Солярис. философия квантового мира
Солярис проза + стих.
За день взахлёб посмотрела три экранизации Соляриса.
1968, 1972 и нынешнюю с Клуни.
Теперь осталось прочитать Лема , так как всё воспринимается по новому, не так как в юности.
Теперь, после необычного личного опыта и перевёрнутого мировоззрения, с восторгом принимаю Солярис в любом исполнении.
Раньше это читалось сказкой, набором научной фантастики.
Теперь открываются такие грани философии, что диву даёшься, откуда, в 60е, такие умные мысли, что дало импульс?
Пролистала критику. В основном про образ Родины и матери, но ведь Лем назвал Тарковского дураком!! Он считал, что основная мысль произведения утеряна этими странными русскими, и причём здесь любовь!? Лем говорил о Боге. ( хм. я то понимаю, что это противоречие , хотя для большинства это одно)
Ясно только одно: текст написан автоматическим письмом, гениальной божественной диктовкой, чтобы не исказить посыл.
Как можно было создать метафизическую модель вселенной, имея на руках только земные термины и только земные мысле- опыты?
Между прочим, космонавты тоже рассказывают о странных галлюцинациях на орбите. Например Марина Попович ярый сторонник метафизики космоса. Голоса на орбите это лишь одно из проявлений.
Но также бывают коллективные сновидения!!
Как будто станция плавно влетает в какой то информационно энергетический поток, в другие слои времён и эпох, и массово переживают пребывание в нём. Похоже, не правда ли на Солярис?
Получается, что вокруг Земли есть какая то плотная пелена, защищающая землян от потустороннего мира.
Океан Соляриса — мыслящий переливающийся, бущующий слой !
Разумный! Для человека это немного дико и непонятно, но после Соляриса уже привычно, это своего рода космический архетип. Мыслящий океан..
А теперь представим всё пространство, весь вакуум и эфир , как огромный воздушный океан!
Везде, где есть эфир, там мыслящий океан Соляриса(Сириуса)!
Предположим, что боги живут на Сириусе, неизвестно в каком виде, в виде океана или животных, неважно..
Важно, что это центр Поля, которое может стабильно удерживать плотные структуры во всей Вселенной. Возможно таких Солярисов несколько и они взаимодействуют. Но теперь нам понятно, как действует божественное . Оно как разумный эфирный океан — везде.
Человеку это не видно, но этот океан течёт, переливается искрится, бурлит, штормит- он живой! И более того он полон информацией, переполнен! Каждое течение, каждый поток несёт в себе информацию.
Это разумное эфирное пространство считывает наши мысли (это совсем просто), но оно ещё выбирает самые наболевшие и заветные мысли (ностальгия, совесть, мечты, мольбы) и воплощает их в реальности, как на Солярисе! Интенсивность и глубина мысли имеет силу. Пока вы не охладеете к этим мечтам ..
Так же и на Земле, все наши мечты и ностальгии воплощаются в виде реальных случайных событий, но иногда в виде синхронии (события связанные по форме или названию, но не по смыслу), иногда с опозданием и иронией, но очень часто феерически яркое моментальное событие.
Конкретно случай с Тарковским и его Жертвоприношением.
Это последняя работа мастера. Значит, работая над этим фильмом, мастер уже умел очень глубоко погружаться в духовность, мыслями уходя в трансцендентное. Солярис научил его этому, но то были первые опыты. Жертвоприношение как молитва, соткан из человеческих страхов и безумств. В фильме это не очень ясно, но это страхи против ядерного Апокалипсиса. В фильме Жертвоприношение пульсирующей точкой помешательства показано сообщение о начале атомной войны!
Вы только представьте себе, как долго велись съёмки, как долго велась подготовительная работа, реклама, предпремьерная подготовка.. И сколько умов всё больше и больше вовлекалось в этот эгрегор, сколькими новыми и новыми страхами подпитывало эту сущность. Мысли о фильме многих многих людей вылились в один большой страх (энергетическая сущность эгрегора)!
И . Это чудовищно, ярко и феерично — ровно в день премьеры Жертвоприношения произошла авария на чернобыльской АЭС.
То есть материализовались «желания» огромного сгустка мыслеформ, страхов многих людей, сжатых и спрессованных в один энергетический комок. А уж куда он пойдёт и по чему ударит- это бабушка надвое сказала, но ясно, что воплотит то, что просили!
Это фантастично, необъяснимо и чудовищно!
Теперь вам понятен смысл Соляриса по Лему?
Он говорил о Боге!! Как о вездесущем мировом эфирном океане!
Бог- волна! Бог- океан! (а не дядя на облаке)
Солярис очень наглядно рисует квантовое мироустройство!
Автор очень научно, но по земному пытается объяснить нам необъяснимое.
Зачем вам космос? Зачем вам что то завоёвывать и искать?
Всё у вас под носом, вот тут, на земле!
Квантовые моментальные взаимодействия не в пробирках заумных физиков ядерщиков! Они не в коллайдере и не где то там в страшном и мрачном космосе! Они здесь- ежедневно, рядом, везде!
Мыслящий океан окутывает вашу ежедневную реальность. Но скорее он окутывает вашу мысленную реальность, ментальную. А уж потом воплощает в материальную реальность. В события и происшествия, встречи и случайности..
Тарковский фильм акцентировал на теме любви. Лем был очень недоволен этим. Он считал, что идея произведения обрезана, уменьшена, не понята..
Ну что такое любовь земная в её материальном проявлении? Ну жена, ну мать, ну лютики цветочки, ну облачка и берёзки..
Но это всё частности. главное — это сила мысли!
Это не имеет отношение к Безумию, это что-то о совести..
Вынимаем из глубин своего подсознания якорные вести,
Наиважнейшие страдания, то что теперь всегда с нами вместе,
Они нас гложут, а мы их восхваляем как покаяние, подобно лести..
Солярис. это гениальная философия иллюзорности мира..
Страдания слишком портят картину вам далеко вперёд,
Ваши покаянные мысли материализуют монстров из эфира,
Вам кажется это очищением , а в сущности это совсем наоборот..
Страдания придают всей жизни мрачный и подозрительный вид.
Эту тему я давно исследую, искореняя в сути понятие греха,
Между атеистами и верящими не должно быть ссор, вражды и обид,
Философия Соляриса непостижима, как рождение подлунного стиха..
А вы знаете, что день премьеры Жертвоприношения Тарковского
Совпал с днём чернобыльской катастрофы? то есть яркая синхрония!
Никто не в силах объяснить явление промысла бесовского,
Как куража ваших мыслей, создающего иллюзорную эйфорию..
Хотите бороться с угрозой Антихриста и с Апокалипсисом?
Так вот вам — день в день на десерт сатанинский смех!
Быль чёрная, антизеркало, как икона, где с экрана вы каялись
Шлейфом дьявольским закрепило ваш земной успех.
На Солярисе воплощаются, агонизируя в вечном бессмертии,
Покаянные мысли, терзающие глубину человеческих душ..
Это — как судьба, как снова Сансара с извещением в конверте
И этот бесконечный, обжигающий воскрешениями, чистящий душ..
Солярис — это Солнце. А по сути — это сам Бог. Он воплощает нас..
Нас человеков, из кожи и плоти, подобно Солярису из мысли!
Подумайте, воплощает снова и снова в круговерти Сансары,
Пока наша карма не станет божественно лёгкой и чистой..
Солярис рождает эфирные образы гложущей совести,
Куски вашей бренной земной человеческой повести,
Но также и Бог ведь рождает в земном бесконечном бессмертии
Души греховные, те что на совести и на страданиях вертятся..
Нету различия между земными людьми и нейтринными Солами!
Только счастливые души без тяжести могут быть невесомыми,
Только без тяжести грешников! это вам кажется, что отпускаете
Камни из сердца, когда вы страдаете и в чем нибудь истово каетесь..
А на самом то деле, вы камни в себя в этот миг и закладываете,
Ну а потом эти камни три жизни вперёд отрабатываете.
Так же как Солы нейтринные, вне Той орбиты есть просто иллюзия,
Так же и здесь — без магнитного поля людей накрывает контузия..
Кармой привязаны, совестью к новым земным воплощениям,
Воображением, тем невесомым эфирным Солярным прощением,
Сложной привязкой. но лишь песчинки мы на берегах Возмущения,
Только у Бога в руках карты Вечности и Продолжения..
Источник
Бурные волны Соляриса
Блуждая по просторам космической станции Stopgame.ru и заглядывая в различные отсеки я добрался для блогового реактора. Там была уйма дверей. Одни были знакомы, другие манили к себе неизведанностью. И я решил рискнуть и зайти в ту, на которой было написано «Литература», ведь я был готов к этому уже многие годы… еще с детства я умел читать.
Но чтение было одной из сторон этой монеты, интереснее было описывать свои впечатления. И так как школьные годы уже за плечами, своё сочинение по произведению Станислава Лема я напишу сюда! *злобный смех*
Так. Стоп. Как это вы не слышали про такого? Нет, это не очередной современный «писатель». 12 сентября вообще было 95 лет с его рождения. Что, даже про «Солярис» не слышали!? Не удивительно. Я категорически честно признаюсь: если бы любимая жена не поведала мне про день его рождения — я бы и не взялся за ту книгу, что пылилась на полке. Но провидение решило иначе и я таки приобщился.
Что, вам всё еще интересно что это за человек? Даже если нет, я возьму на себя смелость рассказать. Станислав Лем — простой польский писатель, еврейского происхождения, родившийся в 1921 году в городе Львов. И я, как человек не очень сведущий в польской научной фантастике, позволю себе назвать его польским Стругацким. Оговорюсь при этом, что с творчеством Стругацких я знаком в гораздо большем объеме чем один рассказ. Поэтому судите строго, главное чтобы справедливо. Он как и братья-фантасты пишет про космос, будущее и место человека в этом будущем. Но пишет насколько похоже, настолько же и своеобразно.
О нём не узнаем ничего, но быть может о себе
Ярким примером его творчества и является пресловутый «Солярис». И о чем же этот рассказ? Рассказ этот о многом. В первую очередь надо разобраться что же такое этот Солярис и в чем конфликт всего происходящего? Солярис — некая планета однажды в далёкой-далёкой галактике, которая находится в системе, где свет дают две звезды — красное и синее «солнце», а сама планета заполнена океаном неизвестной природы, на поверхности которого выстраиваются странные образования. Исследования этой планеты породили целую науку — соляристику. И в момент, когда читателя вовлекают в происходящее, эта наука, которая зиждется на вере в то, что этот океан — разумный инопланетный разум, находится в упадке. На счет океана составлены сотни теорий и ни одна из них не является истинной. Исследование этого циклопического образования и является камнем преткновения между работниками станции. Также разворачивается сначала несколько детективная, потом мистическая, а после — многофилосовская история.
За высокими окнами верхнего коридора пылал закат исключительной красоты. Это был не обычный, унылый, распухший багрянец, а все оттенки затуманенного, как бы обсыпанного мельчайшим серебром розового цвета. Тяжелая, неподвижно всхолмленная чернь бесконечной равнины океана, казалось, отвечая на это теплое сияние, искрилась мягким буро-фиолетовым отблеском. Только у самого горизонта небо упорно оставалось рыжим.
Это произведение заставляет задуматься о многом, задаёт уйму вопросов и не отвечает даже на половину из них. При всём этом, оно остаётся годной научной фантастикой, в которой многие научные аспекты поясняются с должной тщательностью. К сожалению, мои познания в точных науках не позволяют мне с уверенностью судить насколько они соответствуют действительности.
Тут бы и закончить разговор о книге, резюмировав — годно, читайте если только у вас нету аллергии на этот жанр. Но в наше время всеобщей глобализации, совмещения и переплетения всего и вся, нельзя не упомянуть об искусстве кинематографическом, которое и подарило нам две экранизации этого рассказа.
Люди больших способностей и большой силы характера рождаются с более или менее постоянной частотой, но выбор ими сферы деятельности неодинаков.
Солярис 1972 года В целом, всё станет ясно, если сказать, что режиссёром тут выступил Андрей Тарковский это шедевр, расходимся. То, что Тарковский умеет снимать научную фантастику, он докажет еще раз в 1979 году, когда снимет легендарный фильм «Сталкер». Правда этот жанр у него всегда очень своеобразен. Там, где, казалось бы, должны торжествовать технологии, инопланетные чудеса и прочие необычные вещи, у Андрея Арсеньевича торжествует человек. В общем тем, кто знаком с его творчеством и рассказывать не надо о его авторском стиле, а тем кто не знаком, словами не объяснишь — тут смотреть надо. Единственное, чем грешат все его работы — это затянутость некоторых моментов и кадров, которая многим может показаться чрезмерной и навевающей скуку.
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».
«К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю. Но прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносим»
Если не боитесь долгих фильмов — смотрите. И если боитесь — тоже попробуйте, вдруг понравится.
Солярис 2002 года Тут ситуация не настолько радужная советское кино — лучшее в мире, а американское — попса и слив. Казалось бы и режиссёр — Стивен Содерберг, не последний человек, обладатель оскара и тому подобных регалий. И Джордж Клуни тут хорош, играет как не в себя. Но суть фильма категорически сломана. Если без спойлеров — то это всё превратилось в обычную мелодраму со всеми вытекающими.
В фильме герои читают отрывок из стихотворения Дилана Томаса «Конец придёт всевластью смерти».
Конец придёт всевластью смерти
Нагие мертвецы сольются вместе
С открытым ветром, с западной луной,
Когда исчезнут их обглоданные кости
И под рукой и под ногами будут звёзды,
Они сойдут с ума, оставив разум свой
В пучину погрузятся чтоб воспрянуть вновь
Любовники погибнут, но не сама любовь
Конец придёт всевластью смерти.
И полновесный оригинал, для знающих словесы заморские.
And death shall have no dominion.
Dead mean naked they shall be one
With the man in the wind and the west moon;
When their bones are picked clean and the clean bones gone,
They shall have stars at elbow and foot;
Though they go mad they shall be sane,
Though they sink through the sea they shall rise again;
Though lovers be lost love shall not;
And death shall have no dominion.
And death shall have no dominion.
Under the windings of the sea
They lying long shall not die windily;
Twisting on racks when sinews give way,
Strapped to a wheel, yet they shall not break;
Faith in their hands shall snap in two,
And the unicorn evils run them through;
Split all ends up they shan’t crack;
And death shall have no dominion.
And death shall have no dominion.
No more may gulls cry at their ears
Or waves break loud on the seashores;
Where blew a flower may a flower no more
Lift its head to the blows of the rain;
Through they be mad and dead as nails,
Heads of the characters hammer through daisies;
Break in the sun till the sun breaks down,
And death shall have no dominion.
Вот. Надо оно вам или нет — решайте сами. Фильм не то чтобы плох, но он обычен в худших смыслах этого слова.
Источник