Охарактеризуйте правовой режим территориального моря

100. Правовой режим территориального моря

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отра­жена специфика территориального моря. В соответствии с тре­бованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет пра­вовой режим своего территориального моря, поскольку оно вхо­дит в состав государственной территории, а его внешняя грани­ца является государственной границей прибрежного государст­ва на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса тер­риториального моря Российской Федерации относится к веде­нию РФ. Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норве­гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов). Географиче­ские координаты точек, через которые проходят прямые ис­ходные линии для отсчета территориального моря России, ут­верждаются Правительством РФ и объявляются в Извеще­ниях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграни­чительной линии их территориального моря используется сре­динная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Государ­ства с учетом различных обстоятельств (исторических, геогра­фических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения. Такие соглашения были подписаны СССР с Поль­шей о разграничении советских и польских территориальных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турцией об определении линии морской границы между советскими и ту­рецкими территориальными водами на Черном море (1973т.).

Читайте также:  Дорама ночью у моря одна

Правовой режим.Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Территориальное море имеет большое значение для меж­дународного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мир­ного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного раз­решения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутрен­ние воды;

б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на по­верхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доб­рого порядка или безопасности прибрежного государства: угро­за силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или про­паганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государ­ства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, ис­следовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание по­мех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и пра­вила, относящиеся к безопасности судоходства и регулирова­нию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах сво­его территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территори­альном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных догово­ров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установлен­ный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения на­рушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ, орга­ны и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам име­ют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчи­няется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нару­шение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ имеют право преследовать и задерживать за пределами терри­ториального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего госу­дарства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непре­рывно (преследование «по горячим следам»).

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уго­ловная юрисдикция прибрежного государства не должна осу­ществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или про­изводства расследования в связи с любым преступлением, со­вершенным на борту судна во время его прохода, за исключе­нием случаев:

а) если последствия преступления распростра­няются на прибрежное государство;

б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территори­альном море;

с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли нарко­тическими средствами или психотропными веществами.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обя­зательствам или в силу ответственности, принятых или навле­ченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причи­ненные военным- кораблем прибрежному государству, государ­ство флага несет международную ответственность.

Источник

Правовой режим территориального моря и прилежащей зоны

Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, именуемый территориальным мо­рем (территориальными водами).

При этом суверенитет при­брежного государства распространяется на воздушное про­странство над территориальным морем, на его дно и недра дна. Этот суверенитет осуществляется с учётом применимых норм международного права (ст. 2 Конвенции ООН 1982 г.).

Каждое прибрежное государство имеет право самостоятель­но устанавливать ширину своего территориального моря, но до
предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от
исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. В качестве «нормальной ис­ходной линии» Конвенция определяет линию наибольшего от­лива вдоль берега, указанную на официально признанных при­брежным государством морских картах крупного масштаба
(ст. 3-5 Конвенции). В местах, где береговая линия глубоко
изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения
исходных линий может применяться метод отсчета прямых
исходных линий, соединяющих соответствующие точки (п. 1
ст. 7 Конвенции 1982 г.).

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внут­ренних вод (п. 3 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982г.

Территориальное море представляет собой часть государ­ственной территории прибрежного государства. Тем не менее суда всех государств пользуются правом мирного прохода че­рез территориальное море.

Мирный проход иностранных судов в территориальном море прибрежного государства осуществляется в соответствии с по­ложениями разд. 3 ч. II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он может осуществляться судами всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пе­ресечь это море, не заходя во внутренние воды или не стано­вясь на рейде или у портового сооружения за пределами внут­ренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения. Про­ход должен быть непрерывным и быстрым. Вместе с тем он может предусматривать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным ап­паратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

Проход является мирным, если только им не нарушается
мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государ­ства (п. 1 ст. 19 Конвенции 1982 г.). Проход иностранного
судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства,
если в территориальном
море оно осуществляет любой из следующих видов деятельно­сти:

— угрозу силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимос­ти прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

— любые маневры или учения с оружием любого вида;

— любой акт, направленный на сбор информации в ущерб
обороне или безопасности прибрежного государства;

— любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на
оборону или безопасность прибрежного государства;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого
летательного аппарата;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого
военного устройства;

— погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку
или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и прави­лам прибрежного государства;

— любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения [. ];

— любую рыболовную деятельность;

— проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

— любой акт, направленный на создание помех функциониро­ванию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

— любую другую деятельность, не имеющую прямого отноше­ния к проходу» (п. 2 ст. 20)»

Следует особо остановиться на проблеме прохода иност­ранных военных кораблей в чужих территориальных во­дах. Долгие годы представители социалистической доктрины международного права настаивали на наличии общепризнан­ной нормы международного обычного права, запрещающей такой проход без получения предварительного разрешения у властей прибрежного государства. Так, в популярном в свое время советском учебнике по международному праву, вышед­шем в свет в 1974 г. под редакцией председателя Советской Ассоциации международного права проф. Г.И. Тункина, отме­чалось: «Прибрежное государство вправе запретить проход ино­странных военных кораблей через свое территориальное море. Оно может регламентировать их доступ путем выдачи разре­шения на проход. Практике известен также уведомительный порядок. Государство, наконец, может сделать проход иност­ранных военных кораблей полностью свободным от каких-либо предварительных условий».

Схожей позиции придер­живаются и некоторые российские ученые. Так, П.Н. Бирюков в 1999 г. писал: «Прибрежное государство имеет право уста­навливать разрешительный порядок прохода иностранных во­енных судов через свои территориальные воды».

После того, как на I Конференции ООН по морскому праву советский подход к данной проблеме был отвергнут, Белорус­ская ССР при подписании и ратификации Женевской конвен­ции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. сде­лала соответствующие оговорки. Текст оговорки БССР к ст. 23 (подраздел D. Правило, применяющееся к военным кораблям) гласил: «Белорусская Советская Социалистическая Республи­ка считает, что прибрежное государство имеет право устанав­ливать разрешительный порядок прохода иностранных воен­ных кораблей через его территориальные воды».

Конвенции содержит четкое определение понятия «военный корабль». В ней сказано: «Для целей настоящей Конвенции «военный корабль» означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офи­цера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужа­щих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчинен­ный регулярной военной дисциплине.

Следует, однако, признать, что в Конвенции ООН по морс­кому праву 1982 г. мы не находим достаточно четких указа­ний по существу данной проблемы. Прямого запрета на «мирный проход» военных кораблей Конвенция не содержит. В ней, однако, учитывается особый статус военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммер­ческих целях. Так, в ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено: «Государство флага несет международ­ную ответственность за любой ущерб или убытки, причинен­ные прибрежному государству в результате несоблюдения ка­ким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм международного права», Следует отметить, что в самых последних российских учеб­никах по международному праву учитываются новые реалии. Так, Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачев отмечают: «Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предвари­тельного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие -лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мир­ный проход всем военным кораблям, которые следуют тран­зитом через их территориальные воды. В соответствии с наци­ональным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территори­альные воды иностранных государств, запрещается: произво­дить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты. Осуществляя проход через терри­ториальные воды или находясь в территориальных или внут­ренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах об­щепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государ­ства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного госу­дарства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает за­конов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибреж­ное государство может потребовать от него немедленно поки­нуть территориальные воды (ст. 30)».

Источник

Оцените статью