Освоение северного ледовитого океана россией

История освоения русской Арктики: от поморских кочей к атомным ледоколам

Чтобы Арктика стала русской, первопроходцам пришлось совершить сотни больших и маленьких подвигов

Чтобы освоить северные моря и арктическое побережье Евразии, России понадобилось целое тысячелетие. Пока другие страны отправляли морские экспедиции к новым землям, русские первопроходцы постепенно продвигались по суше к северным и восточным границам континента. Дошли до Тихого океана и открыли Америку с противоположной стороны, нанесли на карты десятки новых островов и почти все арктическое побережье Евразии. Впервые в мире прошли Северным морским путем за одну навигацию. Основали первые дрейфующие полярные станции. Построили первые атомные ледоколы и первыми дошли до Северного полюса в надводном плавании. Спустились на дно Северного ледовитого океана, чтобы впервые взять пробы грунта и флоры с океанского дна под Северным полюсом. Первыми наладили добычу нефти и газа на арктическом шельфе. Все это сделало Россию мировым лидером в освоении Арктики.

Первые попытки выйти на побережье Северного Ледовитого океана русские мореплаватели предприняли еще в XI веке. В Никоновской летописи есть запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил морской поход от Северной Двины к «Железным воротам». Вероятнее всего, летописец назвал так Карские ворота или пролив Югорский Шар. В любом случае достижение для тех лет огромное.

В XII-XIII веках главными первопроходцами северных морей стали поморы, поселившиеся у берегов Белого моря и научившиеся жить его дарами, а не крестьянским трудом. Они открыли и освоили остров Вайгач и архипелаг Новая Земля. К концу XV века поморы дошли до островов архипелага Шпицберген и острова Медвежий в Баренцевом море.

Читайте также:  Здесь слышен океан смысл

Важную лепту в освоение Арктики внесли православные монастыри, и прежде всего Соловецкий монастырь, основанный на одноименных островах в Белом море в 1436 году. Здесь были выработаны новые принципы ведения хозяйства в суровых северных условиях. А в 1533 году была основана первая обитель за Северным полярным кругом – Трифонов Печенгский монастырь.

Первый заполярный русский город Пустозерск был основан в низовьях Печоры в 1499 году. Почти век спустя, в 1584 году в устье Северной Двины начал расти Архангельск.

Он оставался главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века. Вскоре на карте страны появился первый заполярный город в Сибири, которому предстояло стать базой для освоения полуострова Ямал и всей Восточной Сибири: в 1601 году по указу царя Бориса Годунова была основана Мангазея на реке Таз. В XVI-XVII веках русские купцы освоили часть Северного морского пути – участок от Архангельска до Мангазеи. Новый маршрут получил название Мангазейский морской ход и активно использовался для торговли пушниной.

В XVII веке русские первопроходцы быстро продвигались на восток от гор Урала до вод Тихого океана. Австрийский историк Фридрих фон Гельвальд описал этот процесс так: «Все народы Европы, подняв парус, достигали Америки путем морского сообщения. Русские, верхом на коне, дошли туда же сухопутно».

К 1642 году русские казаки достигли Чукотки, полуострова на крайнем северо-востоке Евразии. Естественная граница продвижения на восток по суше была достигнута. Началась эпоха покорения северных морей. В 1646 году казаки под руководством Исая Игнатьева впервые отправились на лодках в морское плавание к востоку от устья реки Колымы. А в 1648 году фантастическое для тех лет открытие совершил казачий атаман Семен Дежнев.

Группа казаков под его руководством прошла на деревянных суденышках кочах вдоль Чукотского полуострова и вышла в Тихий океан. Впервые был открыт пролив между Американским и Евразийским континентами. После этой экспедиции стало примерно понятно, как выглядит арктическое побережье Евразии, оставалось лишь изучить его и нанести на карту.

В 1686-1688 годах экспедиция мангазейского купца Ивана Толстоухова на трех кочах впервые обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году казаки Меркурий Вагин и Яков Пермяков посетили Большой Ляховский остров, положив начало исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1728 году к восточным рубежам империи по приказу Петра I отправилась Первая Камчатская экспедиция. Офицер русского флота Витус Беринг удостоверился, что между Чукоткой и Аляской действительно существует пролив, открытый Дежневым.

В 1733-1743 годах российскую Арктику впервые комплексно и масштабно исследовала Великая Северная экспедиция, в работе которой приняли участие Витус Беринг, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, Степан Малыгин, Семен Челюскин. В ходе морских и пеших походов они нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана. Так, в 1741-1742 годах Семен Челюскин прошел и описал западное и северное побережье полуострова Таймыр и определил, где находится самая северная оконечность Азии.

Через столетие этот мыс был назван именем Челюскина. А по итогам работы Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона».

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил карту архипелага Новая Земля и описал берега Белого моря.

А в 1826 году Литке отправился на шлюпе «Сенявин» в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. Эта экспедиция оказалась одной из самых успешных в XIX веке: был открыт целый ряд новых островов, исследованы и описаны берега Камчатки.

В XIX веке у России впервые появились серьезные соперники в исследовании Арктики. Многие европейские державы, и в первую очередь те, у кого был выход к арктическим морям, также стали предпринимать попытки их освоить. Так, в 1873 году австрийские полярники Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа, назвав его в честь императора Австро-Венгрии.

Лишь в 1914 году в ходе Первой Мировой войны эти земли стали частью российской территории. А в 1878-1879 годах шведская экспедиция под руководством Эрика Норденшельда впервые в истории, опередив российских мореплавателей, за две навигации прошла Северным морским путем и вышла через Берингов пролив в Тихий океан.

Появление конкурентов насторожило правительство России, были предприняты шаги по заселению арктического побережья страны. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля.

В 1894 году министр финансов Российской империи Сергей Витте разработал план по освоению Крайнего Севера. Переселенцы получали различные льготы и субсидии, освобождались от уплаты налогов и воинской службы.

Одновременно были предприняты шаги по наращиванию военного присутствия в Арктике. В 1898 году в Кольском заливе Баренцева моря был заложен первый военный порт Александровский, который сегодня стал крупнейшим пунктом базирования Северного флота России. А в 1916 году в 35 км к югу от нового порта на побережье Кольского залива был основан город Романов-на-Мурмане, который теперь носит название Мурманск. Сейчас это крупнейший город в мире, расположенный за Полярным кругом.

На рубеже XX века с карты Арктики один за другим исчезали белые пятна. Так, в 1900 году Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком исследовала Новосибирские острова и нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий.

В 1898 году было положено начало созданию самого мощного в мире российского ледокольного флота. Был спущен на воду первый ледокол арктического класса «Ермак», созданный по инициативе адмирала Степана Макарова. С появлением ледоколов Арктика стала доступнее. В 1910-1912 годах гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» прошла арктическое побережье от мыса Дежнева до устья Лены и составила детальную карту этих земель.

В 1913-1915 годах командование этими ледоколами было поручено капитану Борису Вилькицкому, и вскоре он открыл архипелаг Северная Земля. Затем «Таймыр» и «Вайгач» впервые в истории прошли по Севморпути c востока на запад, из Владивостока в Архангельск.

В 1912 году полярный исследователь Георгий Седов первым из россиян попытался достичь Северного полюса. Судно «Святой Фока» вышло из Архангельска, но из-за непроходимых льдов вынуждено было встать на зимовку у Новой Земли. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла лишь летом следующего года. Здесь снова пришлось зимовать, поскольку судно не смогло пополнить запасы угля. Экипаж жестоко страдал от цинги, заболел и сам Седов. Тем не менее, полярник решил любой ценой добраться до цели.

2 февраля 1914 года Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках отправились к полюсу. Через неделю после начала похода Седов настолько ослаб, что попросил привязывать его к нартам. Вскоре капитан «Святого Фоки» скончался и был похоронен на острове Рудольфа. Его спутники вернулись на корабль. А одна из собак Седова, по кличке Фрам, осталась на могиле хозяина.

В годы Первой мировой и Гражданской войны научные исследования в Арктике не велись. Но уже в середине 1920-х годов молодое советское государство вернулось к этой важнейшей задаче. К 1925 году был организован научно-исследовательский институт изучения Севера, продолжилось заселение арктических территорий.

В 1926 году на остров Врангеля на пароходе «Ставрополь» была отправлена экспедиция под руководством исследователя Арктики Георгия Ушакова. Ее участники основали поселок и полярную станцию и стали первыми жителями острова. Ранней весной 1933 года ледокол «Красин» преодолел зимние льды и дошел до Новой Земли, доставив поселенцам груз продовольствия. Так впервые на практике было опровергнуто утверждение, что зимние рейсы в Арктике невозможны.

В 1929 году началась колонизация Земли Франца-Иосифа. Две экспедиции под руководством полярного исследователя Отто Шмидта доставили на архипелаг первые партии зимовщиков. Они прошли на собачьих упряжках более трех тысяч километров и нанесли на карту эти земли. Вскоре на архипелаге были построены первые полярные станции, связь с которыми обеспечивали постоянные авиалинии.

С началом геологоразведки за Полярным кругом стало понятно, насколько богато полезными ископаемыми арктическое побережье. В 1931 году было открыто первое промышленное месторождение нефти и газа на русском Севере – Чибьюское, которое сейчас относится к территории Республики Коми. Добыча на месторождении началась с 1939 года.

В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути. Перед ним поставили задачу обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики и судоходство по Севморпути. На новую структуру возлагалась также задача организовать разведку полезных ископаемых. Первым руководителем Главсевморпути стал Отто Шмидт. В том же году он возглавил экспедицию, которая на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые прошла весь Севморпуть за одну навигацию.

В 1937 году произошло сразу два исторических события. Советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. А под руководством полярника Ивана Папанина начала работать первая в мире дрейфующая исследовательская станция «Северный полюс».

В 1930-1940-е годы в СССР велось активное заселение и промышленное освоение Арктики. Были поострены несколько арктических портов, в том числе Игарка, Диксон, Певек, Тикси. Основаны такие города, как Нарьян-Мар, Норильск и Воркута. В заполярных районах Западной Сибири были открыты гигантские запасы нефти и газа.

После окончания Великой Отечественной войны геологоразведочные работы возобновились в еще большем объеме. Для их координации в 1948 году был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики. В 1960-1970-е годы были открыты такие крупнейшие нефтегазовые месторождения, как Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. А в 1980-х годах месторождения нефти и газа были найдены и на арктическом шельфе.

В 1962 году российские мореплаватели впервые покорили Северный полюс. Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла цели, пройдя подо льдами Северного Ледовитого океана. А в 1977 году до Северного полюса впервые в мире в активном надводном плавании дошел атомный ледокол «Арктика».

К концу 1980-х годов Советский Союз стал мировым лидером в изучении и освоении Арктики. Однако после распада СССР финансирование арктических регионов резко сократилось, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов в Заполярье. Вновь вкладывать серьезные средства в освоение Арктики Россия начала лишь в XXI веке.

В Концепции национальной безопасности РФ, принятой 10 января 2000 года, была поставлена задача разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера». Вскоре были расконсервированы и достроены сразу несколько таких крупных инфраструктурных объектов советских времен, как Ямальская железная дорога и Варандейский нефтяной терминал.

В годы после распада СССР был прерван более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Начиная с 1991 года, на арктических просторах не было ни одной российской дрейфующей станции. Лишь в 2001 году эта работа возобновилась. В том же году Россия стала первым государством, подавшим заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Был проведен ряд экспедиций, перед которыми поставили задачу обосновать требования России.

В 2007 году в ходе экспедиции «Арктика-2007» глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» впервые в истории спустились на дно океана в районе Северного полюса и взяли образцы грунта и флоры. А в 2014 году Россия первой в мире начала добычу нефти на шельфовом месторождении в Арктике.

Желание принять участие в освоении арктической зоны сегодня проявляют все больше государств. Огромные запасы полезных ископаемых в этом регионе и новые возможности, открывающиеся с изменением климата, стали причиной жесткой конкуренции среди многих стран мира. Тем не менее России пока удается удержать звание лидера в освоении Арктики.

Источник

Зачем России развивать Арктику? История освоения и современные проекты на Севере

В России есть целая программа по развитию Арктики, на которую планируется выделить приличную сумму из бюджета. Но так ли это необходимо? С одной стороны, Север – это нефть и газ, а с другой – умирающие города и поселки. Пробуем разобраться, что России нужно от Арктики и как с этим дела обстоят у других стран.

Что принято считать Арктикой

Арктикой принято называть зону, которая находится вокруг Северного полюса, в том числе Северный Ледовитый океан и некоторые сухопутные территории. Но вот парадокс – до сих пор даже в науке нет точного определения, что же считать Арктикой.

Есть 5 основных теорий границы Арктики:

  • астрономическая – Арктикой считается все, что находится к северу от Северного полярного круга. Это территория, где есть полярные дни и ночи (хотя бы раз в году Солнце не заходит минимум 24 часа, и еще раз – не восходит столько же);
  • по дискомфорту проживания – здесь учитываются сумма отрицательных температур воздуха, распространение мерзлоты и т.д.;
  • климатическая – если период с температурой ниже минус 30 градусов длится более 45 суток;
  • CAFF (Conservation of Arctic Flora and Fauna) – учитывается распространение арктической флоры и фауны;
  • административная – если арктическая зона законодательно определена. В России есть Арктическая зона Российской Федерации, или АЗРФ, определенная в 2014 году.

Есть и совсем экзотические теории, например, Арктикой предлагают считать все, что находится севернее 60 градуса северной широты (в том числе, например, Санкт-Петербург и Вологду).

В России проще всего взять за основу административное деление АЗРФ, а статус арктической зоны других стран определять международными соглашениями.

Итак, на международном уровне есть 5 приарктических стран:

Плюсом к ним еще 3 страны – Исландия, Швеция и Финляндия – претендуют на этот статус, хоть и не имеют океанических границ с арктической зоной. Но эти страны уже входят в Арктический совет, созданный в 1996 году.

Если с территориями отдельных государств все относительно понятно, то статус территории от их северных границ до Северного полюса до сих пор остается неопределенным.

Впервые вопрос статуса Арктики подняла Канада в 1909 году, объявив суверенитет над территорией от ее границ до Северного полюса. В 1926 году так сделал СССР. И до самого 1982 года такой секторный подход действовал для всех стран.

Деление Арктики по секторам (до 1982 года)

Была лишь одна проблема: с помощью секторов поделили земли и острова, но не акваторию. Когда научный прогресс дошел до добычи природных ресурсов на арктическом шельфе, пришлось придумывать новый подход.

Он содержится в Конвенции о морском праве, которую приняли в 1982 году: теперь территориальными водами считается 12-мильная полоса вдоль берега, а 200-мильная зона считается экономической зоной этой страны:

Современная карта Арктики (красным отмечены спорные территории, на которые претендует Россия)

Теперь благодаря этому подходу в Арктике есть обширные международные воды, а часть территорий считается спорными: Россия считает часть морского дна продолжением берега и претендует на 150-мильную зону от таких границ.

Интересы России в арктической зоне

Россия конкурирует с разными странами за право вести хозяйственную деятельность в Арктике. Причин для конфликтов несколько, но самая крупная из них – принадлежность хребта Ломоносова. Это подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который поднимается над дном океана на 3300-3700 метров. Тянется он от Новосибирских островов до Канадского Арктического архипелага.

Позиции сторон такие:

  • Россия считает хребет продолжением континента, поэтому требует пересмотреть установленные границы;
  • Канада считает, что это продолжение Канадского Арктического архипелага;
  • Дания считает, что это продолжение Гренландии.

Больше всего усилий приложила Россия, проведя целую экспедицию Арктика-2007, но Комиссия ООН по внешним границам шельфа до сих пор не приняла никакого решения.

Другие конфликты постепенно решаются: в 1990 году была согласована граница между СССР и США в Беринговом море, а в 2010 году Россия урегулировала территориальный спор с Норвегией о границах в Баренцевом море. С Норвегией есть договоренности насчет острова Шпицберген.

Для чего же страны прилагают столько усилий? Дело в том, что владение Арктикой открывает для страны весьма неплохие перспективы. Так, интересы России в арктической зоне можно свести к трем пунктам:

  1. природные ресурсы;
  2. Северный морской путь;
  3. вопросы обороноспособности.

Главное – это, конечно, природные ресурсы. Хоть до сих пор нет точных оценок углеводородных запасов Арктики, хоть там крайне сложные условия добычи, арктические месторождения позволят серьезно укрепить финансы страны, которая будет их добывать.

Так, по оценкам Геологической службы США на 2008 год, в Арктике насчитали 90 миллиардов баррелей запасов нефти. Даже при средней цене в 60 долларов за баррель потенциал территории огромен – более 5 триллионов долларов.

Не менее привлекательна и добыча газа на арктическом шельфе. Только 3 месторождения (Штокмановское, Русановское и Ленинградское) оценили в 10 триллионов кубометров газа, которые при цене в 250 долларов за тысячу дадут 2,5 триллиона долларов.

Конечно, не на каждом месторождении можно вести добычу, по крайней мере, при существующем уровне развития технологий. Но 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа стоят того, чтобы вести дипломатические войны за территорию.

Но углеводороды – не все, что есть в Арктике. Только лишь на материковой части Арктики уже обнаружены редкоземельные металлы, золото, платина, алмазы, никель, медь, кобальт и множество других минералов.

Наконец, Арктика – это 20% мировых запасов пресной воды, и уже в скором времени этому найдут применение.

Что касается Северного морского пути, то это тоже крайне перспективное направление для грузов из Азии в Европу и обратно. СМП конкурирует с Суэцким каналом: если судно идет из Иокогамы (Япония) в Мурманск через него, то преодолевает 12 840 миль, а через СМП – всего 5 770 миль:

Схема Северного морского пути (отмечен синим)

Но пока, хоть перевозка грузов через СМП и растет, до показателей Суэцкого канала ему далеко. Одна из причин – финансовая: проход по Северному морскому пути формально бесплатный, но за ледокольное сопровождение нужно платить (по некоторым данным, около 380 тысяч долларов). Также нужно оплачивать страховку – это еще около 70 тысяч долларов.

Поэтому, хоть путь и более краткий, на него больше ориентируются компании из Китая, которые опасаются провокаций со стороны США при прохождении через Суэцкий канал.

Что же касается обороноспособности, то здесь переоценить значение Арктики сложно – это весьма короткий путь от России до США, поэтому контроль над территорией важен для национальной безопасности.

Как осваивали Арктику разные страны

Российская империя, СССР и снова Россия

В России достаточно большая часть сухопутной территории относится к Арктической зоне. Ее границы были определены указом президента от 2 мая 2014 года. В частности, в состав Арктической зоны вошли:

  • Мурманская область;
  • Ненецкий автономный округ
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • некоторые районы Республики Коми, Карелии, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.

Первые упоминания об арктических исследованиях относятся к записям в Никоновской летописи за 1032 год – русские мореплаватели начинают осваивать побережье Северного Ледовитого океана. Дальше начинают постепенно осваиваться северные территории – с одной стороны, заселяются Беломорье и другие заполярные территории вплоть до нынешнего ЯНАО, с другой – казачий атаман Семен Дежнев открывает проход между Азией и Америкой.

Первый план по освоению Крайнего Севера был разработан в 1894 году правительством Российской империи по предложению министра финансов С. Витте. В 1913-1915 годах впервые удалось завершить плавание через Северный морской путь – экспедиция смогла пройти из Владивостока в Архангельск.

Новый импульс развитию Крайнего Севера дало установление советской власти: все усилия координируют через один Институт по изучению Севера, заселяется остров Врангеля, а в 1931 году открывается первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере.

В 1932-м СССР начинает активно развивать Северный морской путь, параллельно активно заселяя и осваивая Арктику. Строятся порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек, основаны Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. В Западной Сибири открываются крупные месторождения нефти и газа.

Крупнейшие нефтегазовые месторождения открываются в 1960-е – это Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское. В 1980-х месторождения открываются уже на арктическом шельфе. СССР обладает целой арктической флотилией.

Как и везде, с приходом 90-х ситуация ухудшается: сокращается финансирование регионов российской Арктики, вымирают небольшие города и поселки, население уезжает в другие регионы страны. В 1996 году объем перевозок грузов через СМП сократился в 4 раза по сравнению с 1987-м.

Впервые хоть какая-то политика в отношении Арктики появляется в 1996 году, когда принимают соответствующий федеральный закон, который обещает государственную защиту отраслей хозяйства в Арктике. Через 4 года принимается Концепция национальной безопасности, которая уже требует начать развитие кризисных регионов Севера.

В 2000-е расконсервированы многие инфраструктурные проекты на Севере – это Ямальская железная дорога, которая теперь доходит до Надыма, построены Варандейский нефтяной терминал и газопровод в Европу.

5 лет назад Россия начала первой в мире добывать нефть с шельфового месторождения в Арктике – нефть отгрузили с платформы «Приразломная».

Сейчас в Арктике реализуется несколько крупных проектов российских компаний, но они требуют достаточно много инвестиций и налоговых льгот, что в текущих условиях организовать не так просто.

Другие страны

Другие приарктические страны, как и Россия, весьма заинтересованы в хозяйственном и не только освоении Арктики. Каждая из этих стран (Норвегия, Финляндия, Канада, США, Исландия) в 2000-х разработали стратегические документы в сфере развития своих арктических территорий.

Более того, интересы высказывают страны Евросоюза (Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша), и даже совсем неожиданные в этом контексте Китай, Корея, Индия, Япония и Сингапур. Все эти страны заинтересованы, в том числе, в научных исследованиях Арктики.

Не забывают страны об экономическом освоении. Например, в США половина неразведанных запасов нефти (примерно 30 миллиардов баррелей) находится на Аляске. И это одна из ключевых статей доходов штата – деньги от продажи нефти даже просто раздают жителям Аляски. Для транспортировки нефти даже построен 1300-километровый нефтепровод в южную часть полуострова, откуда нефть перевозят судами на американские НПЗ.

Добычу углеводородов на севере ведет и Канада. Осваивались эти месторождения еще в 70-80-х годах прошлого века, а теперь там работают компании Chevron, Statoil и Exxon Mobil, благодаря чему объемы добычи постоянно растут.

Для Норвегии нефтедобыча тоже является одним из ключевых источников дохода, страна накопила огромный фонд для будущих поколений – в нем уже более триллиона долларов сверхдоходов от продажи нефти.

Даже Дания имеет ведет разведку месторождений в Гренландии, хоть из-за природных условий это крайне сложно делать. Еще сложные условия влияют на то, что добычу нефти будет трудно сделать рентабельной, хоть лицензии на разведку уже выданы.

Как видно, арктические страны не теряют возможности заработать на добыче природных ресурсов, и Россия явно не отстает от своих соседей по Арктике, реализуя множество проектов.

Российские проекты в Арктике

Значительная часть федерального бюджета и ВВП России формируется в арктической зоне – там ведется добыча нефти, газа, и многих других природных элементов.

Но изучать проекты в Русской Арктике можно и другим способом. Так, на северных предприятиях сколотили капиталы самые богатые люди страны:

  • Леонид Михельсон – «НОВАТЭК» – добыча газа в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • Вагит Алекперов – «ЛУКОЙЛ» – добыча нефти в Лангепасе, Урае и Когалыме;
  • Алексей Мордашов – «Северсталь» – добыча угля в Воркуте;
  • Геннадий Тимченко – «Сибур» – переработка углеводородов в ХМАО и ЯНАО;
  • Владимир Потанин – «Норникель» – добыча цветных металлов на Севере.

Кроме того, в российской части Арктики ведется добыча железной руды, фосфатов, никеля, меди, алмазов, драгоценных металлов и огромного перечня других минералов.

У всех крупных компаний, ведущих деятельность на Севере, есть перспективные проекты по развитию добычи. Так, «НОВАТЭК» вместе с партнерами реализует проект «Ямал СПГ», Роснефть разрабатывает месторождения Ванкорского кластера, «Газпром нефть» развивает Новопортовское месторождение.

Среди перспективных остаются проекты по подготовке и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) – так Россия пытается составить конкуренцию США, которые уже практически начали захватывать европейский рынок.

Параллельно государство не забывает о Северном морском пути. Если в 2018 году по нему перевезли 17 миллионов тонн грузов, к 2024 году поставлена цель в 80 миллионов тонн. Часть этих грузов планируется доставлять в порты по строящейся железной дороге – Северному широтному ходу.

В перспективе есть еще много проектов в Арктике, но их будущее зависит, в основном, от государства – захочет ли оно помочь в создании инфраструктуры или предоставить налоговые льготы.

Еще один интересный проект – уже построенная плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Она будет давать 60 мегаватт энергии, давать тепловую энергию для отопления, а еще – опреснять морскую воду:

ПАТЭС «Академик Ломоносов»

ПАТЭС разместят в городе Певек на Чукотке.

А что с местными жителями?

Хоть Арктику и называют приоритетным направлением государственной политики России, на жизни простых россиян это влияет не всегда. Да, формально зарплаты на Севере относительно высокие (средние по некоторым регионам – даже выше, чем в Москве), но от этого там не становится легче жить.

Проблем у жителей Севера хватает:

  • огромные цены на продукты из-за особенностей логистики – доставить их туда можно, в основном, по воздуху;
  • уехать – тяжело и дорого. Продать жилье на Севере можно только за бесценок, а добраться до цивилизации получится только на самолете;
  • климатические особенности – они тоже не добавляют здоровья, и т.д.

Это все приводит к серьезным проблемам для северных регионов. Стимулов работать на Севере все меньше, в итоге там наблюдается отрицательный миграционный прирост – уезжает людей больше, чем приезжает.

И если в крупных городах вроде Сургута или Якутска еще можно жить, то в Воркуте население за 30 лет сократилось с 200 до 60 тысяч человек, а цена 3-комнатной квартиры составляет около 60 000 рублей.

Единственное, что еще хоть как-то удерживает людей на Севере – это хороший социальный пакет:

  • отпуск больше на 24 дня, чем у остальных регионов;
  • северные надбавки благодаря районным коэффициентам;
  • раз в 2 года семьи получают право на бесплатный проезд или полет до места отдыха и обратно;
  • тем, кто отработал 15 лет, дают жилье;
  • на пенсию можно выйти на 5 лет раньше;
  • тем, кто хочет переселиться в другой регион, могут предложить субсидию.

Поэтому на Севере все еще живут люди – им или просто некуда податься, или они ждут наступления пенсионного возраста, чтобы уехать на юг и больше не возвращаться.

Источник

Оцените статью