Мыс каменный какое море

Мыс Каменный: поселок без камней, или почему у него такое название

На географической карте России много мест со странными названиями, не отвечающими реальности. Чаще всего их происхождение связано с чьей-то ошибкой. И одно из таких мест — Мыс Каменный на полуострове Ямал. Ведь когда ступаешь на его территорию, ожидаешь увидеть груды камней или горную гряду. Но там полное отсутствие камней. Зимой — снег и лед, летом — тундра и песок. Так откуда же такое странное название?

Где он?

Найти поселок не составит большого труда, если ввести в навигатор его координаты: N 68°28’19.7724″ E 73°35’25.2492″. Хотя статус сельского поселения он получил только в 2004 году. Но если возможности воспользоваться навигатором у вас нет, то найдите на карте столицу округа — Салехард, и от него проведите прямую линию на северо-восток. Через 380 км вы и увидите поселение.

Бесконечная тундра вокруг маленькой точки, родинки на теле полуострова Ямал на левом берегу Обской губы в Ямало-Ненецком автономном округе. Так выглядит Мыс Каменный на карте. Но значение поселка для страны велико.

Откуда такое странное название? Ошибка, совершенная штурманом И. Н. Ивановым еще в 1828 году, стала роковой. А все из-за того, что на языке коренного населения ненцев название поселка звучит «Пэй-саля» (означает Кривой мыс), схоже по звучанию с «Пэ-саля» (переводится как Каменный мыс). Но ненцы не обижаются на ошибку и даже насыпали в честь Иванова двухметровый курган на берегу пролива Малыгина. Он так и называется «Турман-Юмба» — Курган Штурмана.

Читайте также:  Джонни депп отстранили от пиратов карибского моря

Немного истории

Поселок разделен на три части, которые ярко отражают историю развития самого поселка: Аэропорт, Геологи, Заполярная геофизическая экспедиция (ЗГЭ). Причем каждый из микрорайонов стоит обособленно, и расстояние между ними составляет от 1 до 5 км. Но если взглянуть на карту СССР 40-60-х годов прошлого столетия, то вы не найдете этот поселок. А все из-за секретности. Ведь в 1947 году XX века здесь начали строительство секретного порта Северного ВМФ. Позже выяснилось, что глубина акватории возле Обской губы слишком мала, так что порт здесь разместить не получится, но аэропорт уже построен, и на нем размещают закрытую военную базу, охраняющую границы СССР.

В 50-е годы аэропорт начинает принимать и гражданские суда. Началось активное освоение территории полуострова Ямал и его геологические исследования. Были открыты нефтяные и газовые месторождения, которые в семидесятые годы начали активно осваиваться. Установлены скважины, из которых в 1981 году был получен первый газ.

Третья часть поселка Мыс Каменный (ЗГЭ) была построена в 80-е годы. В дальнейшем их ждали тысячи метров пробуренных скважин, строительство сотен буровых установок, открытия новых месторождений нефти и газа.

Но грянул 1992-й. СССР распался, многие отрасли, в том числе и нефтегазодобыча, пришли в упадок. Люди, работавшие в Каменном Мысе, по фото которого можно увидеть, насколько неприветлив полуостров, в поисках лучшего. Численность населения падает с 6 тыс. до 2.

Напорный нефтепровод

Но время идет, начинается новый век, и новый виток освоения недр земли. 2013 год, февраль, начато строительство напорного нефтепровода от Новопортовского месторождения до приемо-сдаточного пункта у поселка Мыс Каменный. Первая нитка завершена к 2014 году, начато строительство второй.

Протяженность нефтепровода составила 102 км, а диаметр трубы был 219 мм. Суровые климатические условия и сложности в строительстве не смогли остановить желание обогатиться за счет нефтяных месторождений.

Сегодня

Если в 2014 году население в поселке составляло всего 1 635 человек, то с развитием нефтегазодобычи население начало увеличиваться, в том числе и за счет переселенцев с Донецкой и Луганской области Украины. Социальная сфера здесь весьма развита. Сложно поверить, что вы находитесь на Севере, настолько все цивилизованно — почта, больница, поликлиники.

Одновременно со второй нитью трубопроводов в 2014 году начали в поселке Мыс Каменный строить и субарктический терминал, который позволит осуществлять загрузку жидкого топлива в танкеры, которые могут ходить как по морю, так и по рекам. Планируемый объем загрузок до 6,5 млн т в год.

В 2017 году начато строительство электростанции с газовой турбиной, которую планируют ввести в эксплуатацию в конце этого года. Она будет снабжать электричеством в том числе и жилой микрорайон «Геолог». Одновременно возводятся сооружения для забора и очистки воды, которую будут подавать в том числе и в жилые районы.

Строятся и социальные объекты — детские сады, школы, жилые дома. Квартиры в новых зданиях предназначены как для переселения жителей из ветхого жилья, так и для вновь прибывших.

Источник

Мыс Каменный

Где находится Мыс Каменный?

Мыс Каменный – населенный пункт в Ямало-Ненецком автономном округе, который получил статус сельского поселения в 2004 году. В поселке проживает чуть более полутора тысяч человек. Состоит Мыс Каменный из трех районов, которые ярко отражают его историю: Авиаторов, Геологов и Запалярной геофизической экспедиции.

Если у Вас возникает вопрос, где находится Мыс Каменный, то найдите на карте столицу ЯНАО Салехард. Если от этого города по прямой двигаться на северо-восток, то через 380 километров вы и найдете поселок Мыс Каменный. Он находится на побережье озера Ямал на левом берегу Обской губы. Территория сельского поселения составляет более 5 тысяч гектар.

Мыс Каменный: история

Поселок Мыс Каменный начинает отсчет своей истории с 40-х годов 20 века. Тогда это место было выбрано для строительства секретного порта Северного военно-морского флота. Работы уже были начаты, когда оказалось, что Обская губа не подходит для возведения порта. Акватория залива имеет слишком малую глубину. К тому времени Мыс Каменный уже имел аэропорт.

Аэродром, который размещался в поселке Мыс Каменный, был закрытой военной базой. Резервным аэропортом для самолетов, которые охраняли государственную границу. Уже в конце 50-х годов воздушная гавань поселка Мыс Каменный начала принимать первые гражданские суда, грузовые и почтовые самолеты. Через 10 лет на базе аэродрома была организована авиа эскадрилья объединенной гражданской авиации. Еще через десятилетие ее преобразовали в авиаотряд. Во второй половине 1990-х годов он вошел в состав Тюменской «Авиационной транспортной компании», а потом стал одним из филиалов компании «ЮТэйр».

Одновременно с развитием авиационной отрасли шло исследование Западной Сибири. Именно Мыс Каменный в России стал стартовой площадкой для освоения Ямала. Нефтегазоразведовательная экспедиция высадилась на Каменный Мыс, где и начались работы по освоению месторождений. Исследователи подтвердили наличие нефти в Харасавэя, Сабетты, Бованенково, Новый порт.

В то время вся страна узнала, где находится Мыс Каменный. Он стал центром покорения Ямала. Маленькая деревушка переросла в большой населенный пункт Мыс Каменный.

В 70-е годы нефтяные и газовые месторождения Мыс Каменный начали обустраивать. Было завезено около трехсот установок для бурения, пройдены тысячи метров глубины. Прошла огромная подготовительная работа. Развитие месторождений стимулировало развитие поселка. В 1981 месторождения Мыс Каменный дали первый газ.

После распада Советского Союза многие отрасли пришли в упадок. Мыс Каменный в России, известный как центр освоения недр Ямала, начали покидать люди. На пике развития численность населения здесь составляла 6 тысяч человек. А после развала Союза Мыс Каменный, где были приостановлены многие работы, опустел. Осталось чуть более 2 тысяч человек.

Новый виток развития населенного пункта Мыс Каменный стартовал в 2000-х годах. В 2014-ом «Газпром нефть» завершила возведение первой нити нефтепровода, который связал Новопортовское месторождение и поселок Мыс Каменный. Тогда же стартовала закладка второй нити.

Сейчас в селе Мыс Каменный идет возведение субарктического терминала. Он позволит организовать здесь загрузку танкеров по перевозке нефти. В год терминал сможет пропускать до 6,5 миллионов тонн нефти.

Мыс каменный: перспективы развития

Мыс Каменный сейчас из депрессивного региона стал превращаться в базу арктического нефтеналивного терминала. Вскоре недалеко от поселка нефтяники начнут осваивать Малоямальское месторождение. С новым витком развития нефтяной промышленности на Мыс Каменный пришло и развитие социальной сферы. Здесь строятся жилые дома, детские сады и школы.

В 2017 году на Новопортовском месторождении начнется строительство газотурбинной электростанции. А спустя год этот объект производства электроэнергии будет подключен к одному из микрорайонов поселка Мыс Каменный.

В процессе строительства арктического наливного терминала в поселке Мыс Каменный компания «Газпром нефть» планирует возведение сооружений водозабора и водоочистки. При их проектировке была учтена возможность подключения объектов к инфраструктуре населенного пункта.

Источник

Мыс Каменный — Саббета: расстояние, как добраться, интересные факты о населенных пунктах

Южанину сложно понять, за что можно любить суровый север, ради чего стоит терпеть мерзлоту, по полгода не видеть солнца и жить вдали от Большой земли. Но местным родной север кажется самым прекрасным уголком планеты. Немало и тех, кто вырос далеко от этих мест, но однажды побывав в них, решил остаться навсегда.

Север манит отважных и смелых, открывает объятия только тем, кто готов преодолевать трудности. Эти места – настоящая сокровищница природных богатств, здесь всегда нужны старательные руки и светлые головы. А перед тем, чье сердце умеет видеть красоту, север предстанет во всем своем великолепии

Вам будет интересно: Спа-отели в Сочи: список, рейтинг лучших, адреса, номера и спа-услуги

В данной статье рассказано о двух населенных пунктах, расположенных на острове Ямал: Мысе-Каменном и Саббете. Это рабочие поселки, основной контингент которых – вахтовики. Жизнь здесь своеобразна, но люди тянутся сюда ради высоких заработков и бесценного опыта.

Географическая справка

На карте отмечен пос. Мыс-Каменный. Саббета находится в 300 км севернее него. Оба населенных пункта расположены на восточном побережье Ямала.

Вам, конечно, приходилось слышать о таких северных городах с суровым климатом, как Воркута, Салехард, Новый Уренгой. Все эти населенные пункты расположены значительно южнее.

Долгая дорога на север

Если предстоит путь издалека, стоит ориентироваться на авиарейсы до Находки, Воркуты, Ноябрьска, Надыма. Существует чартерный рейс до Сабетты, который был создан и в настоящее время работает для сотрудников газодобывающей отрасли. Воспользоваться рейсом можно строго по пропускам.

От крупных населенных пунктов, расположенных на материке, и до Сабетты, и до Мыса Каменного можно добраться по воздуху. Рейсы не ежедневные, билеты лучше заказывать заранее. Стоит быть готовым к тому, что вылет перенесут на несколько дней: если разбушевавшаяся стихия затопит или покроет наледью взлетно-посадочную полосу, рейс не выпустят.

Для местного авиасообщения используются самолеты АН и вертолеты.

Местные жители Мыса Каменного, по каким-либо причинам желающие посетить Сабетту, нередко по старинке используют собачьи упряжки. Это возможно только тогда, когда снежный покров устойчив. Но современные технологии давно добрались и до самых северных широт: на смену саням приходят мощные снегоходы. Их здесь больше, чем легковых автомобилей. Есть и другой вариант — добраться морем. В обоих населенных пунктах есть порты.

Расстояние от Мыса Каменного до Саббеты по прямой составляет 317 км. Высчитать точный наземный путь невозможно, поскольку трассы как таковой нет, а траектория санного пути может меняться. Приблизительная цифра – 350 км.

Автобусного сообщения между городами нет. Этот вид транспорта вообще редко используется на Ямале.

Как живет Сабетта

Мыс Каменный – небольшой рабочий поселок. Сабетта на его фоне кажется чуть ли не мегаполисом. Еще несколько десятилетий назад численность населения поселка не превышала двух десятков человек, а сегодня цифра перевалила за 30000.

Но это не горожане. Жители Сабетты – работники, занятые на добыче сжиженного природного газа. Проживают они в комфортных общежитиях, оборудованных отопительными системами, водопроводом и канализацией, электричеством. Стильные компактные строения располагаются в непосредственной близости от завода по добыче СПГ.

Попасть в поселок не так уж легко: одного только желания недостаточно. Это закрытая территория со строгим контролем, жесткими штрафами и целым перечнем правил, нарушение которых карается вечной депортацией. Ввоз алкоголя в Сабетту категорически запрещен. Сумма штрафа за самостоятельное изготовление может содержать до 6 нулей.

Интересные факты о Мысе Каменном

В Саббету едут ради заработка. Там живут только работники предприятия. А в Мысе Каменном есть и местное население. Поселок невелик и похвастать развитой инфраструктурой не может.

Здесь есть несколько магазинов. Цены, как и везде на севере, очень высокие. Имеется школа, которая входит в перечень самых близких к Северному Полюсу среди всех ныне существующих в мире (самая северная расположена на Шпицбергене). Жители пытаются добиться от властей ЯНАО открытия медицинского пункта.

Население занято в нефтедобывающей промышленности. Немало в Мысе Каменном и приезжих, которые работают в этой же сфере. Развит рыболовный промысел.

В Мысе Каменном почти нет камней. Его оригинальное название просто неверно перевели с ненецкого: «каменный» вместо «песчаный». А песка здесь в летнее время действительно очень много, как и снега зимой. Настолько, что жителям приходится строить трапы и мостки, чтобы перемещаться по поселку.

Источник

Ямальский район на ладони

Мыс Каменный

Мыс Каменный (ненец. Пай Саля – «Кривой Мыс»), село, административный центр МО Мыс-Каменское. Расположено в 200 км от с. Яр-Сале на побережье полуострова Ямал, на косе вдоль левого берега Обской губы. Статусом сельского поселения наделено в 2004 году. Площадь — 5028 га. В состав входят с. Мыс Каменный и пос. Яптик-Сале.

По данным Тюменьстата, в начале 2018 года на территории Мыса Каменного проживали 1365 человек, из них 507 человек из числа коренных малочисленных народов.

Село состоит из трёх микрорайонов: Авиатор, Геолог и Заполярной геофизизической экспедиции, которые изначально принадлежали разным градообразующим предприятиям, располагались на расстоянии нескольких километров друг от друга, имели развитую структуру социально-культурных предприятий.

Наибольшая часть жителей работает в бюджетной сфере – образовании, здравоохранении, культуры и других социальных отраслях. В Мысе Каменном действуют детский сад, школа-сад, филиал МБУК ЯЦКС «Мыскаменский дом культуры», детская музыкальная школа; два сельских спортзала, участковая больница; МП ЖКХ «Ямалгаз» — единственное в районе, работающее на топливе, добытом из местных источников; отделение почтовой связи.

Длительное время строительство на территории села Мыс Каменный не велось. Благодаря усилиям окружной и районной власти строительство с 2013 года возобновилось.

К 2014 году было построено 14 квартир в рамках мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В 2015 – 2017 годах введено в эксплуатацию 6 многоквартирных домов, или 60 квартир. В 2018 году запланирован ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома на 12 квартир, а также ввод многоквартирного жилого дома с административными помещениями на первом этаже.

В 2014 году введена в эксплуатацию новая современная школа на 350 учеников. В 2015 году было построено здание кафе, на следующий год введена в эксплуатацию баня на 20 мест, с 2017 года введется строительство дома культуры. Реконструированы объекты энергетики и водоочистные сооружения. Кроме того, ожидается строительство детского сада на 120 мест.

С выходом ОАО «Новатэк» и ООО «Газпромнефть-Ямал» на активную разработку близлежащих месторождений ситуация меняется коренным образом. Уже сегодня Мыс Каменный стал базой арктического нефтеналивного терминала, по Северному морскому пути танкерный флот перевозит новопортовскую нефть лёгкого сорта «Novy Port». Кроме того, рядом с поселком скоро начнется разработка крупного Малоямальского месторождения.

Администрацией района по соглашению с ПАО «Газпромнефть» запущен поэтапный процесс рекультивации поселения, ликвидированы свалки общей площадью более 3 кв. км, оставшиеся в наследство ещё с советских времён.

При финансовой поддержке ООО «Газпромнефть-Ямал» был закуплен и установлен детский городок в рамках программы «Родные города РФ».

На Новопортовском месторождении ведётся строительство собственного объекта генерации энергии – газотурбинная электростанция, планируется, что до микрорайона «Геолог» с. Мыс Каменный будет протянута линия длиной более 100 км и мощностью 10 мегаватт.

В рамках комплексного развития поселения при введении в эксплуатацию арктического нефтеналивного терминала общество «Газпромнефть-Ямал» ведёт строительство водозаборных и водоочистных сооружений, спроектированных с возможностью привязки к населенному пункту.

Краткая история населённого пункта

Ненцы называют этот песчаный мыс Пай Саля – «Кривой мыс» за его характерную форму. Слова пэ — «камень» и пай – «кривой» звучат довольно близко друг другу. Штурман И.Н. Иванов записал в своём дневнике в 1828 г. Пэ Саля – «Каменный мыс». Возможно, эта роковая ошибка начала XIX в. и привела к трагическим событиям 1947 г. и лагерям ГУЛАГа.

После войны, в 1947 году Совет Министров СССР принял решение о срочном строительстве на Мысе Каменном секретного объекта — военно-морской базы – порта Северного военно-морского флота. Кроме базы предстояло построить железную дорогу протяжённостью 499 км от станции Чум до Мыса Каменного, известную как стройка № 502, за строительство которой отвечало МВД.

В 1948 выяснилось, что акватория Обской губы непригодна для строительства морской базы из-за её малых глубин и подвижности песчаного грунта, а мыс оказался не каменным, как звучал в неверном переводе с ненецкого языка. В 1949 было принято решение об остановке строительства морской базы.

Аэропорт в МК был построен одновременно с началом стройки №502 в 1947-48. Изначально аэродром посёлка являлся стратегическим военным объектом – «запасным аэродромом». Военные самолёты летали с проверкой, нет ли нарушения границ.

Уже в 60-х годах прошлого столетия шло активное становление посёлка. В те годы здесь трудились настоящие романтики, первопроходцы, приехавшие по велению сердца. В 1959 году аэропорт Мыс Каменный открылся для приёма-выпуска воздушных судов, обеспечивающих перевозку пассажиров, почты и грузов. В 1968 году на основе аэропорта Мыс Каменный создана объединённая авиаэскадрилья гражданской авиации. А спустя восемь лет, в 1976 году, она была реорганизована в объединённый авиаотряд. Именно этот период, 70-80-е годы, стал периодом расцвета и подъёма в истории авиапредприятия.

В 70-х годах началось крупномасштабное освоение недр Западной Сибири, и первыми вышли именно наши геологоразведчики.

В 1996 году Мыс Каменский авиаотряд вошёл в состав открытого акционерного общества «Тюменская авиационная транспортная компания». Затем произошёл ещё ряд изменений статуса предприятия, в результате которых заполярный аэропорт стал филиалом ОАО Авиакомпании «ЮТэйр».

История освоения недр

Изучение недр Западной Сибири, начавшееся в 60-70-х годах привело к обустройству открытых месторождений. На севере полуострова Ямал всё начиналось с Мыса Каменного. Ямальская нефтегазоразведочная экспедиция прославилась на всю страну. Её разведчики вышли на полуостров первыми. И подтвердили запасы Харасавэя, Сабетты, Бованенково, обследовали арктические площади и обнаружили крупные запасы нефти в окрестностях посёлка Новый Порт.

Мыс Каменный фактически стал форпостом первого освоения Ямала. Со временем неказистая деревня превратилась в замечательный поселок, которым искренне восхищались все приезжие, не веря, что на Севере может возникнуть поселение, приближенное к городской цивилизации. Это был 6-тысячный ведомственный поселок, один только отряд авиаторов насчитывал до 800 человек.

В семидесятых годах началось активное обустройство месторождений, геологоразведка недр в окрестностях, которую много лет вела Новопортовская нефтеразведочная экспедиция, созданная 20 апреля 1965 года. Экспедицию создали не на пустом месте, с января 1963 года на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении работала Ямальская партия глубокого бурения.

Затем уже Новопортовская экспедиция переросла в Ямальскую ЭГРБ, из которой в свое время выделились Тамбейская и Карская экспедиции. Впереди было строительство более трех сотен буровых установок, бурение сотен тысяч метров скважин, открытие новых ямальских месторождений. В ноябре 1981 года первый газ был получен на Каменномысском месторождении.

В 90-е годы прошлого века все сферы и отрасли России пришли в упадок, и вместе с этим Мыс Каменный постепенно стали покидать люди. Численность населения уменьшилась в конечном итоге в три раза.

В 2014 году компания «Газпром нефть» закончила строительство первой нитки напорного нефтепровода от Новопортовского месторождения до с. Мыс Каменный, в 2017 году началось строительство уже третьей.

Одновременно в Мысе Каменном был построен субарктический терминал, благодаря которому стала возможной загрузка нефтетанкеров класса «река – море» черным золотом уникального сорта – «Noviy Port» с низким содержанием серы. Мощность комплекса — до 6,5 млн тонн нефти в год.

Интересные факты

Долгое время Мыс Каменный вообще никак не обозначался на картах СССР, поскольку был объявлен секретным портом для подводных лодок.

В память о штурмане Иванове ненцы назвали небольшой двухметровый курган на берегу пролива Малыгина «Турман-Юмба» (в переводе на русский язык «Курган штурмана»).

До 1995 года в Мыс Каменный улиц как таковых вообще не существовало. Посёлок подразделялся на три микрорайона: ЗГЭ (Заполярная геофизическая экспедиция), Геологи, Аэропорт. Причём ни один из них не делился на улицы. Многие задаются вопросом: почему между микрорайонами ЗГЭ, Аэропортом и Геологами такое большое расстояние? Протяженность пути между ЗГЭ и Геологами – один километр, а от Геологов до Аэропорта и вовсе – пять километров. Сейчас ответить однозначно сложно. Однако решение о строительстве посёлков принимало руководство этих коллективов. Видимо они хотели в перспективе, чтобы три посёлка соединились.

С 2005 до 2015 года только из Мыса Каменного по программам переселения жителей Крайнего Севера в другие районы страны переехало 227 семей. Такой тенденции не наблюдалось ни в одном поселении района.

В Мысе Каменном преобладает русское население – около 60 %, численность ненцев – 33,8%.

До 2014 года у с. Мыс Каменный не было своего дня поселка. В 2014 году по предложению главы Ямальского района Андрея Кугаевского депутатами местного собрания была выбрана дата, и в октябре 2014 года мыскаменцы отпраздновали 70-летие со дня образования села.

При определении даты образования сельского поселения за основу был взят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 июня 1944 года, которым был образован Яптиксалинский сельский совет, под юрисдикцией которого находился Мыс Каменный, а впоследствии в начале 70-х годов прошлого века был переименован в Мыс-Каменский.

Источник

Оцените статью