. в промысле ежегодно участвовало 172 судна, базировавшихся на четыре плавбазы, в 1987 г.- 129 судов и три плавбазы. По статистическим данным Департамента рыболовства Японии, в уловах плавбаз (табл. 1) преобладает кета — 43,9%, затем следуют красная (22,7%), горбуша (20,0%), кижуч (9,4%) и чавыча (4,0%).
Таблица 1
Произошло значительное сокращение среднетоннажных судов, базирующихся на порты Японии. Если в 1978 г. на промысел выходило свыше 1000 судов, то к 1986 г. их число сократилось более чем на 400 ед. Основу улова составляет горбуша — 59,7%, доля кеты — 22,9%, кижуча — 10,1, красной — 4,6, чавычи — 2,7% (табл. 2).
Таблица 2
Среднетоннажный флот ведет промысел лососей в районах 1, 7 и 8 (см. рисунок). Как отмечалось, более 50% уловов составляет горбуша, рекордный вылов которой (14,33 тыс. т.) был в 1979 г. Вылов кеты не превышает в последние годы 2 тыс. т. Наибольшие уловы отмечаются в мае — июне и заметно снижаются в июле в связи с тем, что основная масса кеты проходит на нерест в реки советского Дальнего Востока. Добыча красной среднетоннажным флотом незначительна — вылов не превышает 300 т; самые высокие уловы приходятся на май.
Малотоннажный флот работает в прибрежных водах Хоккайдо и Хонсю. В 1978 г. он насчитывал около 800 мелких судов, число их к 1986 г. снизилось до 404 ед. Эти суда добывают в основном горбушу (в среднем до 2 тыс. т в год) и до 300-500 т кеты; красную, кижуча и чавычу вылавливают в небольшом количестве.
В период установления 200-мильных зон значительное место начинает занимать прибрежный промысел лососей, в частности кеты, у Хоккайдо и Хонсю (табл. 3, данные в тыс. т). Основу промысла составляют рыбы искусственного разведения. Промысел осуществляется ставными неводами, жаберными сетями, ярусами и удочками.
Таблица 3
Подводя итоги японского промысла за 9-летний период в условиях действия ограничений, связанных с 200-мильными зонами, следует прежде всего отметить переориентацию лососевого промысла. С 1978 г. начинает преобладать прибрежный промысел в основном кеты, т. е. продукции лососевых рыбоводных заводов Хоккайдо и Хонсю. Потребление лососей в Японии ежегодно оставляет от 300 до 400 тыс. т. Эта величина слагается из прибрежных уловов — в среднем 100 тыс. т, импортной продукции из США, СССР, Канады — до 100 тыс. т, промысловых уловов в открытом море — 24,5 тыс. т, переходящего остатка на складах — свыше 80 тыс. т, а также продукции за счет рыбоводства и других мероприятий. Следует отметить, что нестабильная ситуация с морским промыслом заставляет рыбопромышленников ежегодно задерживать на складах от 80 до 100 тыс. т мороженого лосося.
По нашему мнению, структура лососевого хозяйства Японии, включая промысел в открытых водах северо-западной части Тихого океана, претерпевает изменения. При постоянном уменьшении квот вылова для плавбаз их использование становится нерентабельным. Так, в 1987 г. на промысле работало 3 базы вместо 4, добывающие суда были сокращены на 43 ед. В этой связи Японией рассматривается возможность использовать вместо плавбаз малотоннажные плавбазы или среднетоннажный флот («Суйсан Кейдзай», 5.01.88), что позволит осуществлять промысел более мобильно, сократить расходы на содержание плавбаз.
Численность среднетоннажных судов, работающих в основном южнее 44° с. ш. и в Японском море, остается на прежнем уровне (600-800 ед.). Основу уловов будет составлять, как и ранее, горбуша.
Из изложенного выше следует, что значение морского промысла лососей для Японии постепенно сводится на нет и наступает время его полного прекращения. Это подтверждается и заявлением советской стороны о прекращении морского промысла лососей для японской стороны с 1992 г. Экономический ущерб от прекращения морского промысла уже давно компенсируется Японией за счет искусственного разведения лососей.
В нашем журнале № 12 за 1988 г. опубликована статья о биотехнике культивирования мидии в закрытых районах Черного моря, в частности в оз. Донузлав. Результаты исследований показали перспективность промышленного выращивания мидий в озере. Для совершенствования биотехники культивирования черноморских моллюсков большое значение имеет знание особенностей репродуктивного цикла. С исследованиями в этой области предлагаем ознакомиться специалистам, занимающимся культивированием мидий.
Источник
Краткое описание хозяйственного значения Тихого океана
Хозяйственное значение Тихого океана для человеческой цивилизации заключается в больших ресурсах — энергетических, минеральных, биологических. В его водах обитает половина живых существ Мирового океана. До сих пор обнаруживаются неизвестные науке животные.
Общая информация о Тихом океане
Тихий океан называют Великим, т. к. он омывает 5 материков, занимает 32% поверхности Земли и владеет половиной водного пространства планеты. Акватория включает 25 тыс. островов, что равняется их количеству в 3 остальных океанах.
Самое глубокое место мира — Марианская впадина (-10,9 км). Оно находится на западе океана. Желоб называют «четвертым полюсом Земли».
Тихий океан лидирует по количеству обитателей. В нем более 100 тыс. видов животных — от млекопитающих до моллюсков.
Разновидности хозяйственной деятельности человека в Тихом океане
Тихий океан важен для благополучия стран и народов. С ним связано судоходство и рыбный промысел. С каждым десятилетием океан испытывает большую экологическую нагрузку и требует внимательного отношения к себе.
Полезные ископаемые
В недрах океана обнаружены большие залежи нефти и газа, они составляют до 40% запасов Мирового океана. На освоение этих месторождений выделяют технические и финансовые средства. Нефтяные вышки функционируют у берегов Новой Зеландии, Таиланда, Перу, Эквадора. На побережье Японии ведется добыча каменного угля.
В морской воде содержатся полезные компоненты: поваренная соль, калий, магний, бром. Химическая промышленность осваивает извлечение элементов из морской воды.
Рыбный промысел
В морях Тихого океана обитают морские существа:
- Рыбы — около 3 тыс. видов: треска, лососевые, камбала, сельдь, сардины, минтай, тунец, анчоусы.
- Млекопитающие — более 100 тыс. видов: моржи, тюлени, киты, дюгони, морские котики, манты, дельфины, пингвины.
- Водоросли — ламинарии, морские травы.
Более 50% мирового количества морепродуктов добывается в океане. Основной промысел ведется в 3 регионах:
- Северо-Западном — берега Азии. Главные добытчики — Япония, Китай, Россия, Таиланд, Южная Корея. Этот район характеризуется большими рыбными запасами, по улову занимает 1 место в мире.
- Северо-Восточном — берега Северной Америки. США занимает 3 место в мире по вылову морепродуктов. Здесь добывают лосось и тунец.
- Юго-Восточном — страны Латинской Америки. В Перу и Чили объектом промысла является перуанский анчоус. В этих странах развит сектор рыбной промышленности, производство фермерского лосося.
Основное рыболовство ведется в районах континентального шельфа (до 90%), а на глубоководные части приходится только 10%.
Промышленное сырье
По мнению ученых, минеральные ресурсы, находящиеся под водой, превышают объем ископаемых на суше, при этом акватория океана владеет 70% подводных запасов планеты.
На шельфовых участках ведется добыча строительных материалов: песка, глины, гравия, известняка. Эти вещества также используются для возведения искусственных островов.
Добываемый из морской воды бром применяется в фотографической промышленности. Заводы по его производству работают в США, Японии, Канаде. В фармакологии и косметологии применяются микроэлементы (магний, кремний, кальций), морские травы, ламинарии.
Транспортные пути
На берегах и островах океана расположено около 50 государств, крупными портами которых являются Сингапур, Гонконг, Осака, Шанхай, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сидней и др. Для осуществления экономических связей проложены трассы мирового и регионального судоходства.
Основной путь соединяет порты США и Канады с Японией, Китаем, Филиппинами. В страны Восточной Азии завозится руда, каменный уголь, лес, зерно. В обратном направлении отправляют электронику, автомобили, рыбные продукты, шелк, рис.
Транспортный путь от стран Южной Америки до Японии и Филиппин менее загружен. По нему вывозят горнорудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а обратно отправляют промышленное оборудование. В Сингапур поступают материалы и техника для судоремонтной отрасли.
Путь от портов США и Канады до Австралии проходит через Панамский канал. Из Сиднея отправляют продовольственные товары, промышленное сырье. Из Новой Зеландии — продукцию животноводства. Из Соединенных Штатов везут промышленное оборудование.
Кроме трансокеанских линий, проходят короткие трассы вдоль американского и азиатского берегов по прилегающим морям.
Стройплощадка
Добываемые на шельфах строительные материалы применяются для расширения территорий. В Японии построено 5 искусственных островов, на одном расположен международный аэропорт Кансай. Комплекс построен с учетом воздействия сейсмических сил, агрессивного влияния тайфунов и цунами.
Возможности для отдыха, спорта и туризма
Курорты островов и побережья океана отличаются благоприятным климатом, благоустроенными пляжами и развитой инфраструктурой. Туристы могут заняться серфингом, дайвингом, совершить морские прогулки на яхтах, познакомиться с обитателями океана.
В списке популярных мест для отдыха первые строчки занимают следующие страны:
- Таиланд. Туристам предлагают веселый отдых в Паттайе, уединенный комфорт в Краби, первозданную природу в Самуи. Отдыхать в Таиланде можно круглый год. Там теплое море, минимальные осадки.
- Фиджи — государство Океании, состоящее из более чем 300 островов. Тропическая дикая природа, бескрайние чистые пляжи, удаленность от цивилизации сочетаются с высоким уровнем комфорта.
- Мексика. Популярен курортный город Акапулько на юго-западе страны. С одной стороны горный хребет Сьерра-Мадре, с другой — пляжи на берегу. Туристы приезжают сюда насладиться тропической красотой, купанием с дайвингом, прыжками с парашютом, шоу на скале Ла Кебрада.
- Бора-Бора — остров Французской Полинезии, расположен к северо-западу от Таити. Был открыт в 1785 г. Джеймсом Куком, который назвал его «жемчужиной Тихого океана».
- Гавайские острова — штат США, архипелаг в северной части океана. Включает 8 крупных и множество мелких островов.
Место для сброса отходов
Использование океанских вод в качестве мест захоронения отходов увеличивается пропорционально росту численности населения Земли. Ежегодно в океан сбрасывается более 9 млн тонн отходов. В южных частях акватории, где отсутствуют транспортные пути, на дно спускают отработавшие космические аппараты. Вблизи штата Калифорния, в Охотском и Японском морях в воды погружают на хранение ядерные реакторы, радиоактивные отходы в бетонных и металлических капсулах.
На севере центральной части океана наблюдается «мусорное» пятно размером 700 тыс. кв. км. Предположительно оно состоит из пластиковых отходов. Течение относит его от берегов азиатской части к североамериканской.
Последствия хозяйственной деятельности человека
На протяжении веков люди скидывали в водоемы рек, морей и океанов бытовые отходы. С развитием производств разнообразие продуктов жизнедеятельности увеличивается и приводит к гибели обитателей морской среды. В XVIII в. исчез вид млекопитающих — морские коровы. С ХХ в. под угрозой находятся киты, морские котики.
Химикаты, радиоактивные отходы, нефтепродукты — все это, попадая в стоки, влияет на экологическую систему планеты. Тяжелые металлы (ртуть, свинец) накапливаются в организме промысловых рыб и приводят к отравлению людей.
Чтобы снизить вред, наносимый хозяйственной деятельностью, принимаются законы и международные соглашения, регламентирующие использование ресурсов океана.
Источник