Опыт организации педагогического процесса во всероссийских детских центрах океан

Всероссийский детский центр «Океан». По материалам сайта www.okean.org.

Всероссийский детский центр «Океан» — государственное образовательно-оздоровительное учреждение Российской Федерации, являющееся многопрофильным детским учреждением дополнительного образования интернатного типа. В образовательной деятельности участникам программ предлагаются занятия по программам общего и дополнительного образования.

Программы общего образования. Школа ВДЦ «Океан» работает в течение учебного года с 15 сентября до 15 апреля по государственным программам и учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Методики, разрабатываемые в школе, ориентированы на временный учебный коллектив и максимально направлены на поддержку каждого учащегося в освоении государственных образовательных стандартов. Нестандартные учебные ситуации (углубленное изучение предмета, обучение по авторским программам, широкий круг предметов школьного компонента, отставание и опережение прохождения материала по предмету, подготовка к государственным экзаменам и ЕГЭ) разрешаются на индивидуальных бесплатных консультациях после уроков. В школе имеют возможность учиться дети с 6 по 11 классы. Возрастные рамки задаются адресованностью тематических программ Центра.

В школе ежедневно проводится 4-5 уроков. Занятия по физической культуре, музыке, рисованию, черчению перенесены во второе расписание (школа дополнительного образования – Школа Добра). Наполняемость классов – до 25 человек. Изучаемые иностранные языки – английский, французский. Школа работает в одну или две смены в зависимости от программы.

Школа ВДЦ «Океан» – это школа без домашнего задания, работающая в режиме профильного обучения. Учебные планы реализуются по четырём профилям: социально-экономический, естественно-математический, гуманитарный и художественно-эстетический. В каждом профиле на выбор учащимся предлагается не менее 10 курсов. Один курс – 8-10 часов.

Читайте также:  Как сделать океан с берегами

Дополнительное образование в ВДЦ «Океан» предназначено для свободного выбора и освоения участниками смен программ дополнительного образования. При разработке и реализации программ дополнительного образования учитываются временные, возрастные, индивидуальные, обучающие, воспитательные и развивающие принципы. Программы дополнительного образования в Центре направлены на развитие у ребенка интереса к разнообразным видам активной деятельности, развитие его способностей, укрепление здоровья, приобщение к труду как к высшей человеческой ценности.

В образовательном пространстве «Океана» педагогами предлагается множество образовательных программ дополнительного образования. Среди них: модифицированные с учетом материально-технических условий, временных рамок, целей и задач программы, режима интенсивного обучения; авторские – самостоятельно написанные педагогом, отличающиеся актуальностью и новизной; экспериментальные – разработанные педагогами, группой педагогов с целью изменения содержания образовательного процесса в Центре.

Особой популярностью в Центре пользуются интегрированные программы, разработанные педагогами дополнительного образования, учителями, вожатыми и охватывающие различные предметные области, виды деятельности, направленные на обучение и практическое усвоение материала в рамках одного предмета или области деятельности.

ВДЦ «Океан» предлагает следующие дополнительные образовательные программы:

· познавательные – развивающие интеллектуальные способности, дающие определенные знания, расширяющие кругозор у участников программы;

· профессионально-прикладные – дающие определенные знания и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности;

· художественно-эстетические – развивающие художественные способности детей, формирующие их эстетический вкус;

· физкультурно-спортивные – приобщающие к здоровому образу жизнедеятельности;

· социальной адаптации – направленные на формирование социального опыта;

· научно-технические – формирующие навыки исследовательской работы, способствующие появлению новых идей, проектов, открытий;

· эколого-биологические – направленные на формирование экологической компетентности и экологической культуры школьников. В процессе реализации программ их участники приобретают опыт исследовательской деятельности;

· досуговые – направленные на организацию свободного времени, обучение ребенка основам организации досуга.

Образовательные программы педагогов дополнительного образования носят цикличный характер и разрабатываются для группы в количестве до 15 человек.

В Центре создана соответствующая материально-техническая база для организации занятий по дополнительному образованию, работают мастерские, студии, салоны, клубы, студии. Среди них: детский медиацентр (студия «Океан»-TV, радиостудия «Океанское радио», пресс-центр), «Нитяная графика», «Песчаная сказка», «Фантазии из бисера», «Портретная мастерская», «Папье-декор», «Моделирование парусников», «Дымковская игрушка», «Парикмахерская», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Массажный салон», «Визаж-студия», «Театральная студия», «Рукоделие», «Волшебная нить», «Узелки на память», «Стрелковое дело», «Клуб Гостеприимства», «Танцевальная студия», «Театральная студия», компьютерный класс «Apple Macintosh», «Каллиграфия», «Русский дом», «Декоративная роспись», «Вождение автомобиля» (велосипеда), детский общественный торговый комплекс (кафе «Парус», спортбар «Олимп», киоск «Товары от Океши») и др.

Обеспечение свободы выбора программ дополнительного образования каждым участником смены является приоритетным направлением в работе педагогического коллектива Центра. В большинстве программ выделяется специальное время, когда участники смены могут принимать участие в дополнительных занятиях по интересующим их программам.

9. Массовые муниципальные и городские праздники и мероприятия. Организуются, как правило, совместно с органами местного самоуправления. Участи учреждений дополнительного образования детей в таких мероприятиях существенно поднимает их образовательный уровень, позволяет включить в их программу игровые и познавательные образовательные технологии.

III. Формы, обеспечивающие непрерывность основного общего, дополнительного, высшего профессионального образования.

10. Реализация целевых межведомственных образовательных проектов, в которых принимают широкое участие как педагоги дополнительного образования, так и профессионалы в соответствующих областях (в качестве примера можно привести реализуемые в МГДД(Ю)Т проекты: «Эксперимент в Космосе» совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова и РКК «Энергия» им. С.П.Королева, в рамках которого проходит подготовка и реализация детских научных проектов на космических спутниках и Международной космической станции; театральный фестиваль «В добрый час», где детские театральные коллективы оцениваются жюри из профессиоанльных актеров и режиссеров; Всероссийские юношеские Чтения им. В.И.Вернадского, в состав конкурсной комиссии которого входит более 150 докторов и кандидатов наук более, чем из 20 научно-исследовательских институтов и вузов и др.). Такие проекты способствуют возникновению на базе учреждения дополнительного образования полипрофессиональных общностей, в которых происходит эффективная трансляция норм профессиональной культуры, а созданные образцы образовательной практики затем переносятся в общеобразовательные учреждения.

Источник

Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», международного детского центра «Артек». Орлятские традиции, методика инициации.

· За 60 лет в «Орленке» сложились свои законы и традиции, основанные на идеалах Красоты, Добра и Справедливости. Жизнь «oрлят» построена на доверии и искренности, понимании и поддержке, сотворчестве, сотрудничестве, понимании, бережном отношении к Человеку и окружающему миру. Каждый, приезжающий в «Орленок» ребёнок или взрослый принимает эти законы, живёт по ним, а уезжая из Центра переносит их в большую жизнь.

Традиция доброго отношения к песне — На сборе, у вечернего костра или перед началом общего дела, в походе или по дороге в школу орлята поют любимые песни о своём лагере, друзьях, море и звездах. Песню в «Орленке» берегут, относятся к ней, как другу и бережно передают из поколения в поколение. Ведь орлятская песня — это дар, подарок от известного композитора, любимого вожатого или юного орлёнка.

Традиция вечернего огонька — Огонек — это круг друзей, разговор о том, как прожит день, что порадовало, или огорчило. Огонек — это откровенье, оценка дел, событий, поступков товарищей или своих собственных. На огоньке мечтают, спорят, поют любимые песни или просто молчат, наблюдая за звездами.

Традиция орлятского круга — Положив руки на плечи друг другу (слева на пояс справа на плечи)и тихонько покачиваясь, орлята поют любимые песни. В кругу каждый видит лица друзей, их глаза, ощущает дружеское плечо, поддержку и понимание. «Слева друг, и справа друг, чуть качнулся орлятский круг».

Законов в «Орленке» пять, как пальцев на руке. В начале смены каждый отряд принимает этот свод правил и живёт по нему каждый день.

Закон ноль-ноль — Уважай своё время и время других. Каждое дело начинай и заканчивай в срок. Никогда не заставляй других ждать себя.

Закон территории — Выходить самостоятельно за территорию «Орленка» запрещено! Это требование обычной безопасности. В «Орленке» за твою жизнь несут ответственность педагоги. Не подводи их!

Закон зелени — На территории «Орленка» создан уникальный дендропарк, в нём есть растения из разных стран и географических широт. Береги деревья, цветы и траву. Ведь если каждый из трёх тысяч ребят, отдыхающих только в одной летней смене, сорвет с дерева по одному листку — дерево погибнет.

Закон правой руки — Если хочешь сказать что-то важное, привлечь внимание отряда, просто подними правую руку вверх.

Закон моря — Море может быть не только ласковым, но и опасным. Поэтому купаться одному без взрослых категорически запрещено!

6. Современные тенденции развития вожатской деятельности. «Российское движение школьников». Направления и содержание деятельности Российского движения школьников.

Российское движение школьников (РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация. Образована 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ № 536. Создана при Федеральном агентстве по делам молодёжи. Декларируемая цель — совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Членство допускается с 8 лет и является добровольным.

28 марта 2016 года в МГУ им. Ломоносова состоялось учредительное собрание организации. На собрании высшим органом управления движения утверждён координационный совет, руководство им осуществляет председатель и два сопредседателя, избираемые сроком на три года. Целью организации декларируется совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Направления РДШ

Военно-патриотическое направление

Юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения

· Работа военно-патриотических клубов и вовлечение в неё детей

· Организация профильных событий, направленных на повышение интереса у детей к службе в ВС РФ, в том числе военных сборов, военно-спортивных игр, соревнований, акций;

· Проведение образовательных программ – интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми и Героями России.

· Проведение образовательных программ по повышению квалификации инструкторского и педагогического состава, а также руководителей общественных организаций и военно-патриотических клубов.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Отдел повышения квалификации и аттестации педагогических кадров

В данный момент программы повышения квалификации на базе ВДЦ «Океан» для сторонних педагогических кадров не реализуются

В условиях обновления содержания современного образования воспитание детей и молодёжи рассматривается как один из приоритетов деятельности образовательных организаций. Необходимость системной и систематической работы в контексте профессионального самосовершенствования обусловлена динамикой социальных процессов, влияющих на становление мировосприятия школьников: увеличение самой скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; углубление социальных и культурных противоречий, информатизация общества, изменение социально-психологических характеристик субъектов образовательного процесса.

Федеральное государственное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Океан» является межрегиональной площадкой по обмену опытом в сфере воспитания детей и молодёжи и имеет все условия для организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Данный процесс нормативно обеспечен Лицензией №268 от 18.08.2016г. на право оказывать образовательные услуги, Положением о повышении квалификации и развитии компетенций педагогических работников на базе ФГБОУ ВДЦ «Океан», Положением о разработке, порядке выдачи и учете документов в сфере дополнительного профессионального образования на базе ФГБОУ ВДЦ «Океан» .

Повышение квалификации и развитие компетенций педагогических работников осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица:

  • имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой ВДЦ «Океан» .

При освоении дополнительной профессиональной программы обучающемуся выдается удостоверение о повышении квалификации. Для лиц,

обучающихся параллельно с получением среднего профессионального и (или) высшего образования, документ о повышении квалификации выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и квалификации.

В 2020 году на базе ФГБОУ ВДЦ «Океан» реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Воспитание детей и молодежи в современном мире.

Целевая аудитория: педагоги образовательных организаций общего и дополнительного образования, руководители образовательных организаций общего и дополнительного образования, специалисты методических служб, специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, специалисты органов молодежной политики.

Цель программы: содействие профессиональному совершенствованию специалистов органов образования и молодёжной политики в сфере современных воспитательных практик.

  • обеспечить условия для профессиональной рефлексии и творческого профессионального развития участников семинара;
  • формировать новые профессиональные компетенции в области воспитания современных детей и молодежи;
  • выявлять и популяризировать инновационный опыт воспитания детей и молодежи;
  • способствовать развитию методической культуры педагогов и специалистов, работающих с детьми и молодёжью.

Форма повышения квалификации: очная.

Содержание программы повышения квалификации. В ходе реализации программы повышения квалификации будут раскрыты вопросы современной стратегии российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей, новых подходов к управлению и организации воспитательной деятельности в образовательной организации, развития воспитательной компоненты в общеобразовательных и общественных организациях и объединениях, разнообразия воспитательных стратегий и технологий.

Практико-ориентированный подход, заложенный в программу повышения квалификации, предполагает непосредственное включение слушателей в процесс обсуждения и решения педагогических и управленческих проблем, связанных с вопросами воспитания, проведение мастер-классов, презентацию собственного опыта и его методическое обрамление, разработку проектов, непосредственное участие в подготовке и проведении мероприятий для участников семинара, разработку собственных проектов для реализации в собственной педагогической деятельности.

Особенностью данной программы является реализация ее в условиях временного детского коллектива, погружение в практику жизнедеятельности временного взрослого объединения и тематической программы, реализуемой в рамках смены ВДЦ «Океан» .

Программа предполагает в качестве зачетного материала разработку педагогами образовательного продукта, направленного на решение собственного образовательного запроса. Одним из результатов программы станет формирование базы лучшего педагогического опыта в сфере воспитания детей и молодежи.

Содержание программы состоит из четырех разделов, имеет модульную структуру и носит продуктивно-ориентированный характер. Каждый учебный модуль заканчивается конкретным продуктом (результатом), выполненным участниками программы и отражающим уровень знаний и сформированных компетенций в процессе освоения учебного материала.

Общий объем программы составляет от 94 до 130 часов.

Первый раздел программы «Педагогика временного детского коллектива в условиях Всероссийского детского центра «Океан» (22 часа) способствует углублению знаний о феномене «временный детский коллектив и организации педагогического взаимодействия в условиях временного детского коллектива. Раздел состоит из двух модулей: «Основы теории временного детского коллектива (10 часов), «Практики работы с временным детским коллективом (12 часов). Данный раздел реализуется в формате интерактивных лекций и практикумов, включения в реальные практики формирования ВДК.

Второй раздел программы «Воспитание детей и молодежи в современном мире (72 часа) направлен на актуализацию личностно-профессиональных ресурсов педагогов в области современных воспитательных практик. Данный раздел представлен вариативными модулями и реализуется посредством тематического модуля (одного из заявленных в программе).

Тематика вариативных модулей:

  • Развитие эмоционального интеллекта у детей и взрослых;
  • Навыки XXI века;
  • Профессиональная ориентация старшеклассников – вызов будущему;
  • Профессиональные компетенции педагога в цифровую эпоху;
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка;
  • Педагогика временного детского коллектива: руководство к действию;
  • Социально-реабилитационные практики взаимодействия с детьми;
  • Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи;
  • Современные технологии патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • Развитие методических компетенций педагога в условиях ФГОС;
  • Игропрактика как инструмент социализации ребенка.

Предполагаемый результат участия в программе повышения квалификации:

  • обогащение опыта организации воспитательной деятельности детей и молодёжи;
  • профессионально-значимые приращения личности педагога;
  • определение перспектив профессиональной самореализации;
  • повышение профессиональной компетентности участника семинара-практикума.

В результате освоения программы участники получат возможность сформировать следующие компетенции:

  • способность выбирать и применять в педагогической практике дидактические инструменты в области современного воспитания детей и молодежи;
  • способность определять возможности использования форм и технологий воспитательной деятельности в конкретных условиях с учетом особенностей современных детей;
  • способность сформировать временный детский коллектив;
  • проектную компетенцию – способность проектировать воспитательные события, программы, занятия в соответствии с современными задачами образования, особенностями современных детей и молодежи и обеспечивать достижение проектируемых результатов;
  • способность строить свою профессиональную деятельность в соответствии с приобретенными знаниями;
  • умение анализировать свою профессиональную деятельность с точки зрения современных требований;
  • навыки презентации своей деятельности в педагогическом сообществе.

Образовательные и социальные эффекты программы:

  • обобщение имеющейся практики воспитательной деятельности с детьми и молодежью в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, органов государственной молодежной политики и деятельности общественных объединений субъектов РФ;
  • отбор и внедрение наиболее эффективных воспитательных практик, методик, технологий воспитания современных детей и молодежи;
  • расширение социально-педагогического пространства ВДЦ «Океан», совершенствование воспитательной работы в субъектах РФ;
  • повышение качества организации отдыха и оздоровления детей в сфере дополнительного образования;

Режим занятий: 6 – 8 часов аудиторных занятий в день

Период обучения: в соответствии со сроками тематических программ, с 29 февраля по 29 декабря 2020 г.

Для зачисления на программу необходимо:

  • ознакомиться с программой повышения квалификации и реализуемом в данные сроки вариативном модуле на сайте;
  • пройти электронную регистрацию на программу по ссылке https://sites.google.com/view/21otryad/главная;
  • подготовить и взять с собой скан диплома об образовании;
  • по приезде оформить заявление об участии в программе на имя директора ВДЦ «Океан» и согласие на обработку персональных данных;
  • оплатить в бухгалтерии стоимость обучения, установленную на 1 января 2020 г. (за наличный расчёт).

Дополнительные условия участия в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации:

  • подготовка темы выступления на круглом столе по обмену опытом и мастер-класс в области инновационных воспитательных практик;
  • оформление электронного варианта презентуемого опыта для общего электронного методического ресурса.

ВДЦ «Океан» предоставляет обучающимся по программе повышения квалификации проживание и питание на базе Центра. Сопровождающие детских делегаций, не заявившиеся на программу, вопросы проживания и питания решают самостоятельно.

Рекомендуется наличие личного ноутбука (нетбука, планшета).

Органам образования и молодёжной политики субъектов РФ необходимо обратить внимание на подбор и подготовку участников в соответствии с обозначенной темой, заявленной категорией участников.

Необходимо помнить, что ВДЦ «Океан» является федеральной образовательной площадкой, на которой представитель направляемой делегации в рамках программы повышения квалификации презентует опыт от имени субъекта РФ.

Контактный телефон: (423) 230-42-29, отдел повышения квалификации и аттестации педагогических кадров – Дехаль Светлана Георгиевна, Мальцев Александр Андреевич

Источник

Оцените статью