группы по содействию демократическим институтам, экономическому сотрудничеству, радиационной и ядерной безопасности, по молодёжной политике
Деятельность:
Совет раз в два года (до 2003 г. ежегодно) проводит сессию на уровне министров иностранных дел, которая созывается в стране государстве, являющемся на данный момент председателем Совета. По итогам сессии принимается совместное коммюнике. Текущими вопросами деятельности СГБМ и подготовкой сессий Совета занимается рабочий орган — Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), который проводит регулярные (примерно раз в месяц) заседания. По решению саммитов в Висбю и Колдинге (3-я встреча глав правительств государств Балтийского моря, состоялась в Дании 12-13 апреля 2000 г.) созданы специальные группы личных представителей премьер-министров стран Балтийского моря соответственно по борьбе с организованной преступностью и по борьбе с инфекционными заболеваниями.
Совет и КСДЛ могут образовывать рабочие или целевые группы. Решения во всех этих органах принимаются на основе консенсуса. В настоящее время существуют такие группы по содействию демократическим институтам, экономическому сотрудничеству, радиационной и ядерной безопасности, по молодёжной политике. Например, рабочая группа по молодёжной политике проводит свои заседания два раза в год (весной и осенью). Последняя такая встреча проходила в октябре 2007 года в Риге (Латвия).
Официальные языки:
Страны-участницы:
Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Комиссия европейских сообществ. С 1995 года в состав Совета государств Балтийского моря вошла Исландия.
История:
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) учрежден 5-6 марта
1992 г. в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская комиссия. В 1995 г. в состав СГБМ принята Исландия.
Ряд стран (Белоруссия, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Румыния, Словакия, США, Украина и Франция) имеют в СГБМ статус наблюдателя. Заявки на полномасштабное членство поданы Белоруссией и Францией, не проявляющими, впрочем, активности по их продвижению.
Высшим органом СГБМ является сессия на уровне министров иностранных дел, которая проводится раз в два года (до 2003 г. ежегодно) в стране, являющейся на данный момент председателем Совета. По итогам сессий принимаются политические документы.
Председательство в Совете осуществляется в соответствии с принципом ротации сроком на один год. Россия председательствовала в СГБМ в 2001-2002 гг. В марте 2002 г. в Светлогорске (Калининградская область) состоялась 11-я министерская сессия, приуроченная к десятилетию создания Совета. Наша страна вновь займет пост председателя СГБМ на период с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г.
В соответствии со сложившейся практикой министерские сессии СГБМ чередуются с проводимыми раз в два года встречами глав правительств государств Балтийского моря. Первая из них состоялась в мае 1996 г. в Висбю (Швеция), четвертая — в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге. Последняя, последняя встреча глав правительств государств СГБМ прошла в Вильнюсе 1-2 июня 2010 г. и завершилась принятием политически емкой Декларации «Взгляд на регион Балтийского моря в 2020 году», определяющей основные направления балтийского сотрудничества.
Возглавляющая в настоящее время Совет Германия планирует провести внеочередную, посвященную двадцатилетнему юбилею СГБМ встречу министров иностранных дел 5 февраля 2012 г. в замке Плён (земля Шлезвиг-Гольштейн). Следующий саммит Балтийского моря намечен на 30-31 мая 2012 г. в г.Штральзунд (земля Мекленбург-Передняя Померания). Кроме того, 23-25 апреля 2012 г. в Берлине состоятся «Дни Балтийского моря» с широким кругом участников – парламентариями, представителями всех участвующих в региональном взаимодействии форматов сотрудничества, НПО.
По решению глав правительств в СГБМ созданы специальные группы их представителей: по борьбе с организованной преступностью (в 1996 г.), с торговлей людьми (в 2006 г.).
Текущими вопросами деятельности организации, обсуждением практических аспектов сотрудничества, подготовкой сессий и саммитов Совета занимается Комитет старших должностных лиц, который состоит из представителей МИД стран-участниц и проводит регулярные заседания (примерно раз в два месяца). Ежегодно проходят встречи КСДЛ с представителями директоратов Еврокомиссии для обсуждения тематики развития региона Балтийского моря, а также консультации со странами-наблюдателями.
Решения во всех органах СГБМ принимаются на основе консенсуса.
В 1998 г. для обеспечения административно-технической и информационной поддержки балтийскому сотрудничеству создан постоянный Секретариат СГБМ (расположен в Стокгольме, финансируется за счет долевых взносов стран-членов Совета).
В рамках СГБМ действует ряд Экспертных групп: по ядерной и радиационной безопасности, по устойчивому развитию – «Балтика-21», по морской политике, по вопросам детей в опасности, по делам молодежи. Председательство в экспертных группах также осуществляется на основе ротации.
В формате СГБМ проводятся встречи руководителей отраслевых министерств и ведомств стран-участниц Совета (по экологии, экономике и торговле, энергетике, транспорту, финансам и налогам, культуре, таможенному и пограничному контролю, прокурорскому надзору и др.).
Под эгидой Совета функционируют образованные профильными ведомствами рабочие структуры, такие как Мониторинговая группа по сохранению культурного наследия, Группа старших должностных лиц по вопросам культуры, Программа сотрудничества в области энергетики (BASREC), Группа по сотрудничеству в налоговой сфере и др.
Одной из «историй успеха» стала реализация СГБМ концепции «Еврофакультета» – с 1993 г. по 2005 г. программа сотрудничества в области подготовки специалистов в области экономики, администрации и права действовала в Латвии, Литве и Эстонии, в 2000-2007 гг. – на базе Российского государственного университета им. И.Канта в Калининграде. В 2008 г. проект «Еврофакультет» распространен на два вуза в Пскове. На министерской сессии в Осло 7 июня 2011 г. принято решение о продолжении его реализации на базе Псковского политехнического института на второй трехлетний период (2012-2014 гг.) с долевым финансовым участием России, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Финляндии, Швеции и Эстонии.
В качестве партнеров Совета по вопросам сотрудничества в балтийском регионе выступают десятки различных структур регионального взаимодействия. Наиболее значимыми из них являются Совет министров северных стран, Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет, Парламентская конференция Балтийского моря, Организация субрегионального сотрудничества, Союз балтийских городов, Балтийский форум развития, Ассоциация торговых палат, Балтийская университетская программа.
С целью повышения эффективности балтийского сотрудничества, усиления его ориентации на реализацию конкретных региональных проектов, рационализации всей системы многостороннего взаимодействия на Севере Европы на 14-й министерской сессии СГБМ в Мальмё (июнь 2007 г.) было принято стратегическое решение о необходимости реформирования организации. На 7-м саммите СГБМ в Риге (июнь 2008 г.) в Декларации о реформе Совета закреплены пять приоритетных направлений сотрудничества в регионе Балтийского моря (окружающая среда; экономическое развитие; энергетика; образование и культура; гражданская безопасность и человеческое измерение). В соответствии с новыми требованиями скорректированы уставные документы Совета. В Вильнюсской декларации (июнь 2010 г.) поставлены цели развития сотрудничества в долгосрочной перспективе (в том числе: восстановление природной среды Балтийского моря, формирование привлекательных для инвестиций экономик и основанных на инновациях производств, реализация совместной ответственности госструктур и деловых кругов за обеспечение устойчивого и гармоничного социально-экономического развития).
На состоявшейся 7 июня 2011 г. в Осло 16-й министерской сессии одобрена Декларация Осло, в которой подтверждается ключевая роль СГБМ в регионе Балтийского моря в качестве форума для всего многостороннего межправительственного регионального сотрудничества в согласованных странами-членами областях. Декларация содержит совместные российско-германские предложения о максимальном использовании в регионе преимуществ государственно-частного партнерства (ГЧП), запуске проекта Партнерство для модернизации на Юго-Востоке Балтийского моря (SEBA) с акцентом на Калининградскую область и перспективой ее распространения на Санкт-Петербург, Ленинградскую и Псковскую области.
В период российского председательства в СГБМ предполагается кроме продолжения модернизационно-инновационной тематики, развития практики ГЧП сделать особый упор на сотрудничестве в сфере энергетики, молодежной политики, противодействия тенденциям распространения радикализма и экстремизма.
Источник
Совет государств Балтийского моря — Council of the Baltic Sea States
Совет государств Балтийского моря
Сокращение
CBSS
Формирование
1992 г.
Тип
Региональная / межправительственная организация
Штаб-квартира
Стокгольм , Швеция
Совет государств Балтийского моря ( СГБМ ) является региональной межправительственной организацией , работающей по трем приоритетным направлениям: региональная идентичность, безопасный и безопасный регион и устойчивое и процветающий регион. Эти три приоритетные области направлены на решение вопросов окружающей среды, экономического развития , предпринимательства , образования, культуры, гражданской безопасности, прав детей и торговли людьми .
СОДЕРЖАНИЕ
История
СГБМ был создан министрами иностранных дел региона в Копенгагене в 1992 году в ответ на геополитические изменения, произошедшие в регионе Балтийского моря с окончанием холодной войны. Основателями CBSS были Ханс-Дитрих Геншер , Уффе Эллеман-Йенсен , Торвальд Столтенберг , Леннарт Мери , Янис Юрканс , Альгирдас Саударгас , Хеннинг Кристоферсен , Пааво Вяйринен , Андрей Козырев , Маргарета Аф Угглас Скубишев и Кшишев . С момента своего основания СГБМ вносит свой вклад в обеспечение позитивного развития в регионе Балтийского моря и служит движущей силой многостороннего сотрудничества.
С 1998 г. СГБМ обслуживается постоянным международным секретариатом, который находится в Стокгольме, Швеция и финансируется государствами-членами. Высшим учреждением СГБМ является конференция министров иностранных дел, которая созывается раз в два года.
Государства-члены
Дания
Эстония
Финляндия
Германия
Исландия (1995)
Латвия
Литва
Норвегия
Польша
Россия
Швеция
Государства-наблюдатели
Еще 11 стран имеют статус наблюдателя:
Беларусь
Франция
Венгрия
Италия
Нидерланды
Румыния
Словакия
Испания
Украина
Великобритания
Соединенные Штаты
Президентства
Председательство в Совете ежегодно меняется между одиннадцатью государствами-членами. Каждое президентство устанавливает набор конкретных приоритетов для руководства работой Совета на год президентства и длится один год с 1 июля по 30 июня.
Литва 2020–2021 гг.
Дания 2019–2020 — Приоритеты председательства: превращение СГБМ в более гибкую организацию
Латвия 2018–2019 — Приоритеты председательства: честность и социальная безопасность, диалог и ответственность
Швеция 2017–2018 — Приоритеты председательства: устойчивость, преемственность и адаптируемость
Исландия 2016–2017 — Приоритеты президентства: дети, равенство и демократия
Польша 2015–2016 — Приоритеты председательства: устойчивость, творчество и безопасность
Эстония 2014–2015 — Приоритеты председательства: практичность, эффективность и сотрудничество
Финляндия 2013–2014 — Приоритеты председательства: морская политика, гражданская защита и контакты между людьми
Россия 2012–2013 гг.
Германия 2011–2012 гг.
Норвегия 2010–2011 гг.
Литва 2009–2010 гг.
Дания 2008–2009
Латвия 2007–2008 гг.
Швеция 2006–2007 гг.
Исландия 2005–2006
Польша 2004–2005
Эстония 2003–2004 гг.
Финляндия 2002–2003 гг.
Россия 2001–2002 гг.
Германия 2000–2001 гг.
Норвегия 1999–2000 гг.
Литва 1998–1999 гг.
Дания 1997–1998
Латвия 1996–1997 гг.
Швеция 1995–1996 гг.
Польша 1994–1995
Эстония 1993–1994 гг.
Финляндия 1992–1993 гг.
Состав
Комитет старших должностных лиц
Комитет старших должностных лиц (CSO) состоит из высокопоставленных представителей министерств иностранных дел 11 государств-членов СГБМ, а также высокопоставленного представителя Европейского Союза. ОГО служит основным дискуссионным форумом и органом, принимающим решения по вопросам, связанным с работой Совета в период между министерскими сессиями. ОГО контролирует, содействует и стремится координировать работу всех структур СГБМ.
Период председательства каждой страны меняется ежегодно и следует за председательством в Совете. Председатель ОГО — представитель, обычно на уровне послов, назначаемый Министерством иностранных дел страны, которая председательствует в Совете.
Под эгидой ОГО действует ряд структур СГБМ.
В соответствии с Рижской декларацией о реформе СГБМ от июня 2008 года одна из бывших рабочих групп была преобразована в Экспертную группу, а две другие рабочие группы были распущены.
ОГО следит за работой Экспертной группы по ядерной и радиационной безопасности, Целевой группы по борьбе с торговлей людьми (TF-THB), Экспертной группы по детям из группы риска и координирует работу, проводимую в рамках трех согласованных долгосрочных приоритетов. «Региональная идентичность», «Устойчивый и процветающий регион» и «Безопасный и безопасный регион».
Экспертные группы
Группа экспертов СГБМ по ядерной и радиационной безопасности
Группа экспертов СГБМ по морской политике
Экспертная группа СГБМ по устойчивому развитию — руководит Планом действий по Балтике 2030
Группа экспертов СГБМ по проблемам детей в группе риска
Целевая группа по борьбе с торговлей людьми
Секретариат
Постоянный международный секретариат СГБМ был создан в соответствии с решением, принятым на 7-й министерской сессии СГБМ в 1998 году в Нюборге , Дания. Секретариат был официально открыт в своем помещении на острове Стремсборг в Стокгольме 20 октября 1998 года. С ноября 2010 года по июль 2020 года Секретариат находился в Рентмэстархусете по адресу Slussplan 9, Стокгольм, Швеция. С июля 2020 года дворец Momma Reenstiernas по адресу Wollmar Yxkullsgatan 23 является новым домом для Секретариата CBSS.
Полномочия Секретариата следующие:
оказывать техническую и организационную поддержку Председателю СГБМ, структурам и рабочим органам Совета;
обеспечить преемственность и улучшенную координацию деятельности СГБМ;
поддерживать контакты с другими организациями, действующими в регионе Балтийского моря и вокруг него, национальными властями государств-членов и средствами массовой информации.
Стратегические партнеры
После 10-й министерской сессии СГБМ в 2001 году Совет активизировал усилия по координации деятельности СГБМ с другими организациями, активно работающими над продвижением регионального сотрудничества в регионе Балтийского моря. СГБМ выступил с инициативой по организации ежегодных координационных встреч (организуемых и под председательством председателя ОГО) с участием региональных организаций Балтийского моря, тем самым обеспечивая более структурированный канал для привлечения стратегических партнеров для выражения их озабоченностей и координации их действий. усилия с СГБМ и другими организациями, такими как:
Долгосрочные приоритеты
В июне 2014 года Совет решил, после оценки и обзора пяти долгосрочных приоритетов СГБМ, включить три обновленных долгосрочных приоритета Совета государств Балтийского моря — региональную идентичность, устойчивый и процветающий регион и безопасность и безопасность. Область, край.
Региональная идентичность Цель: способствовать самобытности региона Балтийского моря и активизировать контакты, способствующие его дальнейшему развитию; Цель: разработать концепцию идентичности региона Балтийского моря и чувство принадлежности к нему посредством вовлечения, участия и многоуровневого управления в духе сообщества, а также создать представление о региональном единстве через границы путем развития отношений между людьми. контакты людей через диалог, макрорегиональные сети и институты; Устойчивый и процветающий регион Цели: Развитие региона Балтийского моря как модельного региона устойчивых обществ, способных эффективно управлять и использовать ресурсы, задействовать экономический, технологический, экологический и социальный инновационный потенциал региона для обеспечения его процветания, защиты окружающей среды и социальной сплоченности. ; Способствовать устранению препятствий, мешающих всестороннему и устойчивому развитию региона; Цели: повысить общую конкурентоспособность региона Балтийского моря за счет устойчивого экономического роста и рынков труда, исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, интегрированной морской политики, транспорта и коммуникаций; Поддерживать переход региона Балтийского моря к конкурентоспособной, зеленой и низкоуглеродной экономике, тем самым обеспечивая устойчивое развитие и инклюзивный рост ; Поддерживать дальнейшие действия по достижению хорошего состояния окружающей среды и здоровой экосистемы, поддерживающей процветающий регион Балтийского моря; Усилить способность региона адаптироваться к изменению климата и способность экосистем и обществ к сопротивлению; Обеспечить дальнейший учет устойчивого развития на всех уровнях и во всех секторах политики, интегрируя экономические, социальные и экологические аспекты; Продвигать устойчивые и зеленые технологии и инициативы для защиты экосистемы и биоразнообразия региона Балтийского моря; Безопасный и безопасный регион Цель: повысить общественную безопасность и безопасность в регионе Балтийского моря и обеспечить защиту населения региона от насилия, несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций и устойчивость к ним посредством обеспечения готовности и защиты от вреда, причиняемого преступной эксплуатацией и торговлей людьми;
Задачи: противодействовать всем формам торговли людьми в регионе Балтийского моря с помощью профилактических и защитных мероприятий и проектов, основанных на последовательном и междисциплинарном подходе; Содействовать всесторонней и устойчивой защите детей в целях предотвращения всех форм насилия в отношении детей и реагирования на них посредством многосекторального подхода и расширения сотрудничества между соответствующими органами власти и другими заинтересованными сторонами в регионе Балтийского моря; Повышать устойчивость общества к бедствиям и опасностям на всех этапах кризисов посредством надлежащего предотвращения, обеспечения готовности, реагирования и восстановления; Повышать оперативную совместимость и стратегическое макрорегиональное сотрудничество, позволяющее оказывать помощь и быстрое реагирование на трансграничные аварии и чрезвычайные ситуации, включая бедствия, которые могут иметь трансграничные последствия и воздействие;