- Волнение моря
- Литература
- Опасный природный феномен, о котором стоит знать, когда едешь на море
- Схематически это выглядит так:
- Самый важный момент: Как себя вести тем, кто попал в такое течение?
- Важно учесть и помнить следующее:
- 1. Рип не утащит вас на дно.
- 2. Рип не особо широкий.
- 3. Длина рипа ограничена.
- Волны-убийцы: как распознать их на пляже
Волнение моря
Морская поверхность редко бывает спокойной. Чаще всего она покрыта волнами. Основные причины, вызывающие возникновение волн, являются:
- ветер
- приливы
- отливы
- резкие изменения атмосферного давления
- землетрясения
- подводные вулканические извержения
Волны характеризуются формой, размерами, периодом колебаний и скоростью распространения. Состоят волны из чередующихся между собой валов и впадин (рис. 4.5).
Основными элементами волн являются:
- гребень – верхняя точка волны;
- подошва – основание впадины;
- высота h – расстояние по вертикали от подошвы до гребня волны;
- длина λ – расстояние по горизонтали между гребнями двух соседних волн;
- крутизна – отношение высоты волны к ее длине;
- скорость – расстояние, проходимое гребнем волны в единицу времени по направлению ее перемещения (м/с);
- период – промежуток времени, выраженный в секундах, между прохождением двух последовательных гребней через одну и ту же точку пространства.
В океанах ветровые волны в среднем достигают 150 м длины, высотой 7–8 м и периодом 8–10 с. Максимальные океанские волны достигают высоты 18–25 м при длине около 400 м. На морях высота ветровых волн в среднем 5–6 м длиной около 80 м.
Сильное волнение значительно осложняет мореплавание и морской промысел, затрудняет производство погрузочно-разгрузочных работ на открытых рейдах, а также других работ на море, нередко бывает причиной гибели судов и людей.
Суда при волнении испытывают качку – бортовую, килевую и вертикальную, каждая из которых может привести к разрушению и даже к гибели судна. Так, при сильной бортовой качке судно может опрокинуться, при вертикальной качке может удариться днищем о грунт при плавании на мелководье, а при килевой качке – разломиться.
Волнение оказывает большое влияние на скорость судна, вызывает его дрейф и рыскание. При качке на волнении, особенно если судно идет в балласте, происходит оголение винтов, что отрицательно влияет на работу машин, а возникающая вибрация вредно сказывается на прочности корпуса.
При движении навстречу штормовой волне возможен слеминг, т. е. гидродинамические удары в днищевую и скуловую части корпуса, в результате чего может быть повреждена обшивка и даже набор. Одновременно вибрация и резкие встряски вызывают поломку рангоута, обрыв такелажа и трубопроводов, выход из строя электрорадионавигационных приборов, различных машин и механизмов. Особо опасны короткие (меньше длины судна) и высокие (крутые) волны.
При плавании на попутном волнении может возникнуть явление брочинга – захват судна волной, при этом наблюдается потеря управляемости и самопроизвольный неуправляемый разворот судна лагом к волне.
Брочинг возникает, если:
- длина судна примерно равна длине волны;
- скорость волны сопоставима скорости судна.
Штормовые волны, попадая на палубу, могут повредить палубные механизмы, грузы, смыть судовое снабжение, возникает опасность для людей. Хорошая морская практика требует, чтобы независимо от района плавания и прогноза погоды судно перед выходом в рейс было готово к любым изменениям погоды. За подготовку судна к плаванию в штормовых условиях отвечают старший помощник капитана и старший механик.
Подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту. На этом этапе подготовки судна следует:
- задраить горловины всех танков и отсеков;
- задраить двери водонепроницаемых переборок;
- танки и цистерны или полностью заполнить, или опорожнить так, чтобы в них не имелось свободных поверхностей жидкости;
- в грузовых помещениях проверить льяла и приемные сетки, опробовать в действии водоотливные средства, проверить исправность водомерных трубок;
- произвести тщательную штивку и крепление груза;
- осмотреть состояние люковых закрытий, проверить плотность прилегания крышек к комингсам люков;
- при наличии палубного груза произвести надежное крепление его найтовами.
При получении штормового предупреждения необходимо:
- проверить закрытие трюмов и крепление палубного груза;
- проверить крепление грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепить по штормовому судовое имущество по заведованиям ответственных;
- якоря взять на дополнительные стопора;
- задраить люки, двери, иллюминаторы;
- проверить чистоту шпигатов;
- с верхней палубы удалить все ненужные растительные и синтетические тросы, а также предметы, которые могут находиться во внутренних судовых помещениях;
- трюмные вентиляторы развернуть по ветру и закрыть чехлами;
- обеспечить свободный и безопасный проход по верхней палубе;
- выполнить другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.
В сильные морозы вода полностью не успевает стечь за борт через штормовые портики и шпигаты и частично замерзает, начинается обледенение, нарастание льда на смачиваемых поверхностях. В результате происходит изменение водоизмещения, ЦТ судна и метацентра, крена и дифферента. Так как обледенение происходит в основном выше главной палубы, то это равносильно принятию палубного груза. Крен при обледенении может увеличиваться довольно быстро.
Борьба с обледенением судна представляет большие трудности. Развитые палубные надстройки, высокое расположение конструкций судна, подверженных обледенению, трудоемкая работа экипажа на открытой палубе в шторм – все это вместе с довольно ограниченной эффективностью средств удаления льда резко осложняет борьбу с обледенением. Не случайно, что наибольшее число аварий судов, особенно небольших, приходится на время зимних штормов в районах с низкими температурами воды и воздуха.
Не допустить интенсивное обледенение – основная задача экипажа судна, штормующего в условиях низких температур воды и воздуха. Для успешного решения этой задачи необходима надлежащая подготовка судна к выходу в море, предусматривающая снабжение судна всем необходимым для борьбы со льдом: средствами удаления льда (пешнями, ломами, лопатами, метлами и другими), водяными и паровыми шлангами для таяния и смывания льда, а также достаточным числом комплектов теплой водонепроницаемой одежды, рукавиц, монтажных поясов с карабинами, страховочных концов для членов экипажа, ведущих работы по борьбе со льдом на верхней палубе.
Для борьбы со льдом объявляется общий аврал, в котором принимает участие весь экипаж (рис. 4.8). При составлении расписания по околке льда необходимо помнить, что эта работа изнурительная и может продолжаться несколько суток подряд. Поэтому для судов, попавших в условия обледенения на длительное время, в расписании по околке льда должны быть указаны жесткие нормы времени работы (возможно до 2–3 часов) с последующим отдыхом и усиленным питанием для восстановления сил. Отмечены случаи гибели судов, когда изнуренный, обессиленный экипаж не мог продолжать борьбу с обледенением.
Литература
Матрос морского судна — Шарлай Г. Н. [2014]
Источник
Опасный природный феномен, о котором стоит знать, когда едешь на море
Многие люди, которые хорошо плавают или неплохо держатся на воде, не понимают, как можно утонуть у самого берега. Услышав сводки новостей в сезон отпусков о туристах, «погибших возле берега», они думают, что жертвы либо не умели плавать, либо находились в состоянии алкогольного опьянения. Но причина совсем в другом.
Речь идет об очень опасном, но малоизвестном явлении – отбойных течениях, которые часто еще называют «тягунами» и «рипами» (англ. – rip current). Они есть во всех уголках планеты – и в Мексиканском заливе, и на Черном море, и на острове Бали. С ними могут не справиться не только обычные люди, но и первоклассные пловцы, потому что просто не знают, как себя вести.
Все происходит неожиданно: вот вы плыли от берега, потом повернули назад, но ничего не получается… Вы плывете изо всех сил, но остаетесь на одном месте или даже удаляетесь еще дальше. Все попытки безуспешны, силы на исходе и вы близки к панике…
Для начала важно понимать принцип действия рипа. Это тип морских и океанических течений, направленных под прямым углом к берегу и образующихся в процессе отхождения потока прилившей воды в сторону моря.
Самыми опасными считаются отбойные течения в мелководных морях с пологим берегом, который обрамляют песчаные отмели, косы и островки (Азовское море и т. п.). В этих местах во время отлива возвращению массы воды в море препятствуют песчаные косы. Давление воды на узкий пролив, соединяющий море с лиманом, многократно возрастает. В итоге образуется быстрый поток, по которому вода движется со скоростью 2,5–3,0 м/с.
Схематически это выглядит так:
обратное течение в сторону моря идет перпендикулярно берегу:
Эти «коридоры» появляются в разных местах у самого берега во время приливов. Волны накатываются и приносят водную массу, а затем с разной скоростью уходят в море или океан, образуя при этом обратное течение.
Обычно коридор рипа узкий: 2-3 метра со скоростью течения 4-5 км/ч. Это неопасно. Однако могут возникать отбойные течения шириной до 50 метров и длиной до 200-400 метров, со скоростью до 15 км/ч! Рипы такой длины нечастые, но все-таки бывают.
Как же определить это течение, чтобы в него не попасть? Обращайте внимание на следующие опознавательные знаки:
Видимый канал бурлящей воды, перпендикулярный берегу.
В прибрежной зоне имеются участки с другим оттенком воды: например, вокруг все светло-голубое или зеленоватое, а какая-то зона белая.
Участок пены, какой-то морской растительности, пузырей, который устойчиво движется от берега в открытое море.
В сплошной полосе приливных волн имеется 5–10-метровый разрыв.
Если вы видите что-то из описанного, считайте, что вам повезло, и просто не ходите плавать в это место. Но не стоит забывать, что 80% опасных спонтанно возникающих рипов никак визуально себя не проявляют.
Отбойные течения возникают у берега. То есть, даже если вы стоите в воде по пояс, а тем более по грудь, вас может подхватить рип и понести в море. А ведь как раз те, кто не умеют плавать, так и делают — просто стоят в воде и наслаждаются.
Поэтому не купайтесь в одиночку и не игнорируйте красные флаги и знаки на пляже.
Самый важный момент: Как себя вести тем, кто попал в такое течение?
Правила поведения в отбойном течении:
1. Преодолейте панику! Возьмите себя в руки, ведь люди, знающие правила поведения в рипе, спасаются в 99% случаев.
2. Берегите силы! Не нужно изо всех сил грести против течения, теряя запасы энергии. Плыть нужно не к берегу, а в сторону, параллельно пляжу. Если рип узкий (до 5 метров), вы очень быстро из него выберетесь.
3. Анализируйте! Если вы гребете по правилам – в сторону, а выбраться не удается, значит рип широкий (от 20 метров и больше). Тогда сразу прекращаем тратить силы и паниковать! Обратное течение обычно недолгое и уже через 3–4 минуты оно прекратится. После этого отплывите на 50–100 метров в сторону, а уже потом возвращайтесь с передышками на берег.
Важно учесть и помнить следующее:
1. Рип не утащит вас на дно.
Это не водоворот и не воронка. Чаще всего отбойные течения коротки и с большой скоростью движется только верхний слой воды, который тащит от берега вдоль поверхности, но не на глубину!
2. Рип не особо широкий.
Его ширина не превышает 50 метров. А в большинстве случаев составляет всего 10–20 метров. В результате, проплыв вдоль берега буквально 20–30 метров, вы заметите, что выплыли из рипа.
3. Длина рипа ограничена.
Течение довольно быстро ослабевает, «тягун» теряет свою силу там, где волны достигают пика и начинают разбиваться. На серферском сленге это место называется «лайн ап» (line up). Как раз в нем собираются все серферы, готовящиеся покорять приходящие волны. Обычно он расположен не далее, чем в 100 метрах от берега.
Пожалуйста, поделитесь этой информацией со своими друзьями. Пусть как можно больше людей узнает об отбойных течениях. Возможно, вы тем самым спасете не только свою жизнь, но и жизни других людей
Источник
Волны-убийцы: как распознать их на пляже
Волны на море – всегда красиво и практически всегда опасно. Мы уже писали о том, как себя вести на волнах, ведь обычные и невысокие волны могут заметно разнообразить ваше купание. Но есть волны, в которые заходить категорически нельзя, причем некоторые из них с виду не выглядят такими устрашающими.
Квадратные, или перекрестные волны – достаточно опасное явление, которое, к счастью, встречается довольно редко. Это происходит в основном, когда волны из разных погодных условий идут навстречу друг другу. Например, море направляет волны в одну сторону, а ветер в другую, или при резкой смене ветра новые волны накладываются на уже сформированные, или же волны от разных штормов встречаются в одном месте. В итоге на море появляется своего рода «шахматная доска»- волны бушуют квадратами практически под прямым углом.
Это очень опасно для морских судов, ведь чем дальше в море, тем такие волны больше, и зачастую корабли или яхты просто переворачиваются перекрестными волнами, так как справиться с ними практически нереально. Вблизи берега тоже во время подобного явления в воду заходить не стоит – даже самым опытным пловцам будет тяжело выбраться из разностороннего течения квадратных волн.
Перекрестные волны, как уже говорилось, явление не такое частое, единственное постоянное место их проявления – это французский остров Ре. Но помимо этого, такие волны были зафиксированы и в Черном море, на пляжах Тель-Авива в Израиле, у побережья Атлантики.
Отбойное течение – тоже одно из самых опасных явлений на море. И опасность усугубляется тем, что возникает оно под водой и поэтому с берега может быть не сильно заметным. Отбойное течение – это процесс затягивания волной обратно в море. Причем сила волн настолько велика, что сопротивляться им бесполезно. Единственный способ добраться до берега – это плыть не по направлению к нему, а параллельно — пока область обратного течения не закончится, и вы не окажетесь в спокойной воде.
Стоит отметить, что ширина обратного течения обычно небольшая, и кроме того — оно может быстро успокоиться и совсем не тянет ко дну, поэтому, попав в такое место, вам нужно не паниковать и просто перестроить свой плавательный курс параллельно берегу. С берега же заметить наличие подводного течения можно по характерному изменению цвета воды – если на открытой местности часть воды заметно темнее, или на ней появилась пена, в то время как вокруг море совершенно обычное – значит, под водой бушуют обратные волны.
Сейсмические волны, или цунами, образуются в результате землетрясения или извержения вулкана, как под водой, так и на суше вблизи берега. При любых подобных сейсмических изменениях, образуются водные колебания, имеющие огромную скорость распространения. В открытом океане такие волны не особо заметны, потому что их высота еще не велика, а с приближением к береговой линии высота их может увеличиться до нескольких десятков метров. Обрушившись на берег, волна просто смывает все на своем пути.
Большая часть цунами возникает в водах Тихого океана из-за большого количества очагов землетрясений. При нахождении в районе с вероятностью возникновения цунами нужно быть предельно осторожными и обращать внимание на природные явления, говорящие о скором приближении катастрофы. Как можно дальше уходить от берега стоит, если почувствовали землетрясение, даже самое незначительное, также, если наблюдается отход воды от берега с заметной осушкой дна, и чем дальше уходит море, тем сильнее ожидается волна цунами.
Обычные волны, созданные ветром, тоже могут быть весьма опасны. Чем сильнее и дольше дует ветер, тем больше будет высота и длина волн. При сильном волнении моря волны могут достигать высоты в несколько метров. Из-за непостоянства ветра, особенно во время шторма, ветровые волны периодически меняют свои размеры и свое направление, и предсказать когда появится следующая волна и какого она будет размера, невозможно. И такие волны опасны, как около берега, так и в открытом море.
Источник