Строительство Никарагуанского канала возобновят Россия и Китай
Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, в которой громадную роль играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Первый связывает Средиземное море с Красным и открывает путь в Азию без плавания вокруг Африки, второй связывает Тихий и Атлантический океаны. С момента постройки (1869 г. и 1920 г. соответственно) конкурентов у путей не было, пока не появился проект под названием Никарагуанский канал.
Китайские инвесторы декларировали планы по вложению 50 млрд долларов в инфраструктуру, что вызвало волнение в США. Американские интересы сосредоточены в Панаме, и США не хотят появления конкурента. Несмотря на перспективность проекта, строительство заглохло на этапе подготовки, но в будущем возможно его возобновление.
Никарагуанский канал – исторический проект
Планы по соединению океанов через территорию современного Никарагуа строились ещё в XVI веке. Активно разрабатываться проект начал в XIX столетии сначала как более выгодный канал, в сравнении с Панамским, а затем как его прямой конкурент. Далее топографической разведки не продвинулись ни одни энтузиасты. А желающих проложить Никарагуанский канал было много: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствовали горы и перепады высот, канал пересекал большое озеро, были перспективы речного судоходства по Центральной Америке.
После запуска Панамского канала, другие проекты свернули, и на долгие годы установился один маршрут из Атлантики в Тихий океан. Status quo сохранялся до 2012 года, когда Парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором стала китайская компания.
Первая попытка строительства канала в Никарагуа
Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.
В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.
Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.
Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно. Никарагуанский канал оказался заморожен, но в 2018 году о нём заговорили вновь.
Отношения Никарагуа и России: участие в строительстве
Взаимоотношения двух стран за последние годы наладились. Особенно успешным является сотрудничество в военной сфере. Никарагуа закупает у России танки Т-72, самолёты, вертолёты и другую технику. Высшая точка взаимопонимания была достигнута по Крыму – Манагуа признала вхождение полуострова в состав России. Учитывая такую теплоту в отношениях, появились разговоры о возобновлении строительства Никарагуанского канала с привлечением российских инвестиций.
Но планы идут дальше обустройства водной артерии. Никарагуа может стать для России площадкой для давления на США, что в контексте нынешнего геополитического противостояния выглядит сильным ударом по влиянию Штатов в Центральной Америке. Также возможно привлечение к проекту Ирана и Китая, который сейчас вкладывается в углубление и модернизацию Панамского канала. Несмотря на это, Поднебесная вряд ли откажется от дополнительного и независимого от влияния Штатов пути транспортировки венесуэльской нефти.
В целом, перспективы Никарагуанского канала выглядят очень туманно. Будущее проекта, если он всё-таки будет возобновлён, зависит от решительности США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния; стабильности режима Даниэля Ортеги; позиции Китая и множества других факторов. Но если строительству будет дан зелёный свет, то планета получит не только удобный морской путь, но и точку политического противостояния ведущих мировых держав.
Источник
Никарагуанский канал: есть ли у проекта будущее?
Западные СМИ делают вид, что проекта Никарагуанского канала не существует. Ни в одной из крупных газет США, Британии, Германии нельзя найти материалов на эту тему. Нет, не то чтобы совсем их нет: попадаются маленькие заметки — скажем, о том, что какие-то инвесторы проявили интерес к Никарагуанскому каналу, но ещё будут думать, долго и напряжённо думать… А дальше следует намёк на то, что и думать-то нечего: есть же Панамский канал.
Никаких вам заголовков с восклицательными знаками: «Проект века!» или «Возьмёмся за руки, друзья!»
Вот именно — друзья. А друзей у проекта немного.
Западные государства не числятся не только в друзьях Никарагуа, но и в партнёрах. Очень уж независим товарищ Ортега, стоящий в этой стране у руля. С Чавесом за руку здоровается. И с Кастро. И вообще социалист. Указания Вашингтона этот товарищ постоянно игнорирует, будто его, то есть Вашингтона, и вовсе не существует. Ну, а Вашингтон, в точном соответствии с Ветхим Заветом, отвечает Ортеге по древней заповеди — по той, в которой говорится про око, зуб и перелом.
Вот они и игнорируют друг друга, пока товарищ Ортега капиталы ищет. Ищет, как замечают мимоходом в «Хаффингтон Пост», ведь у Никарагуа на такой проект денег не хватит, поэтому стране придётся искать внимания международных инвесторов.
30 октября президент Никарагуа подтвердил, что в строительстве межокеанского канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны, будут принимать активное участие российские компании. Он сказал, что с возвращением к власти Сандинистского фронта национального освобождения Никарагуа в 2007 году возобновились давние отношения с Россией, и это сотрудничество во всех областях никарагуанский народ очень ценит.
Закон о строительстве через территорию Никарагуа канала между Атлантическим и Тихим океанами был подписан Ортегой ещё в июле. Ранее грандиозный проект был одобрен парламентом страны. Предполагается, что канал будет шире и глубже панамского аналога. (Кстати, Панамский канал с его заторами, «пробками» — суда ждут по неделе, чтобы пройти через канал, — проходит реконструкцию, которая должна увеличить его пропускную способность).
Стоимость строительства Никарагуанского канала, согласно расчётам, составит более 30 млрд. долларов. При этом предполагается, что у правительства Никарагуа будет 51% акций совместного предприятия по строительству канала, а 49% будут принадлежать странам или компаниям, которые выиграют конкурс.
Но только вот мало кто рвётся его выигрывать.
Информацию о проекте распространяют сегодня очень немногие СМИ. Если не говорить о никарагуанских, это немногочисленные СМИ некоторых стран Латинской Америки. На Кубе о канале с энтузиазмом пишет «Prensa Latina». В России проект освещается в самых разных СМИ — от бумажных до электронных, в т. ч. на англ. языках о нём пишут «Фонд стратегической культуры», «Russian Today», «Голос России».
Ещё за месяц подписания закона президентом директор проекта Эден Пастора сказал, что правительством Никарагуа проведены переговоры с потенциальными зарубежными партнёрами, в число которых входят Япония, Китай, Россия, Венесуэла, Бразилия и Южная Корея.
Западом и не пахнет.
30 миллиардов — это не так и много. Местность благоприятствует строительству канала: на территории нет высоких возвышенностей, и есть возможность воспользоваться озером Никарагуа.
Новая трансокеанская артерия станет в полном смысле слова международной и нейтральной. Это нельзя сказать о Панамском канале: до 1999 года он оставался под контролем «мирового гегемона».
Нил Никандров («Фонд стратегической культуры») замечает, что с точки зрения Госдепартамента, Пентагона и американских спецслужб потребность в альтернативном канале между океанами назрела: Панамский канал функционирует на пределе возможностей. Но вот беда: никарагуанский президент воспринимается в Вашингтоне как политик из враждебного лагеря, сотрудничество с которым невозможно.
Ортега, пишет аналитик, проводит самостоятельную политику, игнорируя окрики Вашингтона о «недопустимости» тех или иных действий. Реализация проекта по прокладке канала укрепила бы позиции сандинистов в стране и расширила влияние блока ALBA (Альянса народов Латинской Америки). Президент Никарагуа не устаёт повторять, что строительство канала должно стать общим делом для стран Центральной Америки.
«Возьмёмся за руки, друзья?»
Нет, не возьмёмся. Канал — угроза интересам США. Слишком много у Ортеги самостоятельности. Слишком много тут латиноамериканской и даже международной — ещё более опасной — дружбы. А заодно и много выгоды. Нет, нет и ещё раз нет.
«…В мае 2012 года… в Манагуа прибыла Филлис Пауэрс… Её дипломатическая карьера была динамичной: служила в России, Польше, Перу, Колумбии, Панаме. Именно панамский опыт определил её направление на должность посла в Никарагуа. Строительство межокеанского канала является приоритетной темой для посольства США в Манагуа. Задачи поставлены конкретные: сбор информации, выработка рекомендаций по недопущению реализации проекта, а также подготовка тезисов пропагандистской кампании в отношении его «неперспективности».
Эти тезисы уже широко циркулируют в масс-медиа. Мол, правительство Ортеги из «тактических соображений» занижает объём инвестиций, необходимых для реализации проекта: затраты составят 50-60 млрд. долларов. После завершения строительства потребуется несколько десятилетий, чтобы окупить расходы, если их вообще удастся окупить. Никарагуа претендует на 51% акций будущего консорциума, оставляя инвесторам всего 49. Потенциальные участники строительства (Бразилия, Китай, Япония, Венесуэла, Южная Корея и другие) должны серьёзно взвесить рентабельность проекта. Нет никаких гарантий, что Никарагуанский канал будет загружен работой, поскольку Панамский после модернизации сохранит большую часть своих традиционных клиентов. России лучше всего воздержаться от никарагуанского проекта, потому что для неё важнее активизация Северного морского пути и модернизация Транссиба».
Проект Никарагуанского канала поистине грандиозен. При его строительстве предполагается извлечь 2,7 млрд. куб. м почвы. Его протяженность составит 286 км (для сравнения: длина Суэцкого канала — 171 км, а Панамского — 82 км), глубина — 22 м (Суэцкого — 13 м, Панамского — 12,5 м), максимальная ширина фарватера — 114 м (у Суэцкого — 60 м, у Панамского — 150 м).
Благодаря описанным параметрам никарагуанским водным коридором смогли бы пользоваться крупнотоннажные морские суда грузоподъёмностью до 270 тыс. т (панамский конкурент может пропустить транспорты дедвейтом не более 70 тыс. т, а после модернизации, которая должна быть завершена к 2015 году, — не более 130 тыс. т).
Нынче в мире всего 900 судов дедвейтом более 130 тыс. т. Члены никарагуанской комиссии считают, что к 2019 году — времени «запуска» канала — их станет втрое больше.
Проект канала в нескольких вариантах составляется сейчас двумя голландскими компаниями. Стоимость проектирования — 720 тысяч долларов. В начале 2013 года он будет готов.
Есть мнение, что ради строительства канала и заодно сокращения безработицы в Никарагуа правительство Даниэля Ортеги может пойти на сделку со злейшими своими врагами — американцами. Американские инвесторы будто бы готовы вложить чуть ли не половину нужных средств, а другую половину дадут Япония, Бразилия, Южная Корея, возможно, Россия и (почти бесспорно) Китай.
Для того чтобы получить хоть какой-то ответ на «американский» вопрос, послушаем первоисточник.
Управляющий строительством Большого межокеанского канала Никарагуа, сопредседатель Российско-Никарагуанской Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Мануэль Коронель Каутс в ноябре дал интервью журналу «Международная жизнь», в котором рассказал, кто предположительно примет участие в грандиозном строительстве века:
Мануэль Коронель Каутс указал, что строительство даст работу примерно миллиону никарагуанцев. Также он заметил:
Таким образом, политическая игра — это одно, а экономический проект — другое. Если американское правительство считает нужным ставить палки в колёса Ортеге, то частный американский капитал может иметь собственное мнение. Ортега, как и его друг Уго Чавес, пока ещё не попал в список международных террористов.
Впрочем, возможно, пылкие товарищи Ортега и Каутс переоценивают внимание частных американских подрядчиков. Акции можно разместить, но главное — их продать.
Сложно, конечно, представить, что канал, названный именем «отца антиимпериалистической народно-демократической революции», будут строить американские подрядчики…
Источник
Никарагуанский канал и недовольный Вашингтон
22 декабря прошлого года стартовало строительство 278-километрового Никарагуанского канала, который будет представлять собой более широкую и более глубокую альтернативу каналу Панамскому, контролируемому США. «Стройка века» вызвала в Вашингтоне настоящую истерику: американское посольство в Манагуа потребовало у местных властей раскрыть данные «экологического мониторинга» и ещё кое-какие китайские секреты.
Строительство канала обойдётся инвесторам в 50 млрд. долларов (раньше думали, что сорока миллиардов хватит). Стройку финансирует гонконгский консорциум «HKND Group» (HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd.).
Китайцы свою выгоду блюдут: корпорация получит права на канал на следующие полвека, причём предусмотрена пролонгация ещё на 50 лет при условии ежегодной выплаты Никарагуа 10 млн. долларов. Эта скромная сумма будет выплачиваться со дня запуска судоходства (вероятно, с 2020 г., поскольку завершить строительство предполагается через пять лет).
Есть и другие сведения: по 10 млн. долларов правительство Никарагуа будет получать только первые десять лет, затем начнутся расчёты в виде процента от прибыли (китайцы установили для начала 1%). Все подробности засекречены.
Протяжённость канала — 278 км, ширина колеблется от 230 до 520 метров. Глубина дойдёт до тридцати метров. Два порта (один на тихоокеанском и один на атлантическом побережье) обеспечат ежегодную переправку 2,8 млн. т грузов. Никарагуанский канал будет способен обеспечить ежегодное прохождение 5100 кораблей.
Если проект состоится, говорят некоторые аналитики, Никарагуа превратится в одно из важнейших транзитных государств планеты. Но это лишь территориально, добавим от себя. По существу каналом будут заправлять китайцы.
По данным «HKND», которые приводит «Associated Press», стройка канала даст 25000 рабочих мест никарагуанцам и более 25000 рабочих мест иностранцам, среди которых примерно половину составят китайцы.
Привлечение китайской корпорации и зарубежных рабочих связано с тем, что в Никарагуа ощущается недостаток в квалифицированных и опытных специалистах, которые могли бы реализовать столь масштабный проект.
Как заявляет никарагуанское правительство, водный путь будет стимулировать экономику страны и позволит сократить безработицу, которая превысила в стране 40%.
Процесс строительства осложняется протестами.
24 декабря американский канал «Fox News» сообщил о протестах, прошедших накануне на юге Никарагуа. Демонстранты выступали против строительства канала.
При подавлении протестов полицейский спецназ и солдаты применили слезоточивый газ и резиновые пули, отмечает «Fox News». По сообщению полиции, было арестовано 30 человек. 20 человек было ранено, среди них 15 полицейских.
Властям пришлось пойти на применение силы после недельных переговоров с протестующими, заблокировавшими Панамериканское шоссе в районе Эль-Туле (около 400 километров к юго-востоку от Манагуа).
По данным полиции, смертельных случаев нет.
«Fox News» передаёт, что в акции протеста приняли участие собственники земель, которые ждут «экспроприации». Президент Даниэль Ортега заявил, что собственники получат за свою землю деньги, но в это верят далеко не все.
Как отмечает газета «El Pais», на которую ссылается ИА «REGNUM», участники протеста опасаются, что в ходе строительства они останутся без земли и домов.
«У многих экспертов не вызывает сомнений, что за акциями протеста стоят силы, заинтересованные в монополии Панамского канала на трафик между океанами, — пишет ИА «REGNUM». — А также те, кто не хочет усиления позиций Китая и России в регионе. Никарагуанский канал строит китайская компания. В финансировании проекта участвуют Россия и Бразилия. Однако стоит отметить, что Панамский канал давно уже не является монополией США. И в последние годы проводит демонстративную политику нейтралитета, предоставляя возможность прохода и российским военным судам. Игроков, не заинтересованных в строительстве никарагуанской межокеанской водной магистрали, достаточно».
Никарагуанское общество оказалось расколотым. Многие простые никарагуанцы обвиняют власти: те, по их мнению, не провели достаточной разъяснительной работы о последствиях строительства. Есть мнение, что проект представляет собой угрозу экологической обстановке. Кроме того, многие уверены, что власти не предоставили убедительных гарантий сохранения имущества земле- и домовладельцам.
Своё недовольство началом стройки выразил и Вашингтон.
Как сообщает «Би-би-си», посольство США в Никарагуа встревожено отсутствием информации о канале, который должен связать Атлантический и Тихий океаны.
Вашингтон потребовал от Манагуа гласности по проекту и раскрытия деталей экологического мониторинга и проведения тендеров.
«International Business Times» уточняет, что посольство США беспокоится из-за того, что отсутствие прозрачности в 50-миллиардном проекте связано с тем, что руководят стройкой китайцы.
«Посольство обеспокоено отсутствием информации и прозрачности во многих важных аспектах данного проекта», приводит газета специальное заявление американских дипломатов.
Подозрительность американцев вызвана тем, что правительство Никарагуа в 2013 предоставило «HKND Group» концессию на строительство канала и управление им без открытого тендера и учёта заявок других компаний, указывает издание. Воздействие на окружающую среду и технико-экономическое обоснование тоже остались скрыты от общественности.
Посольство США требует раскрытия финансирования, приведения расчётов по целесообразности, данных экологических исследований и обнародования методологии по решению вопроса о собственности.
«Рейтер» приводит заявление китайского магната Ван Цзина, контролирующего «HKND». Он утверждает, что за этим проектом не стоит китайское правительство.
Вместе с тем желания раскрывать частных инвесторов Ван Цзин не проявил. Поэтому предположения аналитиков по поводу «молчаливой поддержки Пекина» сохраняются.
Приводит «Рейтер» и заявление официального представителя МИД Китая Хун Лэя. Товарищ Лэй сказал на очередном брифинге, что правительство никакого отношения к проекту канала не имеет и требует от китайских фирм соблюдать местные законы при работе за рубежом. «Этот проект — собственная инициатива соответствующих компаний. Китайское правительство в нём не участвует», — прямо сказал Хун Лэй.
Российский журнал «Эксперт» напоминает, что большинство жителей Никарагуа тоже не доверяет экспертизе проекта, которую, кстати, проводила британская консалтинговая компания «Environmental Resources Management». Экспертиза утверждает, что строительство не нанесёт существенного вреда окружающей среде, но её результаты всё же были закрыты от никарагуанской общественности.
Издание отмечает, что критики обвиняют правительство Ортеги в коррупции и в чересчур быстром принятии проекта.
По мнению аналитика Антона Крылова («Взгляд»), посольство США в Манагуа выступает с требованиями «экологического мониторинга и проведения тендеров» неспроста. США «не хотят терять монопольный контроль над единственным водным путём между двумя океанами», считает журналист.
Автор выдаёт и политический прогноз:
Аналитик посмотрел на стройку века и с точки зрения России.
Если для Китая проект является стратегическим (Пекину нужны венесуэльская нефть и другие сырьевые товары из латиноамериканских стран), то для России новый канал — не более чем альтернативный путь из Тихого океана в Атлантический.
Однако есть и политический аспект проекта.
Россия должна поддержать Никарагуа в строительстве, пишет автор. Кремлю следует «подтвердить свою приверженность многополярному миру, в котором нет места монополизму и двойным стандартам».
Действия посольства США в Никарагуа аналитик сравнивает с практикой «сомалийских пиратов, мешавших нормальной работе Суэцкого канала».
Мировому сообществу, по мнению А. Крылова, необходимо консолидироваться, чтобы получить путь между двумя океанами, не зависящий от прихотей Вашингтона.
К этому надо добавить ещё кое-что.
Несомненно, Белому дому стройка не нравится не только потому, что экологическая экспертиза держится в тайне. Вашингтон взволнован тем, что стройку века ведут китайцы, которые спустя пять лет станут фактическим хозяином крупного канала, который не просто составит конкуренцию каналу Панамскому, но уменьшит влияние Соединённых Штатов на планете. Китай наступает в центральноамериканском регионе — соответственно, США там же отступают. Понятие «заднего двора» Вашингтона, применяемое стратегами из Овального кабинета в отношении ряда латиноамериканских стран, тоже скоро уйдёт в историю.
Подумать только: никарагуанцы и китайцы без разрешения США вздумали играть в кораблики между двумя океанами! Разумеется, Госдеп психует. Будем ждать заявления Псаки.
Источник