Васко да Гама
Краткая биография
Португальский мореплаватель Васко да Гама, будущий граф Видигейра и вицекороль Индии, родился в 1469 г. в маленьком прибрежном городке Синиш. Потомок знатного рода, он получил достойное образование. В 1497 г. португальское правительство отправило его во главе флотилии из четырех кораблей на поиски морского пути в Индию вокруг Африки. Васко да Гаме удалось успешно выполнить это задание, и в 1499 г. он триумфально вернулся в Лиссабон. C этого времени началось торговое и военно-колониальное проникновение португальцев в бассейн Индийского океана.
Васко да Гама побывал в Индии еще два раза (в 1502 и 1524 гг.), основал форты и торговые фактории на юго-восточном побережье Африки, разорил Каликут и уничтожил индийский флот, основал опорные базы и крепкие колонии на Малабарском берегу и жестоко подавил сопротивление местных властителей. Он запретил вести торговлю без разрешения, заставил местных жителей платить налоги и подчиняться законам Португалии. Васко да Гама был решителен и жесток с населением новых колоний. В 1519 г. он получил земельные владения и графский титул, а в 1524 г. король Португалии Жуан III назначил его вице-королем Индии.
Васко да Гама умер 24 декабря 1524 г. в Индии в городе Кочин. Его тело перевезли в Португалию и похоронили в городе Видигейре, который король пожаловал ему вместе с графским титулом. На могиле мореплавателя написано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».
Морской путь в Индию найден!
В конце XV в. африканское побережье вплоть до мыса Доброй Надежды уже было обследовано португальцами, их корабли под командованием Б. Диаша побывали и у восточных берегов Африки. Однако несколько лет португальский двор медлил и не посылал новые экспедиции к индийским берегам. В 1492 г. португальцев обеспокоило известие из Испании о том, что Колумб открыл западный путь в Индию. А в 1494 г. Испания и Португалия заключили Тордесильясский договор о разделе сфер влияния в мире (он был заключен в городе Тордесильясс в Кастилии). Договор состоял в том, что морями и вновь открытыми землями к востоку от меридиана, установленного римским папой Александром VI, могла владеть Португалия, а к западу от него – Испания. Именно эти государства были в то время самыми передовыми в мире (владели точными картами, лучшими морскими судами и навигационным оборудованием) и совершали географические открытия одно за другим.
Так называемый «папский меридиан» проходил примерно в 500 км восточнее островов Зеленого Мыса. Надо сказать, что другие страны (например, Англия и Франция) не признавали этот договор и активно промышляли пиратством в Атлантике. Португальцам надо было торопиться с установлением прямого торгового сообщения с Индией, и в 1497 г. король Мануэл I снарядил экспедицию. В ее состав входили три каравеллы и транспортное судно, а во главе стоял двадцативосьмилетний Васко да Гама. Каравеллой «Сан-Габриэл» командовал Г. Алвариш, каравеллой «Сан-Рафаэл» – старший брат Васко Паулу да Гама, легким быстроходным «Берриу» управлял Н. Куэлью.
Транспортный корабль нагрузили провизией, рассчитанной на три года, а также товарами для обмена и продажи. Экипаж состоял из 170 человек. Из Лиссабона флотилия вышла 8 июля 1497 г. Достигнув Сьерра-Леоне, корабли повернули на юго-запад, чтобы избежать сильных встречных течений и ветров у берегов Центральной и Южной Африки. Есть предположения, что флотилия подходила к берегам Бразилии и лишь потом взяла курс на восток. Так или иначе, 7 ноября (плавание продолжалось четыре месяца) экспедиция вошла в бухту Святой Елены на южной оконечности Африки. 21 ноября 1497 г. миновали мыс Доброй Надежды. Обогнув материк, флотилия встала на якорь в гавани Пастухов, где девять лет назад побывал Б. Диаш. Португальцы встретили на берегу бушменов и обменялись с ними некоторыми товарами и безделушками.
Во время своего долгого пути по водам Атлантики флотилия пережила не один шторм, суда требовали серьезного ремонта. Васко да Гама принял решение остановиться в устье Замбези. Каждое судно разгружали, выводили на мель, заваливали на бок и очищали корпус от водорослей, ракушек и древоточцев. Это была тяжелая работа, к тому же из влажных прибрежных болот по вечерам поднималась туча мошкары, в том числе и комары анофелес, переносчики малярии. Многие моряки серьезно заболели, некоторые умерли.
Васко да Гама в отчете об экспедиции писал, что в этих краях навеки осталась лежать десятая часть его людей. В отчаянии команда сговорилась заковать Васко да Гаму в цепи и вернуться в Португалию. Но капитан узнал о заговоре и велел схватить бунтовщиков (в том числе и кормчих), а навигационные приборы приказал выбросить в море. «С этой минуты, – сказал он матросам, – кормчим стал сам Гос подь Бог». Испуганные моряки смирились. Потрепанные штормами суда починили: наиболее пострадавший корабль сожгли; команду распределили между тремя каравеллами и взяли курс на север.
Арабский кормчий, выходец из Омана Ахмед ибн Маджид был невысокого мнения о мореходном искусстве португальцев. «У нас, – писал он, – есть 32 румба, тарфа и зам, мы знаем высоту звезд. У них ничего этого нет. Они не могут понять наше искусство навигации, а мы можем использовать их систему и плавать на их кораблях… У нас есть научные книги, в которых дается высота звезд, … у них нет науки и нет книг, только компас и однообразное счисление пройденного пути».
7 апреля 1498 г. корабли Васко да Гамы добрались до Момбасы (совр. порт в Кении). Местный шейх встретил мореплавателей враждебно. Он уже знал, что португальцы ведут в Европе непримиримую войну с мусульманами, и боялся не только столкновений на религиозной почве, но и потери монополии на торговлю с Индией. Он дал Васко своих лоцманов и приказал им посадить корабли португальцев на рифы, однако это не удалось. Тогда он запретил снабжать европейцев пресной водой и провизией. Флотилия вынуждена была покинуть негостеприимные берега. Лишь в Малинди – крупнейшем арабо-суахилийском порту Индийского океана, куда суда Васко да Гамы прибыли через неделю, мореплавателям был оказан теплый прием. Местный шейх враждовал с Момбасой и рад был найти союзника, хоть и в лице европейцев.
В Малинди Васко да Гама нанял известного и очень опытного лоцмана оманца Ахмеда ибн Маджида. С его помощью 17 мая 1498 г. португальцы наконец достигли своей цели – прибыли в порт Каликут (ныне Кожикоде в индийском штате Керала) на Малабарском западном побережье Индии. Местный король встретил европейцев радушно, послал им подарки, но местные арабы наговорами и обманом старались очернить гостей, они опасались, что португальцы завладеют торговой монополией.
Через некоторое время Васко да Гама пришлось увести свои корабли из Каликута. Более удачной была торговля в другом индийском городе – Кананаре. Нагруженные пряностями и перцем, корабли отправились в обратный путь в Португалию. Они успешно миновали восточные африканские берега, тщательно нанося на карту свой путь, без потерь прошли мыс Доброй Надежды и в сентябре 1499 г. вернулись в Лиссабон. На родину из 170 прибыли лишь 55 человек на двух (из четырех первоначально) сильно потрепанных бурями кораблях. Товары, привезенные в Португалию, с излишком покрыли все расходы на экспедицию. Но ценнее всего была карта, составленная мореплавателями. Теперь португальские корабли могли смело следовать в Индию, и король Мануэл I немедленно дал приказ приступить к снаряжению новой экспедиции к ее берегам.
Открытие европейцами морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. До того как в 1869 г. был прорыт Суэцкий канал, большая часть торговых кораблей следовала через Атлантический океан к Китаю и Индии мимо мыса Доброй Надежды.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (149)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (13)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2333)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (111)
- Дальние страны (1168)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (531)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (263)
- Земля (140)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (672)
- Истории любви (183)
- ИСТОРИЯ (2284)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1115)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (247)
- Легенды и мифы (167)
- ЛИТЕРАТУРА (255)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (516)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
- МИКРОмир (16)
- Мода (51)
- Москва (73)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (608)
- Облака (14)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (194)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (751)
- Праздники (52)
- Притчи (34)
- Проза (474)
- Прошлое и настоящее Ташкента (202)
- Психология (80)
- Птицы (213)
- Растения (119)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (103)
- Россия (1180)
- Сады и парки (34)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (112)
- Символы (159)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (76)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1544)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (212)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (179)
- Фотографии (520)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (771)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
- ЭПОХА СССР (403)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Васко да Гама и открытие морского пути в Индию
Снаряжение экспедиции Гамы и переход к Южной Африке
После открытия испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию. В 1497 г. была снаряжена эскадра для разведки морского пути из Португалии — вокруг Африки — в Индию. Подозрительные португальские короли остерегались прославленных мореплавателей. Поэтому начальником новой экспедиции стал не Бартоломеу Диаш, а молодой, ничем ранее себя не проявивший придворный знатного происхождения Васко (Вашку) да Гама, на которого, по невыясненным причинам, пал выбор короля Мануэла I. В распоряжение Гамы он предоставил три судна: два тяжелых корабля, 100–120 т (т. е. 200–240 метрических т) каждое,— «Сан-Габриэл», на котором Васко поднял адмиральский флаг (капитан Гонсалу Алвариш, опытный моряк), и «Сан-Рафаэл», капитаном которого был назначен по просьбе Васко его старший брат Паулу да Гама, также ничем себя ранее не проявивший, и легкое быстроходное судно «Берриу» в 50 т (капитан Николау Куэлью). Кроме того, флотилию сопровождало транспортное судно с припасами. Главным штурманом шел выдающийся моряк Перу Аленкер, плававший раньше в той же должности с Б. Диашем. Экипаж всех судов достигал 140–170 человек, сюда входили 10–12 уголовных преступников: Гама выпросил их у короля, чтобы использовать для опасных поручений.
Портрет Васко да Гамы в возрасте 64 лет. Музей античных искусств, Лиссабон
8 июля 1497 г. флотилия вышла из Лиссабона и прошла, вероятно, до Сьерра-Леоне. Оттуда Гама по совету бывалых мореходов, чтобы избежать противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. Более точных данных о пути Гамы в Атлантике нет, а предположения, будто он подходил к берегу Бразилии, основаны на маршрутах позднейших мореплавателей, начиная с Кабрала. После почти четырех месяцев плавания 1 ноября португальцы усмотрели на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Св. Елены (Сент-Хелина, 32° 40′ ю. ш.), и открыли устье р. Сантьягу (теперь Грейт-Берг). Высадившись на берег, они увидели двух почти нагих низкорослых мужчин (бушменов) с кожей «цвета сухих листьев», выкуривавших из гнезд диких пчел. Одного удалось захватить. Гама приказал накормить и одеть его, дал ему несколько ниток бус и бубенцы и отпустил. На следующий день пришли десятка полтора бушменов, с которыми Гама поступил так же, через два дня — около полусотни. За безделушки они отдавали все, что было при них, но эти вещи не представляли никакой ценности в глазах португальцев. Когда же бушменам показывали золото, жемчуг и пряности, они не проявляли к ним никакого интереса и не видно было по их жестам, что у них имеются такие вещи. Эта «идиллия» закончилась стычкой по вине матроса, чем-то обидевшего бушменов. Три-четыре португальца были ранены камнями и стрелами. Гама же применил против «врагов» арбалеты. Неизвестно, сколько туземцев при этом было убито и ранено. Обогнув южную оконечность Африки, португальцы стали на якорь в той «Гавани пастухов», где Бартоломеу Диаш убил готтентота. На этот раз моряки вели себя мирно, открыли «немой торг» и за красные шапки и бубенцы получили от пастухов быка и браслеты из слоновой кости.
Плавание вдоль берегов Восточной Африки
К концу декабря 1497 г. к религиозному празднику рождества, португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно у 31° ю. ш. против высокого берега, который Гама назвал Натал («Рождество»). 11 января 1498 г. флотилия остановилась в устье какой-то реки. Когда моряки высадились на берег, к ним подошла толпа людей, резко отличавшихся от тех, которых они встречали на побережье Африки. Моряк, живший раньше в стране Конго и говоривший на местном языке банту, обратился с речью к подошедшим, и те его поняли (все языки семьи банту сходны). Страна была густо населена земледельцами, обрабатывавшими железо и цветные металлы: моряки видели у них железные наконечники на стрелах и копьях, кинжалы, медные браслеты и другие украшения. Португальцев они встретили очень дружелюбно, и Гама назвал эту землю «страной добрых людей».
Корабли эскадры Васко да Гамы. Гордон Миллер
Продвигаясь на север, суда 25 января вошли в лиман у 18° ю. ш., куда впадало несколько рек. Жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. На берегу появились два вождя, носившие шелковые головные уборы. Они навязывали морякам набивные ткани с узорами, а сопровождавший их африканец сообщил, что он — пришелец и видел уже корабли, похожие на португальские. Его рассказ и наличие товаров, несомненно азиатского происхождения, убедили Гаму в том, что он приближается к Индии. Он назвал лиман «рекой добрых предзнаменований» и поставил на берегу падран — каменный гербовый столб с надписями, который ставился с 80-х гг. XV в. португальцами на африканском побережье в важнейших пунктах. С запада в лиман впадает Кваква — северный рукав дельты Замбези. В связи с этим обычно не совсем правильно говорят, что Гама открыл устье Замбези, и переносят на низовье реки название, которое он дал лиману. Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. Они болели цингой, и смертность была велика. 24 февраля флотилия вышла из лимана. Держась подальше от берега, окаймленного цепью островков, и останавливаясь по ночам, чтобы не сесть на мель, она через пять дней достигла у 15° ю. ш. порта Мозамбик. Арабские одномачтовые суда (доу) ежегодно посещали порт и вывозили оттуда главным образом рабов, золото, слоновую кость и амбру. Через местного шейха (правителя) Гама нанял в Мозамбике двух лоцманов. Но арабские торговцы угадали в пришельцах опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными. Воду, например, можно было забирать только после того, как «противника» рассеивали пушечными выстрелами, а когда часть жителей бежала, португальцы захватили несколько лодок с их имуществом и по распоряжению Гамы разделили его между собой как военную добычу.
Путь Васко да Гамы, 1497-1499 гг.
1 апреля флотилия ушла из Мозамбика на север. Не доверяя арабским лоцманам, Гама захватил у берега небольшое парусное судно и пытал старика, его хозяина, чтобы получить сведения, нужные для дальнейшего плавания. Через неделю флотилия подошла к портовому г. Момбаса (4° ю. ш.), где тогда правил могущественный шейх. Сам крупный работорговец, он, вероятно, почувствовал в португальцах соперников, но сначала хорошо принял чужеземцев. На следующий день, когда суда входили в гавань, арабы, бывшие на борту, в том числе оба лоцмана, спрыгнули в близко подошедшее доу и бежали. Ночью Гама приказал пытать двух пленников, захваченных у Мозамбика, чтобы выведать у них о «заговоре в Момбасе». Им связали руки и лили на голое тело кипящую смесь масла и дегтя. Несчастные, конечно, сознались в «заговоре», но, так как они, естественно, не могли сообщить никаких подробностей, пытка продолжалась. Один пленник со связанными руками вырвался из рук палачей, кинулся в воду и утонул. Выйдя из Момбасы, Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди (3° ю. ш.).
Ахмед Ибн Маджид и путь через Аравийское море
Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага и дал им надежного старика лоцмана Ахмеда Ибн Маджида (потомственный навигатор, отец и дед которого были муаллимами (Муаллим — капитан, знающий астрономию и знакомый с условиями плавания вдоль побережья, буквально учитель, наставник)), который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля из Малинди. Ибн Маджид взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном, довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая.
Увидев индийскую землю, Ибн Маджид отошел подальше от опасного берега и повернул на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно гора Дели (у 12° с. ш.). Тогда лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она страна, к которой вы стремились». К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против г. Каликут (ныне Кожикоде).
Португальцы в Каликуте
Утром флотилию посетили чиновники саморина — местного правителя. Гама отправил с ними на берег преступника, знавшего немного арабский язык. По рассказу посланца, его отвели к двум арабам, заговорившим с ним по-итальянски и по-кастильски. Первый вопрос, который ему задали, был: «Какой дьявол принес тебя сюда?». Посланец ответил, что в Каликут пришли португальцы «искать христиан и пряности». Один из арабов проводил посланца обратно, поздравил Гаму с прибытием и закончил словами: «Благодарите бога, что он привел вас в такую богатую страну». Араб предложил Гаме свои услуги и действительно был ему очень полезен. Арабы, очень многочисленные в Каликуте (в их руках была почти вся внешняя торговля с Южной Индией), настроили саморина против португальцев; к тому же в Лиссабоне не догадались снабдить Гаму ценными подарками или золотом для подкупа местных властей. После того как Гама лично вручил саморину письма от короля, он и его свита были задержаны. Выпустили их только через день, когда португальцы выгрузили на берег часть своих товаров. Однако в дальнейшем саморин держался вполне нейтрально и не препятствовал торговле, но мусульмане не покупали португальских товаров, указывая на их низкое качество, а бедняки индийцы платили гораздо меньше, чем рассчитывали получить португальцы. Все же удалось купить или получить в обмен гвоздику, корицу и драгоценные камни — всего понемногу.
Васко да Гама приносит дары правителю Калькутты.
В качестве даров были принесены цветные бусы, шляпы с перьями и множество других подобных вещей. Правитель дары не принял, а его приближенные «рассмеялись, едва увидев эти дары». Paolo Novaresio, The Explorers, White Star, Italy, 2002
Так прошло более двух месяцев. 9 августа Гама послал саморину подарки (янтарь, кораллы и т. д.) и сообщил, что собирается уходить и просит отправить с ним представителя с подарками королю — с бахаром (более двух центнеров) корицы, бахаром гвоздики и образцами других пряностей. Саморин потребовал внести 600 шерафинов (около 1800 золотых рублей) таможенных сборов, а пока отдал приказ задержать товары на складе и запретил жителям перевозить оставшихся на берегу португальцев на суда. Однако индийские лодки, как и раньше, подходили к кораблям, любопытные горожане осматривали их, а Гама очень любезно принимал гостей. Однажды, узнав, что среди посетителей есть знатные лица, он арестовал несколько человек и известил саморина, что освободит их, когда на суда пришлют португальцев, оставшихся на берегу, и задержанные товары. Через неделю, после того как Гама пригрозил казнить заложников, португальцев доставили на корабли. Гама освободил часть арестованных, обещая отпустить остальных после возвращения всех товаров. Агенты саморина медлили, и 29 августа Гама оставил Каликут со знатными заложниками на борту.
Возвращение в Лиссабон
Суда медленно продвигались на север вдоль индийского берега из-за слабых переменных ветров. 20 сентября португальцы стали на якорь у о. Анджидив (14°45′ с. ш.), где отремонтировали свои корабли. Во время ремонта к острову подходили пираты, но Гама обратил их в бегство пушечными выстрелами. Оставив Анджидив в начале октября, флотилия почти три месяца лавировала или стояла без движения, пока, наконец, не подул попутный ветер. В январе 1499 г. португальцы достигли Малинди. Шейх снабдил флотилию свежими припасами, по настойчивой просьбе Гамы послал подарок королю (бивень слона) и установил у себя падран. В районе Момбасы Гама сжег «Сан-Рафаэл»: сильно сократившаяся команда, в которой много людей болело, была не в состоянии управлять тремя кораблями. 1 февраля он дошел до Мозамбика. Понадобилось затем семь недель на переход до мыса Доброй Надежды и еще четыре — до о-вов Зеленого Мыса. Здесь «Сан-Габриэл» разлучился с «Берриу», который под командой Н. Куэлью 10 июля 1499 г. первым прибыл в Лиссабон.
Васка да Гама. Портрет
Паулу да Гама был смертельно болен. Васко, очень привязанный к нему (единственная человеческая черта его характера), хотел, чтобы брат умер на родной земле. Он перешел у о. Сантьягу с «Сан-Габриэла» на нанятую им быстроходную каравеллу и пошел к Азорским о-вам, где Паулу умер. Похоронив его, Васко к концу августа прибыл в Лиссабон. Из четырех его судов вернулось только два (Неизвестно, где и при каких условиях брошено или погибло транспортное судно, не выяснена и судьба его экипажа) , из команды — менее половины (по одной версии — 55 человек) и среди них моряк Жуан да Лижбоа, принимавший участие в плавании, вероятно, в качестве штурмана. Позже он многократно водил португальские корабли в Индию и составил описание маршрута, включающее характеристику берегов Африки — не только крупных заливов и бухт, но устьев рек, мысов и даже отдельных заметных пунктов побережья. Этот труд по детальности превзойден лишь в середине XIX в. «Африканской лоцией» британского Адмиралтейства.
Экспедиция Гамы не была убыточной для короны, несмотря, на потерю двух судов: в Каликуте удалось приобрести пряности и драгоценности в обмен на казенные товары и личные вещи моряков, немалый доход принесли пиратские операции Гамы в Аравийском море. Но, конечно, не это вызвало ликование в Лиссабоне среди правящих кругов. Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерция Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан — мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет — до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.).
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник