Правовые меры охраны морской среды и природных ресурсов континентального шельфа РФ.
Охрана континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляется в пределах своей компетенции:
· федеральным органом по пограничной службе;
· федеральным органом по геологии и использованию недр;
· федеральным органом государственного горного надзора;
· федеральным органом по рыболовству;
· федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов,
Защита и сохранение минеральных и водных биологических ресурсов, захоронение отходов:
1) Государственная экологическая экспертиза на континентальном шельфе является обязательной мерой по защите минеральных и водных биологических ресурсов и предшествует выполнению федеральных стратегий, программ и планов.
2) Государственный экологический контроль и надзор на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм или стандартов, а также законов и правил РФ по защите минеральных и биологических ресурсов.
3) Государственный мониторинг континентального шельфа является составной частью единой государственной системы экологического мониторинга РФ и представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в т.ч. за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрам и их изменениями под влиянием, природных и антропогенных факторов.
Координация использования сил органов охраны, указанных в настоящей статье, осуществляется федеральным органом по пограничной службе.
ФПС России как головной (координационный) федеральный орган исполнительной власти в пределах установленных полномочий в рамках реализации исполнительных, контрольных, разрешительных, регулирующих и других функций организует и осуществляет координацию и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными (региональными, бассейновыми) органами, органами исполнительной власти субьектов Российской Федерации и местного самоуправления, организациями и должностными лицами, реализующими свои полномочия по защите национальных интересов России в ее пограничном пространстве в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 43 ФЗ «О континентальном шельфе РФ» должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:
1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и иные плавучие средства (далее — суда), искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:
региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов;
промысел живых ресурсов;
ресурсные и морские научные исследования;
захоронение отходов и других материалов;
иную деятельность на континентальном шельфе;
2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи;
3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации:
· приостанавливать или прекращать деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, нарушающую настоящий Федеральный закон и международные Договоры Российской Федерации;
· задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое;
· преследовать и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
· налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о совершенных нарушениях в суды Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;
5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации при остановке или прекращении деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи, задержании нарушителей и судов-нарушителей, об изъятии орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.
Военные корабли и летательные аппараты федерального органа по пограничной службе могут применять оружие против судов — нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации.
Источник
Экологическое право.
33. Понятие и охрана континентального шельфа РФ.
Предоставление пользователям участков континентального шельфа.
Континентальный шельф РФ – это морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Природными ресурсами континентального шельфа являются:
1) минеральные и иные неживые ресурсы морского дна и его недр;
2) живые организмы, относящиеся к сидячим видам. В целях охраны континентального шельфа РФ проводятся:
1) государственная экологическая экспертиза всех видов хозяйственной деятельности на континентальном шельфе;
2) государственный экологический контроль – система мероприятий, которые направлены на предупреждение, выявление и устранение нарушений применяемых международных норм и законов РФ по защите минеральных и живых ресурсов;
3) государственный мониторинг – система регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.
Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только при обеспечении их надежной локализации и на основании разрешения.
Участки континентального шельфа – геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии.
Участники пользования участками континентального шельфа: физические и юридические лица РФ; физические и юридические лица иностранных государств; объединения указанных юридических лиц, являющиеся стороной соглашения о разделе продукции.
Особенности предоставления участков пользователям:
1) определяются экономическими интересами РФ;
2) преимущественные права предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности РФ;
3) органы исполнительной власти могут вводить ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков;
4) возможно проведение конкурсов с участием только российских пользователей.
Морские научные исследования на континентальном шельфе – фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах.
Морские ресурсные исследования на континентальном шельфе – прикладные научно—исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов.
Источник
45. ПОНЯТИЕ И ОХРАНА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ УЧАСТКОВ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА
Подводная окраина материка — продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Природные ресурсы континентального шельфа — минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.
Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству.
Охрана континентального шельфа, а также его минеральных и живых ресурсов осуществляется в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов.
Охрану континентального шельфа осуществляют в пределах своей компетенции:
федеральный орган по безопасности; •
федеральный орган по геологии и использованию недр;
федеральный орган государственного горного надзора;
) федеральный орган по рыболовству;
5) федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов.
Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1 Суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
исключительное право сооружать, а также разре-шать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
юрисдикцию в отношении:
а) морских научных исследований;
б) защиты и сохранения морской среды;
в) прокладки и эксплуатации подводных кабелей ‘ _ и трубопроводов РФ.
Предоставляться участки континентального шельфа могут физическим и юридическим лицам РФ и физическим и юридическим лицам иностранных государств.
Также участки континентального шельфа могут предоставляться создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям юридических лиц (товариществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции, если участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам.
Участки предоставляются для: 1) регионального геологического изучения континентального шельфа; поиска минеральных ресурсов; разведки и разработки минеральных ресурсов; одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов;
сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
месторождений, а также редких геологических образований, представляющих научную или культурную ценность.
Государственные денежные вознаграждения выдаются гражданам РФ:
лично открывшим или разведавшим выявленное месторождение, а также дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его промышленную ценность;
принимавшим непосредственное участие в работах по геологическому изучению недр, приведших к открытию новых месторождений полезных ископаемых, или внесшим особый вклад в разведку и определение их промышленной ценности. Размер государственного денежного вознаграждения, выдаваемого одному лицу, не может превышать 500-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
Решение о назначении и выплате государственного и поощрительного денежных вознаграждений по конкретному объекту принимается совместно Комитетом РФ по геологии и использованию недр и органом исполнительной власти субъекта РФ, в пределах территории которого выявлен данный объект.
По особо крупным месторождениям, имеющим важное значение для национальной экономики, ре-шение о вознаграждении принимается Правительством РФ по представлению Комитета РФ по геологии и использованию недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а по объектам, расположенным в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, — Правительством РФ по представлению Комитета РФ по геологии и использованию недр.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
Закон «О недрах» предусматривает досрочное прекращение права недропользования.
возникновения непосредственной угрозы жизни
или здоровью людей, работающих или проживаю- «» щих в зоне влияния работ, связанных с пользо- СО ванием недрами;
нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
возникновения чрезвычайных ситуаций;
если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
по инициативе владельца лицензии;
непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах;
по инициативе недропользователя по его заявлению.
Источник