- Чёрные океаны
- Нефть в океанах
- Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами
- Причины загрязнения водной среды нефтепродуктами и нефтью
- Вредные воздействия нефтяных загрязнений на окружающую среду
- Негативные воздействия на водную среду
- Как влияют нефтяные загрязнения на фауну?
- Решение проблемы загрязнения океана нефтью
- Очистка океана от нефтепродуктов
- Нефтяные катастрофы в океане
Чёрные океаны
Нефть в океанах
Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атлантического океана и их берега.
Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. л морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи с нефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0, 1-0, 01 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить, достаточно вылить 1 л нефти.
Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками.
В настоящее время 7-8 т нефти из каждых 10 т, добываемых в море, доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторых участках Мирового океана происходит буквально столпотворение. Например, через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000 судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенно они возросли в 70-80-х гг. Только в 1975 г. погибло 10 танкеров общим водоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. Пожалуй, первая, которая всколыхнула мир, произошла в 1967 г. У берегов Западной Европы потерпел аварию супертанкер «Торри Каньон», в море попало 120 тыс. т нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т. е. 90 % морских птиц этих районов.
В дальнейшем катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океаны все новые и новые порции нефти. 1974 г. — авария американского танкера «Трансхерон», имевшего на борту 25 000 т нефти. Из пробоин только за первую неделю вытекло 3500 т нефти! Огромное нефтяное пятно площадью в несколько десятков квадратных километров медленно двинулось к побережью южно-индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей.
В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании «Галф ойл» (США) из танкера «Афран зодиак» водоизмещением 210 тыс. т вылилось 450 т нефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой и побережье на протяжении 35 км.
В феврале 1976 г. на танкере «Сан-Петер», совершавшем под либерийским флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс. т нефти на борту, вспыхнул пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия, охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км.
В начале 1976 г. у берегов Бретани потерпел крушение супертанкер «Олимпик брейвери» водоизмещением 275 тыс. т — собственность компании, основанной греческим магнатом А. Онассисом. Чудовищное мазутное месиво затопило берега некогда живописного французского о-ва Уэссан. Правительство было вынуждено привлечь военно-морские силы и саперные подразделения для очистки побережья острова, растительности и животному миру которого уже нанесен непоправимый ущерб.
В январе 1977 г. танкер «Арго Мерчент» длиной 182 м сел на мель у берегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн. л темной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовав пятно размером 240х60 км.
В 1977 г. — катастрофа с танкером «Айринз Челленджер» и 20 млн. л нефти попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожара на борту танкера «Хэвайан патриот» в северной части Тихого океана «потеряно» 90 тыс. т нефти.
1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у берегов Бретани. Американский супертанкер «Амоко Кадис» наскочил на рифы, вылив в море 230 тыс. т нефти.
Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров «Этлэнтик эмпресс» и «Иджен Кэптэн» в Карибском заливе недалеко от Тринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти.
Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческий танкер «Глобус Асини». Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс. т нефти.
В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики загорелся танкер «Кастилло де Бельвер». Судно затонуло, выпустив в воды океана 250 тыс. т нефти.
У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер «Баия параисо» с 1 тыс. т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшная трагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер «Экссон валдиз» по вине капитана напоролся на риф. Из пробоины вытекло более 40 тыс. т нефти. Образовалось нефтяное пятно площадью до 800 км2. Акватория пролива Принц Уильям была объявлена «зоной бедствия». На борьбу с загрязнением были брошены ВМС США. Ряд стран мира (в том числе и Россия) поспешили прийти на помощь. Тем не менее, по словам газеты «Вашингтон пост», эта авария грозит «потенциальной экологической катастрофой», последствия которой трудно предугадать.
В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе Бад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс. т нефти. Нефтяная пленка покрыла реку на протяжении 7 км. Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей в районе 50 км ниже западно-германской столицы.
В апреле 1989 г. индийский танкер «Канченджунга» налетел на рифы в Красном море в территориальных водах Саудовской Аравиив 5 км от порта Джида. Из пробоин вытекло более 10 тыс. т нефти.
Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доля в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых (рис. 2).
Печальный рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтяной скважине «Иксток-1» (Мексика), пробуренной у берегов п-ова Юкатан в Мексиканском заливе. Авария случилась в июне 1979 г. и ежедневно в акваторию выливалось более 4 тыс. т нефти. Скважина фонтанировала более месяца, выплеснув из недр почти 0, 3 млнл «черного золота». Ликвидация фонтана обошлась в 131, 6 млн. дол.
Источник
Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами
Использование углеводородов человеком помогло шагнуть человечеству на новую ступень развития. Нельзя представить современные блага без использования нефтепродуктов: привычное топливо и строительство, медицина и косметология и др.
Однако вместе с благами добыча, транспортировка и переработка нефтепродуктов несёт скрытую угрозу экологической системе мирового океана и как следствие планеты.
Возможные негативные последствия загрязнения мирового океана нефтью ещё не до конца осознаны человечеством.
Причины загрязнения водной среды нефтепродуктами и нефтью
Безответственность людей привела к загрязнению вод. Причины нефтяного загрязнения водной среды нефтепродуктами и нефтью многочисленны.
Основные источники загрязнений:
- Неконтролируемые выбросы нефти в океан при подводной добыче углеводородов.
- Утечка нефти в океане при авариях танкеров и супертанкеров, которые перевозят нефтепродукты.
- Сброс балластных вод.
- При погрузке и выгрузке углеводородов.
- Сточные воды заводов и фабрик, которые приносятся реками.
Загрязнение воды происходит практически постоянно. Огромные маслянистые пятна можно наблюдать в разных местах мировой акватории. До 16 млн. тонн нефти в год попадает в воду по халатности человека.
Вредные воздействия нефтяных загрязнений на окружающую среду
На заре массовой добычи и транспортировки нефтепродуктов считалось, что мировому океану ввиду его необъятности нельзя нанести вред. Верили, что он в состоянии самоочиститься.
Однако масштабы разливов и обволакивающие нефтяные плёнки стали настолько внушительными по занимаемой площади, что природа не справляется с последствиями. Биологическое и химическое окисление разлитой нефти происходит не настолько быстро как попадание углеводородов в водную среду.
Маслянистые плёнки, расползающиеся по поверхности воды, наносят вред водной среде, влияют на флору и фауну океана.
Пока до конца не изучено пагубное влияние нефти на океан и всех его обитателей.
Негативные воздействия на водную среду
Дальнейшие преобразования нефтяных пятен нельзя предвидеть во всех подробностях, так как на них воздействуют различные факторы:
- Маслянистые выбросы имеют разные свойства и составы.
- Сила ветра, направление волн, близость берега, скал по-разному влияют на дальнейшую судьбу разлитых нефтепродуктов.
- В зависимости от температуры воды и воздуха испарение и разложение составляющих нефти имеют разную интенсивность и специфику.
Сложные взаимосвязи всех факторов пока до конца так и не изучены и последствия разлива нефти в мировом океане непредсказуемы.
Как влияют нефтяные загрязнения на фауну?
Для человеческого глаза и сознания более наглядна картина уничтожения животного мира водной акватории:
- Морские птицы покрываются маслянистой плёнкой. Пропитанное маслами оперение не способно удерживать тепло (птицы мёрзнут), перьевой покров тяжелеет (птицы не могут летать или летают с трудом). Очищая оперение от загрязнений, вредные масла попадают в организм птиц.
- Многие виды рыб гибнут даже от небольшой концентрации в воде углеводородов: расслаиваются мышцы, теряется репродуктивная функция (нежизнеспособность икринок), разрушаются жабры.
- Живые организмы, обитающие в верхнем слое воды, погибают под нефтяными разливами от недостатка света, кислорода, отравляющих пестицидов и тяжёлых металлов.
Каждый морской обитатель, попадая в места разлива нефтепродуктов, подвержен опасности и риску смерти.
Решение проблемы загрязнения океана нефтью
Всё чаще человечество выражает тревогу по катастрофически быстро ухудшающемуся состоянию мирового океана. Потеряв такую экосистему, человечество неминуемо ждёт гибель.
Важным шагом на пути решения экологической проблемы является привлечение широкой общественности.
С 2009 года 8 июня отмечается Всемирный день океана. День водных ресурсов ежегодно проходит под девизом «Наши океаны, наша ответственность» 22 марта.
На конференции ООН в 2012 году было предложено использовать водные ресурсы максимально экологично. Принято решение о поощрении исследований причин окисления океана и выработке рекомендаций по устранению негативных последствий разлива нефти в океане.
Решение проблемы загрязнения океана нефтью не лежит в области полномочий одного человека, одного государства или одного континента. Нельзя считать нефтяные пятна в океане экологической проблемой одного государства.
Только осознав масштабы надвигающейся экологической катастрофы, можно объединить разные государства для создания защитных природоохранных мер и избавиться от маслянистого мусора.
Очистка океана от нефтепродуктов
Общественность начинает осознавать необходимость в очистке мировой акватории от загрязняющих нефтепродуктов.
Современные достижения предлагают разные пути решения проблемы:
- Механический сбор.
Боновыми (плавучими) заграждениями окружают место утечки нефти и механическим путём собирают продукт при помощи насосов. Недостаток данного вида – невозможность собрать тонкую нефтяную плёнку.
- Физико-химический способ основан на создании сорбентов.
Изготавливают из различных материалов (опилки, льняная кастра, рисовая и гречишная шелуха и др.) рулоны или порошки. Очищающего эффекта добиваются, рассыпая или раскладывая на загрязнённую поверхность сорбирующий материал. Впитывая маслянистую жидкость, сорбент очищает поверхность воды. Осевшую на дно или растворённую в воде смесь, сорбент очистить не может.
- Биологический способ очистки.
Предполагает биомерацию (внедрение в разлитое нефтяное пятно активных микроорганизмов, которые сложные нефтяные углеводороды приводят к полному разложению). Биомерация – наиболее эффективный способ очистки вод от маслянистых пятен.
Применяя разные способы можно качественно произвести очистку мировой акватории.
Нефтяные катастрофы в океане
Одна из крупнейших катастроф произошла 20 апреля 2010 года. В Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошёл взрыв. Через 2 дня вышка затонула, но ещё на протяжении более 3 месяцев на поверхность залива вытекала нефть (до 700 т в сутки).
Для морских обитателей катастрофы с нефтью в океане несут смерть. Многие из них сейчас находятся на грани исчезновения.
В 1979 году в Карибском море было разлито почти 290 000 тонн нефтепродуктов. При столкновении двух танкеров «Эгейский капитан» и «Атлантическая императрица» – один затонул.
Столкновения танкеров, аварии на нефтяных платформах проходят с завидным постоянством. Атлантический океан – самый загрязнённый океан нефтью. Через него проходят нефтяные пути, и ведется добыча нефти у его берегов
Только совместные продуманные меры по экологической безопасности при добыче нефти и транспортировке поможет сохранить экологию водной среды.
Влияние добычи нефти на окружающую среду
Чем загрязняют моря и методы решения проблемы
Что относится к химическим и естественным источникам загрязнения гидросферы?
Основные источники и последствия загрязнения вод мирового океана
Экологические проблемы при добыче нефти
Экологические проблемы в Белом море
Остров из мусора в Тихом океане: размеры, фото, расположение на карте
Загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами
Загрязнение гидросферы: виды и пути решения проблемы
Виды химических загрязнителей природных вод и мирового океана
10 самых загрязненных Морей в мире
4 метода очистки сточных вод от нефтепродуктов
Источник