- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
- Тема моря и паруса в поэзии Лермонтова
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
1. История создания
Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.
Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.
Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.
Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».
Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.
2. Литературное направление
Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.
Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.
3. Род
«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.
4. Жанр
«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.
Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.
5. Проблематика
Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.
6. Тематика
Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».
В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.
8. Пафос
Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.
Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.
9. Система образов
Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.
Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.
Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).
10. Центральные персонажи
Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.
Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.
11. Лирический герой
Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.
Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
- В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
- Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
- В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»
14. Художественные особенности
Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.
Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).
Строфа – классический катрен, или четверостишие.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
- олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
- метафора: «в тумане моря голубом»;
- антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».
С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.
Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.
17. Значение произведения
Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.
Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.
Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.
19. Моё отношение
Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.
Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!
20. Чему учит
Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.
Источник
Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
1.2 Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
«Парус» – одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен» [Володин, 1998, 18]. «Недаром «Парус» в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию».[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении «Парус» поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что «поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…» [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение «Парус».
Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. «Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка» [Удодов, 1973, 175].
В стихотворении «Парус» перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. «Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства» [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних – переживания лирического героя.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
О чем же это стихотворение? «Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии – покоя или бури. Закон его жизни – мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно – определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость» [Коровин, 1973, 46].
Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что «в стихотворении слово «парус» встречается один раз – в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение «он» [Храмцова, 2005, 42].
И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о «парусе»? Он «ищет», «кинул», «просит», «бежит», то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо – человек. А какой он, «парус»? «Одинокий» и «мятежный». Такое можно сказать лишь о человеке. «Парус» становится символом … человека, его души» [Храмцова, 2005,42].
А каким мы видим «море»? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: «Играют волны – ветер свищет», и следом «Струя светлей лазури…» Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
«Неразрешимость конфликта «паруса» и «моря» бросает свет на конфликт между человеком и жизнью» [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек – одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.
Источник
Тема моря и паруса в поэзии Лермонтова
Данная работа посвящена анализу темы моря и паруса в творчестве Лермонтова. Подробно рассматривается связь образов-символов и душевного состояния как лирического героя, так и самого поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskaya_tema_v_poezii_lermontova.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Литература XIX века»
Тема моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова.
Выполнила: Стельмах Евгения, 8 «Г» кл
Научный руководитель: Шестакова В.Н.,
учитель русского языка и литературы
Данная работа посвящена анализу темы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова. Ученица анализирует некоторые стихотворения М.Ю.Лермонтова, которые связаны с морской тематикой. Подробно рассматривает связь образов-символов и душевного состояния как лирического героя, так и самого поэта.
- Вступление.
- Основная часть.
- Морская стихия – объект пейзажной лирики Лермонтова.
- Образ волны в творчестве М.Ю.Лермонтова.
- «Парус» — яркий пример создания зрительного и звукового образа волны.
- Проблема покоя и движения и тема воли и неволи в стихотворениях Лермонтова.
- Жизнь природы и душа человека в стихотворениях Лермонтова.
- Тема одиночества, изгнанничества, странничества.
- Заключение.
Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.
Целью данной работы является:
- изучение места и роли образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова,
- символическое значение данных образов.
- Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в поэзии М.Ю.Лермонтова.
- Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.
Предмет исследования: литература
Объект исследования: лирика М.Ю.Лермонтова.
Гипотеза: если считать, что морская тематика присутствует в лирике М.Ю.Лермонтова, то можем предположить, что образы-символы моря и паруса являются отражением душевного состояния самого поэта.
Исследование творчества великого поэта и писателя актуально как в настоящее время, так будет актуально и в будущем. По каким же причинам? Наследие М.Ю.Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю.Лермонтова и духовно обогащает нас. Творчество М.Ю.Лермонтова находит сильнейший отклик в сердцах молодых людей, значит, изучая поэзию и прозу этого великого литератора, мы сможем понять, чем живет современная молодежь.
Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в поэзии и прозе М.Ю.Лермонтова в целом не исследовались.
Наряду с горным и воздушным пейзажами, к которым питал пристрастие Лермонтов, ещё одним объектом лермонтовской пейзажной лирики была морская стихия. Как совершенно справедливо заметил В.Ф. Саводник, слова посвящённого А.И. Одоевскому стихотворения «Любил ты моря шум, молчанье синей степи — / И мрачных гор зубатые хребты…» вполне применимы и к самому Лермонтову.
Принято считать, что приоритет в разработке морской темы в русской поэзии принадлежит К.Н. Батюшкову (1787 – 1855) и Н.М. Языкову (1803 – 1847). Однако вклад Лермонтова в отечественную поэтическую маринистику настолько весом, что он позволил составителю сборника стихотворений русских и советских поэтов, посвящённых морской стихии (Море. – М., 1987), поэту Николаю Флерову заявить: « они развивают всё то лучшее, то вошло в поэзию моря со стихами Державина и Пушкина, Лермонтова и Языкова».
Морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, — а подавляющее большинство его стихотворений о море относится именно к этому периоду, — тяготеет к условно — романтической символике: «Ревёт гроза, дымятся тучи/ Над тёмной бездною морской!», « Гроза шумит в морях с конца в конец», « Море плещет, и молния во мраке блещет», « И море билось с влажным дном, / И черна бездна загоралась / Открытой бездною громов». Одновременно подчёркивается огромность, беспредельность, таинственность моря и его глубин: «роковой простор моря», «чёрное дно», «пенная бездна», «дикая прихоть пучин», «угрюмый океан», на дне которого лежит «надежд разбитых груз» и тайну которого не может «изведать» никто, кроме Бога.
В описании морских картин встречаем: «берег высокий», «золотистый песок», «серая скала на берегу», «одинокий, малый, уединённый островок», маяк, «порой ночною /Над бурной бездною морскою / Манящий к верным берегам». Не обходится и без морских диковин: «Чудо морское с зелёным хвостом».
Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселён. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах «по синим волнам океана», неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок «с полусгнившей скамьёй», мачта, которая «гнётся и скрипит», «парус, серый и косматый, / Ознакомленный с грозой».
Ещё реже встречаются люди: «трепетный пловец», «красавица-дева», сидящая «над морем», царевич, купающий в море коня.
Помимо этих образов в стихотворениях Лермонтова встречается такой, очень подробно и тщательно разработанный им элемент морской поэтической лексики, каким является образ волны.
Согласно лингвистическим исследованиям поэтического языка Лермонтова, приведённым в Лермонтовской энциклопедии, в стихотворениях поэта слово «океан» встречалось 19 раз, слово «буря» — 8 раз, слово «море» — 101 раз, а слово «волна» – 172 раза. В списке тысячи самых частых слов из лексикона Лермонтова слово «волна» находится по своему частотному рангу на четвёртом месте после таких, отображающих географические понятия, слов, как «небо», «земля» и «горы».
Кроме обычных для романтической поэзии эпитетов: гордая, бледная, кристальная, бурная, ночная, синяя, бунтующая, кочующая и т.п., Лермонтов даёт волнам и более подробную характеристику, описывая волны в их деятельности, движении: волны расстилаются, забегают, играют, толкаются, шумно катятся «под серебряной луной», «лепечут …и бегут / И вновь приходят, и о скалы бьют», «теснятся и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют», «катятся одна за другою / С плеском и шумом глухим», несутся, удаляются толпой, «И хлещут пеною кипучей», дробятся и орошают пеной «брега в туманной мгле», наконец, «волна / С холодным резвится лучом», бьёт «о берег высокий», «качается, чернеет и возвращается волнам».
Из этого перечисления видно, что Лермонтов считал основными свойствами волн их нерасторжимую связь друг с другом, ритмичность и повторяемость их движений с неизбежным возвращением назад, к месту их возникновения – «в приют родимых камышей».
Лермонтов создаёт не только зрительный, но и звуковой образ волны. На эту особенность лермонтовской словописи, как бы создающую эффект киноленты, обратил внимание Н.М. Шанский при разборе стихотворения «Парус».
«Парус» (1832) М. Ю. Лермонтова – стихотворение едва ли не самое популярное в русской поэзии. Оно относится к юношеским произведениям поэта. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершён.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит …
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Спокойный, элегический пейзаж в первой строфе сменяется драматическим и взволнованным описанием моря во второй строфе (это подчёркнуто глагольными формами). Третья строфа как будто возвращает нас к идилличности морского пейзажа первой строфы, красочность, яркость её динамики (струя, луч), создают светлую и радостную картину морской стихии. Рисуется морской пейзаж в состояниях, разновременно наблюдаемых и объединённых в целостной, но эмоционально противоречивой поэтической картине.
Риторический вопрос первой строфы отчуждает автора от героя. В ответе второй строфы проявляются неопределённость и недосказанность. Здесь прямо связаны автор (восклицание – «увы») и герой; перед читателем встаёт сложная проблема смысла человеческого бытия. Цель и назначение человека – поиски бури. Ясность исчезает в заключающем стихотворение стихе: «Как будто в бурях есть покой!»
Обратившись к звукописи произведения, отметим, что звуки [Щ] , [С] , [З] , [Ч] создают шум волны, свист ветра, звуки качающейся мачты.
У Лермонтова волны производят разнообразные звуки: шум, шипение, шепот, плеск, ропот, рёв, с помощью которых они ведут свой «разговор живой и полный выраженья». Однако и этот глухой шум, и этот сладостный и томный или упрямый и мятежный ропот, и этот дикий плеск оказываются столь же бесполезными, как и движение волн: « И бесполезный этот шум, /И эта жизнь без дел и дум, /Без родины и без могилы, /Без наслажденья и без мук».
Как отмечает Э.Э.Найдич, в стихотворениях Лермонтова, посвящённых морской тематике, соединяются между собой проблема покоя и движения и тема воли и неволи. Так, волны лишены собственной воли: «В пустыне моря голубой / Их гонит вместе ветер южный», «Волна ко брегу возвратиться не сильна», то есть хочет, но не может. Сравнивая между собой душевную жизнь человека и жизнь моря, Лермонтов подчёркивает их сходство – вечное движение и бесцельность, бессмысленность этого движения. Человек уподобляется волне, но и отличается от неё: человек – не волна, всё, что естественно для волны, недоступно человеку:
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О, как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Всё, чем так гордятся люди,
Мой набег бы разрушал;
И к моей студёной груди
Я б страдальцев прижимал;
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы прельщён;
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон;
Не искал бы я забвенья
В дальнем северном краю;
Был бы волен от рожденья
Жить и кончить жизнь мою!»
Стихотворения Лермонтова, посвящённые морской стихии, представляют собой удивительное сочетание картин природы с жизнью и чувствами человеческой души. Уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: «И в море каждая волна/ Была душой одарена». Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны, они стремятся к тому, чтобы разрушить всё, «чем так гордятся люди», к тому, «чтоб малость превратить в ничто!». Волны, ведущие «вечную войну/ С другой стихией, с облаками, / С дождём и вихрем», безразличны к судьбам людей: они могут вынести или не вынести «милого друга на берег», они надменно презирают ими же расшибленный и выкинутый на берег одинокий челнок. Не лучше волн и люди:
Волны катятся одна за другою,
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их неволя и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души… и что же?
Души в них волн холодней!
В этом стихотворении, как и в стихотворении «Парус», применена своеобразная конструкция, состоящая в том, что первые две строчки содержат описание пейзажа, в данном случае – морского, а две вторые строчки – лирический «отзыв» на него.
И ещё одна тема нашла своё отражение в стихотворениях Лермонтова, связанных с морской стихией, — это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они и связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся, им «их неволя и холод дороже / Знойных полудня лучей». Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует, осознает свою слабость, неодинаковость, непохожесть, когда она поймёт, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, так же, как и они, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих передвижениях береговой чертой. И хотя она не одинока в их окружении, она не может уйти от них никуда. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей:
Покрывшись пеною рядами,
Как серебром иль жемчугами,
Несётся гордая волна,
Толпою слуг окружена;
Так точно дева молодая
Идёт, гордясь между рабов,
Их скромных просьб, их нежных слов
Не слушая, не понимая!
И вянут девы в тишине,
А волны всё одне, одне.
Лермонтов использует образ волны не только для сопоставления или, точнее, противопоставления природы человеку, но и для иллюстрации некоторых фактов внутренней жизни человека или человеческих отношений. Примером может служить вторая часть стихотворения «Графине Ростопчиной»:
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой
В пустыне моря голубой;
Их гонит вместе ветер южный;
Но разрознит их где-нибудь
Утёса каменная грудь…
И, полны холодом привычным,
Они несут к брегам различным,
Без сожаленья и любви
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заёмный
И ласки вечные свои.
Анализируя это стихотворение, мы отмечаем, что из всех особенностей волн, представляющих собой элемент пейзажа, выбираются те, которые позволяют раскрыть второй, внутренний смысл. Так, две волны дружны, но вместе с тем это – «чета случайная». Две волны несутся в «пустыне моря». Это означает – в пустыне жизни, в пустыне светского общества. «Холод привычный» символизирует и холод волн, и холод человеческой души. Слова «Свой ропот сладостный и томный» представляют для волны звуковую и внешнюю характеристику, для человека же – выражение его внутренней противоречивой сущности, они раскрывают естественное начало, которое выражается в радости и грусти. Для личности – это её сокровенные и естественные проявления. Наконец, «вечные ласки» в отношении волн – образ совершенно ясный, потому что море вечно. Сравнение душевной жизни человека с морскими волнами художественно завершает поиски Лермонтовым символического образа моря.
Таким образом, рассмотрев некоторые лирические произведения М.Ю.Лермонтова, которые посвящены морской теме, или в которых встречаются образы – символы моря и парус, мы можем сказать, что поэта на протяжении всей жизни сопровождала морская стихия.
Она привлекала его своим размахом, величавой свободой, необыкновенной мощью. Но при этом, на огромном пространстве и парус, и волна одиноки. М.Ю.Лермонтов и сам ощущал одиночество в обществе. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.
Но море – это вечная стихия, она, по мысли поэта, бессмертна Поэт не хочет примириться с конечностью человеческого бытия и связывает свои представления о бессмертии с высшими жизненными ценностями.
- Володин Э.Ф. «Парус» М.Ю.Лермонтова. ЛВШ, 2 — 1998
- Лермонтов М.Ю. Стихотворения. М., 2000 г
- Нахапетов Б.А. Лирика М.Ю.Лермонтова. ЛВШ, 7-1999 г.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990
Источник