Нефтяные вышки северного моря

Уникальная морская платформа Draugen в Норвегии

Решила посвятить этот пост одной из промышленных достопримечательностей Норвегии – платформе Draugen…

Пожалуй, в головах многих туристов Норвегия ассоциируется с величественными фьордами, прозрачными голубыми озёрами, в которых отражается суровое северное небо, с зелёными лесами, лугами и, конечно же, с городом Осло…

Но современная Норвегия – это, прежде всего крупнейший производитель нефти и газа во всей Северной Европе, страна с самым высоким показателем ВВП в Европе на душу населения, бюджет которой формируется большей частью за счет экспорта углеводородов.

В отличие от нашей страны, норвежские углеводороды залегают только на шельфе Северного и Баренцева морей и к тому же в очень суровых погодных условиях, поэтому для их добычи здесь строят уникальные морские платформы, об одной из самых интересных из них и пойдёт речь в этом посте.

Морская нефтяная платформа Draugen работает в Северном море с 1993 года, является первой нефтяной платформой, построенной севернее 62-й параллели, а также считается настоящим чудом инженерной мысли – многоэтажное строение стоит на одной 280 метровой бетонной «ноге», из которых 250 метров находятся в море. Разработка ведётся нидерландско-британской нефтегазовой компанией Royal Dutch Shell.

Оригинальная конструкция платформы Draugen с широкой бетонной опорой рассчитана на частые штормы в этом районе. Вся добываемая нефть хранится в цистернах, расположенных в подводной части конструкции (у основания «ноги»). Периодически её перекачивают в танкер, швартующийся у специального наливного терминала, примерно в 3 км от платформы. Весь добываемый газ закачивается в подводный газопровод, который идёт на береговую станцию.

Кстати, территория вокруг платформы Draugen (2×2 км) в целях безопасности объявлена запретной зоной для судоходства.

По первоначальным планам Draugen должна была закрыться ещё в 2010 году – верхнюю её часть должны были разобрать, а ногу частично разобрать и герметизировать, превратив её в своеобразный коралловый риф, но поскольку извлекаемые запасы углеводородов на этом месторождении увеличились почти в два раза, срок её службы продлён на определённое время.

Всего платформу обслуживает команда из 70 сотрудников, обеспечивающих бесперебойную добычу порядка 80000 баррелей нефти в сутки.

Источник

Кладбище нефтяных платформ в Северном море

В отдаленной гавани на Севере Шотландии, между двумя крутыми мысами находятся десятки старых нефтяных платформ. Они простаивают уже несколько десятилетий, спокойно ожидая того часа, когда бурение морской нефти снова станет прибыльным.

Компания Cromarty Firth Port Authority (CFPA) была основана в 1972, как сухой док для ремонта и сборки нефтяных платформ, работающих в Северном море. Этот регион охватывает мелководье Великобритании, Норвегии, Дании, Германии и Нидерландов, являясь одной из самых активных зон прибрежного бурения в мире.

Когда-то здесь можно было наблюдать сотни буровых платформ, но эти времена прошли.
С постоянным понижением цен на нефть многие нефтяные компании решили приостановить работу, все еще надеясь на дальнейший рост цен. Об эре дешевой нефти вы можете прочитать в отдельной подборке.

Вместо демонтажа нефтяных платформ, эти компании отбуксировали их далеко от открытого моря в безопасную гавань Кромарти Фирт.
Здесь можно сохранять платформы на протяжение длительного времени и снова вывести в море, как только экономика обернется в их пользу.
Некоторые из этих буровых установок все еще функционируют. На борту находится специальная команда, поддерживающая основные механизмы дорогой установки. Другие платформы закрыты полностью, а часть из них уже пришла в негодность и превратилась в металлолом.

По данным Bloomberg, только 63 процента нефтегазовых буровых установок в Северное море использовались по состоянию на январь 2016.
Из-за снижения цен на энергоносители большинство бурильщиков остановили наиболее дорогостоящие проекты.

По прогнозам аналитиков, около 150 нефтяных платформ будут выведены из британских вод в течение следующих 10 лет.

В то время как тысячи людей в нефтедобывающей промышленности потеряли свои рабочие места, нефтяные платформы в конечном счете принесли пользу Кромарти Фирт.
Порт недавно построил новый причал за 25 миллионов, планируется также постройка новых предприятий по переработке, где будут задействованы местные жители.

Источник

Нефтяная платформа Draugen — чудо инженерной мысли

Очень многие туристы, после того, как услышат слово «Норвегия», начинают представлять великолепные фьорды, синие чистые озера, облачное небо Севера и зелень лесов.

Однако Норвегия нашего времени в первую очередь считается одним из крупнейших экспортеров нефти ; ВВП в этой стране очень высокий.

В отличие от Российской Федерации, углеводороды Норвегии есть лишь в области шельфа морей: Северного и Баренцева. Также к этому можно прибавить довольно трудные погодные условия, и получится ответ на вопрос «почему норвежские платформы такие уникальные?»

Об одной из самых известных и интересных мы расскажем здесь.

На фотографии выше — уникальная нефтяная платформа с интересным названием «Draugen» , которая находится в Северном море с 1993 года, очень необычна : у нее есть много этажей, всю массу которых держит одна гипсовая 280-метровая «нога» . Из этиз 280-ти метров 250, то есть большая часть ее, находится под морской водой.

Конструкция нефтяного морского сооружения рассчитана так, чтобы сильные шторма и качки ей были не страшны.

Вся нефть находится в специальных цистернах , они же в свою очередь располагаются под водой, у самого основания поддержки платформы.

Добытый газ же поступает в газопровод, который направляется на берег в специальную станцию.

Территория вокруг же этого нефтяного сооружения названа запретной для судов. Конечно же, для безопасности.

Изначально Draugen хотели закрыть 9 лет назад, частично ее хотели разобрать, а скважину законсервировать, но ресурсы увеличились в целых 2 раза , и время ее работы продлили.

Источник

Морские нефтяные платформы

Для освоения углеводородных запасов в Арктике необходимы морские нефтедобывающие платформы. В России в основном используют зарубежные плавучие буровые. Они либо куплены, либо были взяты в аренду. Сегодня из-за санкционной политики со стороны США, геополитической и экономической ситуации приобретать новые платформы у западных компаний становится невозможно.

Во времена СССР 100% комплектующих для буровых установок делалось на отечественных предприятиях. С развалом Союза некоторые из них оказались за пределами России, а часть и вовсе прекратила существование.

Но необходимость освоения запасов Арктики заставляет задуматься о состоянии дел в отрасли. В начале двухтысячных годов спроса на морские нефтяные платформы не было. Строительство самоподъемной установки «Арктическая», которую заложили в 1995 году и планировали сдать в 1998 году, перестали финансировать. Проект удалось завершить в начале нынешнего десятилетия.

Наиболее знаковым из отечественных проектов стала построенная в 2013 году нефтедобывающая платформа «Приразломная», в процессе создания которой промышленные, ресурсные и научно-технические структуры решали поставленные перед ними задачи при поддержке государства.

Другими достижениями российских инженеров стали морские нефтедобывающие платформы «Беркут» и «Орлан». Их отличает способность выдерживать низкие температуры и жесткие сейсмические колебания. На судоверфи в Астрахани в 2014 году сдали ледостойкую платформу для того, чтобы добывать нефть газ на Каспии.

Дорогое удовольствие

Разработка и изготовление современной нефтяной платформы — процесс, который по сложности вполне сопоставим с космическими проектами. Стоимость плавучих буровых платформ начинается от отметки $0,5–1 млрд, при этом страхование объектов составляет 2% от стоимости имущества. Аренда обходится в сотни тысяч долларов ежесуточно. Такие суммы приходится тратить из‑за того, что нет отечественных аналогов.

На сегодняшний день российским заводам удалось освоить создание оснований нефтяных платформ и самостоятельную сборку оставшихся элементов из иностранных компонентов. Жилые модули, буровые комплексы, устройства отгрузки, энергетические системы и другие крупногабаритные элементы приобретаются за границей.

Эксперты отмечают, что существенной проблемой является и недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Доставка стройматериалов и оборудования на производственные площадки в Арктике и на Дальнем Востоке, где планируются основные проекты, требует существенных расходов. Доступ есть только к Азовскому, Балтийскому и Каспийскому морям.

Несмотря на активные действия Минэнерго и Минпромторга России в отношении замещения иностранных технологий, отраслевые эксперты признают невозможность замещения даже в отдалённой перспективе иностранных технологий в сфере строительства морских нефтедобывающих платформ в связи с тем, что в нашей стране нет современных технологий для реализации таких проектов. Из-за того что замещенные технологии имеют высокую себестоимость, отечественные заказы реализуются на азиатских судоверфях. Разработка отечественных шельфовых технологий предусмотрена Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники», но её реализация пока не началась.

Грандиозные планы

Российские и азиатские судостроительные заводы планируют наращивать выпуск продукции. Согласно прогнозу министерства энергетики, к 2030 году на шельфе России количество морских платформ достигнет 30 единиц. До 2020 года в рамках текущих обязательств должны быть реализованы 100 проектов, направленных на эксплуатационно-разведочное бурение.

Сейчас на российском шельфе работают 15 буровых платформ. Из них — восемь стационарных добычных, рассчитанных на бурение нефтяных и газовых скважин, а также семь мобильных платформ-судов, которые предназначены для бурения скважин. Для мобильных платформ необходимо еще организовать подводную добычу или построить стационарную платформу.

Что такое нефтяная платформа и как она работает

Морская нефтяная платформа состоит из четырёх основных компонентов — корпуса, буровой палубы, якорной системы и буровой вышки. Корпус является понтоном, основание которого поддерживают колонны. Над корпусом находится буровая палуба, выдерживающая груз сотен тонн бурильных труб, а также — несколько грузоподъемных кранов и вертолетная площадка. Над буровой палубой возвышается буровая вышка, задачей которой является опускать к забою, а затем поднимать бур. В море всю конструкцию с помощью стальных швартовых тросов удерживает на месте якорная система.

Добыча нефти в море начинается после проведения сейсмической разведки специальными кораблями, водоизмещением до 3 тыс. тонн. Такие суда разматывают за собой сейсмические косы, на которых расположены приемные устройства для создания акустических волн с помощью источника колебаний. Ударные волны отражаются от пластов земли и, возвращаясь к поверхности, улавливаются приборами на судне. На основе полученных данных создают двухмерные и трехмерными сейсмические карты с морскими запасами нефти.

После разведки начинается процесс бурения. По завершении процесса сверления бур вынимается для запечатывания скважины, чтобы нефть не вытекала в море. Для этого на дно опускают противовыбросовое оборудование высотой 15 м и весом 27 т, благодаря которому ни одно вещество не покинет скважину. Оно способно за 15 секунд перекрыть нефтяной поток.

Когда нефть найдена, то специальная установка для добычи, хранения и отгрузки нефти выкачает нефть со дна моря и отправит ее на нефтеперерабатывающие заводы на берегу. Нужно отметить, что нефтедобывающая платформа может стоять на якоре десятилетиями.

Семь российских гигантов

Из семи буровых платформ-судов в России пять принадлежат компании «Газфлот», дочерней структуре «Газпрома». Еще две — находятся в собственности «Арктикморнефтегазразведки» (входит в структуру «Зарубежнефти»), они выполняют заказы на бурение. Больше всего стационарных платформ находится на сахалинском шельфе: «Моликпак», «Пильтун-Астохская-Б» и «Лунская-А», которые использует «Газпром». Платформы «Беркут» и «Орлан» находятся на проекте «Роснефти» «Сахалин-1». Ещё две — каспийская ЛСП-2 и D-6 работают на Кравцовском месторождении Балтийского моря — принадлежат «ЛУКОЙЛу». И, наконец, платформа «Приразломная», компании «Газпром нефть», расположена в Печорском море.

Верхняя часть большинства российских платформ, которые осуществляют систему управления и контроля бурения, сделана за рубежом. Например, верхнее строение платформы «Беркут» на месторождении Аруктун-Даги в проекте «Сахалин-1» построено в Республике Корея компанией Samsung Heavy Industries. Платформа «Орлан» на месторождении Чайво собрана в Японии и поставлена на основание, изготовленное в России. Платформа «Приразломная» представляет собой буровой и технический модули, взятые со списанной в Норвегии платформы Hutton и смонтированные с основанием, изготовленным на северодвинском предприятии «Севмаш». Верхние строения платформ «Лунская-А» и «Пильтун-Астохская-Б» также были сделаны в Республике Корея. Платформа «Моликпак» полностью перевезена на Сахалин с канадского шельфа.

По оценкам экспертов, строительство одной платформы при стабильном финансировании занимает от 2 до 4 лет, стоимость строительства одной платформы варьируется от $0,5 до $1 млрд, в зависимости от заявленной мощности добычи. Большую часть заказов на компоненты для буровых платформ получают заводы в Республике Корея. Низкотехнологичные составляющие производят Выборгский судостроительный завод и завод «Звезда». Отечественные судостроительные заводы выполняют заказы для работы на шельфе четырёх российских нефтегазовых компаний, но детали пока не раскрываются.

Санкции против России ударили по США

Если в России не хватает морских платформ, особенно для работы в Арктике, то за рубежом в последние три года сложилась обратная ситуация. Платформы остаются без контрактов на подводные буровые работы.

Среди основных причин отраслевые эксперты называют нестабильность цен на нефть и ограничение возможностей участия в проектах на российском шельфе, что опять‑таки происходит из‑за западных санкций, направленных прежде всего на российскую нефтедобывающую отрасль. Здесь основной упор сделан на добычу углеводородов на российском шельфе. Однако этот удар рикошетом затронул и американские компании, занимающиеся морским бурением и производством оборудования. В результате благодаря запретам своего правительства они лишились запланированных ими долгосрочных контрактов в России.

В водах Северо-Западной Европы количество действующих морских буровых платформ, например в 2017 году сократилось на 20 единиц. В связи с тем, что большинство из них спроектировано для жёстких природно-климатических условий эксплуатации в северных морях Европы, они не могут рассчитывать на применение в других, более теплых, районах. А санкции США не позволяют использовать их на российском шельфе. В результате буровые платформы консервируются в ожидании того, когда ситуация изменится в лучшую сторону.

Рынок глубоководного бурения штормит

Инвестиции добывающих компаний в подводное бурение динамично росли после финансового кризиса 2008–2009 годов. При этом, согласно исследованиям GBI Research, на протяжении 2010–2015 годов они должны были ежегодно увеличиваться в среднем на 6,6% и в итоге достигнуть $490 миллиардов. Большую часть этих средств предполагалось направить на освоение глубоководных зон — в акватории Мексиканского залива, у побережья Бразилии, Западной Африки, а также ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Крупнейшие западные нефтегазовые компании планировали строительство морских платформ в значительных количествах. Однако в результате ценового кризиса на рынке энергоносителей летом 2014 года произошло снижение финансирования программ морского бурения и, как следствие, эти планы были свёрнуты, причём быстрыми темпами. Если в 2010 году в мире работало 389 морских буровых установок, и к 2013 году в результате планомерного увеличения их количество составило 459 ед., то в 2014 году, вместо запланированного роста, оно сократилось до 453 единиц.

Эксперты прогнозировали частичное замораживание профильных инвестиционных программ, отсрочку ввода в строй новых морских буровых. Тем не менее к 2017 году число действующих морских буровых установок увеличилось до 497 единиц.

Предложения превысили спрос

В результате роста действующих морских буровых установок предложение на этом рынке продолжает существенно превышать спрос. В 2016 году велось строительство 184 новых платформ различных типов, а в 2017 году — 160 ед. этой техники. Согласно оценкам отраслевых экспертов, в ближайшее время отсутствие спроса и увеличение предложений будет ещё больше за счёт ввода в строй новых платформ, заказанных в период с 2011 года по 2013 год.

В этой связи операторы стремятся перенести сроки приёма новых 22 плавучих и 73 самоподъёмных буровых установок на 2019 год. В сложившейся ситуации, по мнению аналитиков, из этого количества только лишь 10 буровых смогут получить контракты сразу же после ввода в строй.

Картина усугубляется еще и тем, что процесс списания морских буровых установок, отслуживших свой срок, идёт недостаточными темпами для того, чтобы компенсировать появление на рынке нового оборудования. В результате этого сложилась ситуация, когда не всем хватает контрактов, на которые рассчитывали раньше.

Согласно оценке IHS Petrodata, за два последних года общее количество морских буровых платформ уменьшилось на 9,5%, в то время как число работающих установок за тот же период сократилось на 34% — до 403 единиц.

Безработные платформы

Активный вывод платформ из эксплуатации наблюдался практически во всех основных регионах морской нефтегазодобычи. В последнее время, в период с 2015 года по 2017 год, больше всего морских буровых платформ было сокращено в Латинской Америке — 42 единицы. Это коснулось буровых работ в морях Центральной и Южной Америки, в странах Карибского бассейна и акватории Мексиканского залива. Сокращение затронуло мелких операторов, а десять крупнейших нефтяных компаний, наоборот, только укрепили свои позиции за это время.

На 38 ед. сократилась численность платформ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Признанный региональный лидер — китайская COSL — сохранила все свои установки, однако фактически задействована едва половина из них.

Разработчики шельфа Западной Африки прекратили буровые работы на 21 морской установке. В секторе Мексиканского залива, где работают компании США, перестали работать 16 буровых платформ. На Ближнем Востоке 13 установок прекратили добычу, из которых восемь были законсервированы на месте.

Ситуация с работой морских платформ в северных морях, предназначенных для использования в суровых природно-климатических условиях, преимущественно на шельфе Северо-Запада Европы, обстоит лучше, чем в других регионах.

Несмотря на резкое снижение со второй половины 2014 года мировых цен на нефть, коэффициент использования этих платформ вплоть до начала 2015 года оставался на уровне 100%. Ссылаясь на высокую себестоимость добычи нефти, операторы, работающие в северных морях, рассчитывали на дополнительные льготы от своих правительств. Кому‑то их удалось получить.

В первой половине 2015 года в норвежском и британском секторах северного шельфа объёмы добычи нефти достигали рекордного уровня. Этого удалось добиться за счёт повышения интенсивности производства наиболее перспективных скважин при сокращении общего количества задействованных в регионе морских платформ. Коэффициент их занятости составил 70%. Зимой 2015–2016 годов, когда цена на нефть достигла $30 за барр., некоторые морские буровые платформы в этом регионе переставали эксплуатировать. В результате к сентябрю 2016 года без работы остались ещё 20 установок. Общий коэффициент их использования опустился ниже 40% и только к июню 2017 года коэффициент загрузки вновь достиг отметки 40%.

Поможет ли списание старых платформ?

В общемировом масштабе сложилась ситуация, когда в России не стало хватать морских платформ на нефтедобывающем шельфе, в основном в арктической его части. В западных странах и в США, наоборот, спрос на них упал, и на рынке часть этих мощностей стала не востребована. Сегодня простаивающие платформы нельзя использовать в России из‑за санкционной политики США, а загрузить их у себя нечем. В итоге владельцы морских платформ несут значительные убытки, потому что стоимость ежедневной аренды морской платформы достигает $100 тысяч.

В сложившейся ситуации надежды на нормализацию положения в основном связаны со списанием имеющихся морских установок. К подобному шагу операторов подталкивает средний возраст полупогружного флота, существенно превосходящий аналогичный показатель буровых судов для глубоководных работ. Однако пока намеченные широкие планы далеки от реализации, общее положение не внушает операторам особого оптимизма.

Подробнее о добыче нефти на нефтяных платформах.

Источник

Читайте также:  Косяки рыб черного моря
Оцените статью