- РАСПРЕДЕЛИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО СКЛОНЕНИЮ .ЗАПИШИТЕ ФОРМЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА,ОБОЗНАЧЬТЕ ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВЫ. В ОСНОВАХ КАКИХ СЛОВ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ. ПЛЕЧО,КОЛЕНО,МОРЕ,ОКНО,ГОРОД,ГЛАЗ,СТОЛ,КОНЬ,КОЛОС,ПЕРО,СТУЛ,ГЕРОЙ,СЛУЧАЙ,ГЕРОЙ,СЛУЧАЯ,КРЕСТЬЯНИН,ГОРОЖАНИН,ЧУДО,НЕБО,ВРЕМЯ,ПЛЕМЯ,ПЛОЩАДЬ,РОЩА.
- Три склонения имен существительных. план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Склонение существительного «окно» (изменение по падежам и числам)
- Существительное «окн о́ » (неод.)
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «окно»
- Синонимы к слову «окно»
- Предложения со словом «окно»
- Цитаты из русской классики со словом «окно»
- Сочетаемость слова «окно»
- Каким бывает «окно»
- Значение слова «окно»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «окно»
- Предложения со словом «окно»
- Склонение существительного «стол» (изменение по падежам и числам)
- Существительное «ст о́ л» (предмет мебели, неод.)
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «стол»
- Синонимы к слову «стол»
- Предложения со словом «стол»
- Цитаты из русской классики со словом «стол»
- Сочетаемость слова «стол»
- Каким бывает «стол»
- Значение слова «стол»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «стол»
- Предложения со словом «стол»
РАСПРЕДЕЛИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО СКЛОНЕНИЮ .ЗАПИШИТЕ ФОРМЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА,ОБОЗНАЧЬТЕ ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВЫ. В ОСНОВАХ КАКИХ СЛОВ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ.
ПЛЕЧО,КОЛЕНО,МОРЕ,ОКНО,ГОРОД,ГЛАЗ,СТОЛ,КОНЬ,КОЛОС,ПЕРО,СТУЛ,ГЕРОЙ,СЛУЧАЙ,ГЕРОЙ,СЛУЧАЯ,КРЕСТЬЯНИН,ГОРОЖАНИН,ЧУДО,НЕБО,ВРЕМЯ,ПЛЕМЯ,ПЛОЩАДЬ,РОЩА.
2скл-плечо-плеч-и, колено-колен-и, море-мор-я, город- город-а,стол-стол-ы. конь-кон-и,колос-колось-я(прибавление суффикса -й),стул-стуль-я,(прибавление суффикса -й), случай-случа-и,герой-геро-и,крестьянин-крестьян-е(усечение суффикса -ин), горожанин-горожан-е(усечение суффикса -ин), чудо-чудес-а(прибавление суффикса -ес),небо-небес-а(прибавление суффикса -ес),
Перед «но» запятая.
Старый — прилагательное, определение
Компьютер — существительное, подлежащее
Работает — глагол, сказуемое
Медленно — наречие, обстоятельство
Но — союз
Надёжно — наречие, обстоятельство
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространёное
Всю ночь гроза в потемках полоскала молнии.Уснуть было невозможно .Шум грозы и яркая молния пугали меня.Ночью, особенно как — то страшно .Вокруг гром и яркая молния, ночью стало как днём .Под утро молния с грозой прекратилась, но все равно от увиденного было как- то не по себе. После дождя с грозой и молнией на улице стало прохладно, пасмурно.
Источник
Три склонения имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цели:
· Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
· Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
· Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_imen_sushchestvitelnyh._5_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Три склонения имен существительных.
- Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
- Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
- Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
1. Организационный момент.
— Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
2. Проверка домашней работы.
3. Оформление рабочей записи.
— Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
4. Словарная работа.
— Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
— Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
- «5» — нет ошибок
- «4» — 1 ошибка
- «3» — 2 ошибки
- «2» — 3 и более ошибок
— Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
— Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
6. Сообщение цели урока.
— Какой частью речи являются записанные слова?
— Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
— Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.
— Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
— Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
7. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
— Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
— Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
— Назовите существительные женского рода с окончаниями — а, — я.
— Назовите существительные мужского рода с окончаниями — а, — я.
— Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
— Выделите в них окончания.
— Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
— Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
— По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
— С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
— Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями — а, — я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
8. Работа с правилом.
— Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник , прочитайте правило.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
— Кто попробует рассказать правило наизусть?
9. Упражнение в определении склонения имен существительных.
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.
10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
— Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Тетрадь — она, моя — существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
— Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. — наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. — подпрыгнуть.
1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5. Ящик на коленях пляшет —
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6. Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7. Много рук, а нога одна.
(Дерево)
8. Колюч, да не ёж.
(Ёрш)
9. Шесть ног без копыт,
Летит — жужжит,
Упадёт — землю роет.
(Жук)
10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11.Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12.Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
12. Работа с учебником.
— Прочитайте задание к упражнению.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
— Какие задания мы должны выполнить?
(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)
Работа с комментированием.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
13. Разноуровневая самостоятельная работа.
— Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
— Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
— С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
Источник
Склонение существительного «окно»
(изменение по падежам и числам)
Существительное «окн о́ » (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? | окн о́ | о́ кна |
Родительный Кого? Чего? | окн а́ | о́ кон |
Дательный Кому? Чему? | окн у́ | о́ кнам |
Винительный (неод.) Кого? Что? | окн о́ | о́ кна |
Творительный Кем? Чем? | окн о́ м | о́ кнами |
Предложный О ком? О чём? | окн е́ | о́ кнах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: жевательный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «окно»
Синонимы к слову «окно»
Предложения со словом «окно»
- Из открытых окон большого дома с широкой террасой доносились запахи вкусной пищи и звон посуды.
Цитаты из русской классики со словом «окно»
- Комната в азиатском вкусе в доме Купавиной, с одним выходом на террасу; стеклянная растворенная дверь с портьерами; по сторонам двери два больших окна, закрытые драпировками; по стенам и под окнами мягкие диваны. За балюстрадой террасы виден сад и за ним живописная сельская местность.
Сочетаемость слова «окно»
Каким бывает «окно»
Значение слова «окно»
ОКНО́ , -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «окно»
ОКНО́ , -а́, мн. о́кна, о́кон, о́кнам, ср. 1. Отверстие в стене здания для света и воздуха, а также застекленная рама, закрывающая это отверстие. Комната в три окна. Открыть окно.
Предложения со словом «окно»
Из открытых окон большого дома с широкой террасой доносились запахи вкусной пищи и звон посуды.
Отчётливо помню, как в жаркие летние ночи открывал окно спальни и слышал, как в соседнем доме, на соседней улице или в соседнем квартале кто-то громко ссорился.
Рядом с раковиной большое окно открывало вид на лужайку, пестрящую цветами, позади которой виднелся океан с его неугомонными волнами.
Источник
Склонение существительного «стол»
(изменение по падежам и числам)
Существительное «ст о́ л» (предмет мебели, неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? | ст о́ л | стол ы́ |
Родительный Кого? Чего? | стол а́ | стол о́ в |
Дательный Кому? Чему? | стол у́ | стол а́ м |
Винительный (неод.) Кого? Что? | ст о́ л | стол ы́ |
Творительный Кем? Чем? | стол о́ м | стол а́ ми |
Предложный О ком? О чём? | стол е́ | стол а́ х |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: договорить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «стол»
Синонимы к слову «стол»
Предложения со словом «стол»
- Однажды, когда я сидела у него в комнате, он достал из ящика письменного стола длинный список вопросов и с изысканной вежливостью попросил меня ответить на них сразу же.
Цитаты из русской классики со словом «стол»
- Посреди комнаты стол большой, у окна кресло мягкое, с одной стороны стола — диван, дорогим ковром покрытый, а перед столом стул с высокой спинкой, кожею обит. Другая комната — спальня его: кровать широкая, шкаф с рясами и бельём, умывальник с большим зеркалом, много щёточек, гребёночек, пузырьков разноцветных, а в стенах третьей комнаты — неприглядной и пустой — два потайные шкафа вделаны: в одном вина стоят и закуски, в другом чайная посуда, печенье, варенье и всякие сладости.
Сочетаемость слова «стол»
Каким бывает «стол»
Значение слова «стол»
СТОЛ 1 , -а́, м. 1. Род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что-л. при работе, еде и т. п. Круглый стол. Обеденный стол. Операционный стол.
СТОЛ 2 , -а́, м. Ист. Престол, княжение в древней Руси. Княжеский стол. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «стол»
СТОЛ 1 , -а́, м. 1. Род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что-л. при работе, еде и т. п. Круглый стол. Обеденный стол. Операционный стол.
СТОЛ 2 , -а́, м. Ист. Престол, княжение в древней Руси. Княжеский стол.
Предложения со словом «стол»
Однажды, когда я сидела у него в комнате, он достал из ящика письменного стола длинный список вопросов и с изысканной вежливостью попросил меня ответить на них сразу же.
У рабочего стола стояла большая статуя обнажённой женщины, выполненная в египетском стиле, – предпочтения президента в искусстве, как, впрочем, и в политике, отличаются от моих.
На огромном письменном столе стояли многочисленные фотографии и рисунки.
Источник