- Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)
- Служба на флоте
- Комментарии (1)
- «Океан — море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова
- Содержимое разработки
- Урок музыки по теме «Океан — море синее» план-конспект урока по музыке
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra
Народный рейтинг популярности: 50065
Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию
«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.
Служба на флоте
Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.
Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (1)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
- 👍 07.12.2019 12:25 Ноль | Садко. Вступление (Океан — море синее)
* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
«Океан — море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова
Конспект урока музыки в 3 классе, тема: «В музыкальном театре». Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н. А. Римского — Корсакова через восприятие образа моря в музыке.
Содержимое разработки
Конспект урока музыки в 3 классе.
Ф. И. О. Чугаева Марина Ивановна
Место работы: МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара
Должность: Учитель музыки
Тема: «В музыкальном театре», тема урока: «Океан – море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова
Учебник «Музыка» 3 класс, составители Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, стр. 84 — 85
Цель урока: Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова через восприятие образа моря в музыке; познакомить обучающихся со вступлением «Океан – море синее» к опере «Садко».
— формирование художественного вкуса;
— формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;
— формирование навыков самостоятельной работы.
— создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;
— развивать умение работать с разными источниками информации;
— развивать воображение, художественную интуицию.
— формирование осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Тип урока: открытие новых знаний
Техническое оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Музыкальный материал: Вступление к опере «Садко» — «Океан – море синее» Н. А. Римского – Корсакова, «Лазурное море» А. Варламова
Структура и ход урока
Этап мотивации учебной деятельности
Вход в класс, музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята!»
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
— Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны…
— А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].
Эмоционально – образный настрой к уроку
Дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения.
Постановка проблемы. Актуализация знаний
Ребята, послушайте музыкальное произведение и определите его настроение.
Как вы считаете, что изображено в музыке?
Действительно, море. Это музыкальное произведение так и называется «Океан – море синее». А сочинил его русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.
Посмотрите видео фрагмент, здесь изображено море. (2 слайд). Каким вы видите море?
Море бывает тихим и спокойным, тревожным и бушующим.
«Море гораздо разнообразнее суши
Интереснее, чем что-либо.
Еще одно торжество воды. »
И.Бродский.
Музыка сильная, грозная, страшная…
Море, океан, шторм, буря …
Просмотр видео фрагмента. Море огромное, спокойное, сильное, бесстрашное…
Введение в тему урока
(3 слайд) Русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков родился в городе Тихвин, неподалеку от Петербурга. (4 слайд) На слайде вы видите дом, в котором он жил. Сейчас это памятник истории и культуры I половины XIX века. Живя в Тихвине, Римский — Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества. Он с детства начал заниматься музыкой и сочинять.
(5 и 6 слайды). Николай мечтал стать моряком. Двенадцатилетним мальчиком Римский — Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус — военное училище, но все время продолжал заниматься музыкой, посещал оперы и концерты, знакомился с интересными людьми.
(7 и 8 слайды) После окончания кадетского морского корпуса, получив звание гардемарина, Римский – Корсаков отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». За время долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо и экзотические растения, испытал океанские штормы и штили. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях.
Наиболее полно дар Николая Андреевича проявился в сочинениях, запечатлевших мир сказок. Композитор в своей музыке использовал русские былины, легенды и исторические предания. Его называют композитором «сказочником», т. к большинство опер написано на сюжеты сказок. Это «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» и т.д. (9 слайд).
Кто такой Садко?
Знакомство с композитором. Просмотр презентации.
Источник
Урок музыки по теме «Океан — море синее»
план-конспект урока по музыке
Содержание урока обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней, воплощение музыкальных образов через пластическое интонирование. Данный материал может быть рекомендован как учителям музыки, так и других школьных предметов, а также в плане обобщения передового опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки «Океан — море синее» | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Герасимова Т.Е., учитель музыки, г. Усть-Кут
Тема урока « Океан – море синее»
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Школа – Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 2 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области.
Тип урока – открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков по данной теме – 7-й урок по теме «В
Цели учителя: помочь учащимся углубить теоретические сведения об увертюре к опере; создать условия, чтобы ученики смогли «услышать» музыку моря в картинах художника.
предметные: научиться распознавать настроение в музыке, характерные интонации;
регулятивные: самостоятельно ставить цель в работе, учиться определять собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках данной темы;
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать учителя и собеседника, работать в группе.
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр или компьютер, музыкальный материал.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель поет. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
Ученики поют. Здравствуйте, учитель! Добрый день, наш класс!
Учитель. Давайте все вместе повторим правило певческой посадки:
«Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь.»
Ученики повторяют правила певческой посадки (спина прямая, голова немного приподнята, руки располагаются свободно на парте перед собой).
Создание ситуации успеха. Мотивация. Введение в тему урока. Постановка целей.
Слайд 1. Картины И.К. Айвазовского.
Учитель. В чем заключается сходство и различие представленных вам картин?
Ученики. На всех картинах изображено море. Но оно в разных состояниях.
Учитель. Каким увидел море художник?
Ученики. Разным: спокойным и бурным, штормящим.
Учитель. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Ученики. Теме моря. Музыке моря.
Учитель. Рассмотрите эти картины. Может быть, кто-нибудь знает, кто является автором этих картин?
Слайд 2. Портрет И.К. Айвазовского, годы жизни.
Учитель. Нарисовал эти картины великий русский художник Иван Константинович Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря. Что вы можете сказать о его картинах?
Учитель. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Что вы заметили?
Ученики. Что музыка соответствует представленной картине.
Учитель. Можно ли сказать, что вы сейчас слушали «музыку моря»?
Учитель. Эту музыку передал нам знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в увертюре к опере «Садко».
Слайд 2. Портрет Н.А. Римского-Корсакова, годы жизни.
Учитель. Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др. На какие сюжеты написаны эти оперы?
Ученики. На сказочные.
Учитель. Верно. Поэтому Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Но сегодня мы будем говорить об увертюре к опере-былине «Садко».
Учитель. Какие цели вы сегодня можете поставить перед собой? Постарайтесь их сформулировать. В этом вам помогут слова, написанные на табличках. Прочитайте их.
Ученики . Познакомиться, углубить, услышать, распознавать.
Учитель. Так какие цели вы поставите перед собой?
Ученики. Углубить знания об увертюре к опере. Познакомиться с увертюрой к опере «Садко». Соотнести картины художника с музыкой композитора. Распознавать настроение в музыке. Распознавать интонации в музыке и т.п.
Учитель. Что такое опера?
Ученики. Жанр музыки, музыкальный спектакль, где все герои поют.
(Учитель уточняет. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.)
Учитель. Что такое былина?
Ученики. Старинное сказание о народных героях, богатырях.
Учитель. Каких вы знаете былинных героев?
Ученики. Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Учитель. Кто читал былину о Садко? Кем был Садко?
Ученики. Новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Учитель. Ярослав нам сейчас кратко изложит былину о Садко.
Заранее подготовленный ученик рассказывает былину.
Учитель. Что сказочного произошло с Садко?
Ученики. Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.
Учитель. На каком инструменте играл Садко?
Ученики. На гуслях.
Учитель. Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины не читали, а сказывали, т.е. пели. Во время пения подыгрывали на гуслях. А исполнители былин назывались сказителями. Ведь немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Былины рассказывали о разных подвигах богатырей и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой.
Учитель. Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?
Учитель. Что такое опера-былина?
Ученики. Опера на сюжет былины.
Учитель. Кто помнит, как называется вступление к опере?
Открытие новых знаний . Работа в группах.
Учитель. Дальше мы будем работать в группах.
Ученики пересаживаются для работы.
Учитель. Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней. Увертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее». Как вы думаете, почему?
Учитель. У вас на столах лежат задания. Прослушав увертюру «Океан – море синее» к опере-былине «Садко», вы посовещаетесь в группах и ответите на поставленные вопросы.
Учитель. Почему у вертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее»?
Ученики. Вступление в опере – это образ моря. Композитор очеловечил море. Так и океан. Океан, как живой, участвует в событиях оперы.
Учитель. Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. Сколько всего в ней звуков? Спойте их.
Ученики обсуждают в группах.
Учитель. Н.А. Римский-Корсаков очеловечил море. Так и океан. Океан, как живой, участвует в событиях оперы. А всегда ли одинаково звучит мелодия?
Учитель. Вспомните слайды. Какие состояния моря там показаны?
Ученики. Спокойное и бурное.
Учитель. Когда вы вслушались в интонацию главной картины моря, то вы услышали всего 3 звука. Увидели, как меняется характер музыки. В чем секрет? Что изменяется в звучании?
Ученики. Динамика и темп.
Учитель. Что такое динамика? Какой она бывает?
Ученики. Динамика – это сила звука в произведении (громко, тихо).
Учитель. Что такое темп? Какой он бывает?
Ученики. Темп – это скорость движения музыки. Он бывает быстрый, медленный, умеренный.
Учитель. Изменяется ли темп в музыке? Как?
Море очень широко,
Широко разводят руки в сторону.
Море очень глубоко.
Приседают, коснувшись руками пола.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить — нельзя.
Разводят руки в сторону, приподняв плечи.
Мы немножко искупнемся
Делают кистью руки плавные движения.
И назад домой вернемся.
Ходьба на месте.
Учитель. Николай Андреевич Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях. А где можно послушать оперу?
Ученики. В оперном театре, по телевизору, по радио.
Учитель. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Как называется вступление к опере?
Учитель. Еще раз послушаем увертюру «Океан – море синее» к опере–былине «Садко», чтобы получше запомнить.
Учитель. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра музыканты создают фантастические и реальные образы. Как называется группа музыкантов в театре?
Учитель. Какое море в музыке композитора?
Учитель. Как композитор передает характер моря: то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного? В чем здесь секрет?
Учитель. Ребята, ещё раз прослушайте фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Ваша задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море спокойное, как вы можете это показать рукой?
2-3 ученика показывают.
Учитель. Если море бурное, то как вы можете показать это?
Рефлексия. Соотнесение результатов урока с поставленными целями.
Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.
Достигли ли мы намеченных целей?
Что нового вы узнали на уроке?
Что на уроке тебе понравилось больше всего?
Что наиболее запомнилось?
На протяжении всего урока у нас звучала музыка моря. У каждого из вас есть на парте рисунок с изображением волны и карандаши голубого, синего и фиолетового цветов. Кто на уроке легко справлялся с заданиями – раскрасьте волну голубым цветом, кто испытывал затруднения – раскрасьте синим цветом, кому было трудно – фиолетовым цветом. Чтобы изобразить наше море, прикрепите ваши волны к доске.
Учитель. Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.
Карточки для групп.
Почему у вертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее»?
Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. Сколько всего в ней звуков?
Всегда ли одинаково звучит мелодия?
Как меняется характер музыки? Что изменяется в звучании?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка «Синяя птица».
Данный материал идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве». презентация содержит картины художника-мариниста.
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и .
Конспект и презентация урока музыки » Океан море синее» 3 класс.
Урок музыки с использованием электронного учебника. Образ моря в искусстве.
Презентация к уроку по теме «Океан — море синее» (3 класс).
Источник