- Воинствующая безнаказанность: глава «Транснефти» и не думает извиняться за разлив нефти в Якутии
- Подробности масштабной аварии на новом нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан» в Приамурье
- Можно говорить о первом серьезном загрязнении реки, впадающей напрямую в Амур
- Утечка нефти произошла из трубы ВСТО в Приамурье — МЧС
- В Якутии авария на ВСТО стала причиной утечки нефти
Воинствующая безнаказанность: глава «Транснефти» и не думает извиняться за разлив нефти в Якутии
ИА SakhaNews. Не иначе как воинствующей безнаказанностью продиктованы содержание и нравоучительный тон письма главы компании «Транснефть» Николая Токарева, которое он направил депутату Госдумы РФ Федоту Тумусову в ответ на его запрос по поводу аварии на участке ВСТО на территории Ленского района.
Напомним коротко, что этому предшествовало. В ночь на 19 января 2010 года в тридцати километрах от города Ленск во время проведения плановых работ по устранению дефекта произошел аварийный разлив нефти на трубопроводной системе «Восточная Сибирь – Тихий океан». Всего вытекло 450 кубометров нефти на общей площади в 20 тысяч квадратных метров.
22 января в Ленск прибыла рабочая группа Министерства охраны природы РС(Я) во главе с первым руководителем Владимиром Григорьевым. В течение трёх дней представители министерства работали в Ленске. 24 января, группа в очередной раз, в сопровождении руководства ООО «Востокнефтепровод» и МО «Ленский район», побывала на месте аварии и прокомментировала ситуацию. Генеральный директор ООО «Востокнефтепровод» Виктор Бронников, в частности, сказал: «Определенные выводы из случившегося на 1351-м километре для себя мы уже сделали. В дальнейшем работы будем проводить уже с представителями администрации и экологии и, естественно, планку требований к себе значительно поднимем. Я бы хотел от имени руководства ООО «Востокнефтепровод» и АК «Транснефть» извиниться за то, что здесь произошло«.
22 января депутат Федот Тумусов выступил на заседании Государственной Думы с предложением включить в повестку заседания вопрос об аварии на нефтепроводе «Восточный Сибирь — Тихий Океан», которое не было поддержано. Депутат также обратился к Президенту РФ Дмитрию Медведеву по поводу аварии на нефтепроводе ВСТО с просьбой назначить комиссию по расследованию причин данной аварии и принять меры к виновным лицам.
Впоследствии Управление Росприроднадзора по РС(Я) оценило размер вреда, причиненного почвам и землям лесного фонда в результате аварийного разлива нефтепродуктов на территории Ленского района, всего в 536 тысяч рублей. Так что «Востокнефтепровод» отделался легким штрафом и, конечно, что называется, расслабился.
В марте Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) установило, что его предписание не выполнено и передало материалы в мировой суд. «При осмотре установлено, что зачистка территории от нефти проведена некачественно. Зачищенная территория отсыпана грунтом, при этом нефть выдавливается по краям отсыпки, образуя нефтяные лужи», — говорится в сообщении ведомства.
Такое наплевательское отношение к работе по ликвидации последствий аварии не случайно. Глава «Транснефти» вообще считает, что произошел всего лишь «инцидент», который раздули «ангажированные СМИ» с экологами,и, конечно, извиняться он ни перед кем не собирается. Судите сами.
Надо полагать, что к «антироссийскому хору подпевал» Николай Токарев теперь отнесет и депутатов Ил Тумэна, когда узнает что спикер парламента Виталий Басыгысов 17 марта подписал распоряжение о создании рабочей группы по разработке мер обеспечения экологической безопасности при эксплуатации трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на территории Якутии, согласно протокольному поручению прошедшего в феврале XV очередного пленарного заседания Ил Тумэна.
Кроме парламентариев в состав группы по согласованию войдут представители республиканского министерства охраны природы, Ленского бассейнового водного управления, территориальных управлений Росприроднадзора, Ростехнадзора, Института физико-технических проблем Севера, Института мерзлотоведения, Института проблем нефти и газа.
На последнем пленарном заседании народные депутаты республики задали большое количество вопросов министру охраны природы и представителям ООО «Востокнефтепровод». В итоге было принято протокольное решение поручить постоянному комитету Ил Тумэна по земельным отношениям, природопользованию и экологии подготовить вопрос для рассмотрения на следующем пленарном заседании.
И это своевременное решение. Напомним, что в феврале был допущен факт разлива нефти в Олекминском районе, близ села Солянка на территории площадью около 520 кв.м. «Транснефть» тогда выступила с категорическим опровержением этого факта. Но результаты лабораторных исследований проб грунта подтвердили предположение о том, что 19 февраля 2010 года на участке между городом Олекминском и селом Солянка произошел второй разлив нефти из нефтепровода «ВСТО», сообщил 11 марта РИА Новости представитель Министерства охраны природы Якутии: «Исследования были проведены дважды и в обоих случаях было доказано, что темное вещество, взятое на месте предполагаемого розлива, является нефтью».
Но все это, видимо, проходит мимо ушей главы «Транснефти», который стоит на своем, будучи верным принципу: «Этого не было, потому что быть не могло».
Источник
Подробности масштабной аварии на новом нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан» в Приамурье
Можно говорить о первом серьезном загрязнении реки, впадающей напрямую в Амур
Подробности еще одной масштабной аварии на новом нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан» сообщил WWF России партнер Фонда в Амурской области — общественная экологическая организация «АмурСоЭС».
Как сообщает пресс-служба «АмурСоЭС», 3 февраля в 14 часов 30 минут по местному времени в Сковородинском районе Амурской области на участке нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) при производстве ремонтных работ произошла авария, приведшая к выбросу значительного количества сырой нефти. По информации природоохранной прокуратуры Амурской области, авария стала следствием несоблюдения правил техники безопасности – рабочие при раскопке траншеи использовали экскаватор, хотя должны были производить вскрытие траншеи в непосредственной близости к трубопроводу вручную.
По данным следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Амурской области «…непосредственное место разрыва находится в пяти метрах от русла реки Большой Невер. Разлившаяся нефть заполнила русло указанной реки на расстоянии одного километра, а также часть русла ручья – притока р. Большой Невер. Высота нефтяного пятна в районе берега реки составляет от 30 до 60 см . По имеющимся данным на момент повреждения трубопровода между двумя задвижками находилось около 3200 м3 нефти. Точный объем разлившейся нефти, площадь загрязнения, а также нанесенный ущерб устанавливаются».
Таким образом, можно говорить о первом серьезном загрязнении реки, впадающей напрямую в Амур, связанном с эксплуатацией нефтепровода на территории Амурской области. Большой Невер является участком весенне-осенних миграций обитающих в реке видов рыб, на его берегах расположены поселки Джалинда, Среднерейновский, Таежный, жители которых использует реку в целях водоснабжения, рыбной ловли, рекреации. Поэтому загрязнение реки нефтепродуктами может иметь катастрофические последствия не только для экосистем, как таковых, но и для населения этих поселков. По Большому Неверу проходит восточная граница планируемого комплексного заказника «Верхне-Амурский», решение о создании которого принято на уровне Правительства Амурской области. Нельзя забывать и про то, что Большой Невер является притоком Амура первого порядка, следовательно, нефть может достаточно быстро попасть в основное русло Амура. Тогда это станет проблемой не только межрегиональной – в бассейне Амура находятся Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край – но и международной, т.к. Амур является пограничной рекой между Россией и Китаем.
Ситуацию спасает то, что авария произошла в зимний период, что позволило избежать стремительного распространения нефти по течению реки. Тем не менее, необходима полная очистка территории, подвергшейся загрязнению – уборка загрязненного снега, льда, грунта, растительности, чтобы избежать попадания нефти в воду в весенний период.
В этой связи интерес представляет позиция руководства ООО «Востокнефтепровод» — дочерней компании ООО «Транснефть», осуществляющей строительство и эксплуатацию нефтепровода ВСТО. Руководство компании не сообщило информацию об аварии контролирующим органам. Так, Управление МЧС по Амурской области было проинформировано о случившемся органами ФСБ и прокуратуры по Сковородинскому району, которые, в свою очередь, получили информацию от администрации Сковородинского района. Мало того, представители компании «Востокнефтепровод» в течение двух дней в беседах с представителями СМИ опровергали информацию о факте аварии. 5 февраля компания заявила о полной ликвидации последствий аварии, хотя работы на месте продолжаются по сегодняшний день. При этом речь велась о 5-6 кубометрах нефти и площади загрязнения в 200-250 м2, информация о попадании нефти в русло Большого Невера опровергалась.
Необходимо отметить, что это не первая авария на строящемся нефтепроводе ВСТО. За две недели до аварии в Сковородинском районе, 18 января, при подобных же обстоятельствах произошел прорыв трубопровода в районе г. Ленска, Республика Саха(Якутия), приведший к попаданию на грунт около 450 м3 нефти и загрязнению площади в 20 тыс. м2.
«Данные аварии со всей очевидностью демонстрируют абсолютно пренебрежительное отношение компании «Востокнефтепровод» как к обеспечению безопасности при эксплуатации нефтепровода, так и к последствиям произошедших аварий, — комментирует директор «АмурСоЭС» Петр Осипов. — Между тем, только по Амурской области нефтепровод пройдет более полутора тысяч километров вдоль течения Амура, пересекая такие крупные реки, как Зея, Томь, Завитая, Бурея, Архара, десятки более мелких рек, на берегах которых находятся десятки населенных пунктов с сотнями тысяч жителей, сельскохозяйственные угодья, уникальные охраняемые природные территории. При подобном отношении компании, обслуживающей нефтепровод, к обеспечению экологической безопасности, никто не сможет поручиться за то, что следующий прорыв не произойдет в русле какой-нибудь из указанных рек, не будет замолчан и не приведет к развитию экологической катастрофы».
В связи с этим, необходимо не только проведение работ по ликвидации последствий случившейся аварии, но и выявление и наказание лиц, виновных в ее возникновении, не обеспечивших соблюдение правил техники безопасности, предпринявших попытку скрыть информацию о ее возникновении и масштабах.
В то же время, необходимо говорить об усилении контроля над деятельностью компании, эксплуатирующей нефтепровод, со стороны специально уполномоченных государственных органов. Очевидно, что аварии, подобные случившимся в Амурской области или Республике Саха (Якутия) могли стать только следствием попустительства со стороны контролирующих органов, «сквозь пальцы» смотрящих на мелкие нарушения.
Нефтепровод ВСТО является одним из наиболее значимых стратегических объектов для Дальнего Востока России, способных дать толчок развитию экономики региона. Но нужно помнить, что он является одним из наиболее опасных источников угроз для состояния окружающей среды, природных комплексов бассейна реки Амур, благополучия, здоровья и жизни населения Дальнего Востока. И никакие экономические выгоды не смогут компенсировать негативное влияние крупой аварии, которая, как мы видим сегодня, может произойти в любой момент.
Источник: Всемирный фонд дикой природы Амурский филиал
Источник
Утечка нефти произошла из трубы ВСТО в Приамурье — МЧС
ВЛАДИВОСТОК, 4 фев — РИА Новости. Специалисты ликвидируют последствия аварии на нефтепроводе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), произошедшей в среду вечером на севере Приамурья, сообщил РИА Новости в четверг представитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Амурской области.
«Авария произошла на магистрали ВСТО неподалеку от поселка Невер Сковородинского района. В результате произошла утечка нефти, объем утечки и размеры площади загрязнения уточняются», — отметил собеседник агентства.
По его словам, на месте аварии работает бригада специалистов, также в четверг начата ликвидация загрязнения.
«На севере Приамурья сейчас стоят 30-градусные морозы, поэтому нефть быстро загустела и сквозь слой снега не проникла в почву», — уточнил собеседник агентства.
Комментарием представителей «Транснефти», оператора нефтепровода, РИА Новости пока не располагает.
В наступившем году это уже вторая авария на нефтепроводе ВСТО. 20 января в Якутии на 1351-м километре магистрали в 30 километрах от города Ленска, между Талаканом и Олекминском, из-за разрыва трубы в грунт вытекло около 450 кубометров нефти. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС Росси, площадь загрязнения составила более 20 тысяч квадратных метров. ЧП произошло во время ремонтных работ на одном из участков нефтепровода.
В ликвидации последствий утечки нефтепродуктов задействованы 196 человек, 46 единиц техники. Предварительная зачистка загрязненной территории будет выполнена в срок до 5 февраля, а окончательно территория будет очищена к 1 марта.
По оценке специалистов МЧС РФ, угрозы жизни и здоровью людей нет. Вероятность попадания нефтепродуктов в водоемы также отсутствует. Нефть имеет густую консистенцию, не растекается.
Источник
В Якутии авария на ВСТО стала причиной утечки нефти
ВЛАДИВОСТОК, 22 января, PrimaMedia. Авария на отводе от нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), из-за чего в среду разлилось не менее 300 кубов нефти, благодаря морозам оказалась не очень серьезной, но, тем не менее, потребует не менее недели на ликвидацию последствий; экологи опасаются повторения таких инцидентов в дальнейшем, сообщают РИА Новости.
В среду на 1351-ом километре ВСТО в 30 километрах от Ленска между Талаканом и Олекминском из-за разрыва трубы в грунт вытекло по различным оценкам от 300 до 500 кубометров нефти. МЧС зафиксировало загрязнение снега и почвы на площади 20 тысяч квадратных метров. Однако, по оценкам специалистов, ущерб природе оказался меньше, чем мог бы быть. Сейчас из-за низкой температуры (-40%) нефть вязкая, не проникает в замерзшую почву и не растекается по поверхности.
«По состоянию на 16.00 московского времени работы сварщиков завершены. Но продолжаются работы по сбору нефти», — сообщил РИА Новости в четверг дежурный Дальневосточного управления МЧС России.
Однако, по его словам, созданный в первые часы после происшествия оперативный штаб МЧС в Ленске будет продолжать свою работу до завершения сбора нефти.
Протек не нефтепровод, а труба откачки
ЧП произошло во время ремонтных работ на одном из участков нефтепровода. При сливе нефти из трубы в специально сделанный котлован произошел разрыв «рукава», который быстро устранили, но какое-то количество нефти попало на почву. Нефтяное пятно в среду обнаружила служба безопасности Ленского нефтепроводного управления при патрулировании нефтепровода.
Сейчас специалисты ведут сбор нефтепродуктов. Загрязненный грунт собирают и вывозят в грузовиках, затем загрязненный грунт сожгут. По информации специалистов, сил и средств для ликвидации ЧС достаточно, есть необходимый запас сорбента и боновых заграждений.
Всего для ликвидации последствий утечки нефтепродуктов задействованы 196 человек, 40 единиц техники, в том числе от МЧС России — 16 человек и три единицы техники.
Сколько вытекло
Разные источники дают разные данные о количестве вытекшей нефти из трубопровода. По данным компании «Транснефть», оператора ВСТО, объем разлива составляет 300 тонн, его длина — 2 километра, а ширина от 1 до 10 метров.
«Длина разлива два километра с шириной от одного до десяти метров в самом широком месте, в основном ширина 1-3 метра. Полевая труба лежала вдоль подготовленной траншеи для строительства дороги, поэтому нефть в основном собралась в ней. Мы полагаем, что в течение четырех суток ликвидируем все последствия», — сказал представитель «Транснефти».
В то же время по оценкам МЧС, из ВСТО вытекло около 450 кубометров топлива. А экологи из Международного фонда дикой природы, опираясь на своим источники, говорят о 500 кубических метрах.
Авария не помешает транспортировке нефти
ОАО «АК «Транснефть» заявила, что на транспортировке нефти разлив не отразился, так как произошел во время плановой остановки прокачки.
«Мы планово остановили прокачку, чтобы провести работы. Повреждение произошло при плановой откачке нефти по полевому трубопроводу между Талаканом и Олекминском на 1351 километре», — сказал Демин.
Экологи обеспокоены
Руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников считает, что это само по себе серьезное происшествие, но гораздо большую обеспокоенность вызывает возможность повторение такие инцидентов в других местах, где трубопровод проходит по заповедным местам.
«Такое ЧП, конечно, вызывает у нас обеспокоенность не только в связи с локальными загрязнениями в районе Ленска, но и теми последствиями, которые можно ожидать дальше по трассе», — сказал собеседник агентства.
К тому же, отмечает собеседник агентства, разлив произошел на только что построенном нефтепроводе.
Компания «Транснефть» пока никак не комментирует причины аварии, но говорит, что создана специальная комиссия, которая расследует причины инцидента.
ВСТО — главный экономический проект востока России
Торжественный пуск нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в эксплуатацию состоялся 29 декабря. Основная цель строительства ВСТО — транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.
Строительство нефтепровода осуществляется в два этапа. На первом этапе начала функционировать ветка Тайшет-Сковородино протяженностью 2,694 тысячи километров и мощностью 30 миллионов тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 миллионов тонн нефти в год. Второй этап — ВСТО-2 — предусматривает строительство линейной части трубопровода от Сковородино до Козьмино протяженностью 2,1 тысячи километров, восьми НПС, расширение спецморнефтепорта.
Строительство ВСТО-1 завершено, от Сковородино до Козьмино нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется потребителям. Помимо этапов ВСТО-1 и ВСТО-2, в соответствии с соглашениями между правительствами РФ и Китая в рамках проекта прокладки трубопровода строится ветка Сковородино — граница КНР.
Источник