Мульт про сердце океана

Моана

Тысячи лет назад полубог морей и простых людей Мауи украл сердце богини жизни Те Фити, из-за чего весь мир начинал страдать. Вместе с исчезновением древней реликвии появились ужасные монстры, с которыми предстоит сразиться отважной молодой девушке по имени Моана.
С самого детства она понимала, что отличается от соплеменников – сам океан избрал ее своей представительницей в мире людей, наделив способностями управлять самой водной стихией. И вскоре ее способности пригодятся героине, которая долгие годы оттачивала своей мастерство в надежде когда-нибудь использовать его во благо других людей.

Остров Мотунуи, где Моана жила вместе с остальным своим племенем, оказался одним из мест, которые первыми ощутили на себе надвигающийся кризис. Деревья перестали даровать людям свои сочные плоды, в океане пропала практически вся рыба, и вскоре на этом участке суши начнется настоящий мор. Моана осознает, что только ей по силам исправить эту ситуацию и спасти свой народ, отправившись на поиски пропавшего сердца Те Фити.

Однако одной ей точно с такой сложной задачей не справиться, а потому героиня обратится за помощью к тому самому Мауи, который и заварил всю эту кашу. Он также обладает кое-какими способностями, которые пригодятся авантюристам в ближайшем будущем. Правда, полубог окажется тем еще нелепым и неловким компаньоном, которого Моана вынудит отправиться вместе с ней. Вдвоем им потребуется пройти немало испытаний, сразиться с кровожадными пиратами и преодолеть километры водной глади в поисках древнего храма, где хранится сердце Те Фити.

Читайте также:  Какие материки занимает индийский океан

Источник

Рецензия на мультфильм «Моана»

Эпический диснеевский анимационный блокбастер о дочери полинезийского вождя, которая в компании полубога отправляется спасать мир

В давние времена самонадеянный и шкодливый полубог Мауи украл сердце богини Те Фити, великой прародительницы островов Тихого океана. C тех пор по миру распространяется проклятие, убивающее все живое в воде и на суше. Чтобы спрятаться от напасти, жители архипелагов поселились на далеком острове и отказались от мореплавания. Но когда проклятие все же добралось до острова, океан избрал юную дочь вождя Моану, чтобы та нашла Мауи и вернула Те Фити сердце.

Кадр из мультфильма «Моана»

«Больше принцесс, хороших и разных!» – следуя этому принципу, аниматоры Walt Disney не довольствуются западными героинями вроде Золушки и Белоснежки и осваивают мифы и легенды всего человечества. В этом году телевизионные зрители получили от диснеевцев латиноамериканскую принцессу Елену Авалорскую (или Елену из Авалора), а посетители кинотеатров – полинезийскую дочь вождя Моану. Это оригинальная, не позаимствованная из мифологии героиня, но ее волшебный мир и ее приключение вдохновлены аутентичными тихоокеанскими преданиями.

Кадр из мультфильма «Моана»

Главная прелесть «Моаны» – это как раз погружение в экзотичную и чарующую вселенную, далекую от российских берегов. Сперва мультфильм изображает жизнь, работу, танцы, обряды древних полинезийцев на тропическом острове, а затем отправляет Моану в мир причудливых монстров, населяющих архипелаги и глубины океана. В определенный момент героине даже приходится спуститься в тихоокеанский вариант преисподней, чтобы помочь Мауи вернуть его волшебный рыболовный крюк, без которого полубог не может сражаться и колдовать.

Другое дело, что безбрежность океана делает приключение Моаны менее насыщенным, чем, например, приключение Джуди в «Зверополисе». В новом мультфильме немало сцен, где Моана и Мауи просто плывут по спокойной воде, препираясь из-за нежелания полубога спасать человечество, которое не отплатило ему благодарностью за многочисленные подвиги. Всех значимых персонажей «Моаны», включая отца, мать и бабушку героини, которые участвуют лишь в завязке сюжета, можно пересчитать по пальцам рук, и все пальцы задействовать не придется. Поскольку это первое диснеевское обращение к тихоокеанской мифологии и поскольку лента идет сто с лишним минут, можно было надеяться, что сценаристы включат в сюжет больше событий и больше колоритных второстепенных героев.

Кадр из мультфильма «Моана»

Также можно было надеяться, что квест Моаны окажется сложнее, чем он в результате получился. Парадоксальным образом большая проблема мультфильма состоит в том, что лента взваливает на плечи девочки непосильную задачу. Юная полинезийка, впервые в жизни вышедшая в открытый океан, не может преодолеть огромное расстояние, «построить» своенравного полубога и победить гигантское вулканическое чудовище, которое встает у Моаны на пути, когда девушка пробивается к телу Те Фити. Поэтому мультфильм вынужденно подыгрывает героине. Он наделяет ее могучими союзниками (на стороне Моаны сам Тихий океан!), обеспечивает ей всю необходимую моральную поддержку и настолько упрощает финальное противостояние, что, кажется, героиня прекрасно обошлась бы без Мауи и без его закидонов.

Кадр из мультфильма «Моана»

Конечно, Моане все равно приходится применить смекалку и проявить героизм. Но она проигрывает сравнение с Джуди из «Зверополиса» и Анной из «Холодного сердца», на стороне которых нет ни богов, ни родителей, ни статуса «избранной». Они просто решают и действуют, вербуя помощников, а не получая их с самого начала пути. Да, «избранничество» – традиционный жанровый ход. Но зачем его применять, если многие диснеевские героини отлично без него обходятся?

Кроме того, Моана начинает свое приключение столь идеальной девушкой, что ей по ходу действия не приходится выучить никакой житейский или эмоциональный урок. Она лишь осваивает искусство мореходства, которое ей понадобится только после завершения картины, поскольку океан не позволил бы, чтобы героиня сбилась с пути по дороге к Те Фити. Чувствуется, что политкорректность мешает наделить «небелую» героиню хотя бы теми недостатками, которые есть у Джуди, Анны или Ванилопы из «Ральфа».

Кадр из мультфильма «Моана»

Наверно, это завоевание с точки зрения полинезийцев, не привыкших видеть своих представителей в главных героических ролях в голливудском кино. Но повествование страдает от трусости сценаристов, которые не дают Моане измениться и прыгнуть выше головы. В чем, собственно, и состоит главная художественная задача начинающего героя. Это тем более странно, что Мауи как раз по ходу повествования меняется и прыгает выше головы. Что, по законам искусства, делает его более важным героем, чем Моана. Это не очень удачное сценарное решение.

Кадр из мультфильма «Моана»

Не вполне впечатляют и многочисленные песни «Моаны». Как и «Холодное сердце», мультфильм продолжает традицию рисованных мюзиклов, но его композиции слабее, чем Let It Go. Причем слабость песен «Моаны» не в музыке, а в эмоциях, которая эта музыка выражает. Так, главная песня Моаны How Far I’ll Go – это констатация того, что героиня предпочла бы странствовать по океану, чем быть вождем на суше. Как песня о смутном желании может сравниться по мощи и эмоциональности с песней Эльзы, в которой героиня переживает трансформацию из принцессы в Снежную королеву, или с песней Анны For the First Time in Forever, где принцесса предвкушает свой первый взрослый бал, который вот-вот начнется? С другой стороны, гимн полинезийских мореплавателей We Know The Way, песня Мауи You’re Welcome или исполняемая одним из злодеев Shiny – просто ритмичные и энергичные праздники самовосхваления. Они сильны по меркам любой другой студии, но не Walt Disney, которая может лучше.

С другой стороны, графика и анимация «Моаны» красочны, грандиозны и технически безупречны, юмор остроумен (правда, одна туалетная шутка в картину все же просочилась), герои исключительно обаятельны, а повествование уместно пафосно и эпично. Это определенно достойное произведение – просто не столь совершенное, как избаловавшие нас недавние суперхиты Walt Disney.

Источник

Зачем Мауи украл сердце Те Фити на самом деле? Анализируем «Моану»

«Моана» — один из наших любимых мультиков. Такой красочный, с искромётным юмором, который понимают как взрослые, так и дети, без лишнего драматизма, но с глубоким смыслом и достаточным психологизмом. Конечно, этот мультик скорее понравится дошкольникам. При поверхностном просмотре он кажется простым и легкомысленным. Но я решила разобраться в нём чуть глубже, чтобы показать, какой же замечательный это мультик.

1. Полинезийские мифы

И прежде всего, пришлось обратиться к полинезийские мифам, которые легли в основу мультфильма «Моана» Диснея.

Жители островов главным божеством считали бога океана, который изображался в виде огромного осьминога. Они полагали, что океан не разделяет острова, а наоборот, соединяет их, так как именно по воде жители одного острова могли добраться до другого. Это и легло в основу диснеевского мультика. И хотя никакого осьминога здесь нет, зато из полинезийских мифов был взят культурный герой Мауи. По легенде Мауи хотел, с одной стороны, помочь людям, с другой стороны, постоянно соревновался с богами: он хотел заполучить из силы. Поэтому он дал людям огонь, пресную воду, ветер, кокосы. И даже хотел подарить людям бессмертие, но погиб в сражении с богиней смерти.

И тут легенда и сюжет мультфильма расходятся. У Диснея Мауи — полубог, многоликий проказник, который дал людям много всего полезного, но навлек на всех беду, когда украл сердце богини земли, или богини жизни.

Почему создатели мультфильма «Моана» поменяли смерть на жизнь, а бессмертие на силу созидания? И как почитаемый герой превратился в тщеславного озорника? Какую смысловую нагрузку несёт такая трансформация? Попробуем разобраться в этом вместе.

2. Афористичность

Начнём с того, что мультик «Моана» очень афористичный. Он как бы копирует стилистику мифологического повествования, при котором каждый миф, объясняя мироустройство, порождает мудрость — афоризм. Однако здесь эти высказывания касаются не миропорядка, а довольно-таки современных вещей: отношения людей, познание себя, поиск своего призвания и т.д.

Например, бабушка говорит Моане:

«Но главное счастье, внучка, в мире быть с собой.»

И ещё неплох их диалог:

Моана: Если хочешь мне что-то сказать, просто скажи. Ты хочешь что-то мне сказать?

Бабушка: А ты хочешь что-то услышать?»

Ещё одну интересную мысль выдаёт мама:

«Иногда ты видишь свой путь, знаешь, куда он ведёт, но пройти по нему не суждено.»

Интересная фраза в песне мореплавателей:

«Наш остров дорог нам, Всегда вернуться сможем мы в дом родной»

То есть, когда люди уходят из дома в поисках нового, они ещё больше ценят дом, так как он является точкой отправления, куда они всегда могут вернуться.

И Моана, подобно взрослым, также пытается выдать что-то мудрое, но получается смешное:

«Иногда наши достоинства скрыты от глаз. А порой скрыты напрочь.»

3. Юмор: развенчание пафоса

И вот эта попытка Моаны и её промах, как это ни странно, выражают всю суть мультфильма. Помимо афористичности, здесь много лёгкого и понятного юмора, который основан на развенчании пафоса.

Моана пытается сказать что-то умное, и в этот момент петух заглатывает и выплёвывает огромный булыжник.

На острове Мауи Моана начинает пафосное обращение к легендарному полубогу: «Мауи! Многоликий полубог ветров и морей! Я Моана с Мо. « , но Мауи, улыбаясь тщеславной улыбкой, перебивает её и добавляет ещё больше хвалебных обращений к нему самому: » Герой молодых людей. Точнее Мауи, многоликий полубог ветров и морей, герой молодых людей. Я перебил. Извини. Продолжай».

Чудовищный краб, разъярённый обманом какой-то девчонки, вот-вот съест её, и вдруг бросает всё и начинает петь глуповатую песенку про то, как ему нравится жить в блеске.

И это развенчание пафоса присуща не только некоторым моментам сюжета, но и характеристике главного персонажа в целом.

Мауи в мифологии — это демиург, культурный герой и, одновременно с этим, трикстер. То есть он одновременно и создаёт миропорядок (например, притягивает солнце, поднимает небо), и нарушает правила, созданные богами, он и велик, и комичен. Он делает всё ради людей, и ради тщеславия.

Именно это и улавливает Моана, когда пытается манипулировать им, чтобы он отвёз сердце Те Фити. Она говорит, что все забыли о его подвигах, и чтобы вернуть его былую славу, он должен совершить ещё один поступок. Тогда все люди снова будут ему благодарны. И на первых порах, это действует. Но когда Мауи сталкивается с трудностями (он может потерять свой магический крюк, а может даже, и жизнь), желание славы и героический пафос перестают его мотивировать. Великий герой оказывается не всесильным, да ещё и предателем: он бросает Моану в самый ответственный момент.

4. Психологизм, без лишнего драматизма

Мауи опускается с пафосного пьедестала богов на уровень обычного человека. Простая смертная приехала к нему, чтобы «взять его за ухо, перевести через океан и вернуть сердце Те Фити», как будто он не полубог, а обычный нашкодивший мальчишка.

Когда слова Моаны о будущей славе перестают действовать, и Мауи, который разучился пользоваться своим волшебным крюком, впадает в депрессию (или запой?), она вдруг замечает необычную татуировку на его теле. Женщина бросает Мауи в море. Что это?

Оказывается, родители выбросили Мауи, который был ещё ребёнком в море, как котёнка, как ненужную вещь, а боги подобрали его, воспитали, наделили силой. И после этого Мауи вместо того, чтобы озлобиться на всех людей, которые могут быть такими жестокими, начал давать им дары, чтобы всё-таки добиться их любви.

Мауи всё делал для людей, не только ради славы, а для того, чтобы заслужить их любовь, чтобы восполнить нелюбовь мамы, излечить свою детскую травму. Но он никогда не видел реальных людей, не жил с ними, он был среди пафосных богов, у которых совсем не земные отношения. Поэтому он и действовал, как родитель по отношению к детям: чем больше ты им даёшь, тем больше тебя любят. Но им всё было мало, по мнению Мауи, а точнее Мауи всё ни как не мог получить той любви, о которой мечтал. Ведь ни слава, ни пафос этого не дают. И он решился на отчаянный поступок. Украсть у богини рождения волшебную силу созидания. Чтобы все люди стали подобны богам, и тем самым могли приблизиться к нему. Для чего? Чтобы ему не было так одиноко?

Напомним, что в исходном мифе Мауи боролся с богиней смерти, чтобы дать людям бессмертие. В «Моане» он тоже борется со смертью, с демоном лавы Те Ка, которая по его мнению, тоже хочет заполучить животворящее сердце Те Фити. Но он борется не за бессмертие.

Если бы осталось всё, как в мифе, сюжет лишился бы важной составляющей — межличностного отношения людей, и в частности, мужчины и женщины, с их земными ценностями.

5. Взаимоотношение мужчины и женщины

Ведь если подумать, Мауи воспитывали боги, которые заменили ему родителей. А какие здесь есть боги? В мультфильме мы видим только Те Фити и Океан. И в конце именно Те Фити дарит Мауи восстановленный крюк. То есть, именно она выступала его приёмной матерью. А он предал её, украл сердце, чтобы отдать его своим изначальным родственникам — людям. Он ранил её в самое сердце. Поэтому, чисто как мать, как женщина, она очень обиделась и разъярилась.

Тогда разумный папа-океан решает проучить сыночка. Сердце-то он у него отобрал и на остров сослал, но как сделать, чтобы он осознал свою вину, раскаялся и вернул сердце? Надо сделать так, чтобы он понял, наконец, что же такое настоящая любовь. А не та воображаемая, которой он всё так добивался , делая подарки людям.

И вот перед Мауи очередная трудность — Те Ка почти разрушила его крюк. И мотивация абстрактной любовью всех людей перестаёт действовать. И он улетает. А возвращается, когда видит, что Моана находится в смертельной опасности. Именно тогда в нём вспыхивают человеческие, не пафосные, чувства.

Он привязался к этой весёлой девчонке, а может быть, даже полюбил её. И ему стало её жалко, он видел, что она нуждается в нём, почувствовал свою ответсвенность за её жизнь. Ведь всё это изначально заварил он сам. Что стоит его крюк и звание героя Мауи, когда на его глазах маленькая девочка идёт на жертву, ради спасения всего человечества? Да и как он будет дальше с этим проживать свою вечность? И он возвращается.

Вот она истинная любовь, которой он так добивался от людей. Он сам её ощутил в себе. Это не просто благодарность за подарки. Это сочувствие, ответственность, долг, самопожертвование. Мауи получил свой урок, правда, теперь они немного поменялись ролями с Моаной.

5. Самоопределение

А дальше идёт вопрос: это мультик про Мауи или про Моану? В заглавии стоит её имя. Потому что настоящим героем становится, на самом деле, именно Моана. Мауи не справляется со своим долгом. Он не может победить Те Ка, он бросает Моану и развечивает себя как героя.

По изначальному плану Моана не может спасти свой остров одна. Ей так или иначе нужен Мауи. Ведь это он украл сердце, и значит, именно он должен раскаяться, извиниться и вернуть его Те Фити. Но он не раскаивается. Поэтому Моане нужно как-то замотивировать его, и она манипулирует его ценностями.

Когда Мауи её бросает, понизив её самооценку фразой, что Океан прогадал, сделав её своей избранницей ( Моана: «Океан выбрал меня!» Мауи: «И не угадал» ), Моана остаётся наедине с собой. Благодаря разговору с умершей бабушкой, она устанавливает свою идентичность:

Источник

Оцените статью