Моря украины 1 класс
МОЯ СТРАНА – УКРАИНА
Урок 65
Тема. Черное и Азовское моря. Значение морей
Цель: рассказать учащимся о Черное и Азовское моря; объяснить хозяйственное значение морей; способствовать формированию экологического мышления учеников; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
— Какая сейчас пора года?
— Тепло или холодно на улице?
— Какое состояние неба?
— Какая температура воздуха?
— Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас к путешествию. Куда мы отправимся, вы скажете после прослушивания аудио-записи.
Звучит аудио-запись «Шум моря».
— Мы отправимся морем на кораблике.
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
— Дети, кто из вас был на море?
— Кто принес фотографии? (Вывешивают на доску.)
— Взгляните на фото. Какие эмоции вы испытываете сейчас?
— А теперь я назову несколько слов, а вы скажете, с каким словом оно связано. (Слова фиксируются на доске.)
Украина, курорты, пляж, Ялта, дельфины.
— Что объединяет все эти слова? (Черное море)
— Рассмотрим карту Украины. Каким цветом обозначены моря? Какие моря омывают территорию Украины?
За своими размерами Черное море глубже и больше, чем Азовское. Его наибольшая глубина — 2245 м. Через большое количество водорослей Черное море темнее за другие моря. Возможно, поэтому его назвали Черным.
— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Буря». Какое море на ней изображено?
— Почему оно грустное?
— Почему же наше синее море назвали Черным? Причину этого хорошо знают моряки. Плывут они синим морем — оно тихое, спокойное, невысокие волны катятся одна за другой, дельфины играют в воде, и ничто не предвещает беды. И вдруг синее море начинает хмуриться, наливаться черной злобой, и огромные волны обрушиваются на беззащитные корабли. Волны стремительно подходят к берегу, разбивают каменные преграды, заливают здания, относят в море лодки. Такие волны называются черноморскими цунами.
Второе море, которое омывает берега Украины, — Азовское. По своим размерам оно в 11 раз меньше чем Черное море, и почти в 150 раз мельче, его максимальная глубина — 14 м. Хотя Азовское море часто называют заливом Черного моря, его природа является своеобразной и неповторимой.
Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (На океане, на море)
— А почему с питьем беда? (Вода соленая)
— Море не просто соленое, оно горькое, невыносимо соленое, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, ведь пить морскую воду невозможно.
Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара бегут к нему длинными извилистыми путями, вливаются в озера с одной стороны и убегают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю! Почему?
Потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идет под уклон. Поэтому все реки текут в моря.
Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле, и под землей.
Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в реку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. Капельки воды оставляют морю тот маленький объем солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что нельзя сосчитать; они проделывают свой путь в природе в течение много времени, продолжительность которого сложно выяснить, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
Вот почему море соленое!
4. Чтение сказки
ПОЧЕМУ В МОРЕ ВОДА СОЛЕНАЯ?
Много лет назад жили двое братьев. Младший — бедный, а старший — богатый. Умерли их отец и мать. Тогда младший брат стал жить еще хуже. Старший брат забрал себе все отцовское наследство. Младшему брату не осталось ничего. жил он с женой в больших нищете. Как-то у младшего брата не стало чего кушать, и решил он пойти к старшему, чтобы тот помог ему. Старший брат отказался помочь. Тогда младший брат пошел ловить рыбу, чтобы сварить уху. В тот день рыба не ловилась. Возвращается он домой с пустыми руками, понурив голову. И вдруг видит — на дороге лежат жернова. Поднял он эти жернова и понес домой. А дома жена спрашивает:
— Хороший был улов? Много рыбы принес?
— Нет, женщина, нет рыбы. Вот принес тебе жернова.
Положил он жернова судьбы и с досады и пнул их ногой. А жернова вдруг закрутились и начали молоть. Смотрят, а из-под жерновов соль сыплется. Мололи они все быстрее и быстрее, соли становилось больше и больше. Обрадовались муж с женой. Потом младший брат стал думать, куда девать соль и как ему остановить жернова. Наконец додумался: перевернул жернова, и только тогда они остановились. После этого жили они хорошо. Мололи соль и продавали, что давало им возможность жить в достатке.
Старший брат узнал об этом, пришел к младшему и говорит:
— Дай, брат, мне в заем жернова!
Очень не хотелось младшему брату давать жернова старшему брату, но отдал. Старший брат принес домой жернова и толкнул их ногой. жернова стали молоть. Меньший брат не успел рассказать старшему, как они останавливаются. Жернова мололи-мололи соль и намололи такую кучу, которая дошла до потолка. Стены затрещали. Испугался старший брат, что развалится дом, взял он жернова и вытолкнул из дома. Они покатились с горы в море и утонули. С тех пор на дне моря крутятся жернова все мелют и мелют соль.
— Почему морская вода соленая?
IV . В обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1) Чтение отрывка стихотворения М. Пригари «Мать и сын».
Вы про дельфина
Слышали или нет?
В морской глубине.
Знал, где в подводные пещеры
Под волнами друга.
Тикал, словно краб,
И сопел, как белуга.
Только человеческой речи
Учила в непогоду
Там, где шаленії бури
— Вот теперь я при силе!
Везде, куда захочу,
Поплину по волне.
В дороге прекращу,
«Кто вы? — гукну им,
Не моргнув глазом. —
В какой стороне?»
— Ой, что это за дети!
Кто такое видел —
С людьми говорить!
Может, и на спине
Их будешь носит?
«Что, — говорит, — вздумал,
2) Работа над загадками.
• Она в море промышляет,
И людей, и рыб пугает.
Острые зубы в два ряда,
Вот плавник торчит из воды.
Лучше бы в море утонула
Эта страшная, противная. (акула).
• В море плаваю на дне,
Там спокойнее мне,
Как желе мои бока:
И прозрачные, и мягкие.
Если поймаешь меня ты —
Могу руку обжечь! (Медуза)
• В море потому воды много, что никто ее не пьет.
• Зачем в море воду лить, когда и так море полное.
• Сиди у моря и жди погоды.
• И море начиналось с капли.
• С малых капель делается море.
• Ложкой моря не исчерпать.
• Не море топит корабли, а ветер.
• По морю плавал, а воды не видел.
• Хотя море большое, и вода не годится.
3. Беседа о хозяйственное значение морей
Демонстрация рисунков, фотографий, презентации.
• Моря являются самыми древними и удобными путями сообщения.
• Море дает человеку рыбу, крабов, мидии, съедобные водоросли.
• В море охотятся на морских зверей: китов, моржей, тюленей, добывают жемчуг, кораллы.
• На дне морей залегает большое количество полезных ископаемых.
• Целебный морской воздух и вода восстанавливают здоровье людей, помогают лечить болезни. Поэтому на берегах морей есть много санаториев, домов отдыха.
4. Практическая работа
— Рассмотрите физическую карту Украины.
— Найдите моря, омывающие берега Украины
— Назовите их и покажите.
— Какие моря омывают территорию Украины? Покажите их на карте.
Источник
Моря украины 1 класс
МОЯ СТРАНА — УКРАИНА
УРОК 56 Какие моря есть в Украине?
Тема. Какие моря есть в Украине?
Цель: рассказать ученикам о Черное и Азовское моря омывают берега Украины; объяснить хозяйственное значение морей; способствовать формированию экологического мышления учащихся; воспитывать познавательный интерес.
I . Организационный момент
II . Сообщение темы и цели урока
— Я назову несколько слов, а вы скажете, с каким словом они связаны.
Украина, курорты, пляж, Ялта, дельфины.
— Что объединяет все эти слова? (Черное море)
— Сегодня на уроке вы узнаете, что берега Украины омывают Черное и Азовское моря.
III . Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 1 26-127)
Работа с картой Украины
— Рассмотрите карту Украины на втором форзаце учебника.
— Каким цветом обозначены моря?
— Найдите на ней моря, которые омывают берега Украины.
— Как они называются?
— Какие города расположены на берегах этих морей?
— Рассмотрите фото на с. 126 и подумайте: почему люди любят отдыхать на берегу моря?
— Сравните: как отличаются Черное и Азовское моря по размерам?
— Как различаются эти моря по количеству в них воды?
— Какое море больше и глубже?
— Какое море теплее?
— Рассмотрите рисунки на с. 127.
— Подумайте: на каком из рисунков художник условно изобразил количество воды в Черном, а на каком — в Азовском море?
— За что Черное море так назвали?
— Какого цвета приобретает в нем вода во время шторма?
— Через значительное количество водорослей Черное море темнее другие моря. Возможно, еще и поэтому его назвали Черным.
— Рассмотрите фото на стр. 127.
— Какие животные обитают в Черном и Азовском морях? Воспользуйтесь справочным бюро в учебнике.
— Какая самая большая рыба Черного моря?
— Бывают летучие рыбы? Прочитайте о них в справочном бюро на с. 139.
— В Черном море водится небольшая акула катран. Не похожа на других рыб и черноморская камбала калкан. Прочитайте о ней в справочном бюро на с. 137.
— Каково хозяйственное значение морей? (Ими перевозят на морских судах грузы. В морях вылавливают много рыбы. Берега морей — прекрасное место отдыха.)
Задачи для друга природы Украины
— Представьте, что вы превратились в дельфина. Расскажите о Черное или Азовское море от его имени.
IV . Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа над загадками
• Она в море промышляет,
И людей, и рыб пугает.
Острые зубы в два ряда,
Вот плавник торчит из воды.
Лучше бы в море утонула
Эта страшная, гадкая. (акула).
• В море плаваю на дне,
Там спокойнее мне,
Как желе, мои бока:
И прозрачные, и мягкие.
Если поймаешь меня ты —
Могу руку обжечь! (Медуза)
• В чешуе мои бока —
Они холодные и скользкие.
Плавать могу вволю,
И всю жизнь молчу. (Рыба)
2. Игра «Что лишнее”?»
• Азовское, Тихий, Черное.
• Днепр, Свитязь, Днестр.
3. Работа над пословицами и поговорками о море
• В море так много воды, что никто ее не пьет.
• 3 малых капель делается море.
• Ложкой моря не вычерпать.
• Не море топит корабли, а ветер.
• Хоть море большое, и вода не годится.
— Какие моря омывают территорию Украины? Покажите их на карте.
— Чем Черное море отличается от Азовского?
— Какие животные обитают в Черном и Азовском морях?
— Что нового вы узнали о моря? Объясните значение морей для человека.
Источник
Моря украины 1 класс
МОЯ СТРАНА — УКРАИНА
Урок 65
Тема. Черное и Азовское моря. Значение морей
Цель: рассказать ученикам о Черное и Азовское моря; объяснить хозяйственное значение морей; способствовать формированию экологического мышления учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
— Какая сейчас пора года?
— Тепло или холодно на улице?
— Какое состояние неба?
— Какая температура воздуха?
— Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас к путешествию. Куда мы отправимся, вы скажете после прослушивания аудио-записи.
Звучит аудио запись «Шум моря».
— Мы отправимся морем на кораблике.
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
— Дети, кто из вас был на море?
— Кто принес фотографии? (Вывешивают на доску.)
— Взгляните на фото. Какие эмоции вы переживаете сейчас?
— А теперь я назову несколько слов, а вы скажете, с каким словом оно связано. (Слова фиксируют на доске.)
Украина, курорты, пляж, Ялта, дельфины.
— Что объединяет все эти слова? (Черное море)
— Рассмотрим карту Украины. Каким цветом обозначены моря? Какие моря омывают территорию Украины?
По своим размерам Черное море глубже и больше, чем Азовское. Его наибольшая глубина — 2245 м. Через большое количество водорослей Черное море темнее другие моря. Возможно, поэтому его назвали Черным.
— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Буря». Какое море на ней изображено?
— Почему оно грустное?
— Почему же наше синее море назвали Черным? Причину этого хорошо знают моряки. Плывут они синим морем — оно тихое, спокойное, невысокие волны катятся одна за другой, дельфины играют в воде, и ничто не предвещает беды. И вдруг синее море начинает хмуриться, наливаться черной злобой, и огромные волны обрушиваются на беззащитные корабли. Волны стремительно подходят к берегу, разбивают каменные преграды, заливают здания, относят в море лодки. Такие волны называются черноморскими цунами.
Второе море, что омывает берега Украины, — Азовское. По своим размерам оно в 11 раз меньше, чем Черное море, и почти в 150 раз мельче, его максимальная глубина — 14 м. Хотя Азовское море часто называют заливом Черного моря, его природа является своеобразной и неповторимой.
Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (На океане, на море)
— А почему с питьем беда? (Вода соленая)
— Море не просто соленое, оно горькое, соленое невыносимо, отвратительно на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, ведь пить морскую воду невозможно.
Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара бегут к нему длинными извилистыми путями вливаются в озера с одной стороны и убегают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю! Почему?
Потому что уровень морей и океанов всегда ниже, чем уровень суши. И путь воды всегда идет под уклон. Поэтому все реки текут в моря.
Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле, и под землей.
Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в реку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. Капельки воды оставляют морю тот маленький объем солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что нельзя сосчитать; они проделывают свой путь в природе в течение много времени, продолжительность которого сложно выяснить, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
Вот почему море соленое!
4. Чтение сказки
ПОЧЕМУ В МОРЕ ВОДА СОЛЕНАЯ?
Много лет назад жили два брата. Младший — бедный, а старший — богатый. Умерли их отец и мать. Тогда младший брат стал жить еще хуже. Старший брат забрал себе все отцовское наследство. Младшему брату не осталось ничего. жил он с женой в больших нищете. Как-то у младшего брата не стало чего есть, и решил он пойти к старшему, чтобы тот помог ему. Старший брат отказался помочь. Тогда младший брат пошел ловить рыбу, чтобы сварить уху. В тот день рыба не ловилась. Возвращается он домой с пустыми руками, понурив голову. И вдруг видит — на дороге лежат жернова. Поднял он эти жернова и понес домой. А дома жена спрашивает:
— Хороший был улов? Много рыбы принес?
— Нет, мать, нет рыбы. Вот принес тебе жернова.
Положил он жернова судьбы и с досады и толкнул их ногой. А жернова вдруг закрутились и начали молоть. Смотрят, а из-под жерновов соль сыплется. Мололи они все быстрее и быстрее, соли становилось больше и больше. Обрадовались муж с женой. Потом младший брат начал думать, куда девать соль и как ему остановить жернова. Наконец додумался: перевернул жернова, и только тогда они остановились. После этого жили они хорошо. Мололи соль и продавали, что давало им возможность жить в достатке.
Старший брат узнал об этом, пришел к младшему и говорит:
— Дай, брат, мне в заем жернова!
Очень не хотелось младшему брату давать жернова старшему брату, но отдал. Старший брат принес домой жернова и толкнул их ногою. жернова начали молоть. Меньший брат не успел рассказать старшему, как они останавливаются. Жернова мололи-мололи соль и намололи такую кучу, которая дошла до потолка. Стены затрещали. Испугался старший брат, что развалится дом, взял он жернова и вытолкнул из дома. Они покатились с горы в море и утонули. С тех пор на дне моря крутятся жернова все мелют и мелют соль.
— Почему морская вода соленая?
IV . В обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1) Чтение отрывка стихотворения М. Пригари «Мать и сын».
Вы про дельфина
Слышали или нет?
В морской глубине.
Знал, где в подводные пещеры
Под волнами друга.
Цокал, словно краб,
И сопел, как белуга.
Только человеческой речи
Учила в непогоду
Там, где бури шаленії
— Вот теперь я при силе!
Везде, куда захочу,
Поплину по волне.
В дороге прекращу,
«Кто вы? — гукну им,
Не моргнув глазом. —
В какой стороне?»
— Ой, что это за дети!
Кто такое видел —
С людьми говорить!
Может, и на спине
Их будешь носит?
«Что, — говорит, — вздумал,
Искать в родные:
2) Работа над загадками.
• Она в море промышляет,
И людей, и рыб пугает.
Острые зубы в два ряда,
Вот плавник торчит из воды.
Лучше бы в море утонула
Эта страшная, гадкая. (акула).
• В море плаваю на дне,
Там спокойнее мне,
Как желе мои бока:
И прозрачные, и мягкие.
Если поймаешь меня ты —
Могу руку обжечь! (Медуза)
• В море так много воды, что никто ее не пьет.
• Зачем в море воду лить, когда и так море полное.
• Сиди у моря и жди погоды.
• И море начиналось с капли.
• С малых капель делается море.
• Ложкой моря не вычерпать.
• Не море топит корабли, а ветер.
• По морю плавал, а воды не видел.
• Хоть море большое, и вода не годится.
3. Беседа о хозяйственное значение морей
Демонстрация рисунков, фотографий, презентации.
• Моря являются древнейшими и удобными путями сообщения.
• Море дает человеку рыбу, крабов, мидий, съедобные водоросли.
• В море охотятся на морских зверей: китов, моржей, тюленей, добывают жемчуг, кораллы.
• На дне морей залегает большое количество полезных ископаемых.
• Целебный морской воздух и вода восстанавливают здоровье людей, помогают лечить болезни. Поэтому на берегах морей есть много санаториев, домов отдыха.
4. Практическая работа
— Рассмотрите физическую карту Украины.
— Найдите моря омывают берега Украины
— Назовите их и покажите.
— Какие моря омывают территорию Украины? Покажите их на карте.
Источник