Опера садко нарисовать океан море синее

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra

Народный рейтинг популярности: 50065

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию

«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.

Служба на флоте

Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

Читайте также:  Какие океаны омывают берега твоей страны сша

Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (1)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    👍 07.12.2019 12:25 Ноль | Садко. Вступление (Океан — море синее)

* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Конспект и презентация урока музыки на тему » Океан море синее» 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Конспект и презентация урока музыки на тему » Океан море синее» 3 класс. Содержит проверочную работу.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_muzyke_na_temu_okean_more_sinee_3_klass_-_3.docx 100.38 КБ
sadko_2.pptx 680.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Океан море синее».

Тип урока: комбинированный

Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко».

Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы — былины «Садко».

познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук

коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

Оборудование: аудиозапись оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись звучания гуслей; портрет композитора; цветные бумажные фигурки синего и жёлтого цветов, альбом, цветные карандаши.

Методы и приемы

Здравствуйте дети. Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Актуализация знаний; постановка темы урока

— У вас на столах лежат небольшие листочки с заданиями. Сейчас вы в парах должны будете сделать все задания, после чего мы узнаем тему нашего урока.

— Кто сделал, поднимите руки. Заканчиваем.

— что у вас получилось?

— Сегодня мы познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» — «Океан – море синее».

— что такое опера?

— что такое былина?

— что такое опера- былина?

— знаете оперу-былину «Садко»?

— может кто- то кратко рассказать оперу – былину «Садко»?

— кто главные герои в опере – былине?

Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» — « океан- море синее»

— жанр музыки, музыкальный спектакль где все герои поют

  1. — Русская народная эпическая песня о богатырях.

Опера на сюжет былины

— Волхова, Морской царь

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Открытие новых знаний

— Попытайтесь представить море в этой музыке. как оно изменяется, как мы это слышим?

— как море изменяется в музыке?

— как мы это слышим в музыке?

Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке?

— Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич — композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.

— А всегда ли одинаково звучит мелодия? Давайте посмотрим на слайд. Там показаны два состояния моря. Какие?

— Ребята, если вы вслушаетесь в главную интонацию музыкальной картины моря, то вы услышите всего три звука. Мы видим, как меняется характер музыки. В чём секрет? Что изменяется в звучании?

— что такое динамика? Какая она бывает?

— что такое темп? Какой он бывает?

— изменяется темп музыки? Как?

— оно, то спокойное, то бурное.

— волны море, морская стихия

— Спокойное и бурное

— динамика и темп

— динамика- это сила звука в произведении. Громко, тихо.

— темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные.

— он изменятся, но это не так сильно заметно

Оформлять свои мысли в устной форме

Метод анализа и сравнения

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

— Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показываю сама) – Если море будет бурное, то как мы покажем?

(Идёт повторное прослушивание отрывка, ребята выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

— молодцы. Вы справились с заданием. Теперь попробуйте нарисовать море таким, каким вы его видите в этом произведении. (учитель включает музыку и дети рисуют)

— дети выполняют задание.

Рисуют море, которое они видят в произведении

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Рисование руками звучащей музыки

— давайте посмотрим, что у вас получилось ( небольшая выставка)

— Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее». Ребята, а каких героев этой былины вы ещё знаете?

— давайте посмотрим небольшой видео фрагмент.

— что вам запомнилось на уроке?

— теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение?

— теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?

— теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?

(почему не понравилось)

— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!

— Волхова, Морской царь

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вопросы: 1) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется…. 2) быстрота музыки 3)сила звука 4)русская народная этическая песня о богатырях 5)имя Римского Корсакова 6) ….. – море синее 7) опера – былина

Ответы: опера, темп, динамика, былина, николай, океан, садко

2) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется _______

4)кто изображен на портрете? _____________________

6) из букв составь слова:

АНОКЕ – РЕМО ЕНЕСИ =

Составь из полученных слов (по всем заданиям) тему нашего урока

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Опера Н.А. Римского – Корсакова «Садко» Учитель музыки ГБОУ СОШ №797

Русский композитор. Основное содержание творчества Н.А. Римского – Корсакова – сказки, легенды, русская история. «Чудесным дедом — сказочником» называли современники композитора. Общение с морем обогатило творчество композитора, впервые в русской музыке море «зазвучало» всеми красками. Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1908)

С давних пор новгородцы мечтали о водном пути к морю, и эти мечты выразились в былине «Садко». Былина привлекла к себе Римского – Корсакова своей поэтичностью и богатством образов. В основе оперы лежит литературное произведение – былина «Садко». «Как во славном Нове – городе Был Садко, весёлый молодец. Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты , По пирам ходил – играл Садко. Потешал купцов, людей посадских». Опера – былина «Садко»

Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение, каждый раз, когда в опере по ходу действия возникает картина моря, в оркестре звучит эта музыкальная тема. Как композитор нарисовал картину моря? Какой основной приём использовал композитор? Вступление «Океан — море синее»

Что передаёт иллюстрация? «Гой вы, гости иноземные, гой вы люди заезжие! Вы пропоёте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далёкие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше чудес повстречается. Ты варяжский гость, гость индийской земли, а и гость великого города Веденца ». А. Васнецов «Новгородский торг»

«О скалы грозные дробятся с рёвом волны и с белой пеною крутясь бегут назад». О каких людях поёт свою песню Варяжский гость? Какой мужской голос исполняет песню? Какое море рисует нам композитор ? Песня Варяжского гостя

« Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом , далёкой Индии морей» Какой голос исполняет песню? Можно ли отнести к стилю бельканто исполнение Козловского – представителя русской вокальной школы? Какое море звуками музыки нарисовал композитор ? Песня Индийского гостя

«Город прекрасный, город счастливый, моря царица – Веденец славный. Тихо порхает ветер прохладный, синее море, синее небо». Что в звучании песни напоминает итальянскую баркаролу? Какой голос исполнял песню? Какое море нарисовал нам звуками музыки композитор? Песня Веденецкого гостя

Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

Тесты по опере – былине «Садко» В основе оперы «Садко» лежит: а ) рассказ б ) повесть в ) былина 2. Какой мужской голос исполнял песню Веденецкого гостя? а ) баритон б ) бас в ) тенор 3. Какое море нарисовал композитор в песне Варяжского гостя? а ) тёплое б ) холодное в ) лазурное 4. Пение какого гостя можно отнести к стилю бельканто? а ) песню Индийского гостя б ) песню Варяжского гостя в ) песню Веденецкого гостя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: — повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл.

Конспект и презентация урока математики по теме» Неделя» в 3 классе в соответствии ФГОС.

Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве.

Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Конспект урока музыки по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.

Цели деятельности учителя:ознакомление обучающихся с вычислением периметра многоугольника разными способами;совершенствование устных и письменных вычислительных навыков.Планируемые результаты:Пр.

Источник

«Океан — море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова

Конспект урока музыки в 3 классе, тема: «В музыкальном театре». Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н. А. Римского — Корсакова через восприятие образа моря в музыке.

Содержимое разработки

Конспект урока музыки в 3 классе.

Ф. И. О. Чугаева Марина Ивановна

Место работы: МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкара

Должность: Учитель музыки

Тема: «В музыкальном театре», тема урока: «Океан – море синее» — вступление к опере «Садко» Н. А. Римского — Корсакова

Учебник «Музыка» 3 класс, составители Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина, стр. 84 — 85

Цель урока: Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова через восприятие образа моря в музыке; познакомить обучающихся со вступлением «Океан – море синее» к опере «Садко».

— формирование художественного вкуса;

— формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;

— формирование навыков самостоятельной работы.

— создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

— развивать умение работать с разными источниками информации;

— развивать воображение, художественную интуицию.

— формирование осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;

— развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Тип урока: открытие новых знаний

Техническое оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Музыкальный материал: Вступление к опере «Садко» — «Океан – море синее» Н. А. Римского – Корсакова, «Лазурное море» А. Варламова

Структура и ход урока

Этап мотивации учебной деятельности

Вход в класс, музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ребята!»

Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
— Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны…

— А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].

Эмоционально – образный настрой к уроку

Дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения.

Постановка проблемы. Актуализация знаний

Ребята, послушайте музыкальное произведение и определите его настроение.

Как вы считаете, что изображено в музыке?

Действительно, море. Это музыкальное произведение так и называется «Океан – море синее». А сочинил его русский композитор Н. А. Римский – Корсаков.

Посмотрите видео фрагмент, здесь изображено море. (2 слайд). Каким вы видите море?

Море бывает тихим и спокойным, тревожным и бушующим.

«Море гораздо разнообразнее суши
Интереснее, чем что-либо.
Еще одно торжество воды. »
И.Бродский.

Музыка сильная, грозная, страшная…

Море, океан, шторм, буря …

Просмотр видео фрагмента. Море огромное, спокойное, сильное, бесстрашное…

Введение в тему урока

(3 слайд) Русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков родился в городе Тихвин, неподалеку от Петербурга. (4 слайд) На слайде вы видите дом, в котором он жил. Сейчас это памятник истории и культуры I половины XIX века. Живя в Тихвине, Римский — Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества. Он с детства начал заниматься музыкой и сочинять.

(5 и 6 слайды). Николай мечтал стать моряком. Двенадцатилетним мальчиком Римский — Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус — военное училище, но все время продолжал заниматься музыкой, посещал оперы и концерты, знакомился с интересными людьми.

(7 и 8 слайды) После окончания кадетского морского корпуса, получив звание гардемарина, Римский – Корсаков отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». За время долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо и экзотические растения, испытал океанские штормы и штили. Когда встал выбор: море или музыка, – он отдал предпочтение музыке, хотя любовь к морю сохранил в сердце, и мы слышим это, и чувствуем в его музыкальных сочинениях.

Наиболее полно дар Николая Андреевича проявился в сочинениях, запечатлевших мир сказок. Композитор в своей музыке использовал русские былины, легенды и исторические предания. Его называют композитором «сказочником», т. к большинство опер написано на сюжеты сказок. Это «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко» и т.д. (9 слайд).

Кто такой Садко?

Знакомство с композитором. Просмотр презентации.

Источник

Оцените статью