100. Правовой режим территориального моря
Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.
В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса территориального моря Российской Федерации относится к ведению РФ. Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.
Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).
Отсчет ширины территориального моря производится:
1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические координаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в Извещениях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).
Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения. Такие соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориальных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турцией об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973т.).
Правовой режим.Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права.
Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды;
б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.
В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.
Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.
Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.
В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.
Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.
Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.
Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).
Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев:
а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлеченных на себя судном во время или для такого прохода.
Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным- кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.
Источник
Правовой режим территориального моря и прилежащей зоны
Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, именуемый территориальным морем (территориальными водами).
При этом суверенитет прибрежного государства распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра дна. Этот суверенитет осуществляется с учётом применимых норм международного права (ст. 2 Конвенции ООН 1982 г.).
Каждое прибрежное государство имеет право самостоятельно устанавливать ширину своего территориального моря, но до
предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от
исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. В качестве «нормальной исходной линии» Конвенция определяет линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба
(ст. 3-5 Конвенции). В местах, где береговая линия глубоко
изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения
исходных линий может применяться метод отсчета прямых
исходных линий, соединяющих соответствующие точки (п. 1
ст. 7 Конвенции 1982 г.).
При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод (п. 3 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.
Территориальное море представляет собой часть государственной территории прибрежного государства. Тем не менее суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
Мирный проход иностранных судов в территориальном море прибрежного государства осуществляется в соответствии с положениями разд. 3 ч. II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он может осуществляться судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Вместе с тем он может предусматривать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции 1982 г.).
Проход является мирным, если только им не нарушается
мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (п. 1 ст. 19 Конвенции 1982 г.). Проход иностранного
судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном
море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
— угрозу силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
— любые маневры или учения с оружием любого вида;
— любой акт, направленный на сбор информации в ущерб
обороне или безопасности прибрежного государства;
— любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на
оборону или безопасность прибрежного государства;
— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого
летательного аппарата;
— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого
военного устройства;
— погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку
или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
— любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения [. ];
— любую рыболовную деятельность;
— проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
— любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
— любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу» (п. 2 ст. 20)»
Следует особо остановиться на проблеме прохода иностранных военных кораблей в чужих территориальных водах. Долгие годы представители социалистической доктрины международного права настаивали на наличии общепризнанной нормы международного обычного права, запрещающей такой проход без получения предварительного разрешения у властей прибрежного государства. Так, в популярном в свое время советском учебнике по международному праву, вышедшем в свет в 1974 г. под редакцией председателя Советской Ассоциации международного права проф. Г.И. Тункина, отмечалось: «Прибрежное государство вправе запретить проход иностранных военных кораблей через свое территориальное море. Оно может регламентировать их доступ путем выдачи разрешения на проход. Практике известен также уведомительный порядок. Государство, наконец, может сделать проход иностранных военных кораблей полностью свободным от каких-либо предварительных условий».
Схожей позиции придерживаются и некоторые российские ученые. Так, П.Н. Бирюков в 1999 г. писал: «Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды».
После того, как на I Конференции ООН по морскому праву советский подход к данной проблеме был отвергнут, Белорусская ССР при подписании и ратификации Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. сделала соответствующие оговорки. Текст оговорки БССР к ст. 23 (подраздел D. Правило, применяющееся к военным кораблям) гласил: «Белорусская Советская Социалистическая Республика считает, что прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных кораблей через его территориальные воды».
Конвенции содержит четкое определение понятия «военный корабль». В ней сказано: «Для целей настоящей Конвенции «военный корабль» означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.
Следует, однако, признать, что в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. мы не находим достаточно четких указаний по существу данной проблемы. Прямого запрета на «мирный проход» военных кораблей Конвенция не содержит. В ней, однако, учитывается особый статус военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Так, в ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено: «Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм международного права», Следует отметить, что в самых последних российских учебниках по международному праву учитываются новые реалии. Так, Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачев отмечают: «Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие -лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты. Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30)».
Источник