Контрольный диктант. Работа над ошибками — ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки лингвистического разбора; прояснить наиболее сложные вопросы; закрепить умение работать над ошибками; формировать навыки самоанализа, стремление к самосовершенствованию.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления; анализировать и исправлять свои ошибки.
I. Организационный момент
II. Работа по теме уроков
Над шумящим морем поднимается скала. У нее нет обычной вершины. Соленая морось, хлесткие долгие дожди, тающие по весне тяжелые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували ее. Так вместо острой вершины образовалось каменистое плато.
На плато множество черно-белых птиц. Это кайры.
Яйцо кайры тяжелое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок — голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.
Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.
Птицы у самого дна гоняются за рыбешками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато-зеленые, белые и коричневые. И все в темных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы — теплая.
Следует сообщить ученикам о тире в третьем предложении третьего абзаца и в последнем предложении текста или не считать ошибками, если эти знаки препинания не будут поставлены или будут заменены другими.
1) Сделайте морфологический разбор прилагательных: вариант I — морского (воздуха), вариант II — (на) плоской (вершине).
2) Сделайте синтаксический разбор предложений: вариант I — Скорлупа у него толстая, крепкая, вариант II — Кайры заботливы, хлопотливы.
1) Морфологический разбор.
Вариант I: Белок — голубой, словно сгусток морского воздуха.
I. Морского (воздуха) — прилаг. Воздуха (какого?) морского.
II. Н. ф. — морской-, м. р., в Р. п., вед. ч.
III. Воздуха (какого?)
Вариант II: Птицы у самого дна гоняются за рыбешками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы.
II. Н. ф. плоский; ж. р., в П. п., в ед. ч.
III. На вершине (какой?)
2) Синтаксический разбор предложений.
2. Работа над ошибками.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Контрольные тематические диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 5 класса
Контрольные тематические диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 5 класса
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение»
Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперёд с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. (По «Бирюк»(«Записки охотника»); 86 слов)
1.Разберите предложение по членам, напишите сверху названия частей речи
1 вариант: Впереди огромная лиловая… 2 вариант: Мне навстречу неслись…
2.Подчеркните главные члены в сложном предложении
1 вариант: Сверкнула молния… 2 вариант: Сильный ветер внезапно загудел…
3. Выделите корни с безударными гласными, запишите проверочные слова:
гроза, деревья, дождя.
4.Посчитайте количество букв и звуков в словах
1 вариант: ехал; 2 вариант: поехал
5. Морфемный разбор
1 вариант: длинные, 2 вариант: сильный
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе. Но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Больше всех полюбился мне щур. Это весёлая птичка с брусничного цвета грудью. Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. Он часто прилетал в просторную клетку. Здесь для него лежал вкусный корм. Каждый день я ставил на пол небольшую ванночку с чистой водой. Щур радостно плескался в ней. Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.
Когда лес готовился одеваться, я вынес Щурку на опушку и выпустил на волю. Он сел на сучок ближнего дерева и запел свою тихую песенку. На прощание я помахал ему рукой. Птица скрылась в вершинах густого тёмного леса. (-Микитов «Щур» («Найдёнов луг»); 110 слов)
1.Сделать разбор предложения
1 вариант: Он часто прилетал в просторную клетку. 2 вариант: Здесь для него лежал вкусный корм.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: в просторную клетку; 2 вариант: вкусный корм
3.Подчеркните главные члены в сложном предложении
1 вариант: Клетка всегда была открыта, и щур мог летать по комнате свободно. 2 вариант: Он часто присаживался на мой стол, а я каждый раз угощал его сладким орешком.
4.Посчитайте количество букв и звуков в словах
1 вариант: весёлая; 2 вариант: радостно
5. Морфемный разбор
1 вариант: полюбился, 2 вариант: выпустил
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.
Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами, съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Охотники говорят: «Опасно будить косолапого зимой!»
Зайцы – робкие лесные жители. Они ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.
Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень. (Н. Сладков «Лесные тайнички» («Рассказы и сказки»);125 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю
2 вариант: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: выглядывает из-за туч; 2 вариант: лежат на земле
3. Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. 2 вариант: Скоро леса и поля побелеют, и зима вытеснит осень.
4. Морфемный разбор
1 вариант: отшумела, грустные
2 вариант: потемнели, вкусными
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Фонетика»
Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями. Пока Герда ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.
Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. Они подумали и ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомнит о Кае и убежит от неё.
Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех родов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шелковыми перинками, и девочка заснула. ( «Снежная королева»; 110 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов. 2 вариант: Они подумали и ушли глубоко в землю.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: до розовых кустов; 2 вариант: ушли в землю.
3.Фонетический разбор слов:
1 вариант: боялась; 2 вариант: чудесную.
4. Морфемный разбор
1 вариант: старушка, подумали; 2 вариант: корзинка, прыгала.
Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Морфемика»
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»
Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.
Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. ( «Васюткино озеро»; 110 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. 2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: грустные облака; 2 вариант: лёг на спину.
3.Фонетический разбор слов:
1 вариант: звёзды; 2 вариант: костёр
4. Морфемный разбор
1 вариант: прибрежные, пошевеливали; 2 вариант: маленький, прорезаться.
Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.
Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.
Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.
Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 115 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала. 2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: поднимается над морем; 2 вариант: каменистое плато.
3.Морфологический разбор существительного:
1 вариант: (над) морем; 2 вариант: плато.
4. Морфемный разбор
1 вариант: хлёсткие, рыбёшками; 2 вариант: каменистое, сгусток.
Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Бывают в августе душные вечера. Ждёшь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.
Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. ( «Поздним вечером ранней весной» ( Рассказы, повести.) 115 слов)
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями.2 вариант: Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сухими крыльями; 2 вариант: садится на стол.
3.Морфологический разбор прилагательного:
1 вариант: сухими; 2 вариант: письменный.
4. Морфемный разбор
1 вариант: задуваю, избушку; 2 вариант: ночной, садится.
5. Фонетический разбор:
1 вариант: свечу; 2 вариант: крылья.
Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.
Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.( «Золотая роза»; 115 слов)
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.
3.Морфологический разбор глагола:
1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.
4. Морфемный разбор
1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.
Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного за курс 5 класса»
В самолёте во время грозы
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В. Железников «Мальчик с красками»» 120 слов)
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.
1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.
4. Морфемный разбор
1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.
5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто
1. «300 диктантов» , Айриспресс; Рольф, Москва, 2012
2. «Экзаменационные изложения для 9 класса», Просвещение, Москва, 2011
Источник