Океан огибая мыс доброй надежды

Мыс Доброй Надежды – печаль и радость моряков. ЮАР

Сразу скажем, что Мыс Доброй Надежды это не самая южная точка Африки. Но определенно он самый известный на всем её южном побережье.

В эпоху Великих географических открытий (с конца 15 века) корабли, огибая континент, впервые меняли курс, поворачивая на восток в сторону Индийского Океана, именно здесь. Поэтому люди считали этот мыс самым южным.

С тех пор наука шагнула вперед и уточнила, что на самом деле Мыс Игольный, расположенный в 150 км к юго-востоку, следует считать южной точкой материка. А Мыс Доброй Надежды носит почетный титул самой юго-западной точки африканского континента.

Мыс Доброй Надежды на карте

  • Географические координаты -34.357890, 18.475453
  • Расстояние от столицы ЮАР Претории примерно 1340 км
  • Расстояние до ближайшего международного аэропорта Кейптауна около 45км

Интересный факт – в ЮАР целых 3 столицы. Претория — официальная столица государства. Но вот парламент в Кейптауне, а верховный суд в Блумфонтейне. И эти города тоже называют столицами. Это объясняется так: в начале своего становления, ЮАР была конфедерацией, в состав которой вошли 3 территории – Южноафриканская Республика (Претория), владения Британии (Кейптаун), и страна с весьма экзотическим названием Оранжевое Свободное Государство (Блумфонтейн). При образовании ЮАР, было решено распределить органы власти по этим городам равномерно.

Читайте также:  Мой океан твои глаза перевод

Мыс Бурь или Мыс Доброй Надежды

Вернемся все же к Мысу Доброй Надежды. Изначально его называли Мысом Бурь. И неспроста.
История возникновения названия такова:
Европейцы искали морской путь в Индию. С этой целью в середине прошлого тысячелетия из Португалии отправилась экспедиция. И в 1488 году капитан Бартоломео Диаш впервые обогнул этот мыс. Но добраться в Индию этим ребятам не удалось, так как команда устала и подняла бунт.

Диаш был вынужден повернуть назад. На обратном пути в районе мыса бушевал шторм. Корабль и его команду изрядно потрепало. Моряк не стал выдумывать оригинальное имя, назвав скалистый выступ просто Мыс Бурь. Чуть позднее король Португалии Жуан II решил переименовать его в Мыс Доброй Надежды, справедливо полагая, что такое название не только не отпугнет других моряков, но и даст им надежду на скорое завершение пути.

Инициатива короля оправдались. Уже в 1497 году Васко-Да-Гама проложил путь из Старого Света в Индию. Экспедиция прошла успешно, и с тех пор за этим скалистым выступом прочно закрепилось название Мыс Доброй Надежды. Этим маршрутом стали пользоваться многие мореходы.

Да, конечно души моряков переполняла надежда при подходе к этому мысу, ведь бОльшая половина пути позади. Радость растекалась по лицам команды. Но каким бы удивительным и завораживающим видом не привлекал к себе внимание Мыс Доброй Надежды, для мореплавателей он довольно опасен. Бури и штормы вполне нормальное явление для здешних мест. До сих пор в окрестных водах можно увидеть около трех десятков затонувших кораблей.

Первый маяк на мысе Доброй Надежды

Для облегчения навигации в 1857 году построили маяк высотой 238 метров над уровнем моря. Но он оказался слишком высоким, а иногда облака и туман и вовсе закрывали его полностью.

Второй маяк на мысе

После очередного кораблекрушения 1911 года было принято решение о переносе маяка. С 1913 по 1919 годы маяк построили в другом месте и не такой высокий. Новый маяк возвышается над уровнем моря всего на 87 метров. Но его видно с расстояния более 60 км. Это самый мощный маяк на всем южном побережье Африки. С этих пор морской путь в районе мыса стал значительно безопасней.

За мысом Кейп-Пойнт расположилась уютная бухта Фалсбай, похожая на гавайскую Ханаума-Бэй. Здесь есть прекрасный пляж, омываемый теплым течение Индийского Океана.

Отличные пляжи на границе двух океанов, завораживающие виды на окрестности, разнообразие флоры и фауны в районе Мыса Доброй Надежды привлекают сюда огромное количество туристов.

Источник

Мыс Доброй Надежды – столкновение двух океанов

Часто мыс Доброй Надежды ошибочно называют крайней южной точкой Африки. На самом деле, самая южная точка — мыс Игольный, расположенный в 155 км к юго-востоку. Мыс Доброй Надежды — один из важных стратегических объектов африканского континента. Раньше он был ориентиром для торговых судов, следовавших из Европы в страны Дальнего Востока. Сейчас это популярное туристическое место, полюбоваться пейзажами которого ежегодно приезжают миллионы путешественников из разных уголков планеты.

1. Мыс Доброй Надежды является воплощением надежд португальских мореплавателей, искавших в 15 веке путь в Индию. В 1488 году его открыл мореплаватель Бартоломеу Диаш. Попав в сильнейший шторм, корабли несколько дней блуждали в океане, а затем наткнулись на мыс. В память о шторме мореплаватель назвал его мысом Бурьм, однако король Жуан Второй был весьма суеверным и издал указ об его переименовании.

2. Мыс Доброй Надежды — это психологически важная отметка, преодолев которую, мореплаватель движется больше в восточном направлении, чем в южном.

3. Здесь встречаются два океана: теплый Индийский и холодный Атлантический.

4. Это одна из высочайших прибрежных скал в мире – её высота составляет около 250 метров.

5. Самая юго-западная точка Африки.

6. Мыс находится на территории национального парка Table Mountain National Park в 50 километрах от Кейптауна, второго по численности населения города ЮАР.

7. И всё же основная достопримечательность в окрестностях «самой юго-западной точки Африки» не мыс Доброй Надежды, а Кейп Пойнт: соседний мыс с живописной скалой и маяком на вершине.

8. Мыс Доброй Надежды являлся не очень гостеприимным местом для приплывающих сюда кораблей. Туманы, айсберги, прибрежные скалы, частые шторма — все это делало навигацию необычайно сложной.

Для того, чтобы обезопасить навигацию был в 1860 году на скале Кейп-Поинт был построен маяк, однако всех проблем это не решило: инженеры недооценили местную метеорологическую специфику — расположенный на высоте около 270 метров над уровнем моря маяк, несмотря на рекордную для своего времени светимость, просто не был виден из-за поднимающихся прямо со склонов гор облаков. Воздух насыщенный влагой поднимался и скрывал сигнальные огни в любое время года

Он проработал на том самом месте около полувека, но несколько кораблекрушений заставили власти задуматься о данной проблеме. Последней каплей стала катастрофа португальского лайнера, налетевшего на рифы. Маяк закрыли и в наше время он служит музеем и смотровой площадкой.

9. Новый маяк расположен ниже, на высоте 88 метров и виден он с расстояния 40 км, однако пользы он стал приносить гораздо больше, а кораблекрушения в этих местах прекратились.

Источник

Кто открыл мыс Доброй Надежды: переломная точка в морском путешествии из Европы в Индию

Мыс Доброй Надеждой считается самой южной точкой Африканского континента и соединяет Атлантический и Индийский океаны. Первым европейцем, обогнувшим Африку с южной оконечности, стал португалец Бартоломео Диаш.

Условно принято считать мыс Доброй Надежды самой южной точкой Африки. Хотя на самом деле она находится в 155 км южнее. Но в этом месте берег континента резко поворачивает на восток, потому и принято считать, что именно здесь начинается проход от Атлантического к Индийскому океану. Тот, который так долго искали мореплаватели всего мира.

Экспедиция финикийцев

История греческого историка Геродота показывает, что первыми мореплавателями, открывшими мыс Доброй Надежды, могли стать финикийцы. В период службы у фараона Нехо они отправились в плавание вокруг Африки и «доказали, что она со всех сторон омывается морем за исключением места соединения с Азией».

В соответствии с записями Геродота, около 600 г. до н. э. наёмники поплыли на юг от Персидского залива, позже свернули на запад, где обогнули континент и возвратились через Средиземное море. Спустя 2 года после отправления финикийцы вернулись к фараону и представили документальные отчёты путешествия.

В доказательство плавания можно брать следующие строки из повествования древнегреческого историка: «По утверждению этих людей, которому я сам не верю, хотя другие могут и поверить, когда они плыли на запад, огибая южную оконечность Ливии, солнце находилось справа — к северу от них».

Карта Фра Мауро

На уникальных потруланах и Mappa mundi (карты мира эпохи Возрождения), изготовленных венецианским монахом Фра Мауро, ещё в 1440-1450 гг. Атлантический океан располагается по соседству с Индийским. При этом южный берег Африки монах называет мыс Диаб.

Если рассматривать карту, составленную монахом, с учётом сегодняшних знаний, то можно найти множество схожих объектов, которые были ему известны по неизвестным причинам. Например, на ней подробно изображена Русь, с максимальной точностью обозначены границы Золотой Орды и другие географические объекты Восточного полушария.

Согласно сохранившимся документам, написанным самим «картографом», свои географические труды он составлял после продолжительных бесед с венецианскими путешественниками и купцами. Помимо этого, Фра Мауро использовал в своих работах арабские источники, самостоятельно переводя их с азиатских языков и диалектов. При этом практически на всех свои картах он изображал китайские джонки и другие восточные корабли, бороздящие просторы Индийского океана того периода.

Бартоломео Диаш

Исследовательская экспедиция, которой руководил Бартоломео Диас, получила задание — найти морской путь в Индию вокруг Африканского континента. До Индостана он не дошёл, но стал первым представителем европейской цивилизации, обогнувшим Африку с южной оконечности. Частичную помощь в этом ему оказали страшные бури, которые на протяжении нескольких дней трепали корабли экспедиции. После того как океан стих, Батртоломео направил их на север, но 3 февраля 1488 г. внезапно «уткнулся» в побережье, уходящее на северо-восток.

Последовав призывам команды, поднявшей бунт, развернул корабли и вернулся в Португалию. Для себя Диас назвал обнаруженную оконечность мысом Бурь, мотивируя тем, что на протяжении нескольких дней море было сильно беспокойным. После доклада королю Жуану II, тот переименовал в мыс Доброй Надежды, надеясь на то, что он и является искомым маршрутом.

Спустя 9 лет Васко де Гама обогнул мыс и продолжил плавание, достигнув Индии и подтвердив его название, данное португальским королём.

Фауна и национальный парк мыса Доброй Надежды

Территория заповедника Мыс Доброй Надежды начинается практически с внешних границ Кейптауна. Его внушительная площадь составляет почти 7 750 га, на которых сконцентрировано огромное количество разнообразных представителей флоры и фауны.

Датой основания является 1938 г. Уникальностью считается факт того, что некоторых из его обитателей невозможно больше увидеть ни в одном районе Африки. Например, вдоль всего побережья сконцентрированы целые колонии пингвинов.

После того как эти птицы добрались до тёплого континента, они облюбовали места и с большим удовольствием располагаются в умеренных широтах. Кроме того, периодически совершают попытки «атак» на человеческие жилища. Так, в южной части Кейптауна довольно часто происходят случаи, когда люди, возвращающиеся с работы, обнаруживали дома этих птиц. Пробравшись в жилище через отверстия для кошек, те наедались и засыпали в «ожидании» хозяев.

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Источник

Корабль, попавший в петлю времени, огибает 400 лет мыс Доброй Надежды

Отчаянная душа, горький пьяница — вот кем был Ван Страатен, капитан «Летучего голландца». Не верил ни в черта, ни в Бога, поминал всуе не только Господа и Божью Матерь, но и всех прислужников ада, и самого князя тьмы. Его-то именем он и поклялся в ту ночь, что наперекор страшному шторму обогнет мыс Доброй Надежды, мыс бурь! Пусть ему даже придется делать это до самого Страшного суда. Команда и насмерть перепуганные пассажиры пытались протестовать, но Ван Страатен запер всех в трюме и в одиночку повел «Летучего голландца» вперед. Помогали капитану лишь двое таких же, как он, пьяниц и богохульников — штурман Бернард Фок и граф Фон Фалькенберг — один из пассажиров.

Не успел Ван Страатен произнести имя князя тьмы, как на носу корабля появилась темная фигура. По мнению некоторых авторов, то был сам Адамастор, который, как говорят, считался темным хозяином мыса Доброй Надежды и охотился там за человеческими душами. Многочисленные свидетельства описывают его огромным, бородатым и мрачным. Это Адамастор приносил к мысу смертельные штормы, это он насылал на побережье зловещие облака, называемые дьявольским покрывалом.

«Твое желание исполнилось, — голосом, перекрывающим шум бури и грохот волн, произнес призрак. — Ты будешь огибать мыс бурь до самого Страшного суда!»

Адамастор исчез, а с кораблем и всеми, находившимися на борту, произошли мгновенные метаморфозы. Галеон словно постарел сразу на несколько десятилетий разом: паруса превратились в обвисшие рваные тряпки, дерево рассохлось и выглядело так, словно источено червями и моллюсками. Находившиеся на корабле взглянули друг на друга и вскрикнули от ужаса: все они стали скелетами с болтавшимися кое-где на костях кусками высохшей кожи, одежда же их вовсе рассыпалась в прах. Огни святого Эльма украсили мачты и головы людей. «Летучий голландец» отправился в свое вечное странствие.

Многие слышали легенду о бродящем по морям корабле-призраке, но не все знают, что у нее есть реальная предыстория.

«Летучий голландец», многопалубный галеон, был построен в 20-х годах XVII века на голландской (как это явствует из его названия) верфи судовладельцем Вандердекером. «Летучим» же его прозвали за стремительность хода и великолепную оснастку. Существует старинная морская примета: «Как назовешь корабль, таким будет и его путь». Эх, знал бы почтенный господин из Амстердама, насколько вещим станет это имя!

Если вы слышали, что сам судовладелец стал капитаном нового галеона, так это неправда. Вандердекер был слишком важной персоной и преуспевающим купцом, чтобы самолично водить корабли в море: кроме «Голландца», у него было еще пять галеонов.

Капитаном стал насквозь просоленный морской волк — капитан Ван Страатен. Он уже много лет водил суда Вандердекера, и всегда они возвращались в родной порт целыми и невредимыми. В свой первый рейс «Летучий голландец» вышел в 1628 году. Сохранился судовой журнал, из которого явствует, что галеон благополучно достиг берегов Нового Света, посетил голландские колонии и вернулся в Амстердам, груженный табаком и кофе, на борту его также были господа, пожелавшие побывать в метрополии.

Затем галеон плавал в Индийском океане, несколько раз посещал берега Африки и голландские колонии в Ост-Индии. И всегда возвращался домой, в родной док. Видимо, капитан Ван Страатен был не только опытен, но и удачлив, ведь в те времена большая часть кораблей гибла от штормов и столкновений с подводными рифами.

Уже 13 лет «Летучий голландец» бороздил океаны, и вот в 1641 году вышел в очередной рейс. На борту, кроме экипажа, были 20 пассажиров. Поначалу плавание проходило вполне благополучно. Но возле мыса Доброй Надежды «Летучий голландец» попал в страшную бурю, нередкую в тех местах, недаром же мыс уже тогда носил имя мыса бурь. Сутки за сутками «Голландец» пытался обогнуть южную оконечность Африки, но ветер и волны относили его обратно. Наконец в одну из ужасных ночей Ван Страатен дал свою страшную клятву.

Но у этой легенды есть и другой вариант. Согласно ему капитан не отдал душу дьяволу, у него вовсе не было души.

Попав в шторм, прекрасно сделанный и еще вполне крепкий корабль успешно боролся с бурей, когда люди на борту заметили неподалеку другое судно: мачты и руль были сломаны, его несло прямо на береговые рифы. Завидев «Летучего голландца», гибнущие пассажиры стали взывать к команде, умоляя спасти их. Но Ван Страатен побоялся подходить вплотную к тонущему паруснику, посчитав, что обломки поваленных мачт терпящего бедствие корабля могут пробить корпус «Летучего голландца».

Ван Страатен нарушил первейший морской закон: капитан обязан оказать помощь терпящим бедствие, даже с риском для собственного судна.

На глазах всех, кто был на борту «Летучего голландца», несчастный парусник сгинул в пучине моря, а его тонущие пассажиры посылали им свое последнее проклятие. За этот поступок Господь и наказал Ван Страатена, всю команду и пассажиров: отныне «Летучий голландец» был обречен огибать мыс Доброй Надежды вечно. Естественно, свидетелей, которые могли бы подтвердить, что именно так все и случилось, нет. Впрочем, как и в первом случае. Разъяснения мог бы дать кто-нибудь с «Летучего голландца», который все еще бороздит моря и океаны. Но, к сожалению, перемолвиться хоть одним словечком с экипажем корабля-призрака еще никому не удавалось, хотя видели галеон многие моряки.

Проклятый галеон так и носится по морям уже почти 400 лет, а увидеть его можно только в страшную бурю. Но лучше, конечно, с ним не встречаться: ведь все те, кто хоть краешком глаза углядел на горизонте корабль-призрак, покоятся на дне океана. «Летучий голландец» появляется как ангел смерти, и те, кто увидел его по курсу своего корабля, понимают: гибель неминуема, спасения нет.

Даже те суда, которым удавалось после встречи с проклятым кораблем остаться на плаву, похвастаться удачной судьбой не могут. Так, в 1836 году клипер «Тексада», огибая мыс Доброй Надежды, встретил «Летучего голландца». Ужас охватил всех на клипере. И что же? Несколько дней спустя пять матросов смыло волной в море, шестой упал с мачты и разбился, капитан покончил с собой. Когда корабль прибыл в порт Хобарт на Тасмании, желтая лихорадка унесла три четверти оставшегося экипажа.

11 июля 1881 года в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды, появилась запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса». На следующее утро впередсмотрящий, первым заметивший накануне проклятый галеон, сорвался с мачты и разбился насмерть. Затем внезапно заболел и умер командующий эскадрой. Главному пассажиру фрегата, правда, повезло — это был наследный принц, впоследствии ставший королем Великобритании Георгом V.

В марте 1939-го корабль-призрак видело множество южно-африканских купальщиков. О двух последних случаях немедленно написали чуть ли не все газеты в мире.

Встреч с «Летучим голландцем» было, конечно, гораздо больше. Но далеко не всегда свидетели смогли вернуться домой и рассказать о них.

Есть, правда, случаи, когда столкновение с «Летучим голландцем» оказывалось не столь страшным. Такие свидания происходят всего два или три раза в столетие. Ночью на параллельном курсе возникает элегантный силуэт парусника с огнями святого Эльма на верхушках мачт. Причем идет галеон практически навстречу — лоб в лоб. Кажется, что сейчас корабли сойдутся бортами и повредят обшивку, но столкновения всякий раз удается избежать. От проходящего галеона тянет могильным холодом. Простуженный хриплый голос окликает из тьмы по-голландски: «Эй, на судне! В какой порт следуете?»

Шкипер отвечает, еле ворочая языком, готовясь к смерти. Но его лишь просят принять и передать корреспонденцию. На палубу падает тяжелый холщовый мешок. И сразу же после этого галеон тает во мгле.

По прибытии в ближайший порт капитан, желая поскорее сбыть с рук чертов груз, приказывает срочно рассортировать корреспонденцию и передать почтовому чиновнику. Приказ выполняют с большим тщанием: не дай бог что-то напутать и хоть в чем-то нарушить волю призрака! Адреса написаны на голландском, по правилам старой орфографии. Письма отправляют в разные города Нидерландов и молятся, чтобы почта чего-нибудь не напутала. Но почта бессильна, она не может найти адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных вечно скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже могилы их затерялись. Но письма все приходят и приходят. Откуда?

Когда уже в XX веке этот вопрос задали Альберту Эйнштейну, он высказал предположение, что «Летучий голландец» попал в петлю времени, в которой находится и поныне. Вот почему до сих пор целы (если так можно выразиться, оставив за скобками неприглядную наружность) экипаж и сам галеон. Для них все еще длится тот день 400-летней давности. Увидеть же корабль можно только тогда, когда ты сам оказываешься рядом с разломом во временных пластах, а это наиболее вероятно во время сильных штормов и грозы. Поскольку принципы действия и существования временных воронок совершенно не изучены, «Летучему голландцу», видимо, так и суждено путешествовать — до тех пор, пока наш мир не изменится и моря и суша не поменяются местами.

Легенда, правда, утверждает, что капитана Ван Страатена (следовательно, и всех обитателей корабля вместе с ним), вопреки всем законам физики, может спасти любовь женщины, искренне верующей в Бога. Да вот только откуда ей взяться посреди океана?

Источник

Оцените статью