Окутано море тревогой огнем

Окутано море тревогой огнем

Баллада о юном герое — Влад Смирнов, Узловая

Баллада о юном герое

О пионере-герое Валерии Волкове.

Окутано море тревогой,

Огнем Севастополь объят.

В разрушенной школе над пыльной дорогой

Осталась лишь горстка солдат.

Все ближе снаряды ложатся,

Осколки секут храбрецов.

— Нас десять! — сказал командир,

Мы будем как сотня бойцов.

Герой-пионер был десятым.

Он числился сыном полка,

В минуты затишья читал он солдатам

Из книжки стихи Маршака

К концу подошла передышка —

Вновь танк громыхнул вдалеке,

Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка

Со связкой гранат в кулаке

В тельняшке своей полосатой

За Родину он воевал.

И метко с размаху метнул он гранаты,

Но сам был сражен наповал.

А танк задымил на поляне,

Бойцы подползли к храбрецу.

Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

И кровь все текла по лицу.

— Нас десять! И недругам крышка!

Сказал командир в том бою.

Он «десять» сказал, потому что парнишка

Навечно остался в строю.

Телеканал «ПОБЕДА»
Сайты компании

© АО «Первый канал. Всемирная сеть». Все права защищены. Любое копирование, воспроизведение, публикация, распространение, трансляция, передача кому-либо или иное использование информации и материалов с сайта без разрешения правообладателя запрещено, кроме тех случаев, когда лицо получило такое разрешение от Организатора(ов) Фестиваля и/или Конкурса с обязательным соблюдением условий полученного разрешения.

Cвидетельство о регистрации Средства массовой информации: ЭЛ № ФС 77 — 74600

Источник

Дети войны
учебно-методический материал на тему

Литературно – музыкальная композиция: ознакомление обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое время

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

(литературно – музыкальная композиция)

  • познакомить обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью детей в то суровое время;
  • развивать способность сопереживать;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, своему народу.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий день для нашего народа – 70 лет со Дня Победы. Сегодняшние наши гости — люди пережившие войну. Кто-то из Вас воевал, у кого-то было детство, обожженное войной. Давайте вместе с нами вернемся назад и перелистаем страницы нашей истории.

22 июня 1941 года в четыре часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолетами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить, разрушать города и села, убивать мирный народ.

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских-

Это значит против нас.

(звучит песня «Священная война», муз. Александрова)

Ведущий.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

(Звучит песня Ильи Резника «Дети войны»)

Ребята сороковых годов (инсценировка)

Что теперь будем делать? Как жить? Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.

Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь — и полка нет.

Так уж сразу и полка?

Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

А я буду сержантом, как мой отец.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях.

Ведущий.
В военно-полевых госпиталях медперсонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.

Рассказ учителя о блокаде и о Тане Савичевой.

В сентябре 1941 года фашисты прорвались к Ленинграду и окружили его плотным кольцом. Начались тяжелые дни блокады.

28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами.

С 10 ноября многие ленинградцы получали в день 125 гр. Хлеба. Небольшой кусок хлеба — и больше ничего. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Ленинградцы слабели, многие едва двигались, некоторые умирали.

Жила в Ленинграде на 2-й линии Васильевского острова в доме № 13 пионерка Таня Савичева. Жила в большой веселой семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Леня, дома его звали Лекой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Леша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки стало печь не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Тане Савичевой было 11 лет.

Она вела дневник.

Эта тонкая тетрадка Ленинград в тисках блокады,

Стоит многих толстых книг. У ворот лютует враг.

Пионерка — ленинградка Рвутся бомбы и снаряды,

Потрясает твой Дневник. Дует стужа, давит мрак.

Таня Савичева, Таня, От коптилки не согреться,

Ты в сердцах у нас жива. И ни крошки, ни глотка,
Затаив на миг дыханье, И выводит кровью сердце

Слышит мир твои слова. На страницах дневника.

Таня: Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Смолк зловещий гром орудий. Пронеслась войны гроза, Но все также память людям Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянется березка, пробивается трава. А на скорбном Пискаревском обожгут сердца слова: Таня: Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

У планеты нашей сердце Будьте бдительными, люди.
Бьется гулко, как набат. Люди, вслушайтесь в Дневник,
Не забудет мир Освенцим, Он звучит сильней орудий,
Не забудет Ленинград. Тот безмолвный детский крик:

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она угасла, как жертва страшной войны.

Тяжелые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах не пощадили жизни ради победы. Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Мы знаем имена и подвиги пионеров-героев.

Четырехклассник севастопольской школы Валерий Волков погиб , но память о нем живет.

Окутано море тревогой,

Огнем Севастополь объят.

В разрушенной школе над пыльной дорогой

Осталась лишь горстка солдат.

Все ближе снаряды ложатся,

Осколки секут храбрецов.

Нас десять! — сказал командир- а сражаться,

Мы будем, как сотня бойцов.

Герой-пионер был десятым,

Он числился сыном полка,

В минуты затишья читал он солдатам

Из книжки стихи Маршака.

В тельняшке своей полосатой за Родину он воевал,

И метко с размаху метнул он гранаты,

Но сам был сражен наповал.

А танк задымил на поляне.

Бойцы подползли к храбрецу.

Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,

И кровь все текла по лицу.

Нас десять! И недругам крышка!

Сказал командир в том бою.

Он «десять» сказал, потому что парнишка

Навечно остался в строю.

Мы знаем о подвиге Александра Матросова.

В атаку шла бесстрашных рота,

И дрогнул вражеский отряд.

Но вдруг из темной щели дзота

Посыпался свинцовый град.

Жужжали пули, словно осы,

И люди закопались в снег.

Вперед пополз боец Матросов,

Бесстрашный русский человек.

Вперед! Ведь за спиною рота.

Под проливным огнем врага!

Вот между ним и вражьим дзотом

Осталось только два шага.

И, словно лев, в порыве смелом

Матросов бросился вперед,

Навстречу смерти, сильным телом

Закрыв немецкий пулемет.

Мы знаем о подвиге Зои Космодемьянской.

Ушла. Ни письма, ни привета

Не шлет наша Зоя домой.

И вот у Петрищева где-то

Выходит тропинкой лесной.

Идет на опасное дело

В холодной предутренней мгле,

Синичка спросонья запела,

Петух закричал на селе.

Немецкие кони в конюшне,

Поджечь поскорей и уйти.

Но спички в руках непослушны —

Они отсырели в пути.

Не солнце встает из тумана,

То склады фашистов горят.

Ждут Зою друзья партизаны.

Но ей не вернуться назад.

Ей руки веревкой связали,

Ее на допрос повели,

Там били ее и пытали,

Но волю сломить не смогли.

На страшную казнь под конвоем,

Босая, ступая на снег,

Шла гордая школьница Зоя,

Советский простой человек!

Мы знаем о подвиге пионерки Тони.

В Орел оккупанты ворвались на танках,

И дым застелил небосклон. и девочку Тоню

На каторгу, в рабство фашистский увез эшелон.

Не знал стук колесный, не знал вольный ветер,

Не знал и свирепый конвой, что красное знамя

Везет пионерка, рискуя своей головой.

Работала Тоня у немки служанкой,

Стирала белье дотемна, и красное знамя

В подкладке жакета у сердца хранила она,

Тот стяг пионерский в минуты побоев

Ей мужество в сердце вливал,

И там, на чужбине, в часы унижений

Он духом упасть не давал.

Жила пионерка в фашистской неволе,

Но видел весь город Штудтгарт,

Как девочка гордо со знаменем вышла,

Встречая советских солдат.

ПЕСНЯ О РОССИИ (стоя)

Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей Родине. Вот почему их помнят все.

Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Юра Смирнов, Саня Колесников, Ваня Андрианов, Костя Кравчук, Витя Ильин и многие другие.

Юре Смирнову в январе 1944 года было 10 лет. Войска Ленинградского фронта подошли к городу Гатчина, но войти не могли, т.к. фашисты засели в домах. Юра выбежал навстречу нашим разведчикам и показал им, где засели гитлеровцы, где расположены их огневые точки, и тогда наши бойцы быстро выбили фашистов из Гатчины.

Юра Смирнов после войны жил в Ленинграде.

Саня Колесников учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он убежал из дома на фронт. Его приняли в танковый корпус. Однажды мальчик пошел в разведку и обнаружил разгрузочную ж/д ветку фашистов. По обе стороны ж/д ветки на верхушках деревьев он повесил белые наволочки, которые были видны с воздуха. Наши летчики поняли условный знак и обстреляли фашистов. Затем залез в ящик под вагон, поджег его, а сам выпрыгнул в реку. Его поймали, пытали, били молотком по пальцам, а потом распяли. Но он остался жив. После госпиталя он опять воевал и дошел до Берлина.

После войны Александр Колесников жил в Москве.

Ване Андрианову было тогда 14 лет. Он увидел, что к селу идут советские солдаты. А село занято фашистами, которые всюду расставили пулеметы. Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!» Немцы открыли по нему огонь, но Ваня добежал до бойцов и показал безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.

За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной Звезды.

После войны Иван Федорович Андрианов жил в Москве.

Косте Кравчуку было 10 лет. В сентябре 1941 года, когда за Киев шли ожесточенные бои, Костя увидел на улице города двух раненых бойцов. Они истекали кровью. Бойцы протянули Косте знамена и чуть слышно прошептали: «Спрячь их и сохрани до прихода наших!» Рискуя жизнью мальчик взял знамена, вложил их в мешок, осмолил его и опустил в колодец. После освобождения Киева Костя передал знамена в комендатуру Киевского гарнизона.

После войны Константин Кравчук жил в Киеве.

Когда из Подмосковья выбили фашистов, Витя Ильин помогал разминировать мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Витя Ильин окончил школу и Московский пединститут.

Работал директором школы в родном селе.

В 1945 году враг был окончательно добит в собственной берлоге.

ПЕСНЯ « ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказ и книжкам я вижу войну.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу Вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Мы не слышали взрывов бомб,

Не стояли холодными ночами за хлебом;

Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, почти в каждой семье кто-то: погиб, пропал без вести, умер от ран.

Почтим минутой молчания память всех юных героев, погибших в борьбе за счастье народов.

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА!

Пусть солнце утопит всю землю в лучах! ПУСТЬ!

Пусть мирные звезды сияют над ней! ПУСТЬ!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

ПУСТЬ! ПУСТЬ! ПУСТЬ!

Песня: «Пусть всегда будет солнце », Л.Ошанина, А.Островского.

Мы благодарим вас , дорогие ветераны, за то, что вы пришли сегодня на наше выступление. В знак признания вашего великого мужества и стойкости примите, пожалуйста, наши поздравления и цветы. Спасибо вам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор.

Статья об истории моего отца — ветерана труда.

Внеклассное мероприятие по теме «Дети войны» «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с.

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному.

Данная презентация может помочь классному руководителю при проведении классного часа, связанного с военной тематикой.

Представлен фотоотчет о выполненном долгосрочном социальном проекте.

Источник

Читайте также:  Баренцево море какое оно
Оцените статью