МЫСЛИ И ЭМОЦИИ: ВОЛНЫ И ОКЕАН
МЫСЛИ И ЭМОЦИИ: ВОЛНЫ И ОКЕАН
Те, кто начинает медитировать, часто говорят, что их мысли бунтуют и становятся непослушнее, чем когда-либо. Я ободряю их и говорю, что это хороший признак. Это говорит не о том, что ваши мысли становятся беспокойнее, а о том, что вы сами становитесь спокойнее, и наконец, сознаете, насколько шумными всегда были ваши мысли. Не разочаровывайтесь и не сдавайтесь. Что бы ни возникало, просто продолжайте присутствовать, продолжайте возвращаться к собственному дыханию, даже посреди полной путаницы.
В древних указаниях по медитации сказано, что в начале мысли будут появляться одна сразу за другой, без перерыва, подобно горному водопаду, падающему с отвесной скалы. Постепенно, по мере того, как вы будете все лучше выполнять медитацию, мысли станут подобны воде, текущей по глубокому, узкому ущелью, затем – большой реке, медленно и извилисто текущей к морю, и наконец ум станет подобен спокойному и тихому океану, чья гладкая поверхность лишь иногда нарушается случайной рябью или волной.
Иногда люди считают, что при медитации у них не должно быть вообще никаких мыслей и эмоций; а когда мысли и эмоции возникают, то они раздражаются и обижаются на себя самих, думая, что потерпели неудачу. Но ничто не может быть дальше от истины. Есть такая тибетская пословица: «Это слишком – требовать, чтобы мясо было без костей, а чай – без чаинок». Пока у вас есть ум, будут и мысли, и эмоции.
Так же, как у океана есть волны, а у солнца – лучи, так и собственное сияние ума – это его мысли и эмоции. У океана есть волны, но это не особенно беспокоит океан. Волны в самой природе океана. Волны возникают, но куда они исчезают? Обратно в океан. А откуда они возникают? Из океана. Точно так же мысли и эмоции являются выражением самой природы ума. Они возникают из ума, но куда они деваются? Они растворяются в том же уме. Что бы ни возникало, не относитесь к этому как к особой проблеме. Если вы не будете резко реагировать на это, если вы просто будете терпеливы, это опять уляжется, растворившись в своей сущностной природе.
Когда у вас есть это понимание, то появление мыслей только укрепляет вашу практику. Но когда вы не сознаете, чем на деле являются эти мысли – сиянием природы вашего ума – тогда они становятся семенами смятения. Поэтому сохраняйте нестесненное, открытое и сочувственное отношение к своим мыслям и эмоциям, потому что фактически ваши мысли являются вашей семьей, семьей вашего ума. Как часто говорил Дуджом Ринпоче, рядом с ними «будьте как мудрый старик, смотрящий на то, как забавляется ребенок».
Мы часто не знаем, что делать с негативностью или какими-то неприятными эмоциями. В нестесненном пространстве медитации вы сможете рассматривать свои мысли и эмоции с полностью беспристрастным отношением. При изменении вашего отношения преображается вся атмосфера вашего ума, и даже сама природа ваших мыслей и эмоций. Когда вы становитесь более снисходительны, тогда и они становятся такими же; если вам не трудно с ними, то и они не будут представлять для вас трудность.
Так что, какие бы ни возникали мысли и эмоции, позволяйте им возникать и исчезать, подобно волнам в океане. О чем бы вы ни стали думать, дайте этой мысли возникнуть и исчезнуть, без какого-либо принуждения. Не цепляйтесь за нее, не подкрепляйте ее и не предавайтесь ей; не удерживайте ее и не пытайтесь ее развить. Не нужно ни следовать мыслям, ни призывать их: будьте подобны океану, взирающему на собственные волны, или небу, взирающему с высоты на облака, проходящие по нему.
Вы скоро обнаружите, что мысли подобны ветру: они приходят и уходят. Тут важно не «думать» о мыслях, но позволять им протекать через ум, сохраняя его при этом освобожденным от додумывания этих мыслей.
Мы воспринимаем поток мыслей в обычном уме непрерывным, но в действительности это не так. Вы сами обнаружите, что мысли обязательно разделяются промежутками. Когда одна мысль уже стала прошлым, а следующая еще не возникла, всегда есть промежуток, в котором открывается Ригпа, природа ума. Поэтому работа медитации заключается в том, чтобы позволять мыслям замедляться и делать этот промежуток все более и более заметным.
У моего мастера был ученик по имени Ала Пант, известный индийский дипломат и писатель, служивший послом Индии в ряде мировых столиц. Он был даже представителем индийского правительства в Тибете, в Лхасе, и также в течение некоторого времени был его представителем в Сиккиме. Он занимался медитацией и йогой, и каждый раз, когда встречался с моим мастером, спрашивал его, «как нужно медитировать». В этом он следовал восточной традиции, когда ученик все время, снова и снова, задает мастеру один и тот же простой, основополагающий вопрос.
Ала Пант рассказал мне следующую историю. Однажды наш мастер Джамьянг Кхьенце смотрел, как исполняют «Танец Ламы» перед дворцовым храмом в столице Сиккима Гангтоке, и как раз смеялся над шутками атсары, клоуна, заполняющего паузы между выступлениями танцоров. Ала Пант продолжал приставать к нему со своим вопросом о том, как медитировать, и в этот раз мой мастер ответил так, чтобы дать ему понять, что это окончательный и последний ответ: «Смотри, это так: когда одна мысль кончилась, а следующая еще не появилась, между ними есть промежуток, так?»
«Да», – ответил Ала Пант.
«Так растяни его: это медитация».
Читайте также
Глава 5 Негативные эмоции
Глава 5 Негативные эмоции Мы уже говорили с вами о негативных, омрачающих эмоциях, и о том, какой вред они наносят нашей духовной практике. Должен признать, что для нас вполне естественно испытывать такие чувства, как гнев и желание. Однако это не означает, что с ними ничего
Эмоции и боль
Эмоции и боль На протяжении многих лет, отданных созерцанию и подвижничеству, Сиддхартха оставался непреклонен в своей решимости найти коренную причину страдания и избавить от страдания и самого себя и других существ. Он направился в Магадху, в сердце Индии, чтобы
Эмоции и здоровье
Эмоции и здоровье За последние шестнадцать лет мы провели двенадцать научных конференций с самыми разными учеными, во время которых обменивались опытом и знаниями. В результате различных исследований ученые пришли к выводу, что существует связь между эмоциями и
Беспокоящие эмоции
Беспокоящие эмоции Все мы испытываем беспокоящие эмоции (тиб. Nyon-mongs, санскр. klesha, болезненные эмоции) — состояния ума, которые, когда мы развиваем их, приводят нас к потере спокойствия ума, выводят нас из строя так, что мы теряем самоконтроль. Элементарные примеры:
15. Океан мyдpocти
15. Океан мyдpocти Через два с лишним года после Лобсанга Самтена родился Лхамо Дондуп, будущий четырнадцатый Далай Лама. В течение двух месяцев мой муж был прикован к постели. Когда он пытался встать, у него начинала кружиться голова и он терял сознание. Он говорил мне, что
Волны и облака
Волны и облака Моря плеск у южных берегов. Знойный воздух солнечного лета. Пена волн и пена облаков — Две стихии видимого света. Гребни волн зелёно-голубых Яркими напитаны лучами. Облаков златистые клубы Вдаль плывут в таинственном молчанье. И туда, за синий
Океан
Океан (Возвышенный сказал:)Океан, океан! – так говорит неученая толпа, о бхикку!Но в благородной дисциплине, о бхикку, это не океан, а огромная масса воды, огромный водоем.Глаз человека, о бхикку, – это океан. Его движение – это движение форм. Тот, кто преодолевает эти
Океан
Океан (Возвышенный сказал:)Океан, океан! – так говорит неученая толпа, о бхикку!Но в благородной дисциплине, о бхикку, это не океан, а огромная масса воды, огромный водоем.Глаз человека, о бхикку, – это океан. Его движение – это движение форм. Тот, кто преодолевает эти
Мост через океан
Мост через океан И по совету Вибхишаны Рама вышел на берег океана. Три дня он оставался там, и три ночи он спал на берегу на ложе из травы куша. На четвертый день он услышал голос Океана; встав из волн в блистающем жемчугом и золотом наряде, окруженный огненноликими
3. Три волны пятидесятничества[940]
3. Три волны пятидесятничества[940] Пятидесятники считают своими предтечами таких постпротестантских деятелей, как Джон Весли (основатель методизма), Чарльз Финней, Пирсел Смит, Дуайт Муди. В конце XIX в. целый ряд методистских и баптистских общин начали практиковать
Источник
Океан мыслей,
Погибающее времени подвластно.
Вечное вне времени и места,
Создаёт, меняет, смотрит властно,
Ему всё и всюду интересно.
Мысль вмещает время и пространство,
Обращает в прах, прах обращает,
Она вечный путник дальних странствий,
Мир меняет, взгляды исправляет.
Научиться мыслью из слова,
Быть умнее и читать меж строчек,
Осознание власти мысли может,
Разместив над «и» не мало точек.
Мысль вечна, жизнь — это мысль.
Истинно, что мысль рождает мысль,
Что материя, энергия Вселенной,
Это мысли ход обыкновенный,
Что пока вы мыслите — живёте,
Но, как перестанете — умрёте.
Духом ли умрёте, или телом,
Это мысли ход обыкновенный,
Не едино.
Духом — значит, ветер.
Интеллект и личность гонит к смерти.
Талом — значит мысль остановилась,
Не исчезла — в дух иной вселилась.
Чтоб расширить знания границы,
Чтоб рождались мысли, словно птицы,
Чтобы воспаряли в небеса
И, чтоб чьи-то добрые глаза,
Наполнялись трепета слезами!
Мы все умираем — не бессмертны.
Мы — есть мысли, мысли — словно дети:
Набирают силу, мощь, значение.
Мы — простое мыслей озарение.
Тело в коем мысли — это мысль,
Умирает тело — мысль жива,
Мысли тела остаются в море мыслей,
Мысли моря — строят мысль всегда!
Что мудрёно — просто, просто — мудро,
И сомнение в воздухе всегда.
Мыслить можно густо, можно скудно.
Скажет кто: «Стих этот — суета.»
Скажет кто-то: «Это бред не сменный!»
Это мыслей ход обыкновенный.
Смерти нет — она лишь только мысль,
Что способна жизнь твою унизить.
Это измышление простое,
Мысль — бессмертна,
Если нет — какое,
Мысль несёт значение тогда?!
То-то, мысль без смысла не бывает,
Это и младенец мысли знает.
А отсюда вывод — мы творения!
Пробудиться вам настало время!
Личность, что таит в себе сознание,
Что рождает мысли, носит знания —
Это мыслей истинный восторг.
Мысли Океан, рождая личность,
Придаёт мышлению публичность,
Чувственность и вкус, разносторонность,
Порождать мысль новую возможность.
С личностью мы связываем жизнь.
Жизнь в смысле мира осознания,
И себя в сём мире пребывание,
Отношение разума к всему.
Личность — это тоже форма мысли,
Что способна мысли возвеличить,
Сделать их живыми, дать им смысл,
И признание мысли увеличить.
Личность — это светлое творение,
Мысль святая, чистое прозрение,
Это породило чувства мир,
Бездна на коленях перед ним.
Личность — есть бессмертное творение,
Если только мысли чисты в нём.
Чтобы личность не истёрло время,
Пользой должна быть она во всём!
Чтобы не чинить урон святому,
Потому-то смерть и входит в жизнь.
Мыслей Океан живёт уж долго!
Личность — откровение — и ввысь!
Вознести способна море мыслей,
Или это море посрамить,
Потому она и погибает,
Не желает истину ценить!
Наделённая свободой действий,
Слов и мыслей, чувств и бытия.
Личность может совершить злодейство,
Разрушая собственное я!
Бог не хочет краха приближения,
Потому-то личность и мертва,
Если не безвредно сотворение,
Нужно ли оно вообще тогда!?
Личность — гениальная идея!
Она вечна — мыслей раз полна!
Только мысли оставляет Гений,
Личность же оставит не всегда.
Если святы мы, то мы бессмертны,
Чтоб превозносить и трепетать,
Наслаждаться множеством ответов,
Познавать и мир преображать.
Если мы насмешка и упрёки,
Если недовольство и вражда —
Мысли остаются, в них вы тоже,
Личности же вашей — нет следа.
Вы бессмертны, но вы лишь наука,
Вы — лишь ветер знаний и греха,
И вовеки более не поймёте:
Личность — это лучшая судьба!
Мы часть мышления Океана,
Его терпение, Его отрада,
Мы — синапс, или нейрон у Бога!
Земная ветвь Его мыслей хода.
Источник
Ocean inside me/Океан внутри меня
Сегодняшнюю статью мне бы хотелось посвятить самой грандиозной и волнующей стихии нашей Земли — Воде, а именно Океану.
Вчера, 8 июня был Всемирный день океанов. Океан — это миллиарды кубометров воды, это миллионы километры простирающейся водной глади. Океан — это живое. Океан — это олицетворении нашего внутреннего.
Океан — он сильный, могущественный, мощный, храбрый, волевой, он с характером, как мужчина, и одновременно нежный, притягательный, манящий, волнующий и убаюкивающий как женщина. Океан — это сочетание противоположностей и воплощение гармонии. Одновременно Он может проявлять все свои характеры, но неизменно оставаться таким же завораживающим и пленяющим.
Океан трактуют как чувства. И это действительно так. В лазурной глади и пенящихся волнах присутствуют все палитры чувств, присущих нам, людям.
Впервые увидев Океан, вы с неподдельным детским восторгом любуетесь им и восхищаетесь. Испытав новое чувство, оно вызывает неподдельный интерес и так и манит, и всегда хочется узнать, «а как это быть внутри этого?».
После долгой разлуки с Океаном, вы без оглядки будете бежать навстречу той самой лазурной глади и поспешите скорее соприкоснуться с ний. После долгой разлуки с эмоциями и чувствами вы испытаете непередаваемое чувство «быть здесь» и ощущение «я живу», и вам снова захочется испытать то, что волнует ваше сердце.
Вы никогда не сможете долго плыть, если будете напряжены, так и с чувствами — вы не сможете быть в чувствах, если будете себя контролировать разумом.
Вы не сможете остаться сухим, зайдя в океан. Вы не сможете не узнать на вкус чувства, соприкоснувшись с ними.
В бушующий Океан вам будет страшно зайти, и последствия могут быть действительно непредсказуемыми, но в этот момент он будет тянуть вас ещё больше. И те, кто пробовал заходить во время шторма в воду, знают, что сила водной стихии затягивает очень и очень сильно. Так и с чувствами, резкие и «бушующие» чувства дают колоссальный заряд энергии и новых эмоций, но последствия зачастую непредсказуемые, и, выходя на берег чувств, будет сложно просто «слегка докоснуться», вас начнёт затягивать.
Плавая в Океане после жаркого дня, вам непременно захочется нырнуть с головой и почувствовать прохладу и свежесть. Узнать и прочувствовать эмоции полностью, возможно, окунувшись туда с головой.
И, выйдя из Океана, на вашем теле останется лёгкий привкус солёной воды, останется его частичка, так же как вы всегда будете вспоминать о всех своих чувствах, которые затронули вас за живое, достали до самой глубины, окутали вас полностью.
И каким бы не был Океан при встрече с вами, строгим или мягким, вы всегда будете помнить и возвращаться к воспоминаниям о нём. Так и вы всегда будете помнить все оттенки чувств, когда-либо испытавших.
Океан, он обволакивает всю нашу планету, как и чувства обволакивают всех людей и народов мира.
Океан нельзя подчинить себе или победить его, его нельзя взать силой и заставить быть другим. Чувства нельзя испытывать специально, наигранно, подчинить их себе и заставить их быть.
Прочувствовать всю силу и энергетику Океана возможно, только соединившись с ним, для этого достаточно всего довериться ему и полностью расслабиться. Испытать истинные чувства, узнать их силу и мощь, напитаться их энергией возможно только при полном доверии и расслаблении.
Океан — это абсолютно неподвластная нам стихия, которая таит в себе множество загадок, и даже если мы видели его сотни раз, каждый раз будет как первый, и каждая встреча будет неповторимой и особенной. Чувства неподвластны нам, и кажется, узнавши все палитры чувств, мы каждый раз удивляемся, как то или иное чувство раскрывается в нас с новой силой, и всё как будто в первый раз.
Источник