От океана до океана православие

Океан премудрости духовной

О сходных судьбах двух великих старцев современности – преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Кирилла (Павлова) – на конференции в Троице-Сергиевой Лавре 26 марта размышлял игумен Киприан (Ященко).

Так сложилось, что последние пять лет я занимаюсь изучением наследия святого Паисия Святогорца и более 20 лет являюсь духовным чадом отца Кирилла (Павлова). Можно заметить множество внешних и внутренних сходств в судьбах этих двух подвижников, представлявших достаточно разные духовные традиции. И тот и другой прошли войну, оба героически сражались. Война дала им особый импульс в духовной жизни. Святой Паисий в своих трудах часто вспоминает, как был радистом на фронте, сравнивая эту службу с монашеской (монах связывается с Богом в молитве так же, как радист с командованием). Отец Кирилл для нас навсегда останется героическим участником Сталинградской битвы – впоследствии батюшка воспринимал духовную брань как войну с противником. Оба подвижника чудом остались живы на войне. В упор расстреливали святого Паисия и не могли в него попасть. Отец Кирилл чудом уцелел в Сталинграде. Святой Паисий на войне дал обет Божией Матери восстановить Коницу, а отец Кирилл, найдя в руинах сталинградского дома Евангелие, читал его всю оставшуюся жизнь. И не только читал, а хорошо знал и старался исполнять в своей жизни.

Оба старца были практическими богословами. Я помню, как отец Кирилл собирал нас в келье и читал Евангелие. Когда заканчивал, без лишних слов напутствовал: «Идите, исполняйте…»

Святой Паисий отмечал, что в наше время много людей, которые правильно говорят, а вот тех, кто живет по Евангелию, – крайне мало. Поэтому к таким подвижникам и тянутся. Вот почему в Греции отец Паисий был таким авторитетом, на которого и монашествующие и священство равнялись. Мне рассказывали на Афоне, как греческие игумены направляли монахов к отцу Паисию на исповедь. Старец мог выслушать рассказ какого-нибудь монаха о беспорядках, которые творятся в монастыре, и сказать: «Тебе не полезно находиться в этой обители, иди в другую». И монахи за послушание святому Паисию оставляли обители, переходили туда, куда им указывал старец.

Читайте также:  Связь океана с климатом

Церковное начальство побаивалось обоих старцев: у них было огромное влияние на церковный народ России и Греции. У обоих старцев было такое духовное зрение, что они действительно могли за несколько секунд определить судьбу человека. Это, собственно, случилось и со мной, когда батюшка Кирилл дал наказ заканчивать с диссертацией и идти в монахи. А потом, когда я принял постриг, сказал, что «твое послушание – заниматься образованием». То есть практически тем же самым, что и до пострига.

Оба старца очень любили молитву. Людей принимали тысячами, были всенародными духовниками, святой Паисий – греческим, старец Кирилл – русским. И в то же время старцы стали великими вселенскими духовниками: отца Кирилла хорошо знают на Афоне, в Абхазии он общался с отшельниками. К нему, как и к преподобному Паисию, обращались люди из разных стран мира.

Можно заметить сходство и в образе мыслей старцев – по их изречениям. Например, если отец Кирилл (Павлов) говорит: «Держи голову низко, а душу к Богу близко», – то преподобный Паисий отмечает: «На сколько человек соединяется с Богом, на столько ему ничего не страшно». И продолжает: «В духовной жизни не существует «далеко» и «близко», потому что Христос Своей любовью расстояния упраздняет». «Блаженны возлюбившие Христа больше всего в мире, живущие вдали от мира рядом с Богом в райской радости еще на земле», – говорит святой Паисий.

В целом речь подвижников очень современна. Они говорят образно, не используя богословскую терминологию. Это их отличительная особенность, которая объединяла вокруг старцев людей образованных и простых, уподобляя их Христу, говорящему с людьми доступным им языком. Оба старца высказывались очень просто, но точно – ум их плавал в Евангелии, как у древних подвижников.

«Если ты не слышишь чужие стоны, то не помогут ни посты, ни поклоны», – изречение отца Кирилла. «Кто обижает других, тот навеки обижает самого себя», – слова святого Паисия. И дополняет: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему». «Людям важна внешность, а Богу – правдивость и честность», – слова старца Кирилла.

Дальше батюшка Кирилл восклицает: «Человек смиренный – алмаз бесценный!» Преподобный Паисий дополняет: «Благодарного Бог Сам преследует Своими дарами». «Сначала скорби, потом благодать». Отец Кирилл уточняет: «Церковь всегда распята, как и Христос».

«Суть послушания в одном: кто послушен, тот со Христом», – говорит отец Кирилл. «Христос не требует от нас ничего великого, Он требует от нас самого малого», – отмечает преподобный Паисий. И дальше: «Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом».

Сейчас мы сидим на берегу этого бездонного океана духовного наследия, которое оставили нам два великих старца. Дай, Господи, нам хотя бы частицу их духовного опыта сложить в своем сердце и исполнить Евангелие в своей повседневной жизни, как наши великие наставники.

Источник

Международная кампания в защиту жизни «От океана до океана» прошла в Беларуси

Минск, 26 июля 2012 г.

С 12 по 23 июля 2012 года по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета на территории Республики Беларусь проходила международная кампания «От океана до океана», направленная на защиту жизни нерожденных детей и укрепление традиционных семейных ценностей, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви.

Девиз кампании: «Восток и Запад в защиту жизни».

«Как известно, демографический кризис, охвативший Россию и большинство европейских государств, является прямым следствием нравственного упадка и девальвации традиционных семейных ценностей. В числе причин стремительного сокращения населения выступают массовые аборты, разводы, разрушительные модели добрачного поведения и т.д. Проект «От океана до океана» является одной из форм общественного ответа на эти вызовы», — отмечают инициаторы международной акции.

Реализация проекта предполагает многочисленные информационные события: распространение социальной рекламы, пресс-конференции, репортажи, тематические передачи, интервью, проведение круглых столов и лекций и т.п.

Одним из центральных мероприятий в рамках намеченной кампании является проведение международного крестного хода от Тихого до Атлантического океана — от Владивостока до Фатимы (Португалия). География проекта охватывает более 20 стран. Ключевыми пунктами маршрута являются Венгрия и Польша — страны с просемейным законодательством.

Крестный ход через всю Россию и Европу проходит в форме автопробега во главе с точным списком Ченстоховской иконы Божией Матери.

Столь масштабная пролайф-кампания реализуется впервые в истории.

Одним из организаторов проекта является Human Life International — крупнейшая международная организация, объединяющая сторонников движения в защиту жизни и семьи из более чем 80 стран. Соорганизаторами проекта с российской стороны выступают известные пролайф-объединения: Общероссийская общественная организация «За жизнь и защиту семейных ценностей», Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства, Православный медико-просветительский центр «Жизнь».

Среди участников проекта — российские и европейские общественные организации в защиту жизни и семьи. Представителями Беларуси в оргкомитете являются духовник центра поддержки материнства «Матуля» (Минск) священник Павел Сердюк и директор фонда защиты жизни и семьи «Открытые сердца» (Могилев) Владислав Волохович.

Автопробег «От океана до океана» начался в Беларуси 13 июля с Полоцка — центра старейшей епархии на белорусской земле.

Кроме Полоцка, икону принимали в Верхнедвинске, Миорах, Шарковщине и Глубоком.

В Полоцке и Верхнедвинске прошли конференции по пролайф-теме для журналистов, педагогов, медицинских работников и других представителей общественности.

Крестный ход продолжился в Лиде 14 июля. Икону принимал храм в честь великомученика Георгия Победоносца, в котором икона находилась до утра следующего дня. В первой половине дня 15 июля был проведен семинар-конференция для духовенства и сестер милосердия Лиды по консультированию при кризисной беременности.

В Гродно участников акции встречали байкеры, которые сопровождали колонну до Свято-Покровского кафедрального собора. Здесь, возле скульптурного изображения Пресвятой Богородицы, был отслужен молебен и развернута передвижная выставка «Спасай взятых на смерть», направленная на противодействие абортам. Ченстоховский образ Божией Матери был выставлен на поклонение в Свято-Покровском соборе, сообщает сайт Гродненской епархии.

В Минске крестный ход приветствовали на приходе в честь святителя Николая Японского в микрорайоне Каменная горка. Иерей Павел Сердюк является настоятелем этого прихода. Здесь планируется возведение социального «Центра семьи» и приюта для матерей, что особенно актуально для Каменной горки, где получили и продолжают получать жилье тысячи многодетных и социально уязвимых семей.

В поддержку международной акции в белорусской столице 18 июля дала концерт известная российская певица Пелагея, сообщает Sobor .by .

19 июля участники автопробега прибыли в прибыли в Борисов. Ченстоховская икона Приснодевы была встречена горожанами и священниками Борисовского благочиния у входа в Городской дворец культуры хлебом-солью, сообщает портал Свято-Воскресенского кафедрального собора г. Борисова.

С приветственным словом к собравшимся обратился благочинный Борисовского церковного округа протоиерей Александр Вербило.

Далее взял слово директор РОО «Институт демографических исследований» Игорь Белобородов (Москва). «Сегодня главный акцент мы хотим сделать на том, что даровано свыше. Эта икона — фундаментальная ценность. И каждая женщина при желании, не противясь Божьей воле, может стать матерью, причем не один раз. Нет более глубокого, проникновенного, жертвенного материнства, чем материнство Пресвятой Богородицы. Мы очень надеемся, что с появлением этой святой иконы в ваших семьях, в ваших домах добавится еще больше мира, радости, семейного тепла», — сказал он.

«Наша акция проводится в защиту нерожденных младенцев, самых беззащитных членов нашего общества, в защиту традиционной семьи. Стабильность наших семей является некой незыблемой константой нашего бытия, а сегодня мы видим, что этот фундамент расшатывается активно и агрессивно. Проводимая нами кампания призвана молитвенно, духовно объединить здоровые силы общества разных стран. И для нас, белорусов, это тоже актуально, так как ежедневно в Республике Беларусь умерщвляется 101 ребенок, а из 10 браков 8 распадается. Это, к сожалению, очень печальная статистика. И эти цифры — не какие-то отдаленные показатели. Это то, что пролегает через наши сердца, через сердце каждого из нас. Поэтому очень важно подчеркнуть, что данная акция нацелена не на критику, не на обличение кого-то. Для Древней Руси было характерно — когда приходила беда, народ вдохновлялся, проходя со своими святынями через города и веси, чтобы испросить Божьей помощи. И наша акция нацелена на то, чтобы Бог вдохнул в нас нравственные силы, нужные нам для того, чтобы мы смогли выбраться из этой, на сегодняшний день, остро сигнализирующей беды», — подчеркнул священник Павел Сердюк.

19 июля участников акции встречали в Витебске. В 16 часов епархиальное духовенство и все желающие почтить Ченстоховский образ собрались перед Свято-Успенским кафедральным собором, сообщает сайт Витебской епархии. Ченстоховская икона Божией Матери была внесена в собор, перед образом совершили молебен, по окончании которого каждый смог приложиться к святыне. Секретарь Витебской епархии протоиерей Владимир Резанович обратился к верующим с приветственным словом.

21 июля крестный ход пересек границу Бобруйского района. Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы была выставлена в Свято-Георгиевском храме г. Бобруйска, передает сайт Бобруйской епархии . К событию была приурочена пресс-конференция в Доме православной культуры при Свято-Георгиевском храме.

В тот же день автопробег достиг Гомеля. По информации сайта Гомельской епархии , всенощное бдение в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе и крестный ход навстречу иконе возглавил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан. Его Преосвященству сослужили секретарь Гомельского епархиального управления протоиерей Георгий Алампиев, благочинный Гомельского районного церковного округа протоиерей Сергий Леоньков, ключарь собора протоиерей Иоанн Лендел, духовенство епархии. За богослужением пел архиерейский хор под управлением протоиерея Владимира Петручека.

Передвижная звонница епархии и члены мотоклуба «Ночные волки» встречали Ченстоховскую икону на въезде в город и в сопровождении экипажей дорожно-патрульной службы ГАИ УВД Гомельского облисполкома проводили ее на соборную площадь. Соединившись с хранителями иконы, встречный крестный ход продолжил движение к Свято-Петро-Павловскому собору, перед крыльцом которого образ Божией Матери был установлен на аналой. Епископ Стефан возглавил всенародное пение акафиста Божией Матери. По окончании богослужения владыка Стефан обратился к верующим с архипастырским словом.

23 июля владыка Стефан вновь возглавил пение акафиста перед чудотворным образом. Затем икону пронесли вокруг собора и направились на центральную площадь города, откуда международный автопробег «От океана до океана» продолжил движение к побережью Атлантики через Украину.

Источник

Молитва у океана

Как на Дальнем Востоке утвердилась валаамская традиция монашества

Именно в год 100-летия революции, когда Русская православная церковь подверглась небывалым гонениям, стоит вспомнить о духовных основах российской культуры и государственности.

…Морской ветер продувает весь Русский остров. Солоноватый влажный и прохладный воздух. Темное небо и темный океан. Вдали, через пролив Босфор, сияет на сопках яркими огнями Владивосток.

— Вы могли бы сейчас забрать посылку? Вам пришла, – окликает нас в фойе университетской гостиницы дежурная.

Увесистый пакет из Москвы, от Татьяны Ивановны Шевченко. Уже с радостью догадываемся, что это.

«Свет Валаама» — большие буквы на мягкой светло-зеленой обложке сборника материалов «Пятых Валаамских чтений» — конференции, проходившей майскими днями на далеком северном острове.

Листаем страницы с фотографиями, изображениями – знакомые лица докладчиков, организаторов чтений, вспоминается атмосфера конференции, благодатных валаамских богослужений…

И как тепло встречал тогда гостей конференции лучезарный отец Мефодий! Игумен Мефодий (Петров) возглавляет созданный при монастыре просветительский Центр «Свет Валаама». Центр появился с благословения владыки Панкратия, настоятеля Валаамского монастыря. Более двадцати лет назад владыка Панкратий вместе с отцом Мефодием прибыли на Валаам из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению известного старца архимандрита Кирилла (Павлова).

А вот слова владыки Панкратия на открытии чтений: «Несмотря на то, что велика роль государства, значительна роль средств массовой информации, общественных институтов, но все-таки роль Церкви во многом определяющая. Потому что именно в лоне Церкви рождается личность христианина». И далее:

«А христианство всегда подразумевает личностный рост, личностное развитие, и когда христиан будет достаточно много – это может определить, как будут развиваться наше общество и наша страна».

«…Я чувствовал присутствие Божие в жизни русского народа» — это слова игумена Мефодия (Петрова). Отец Мефодий из Македонии, но Божие присутствие в жизни нашего народа он чувствует, может быть, лучше, чем многие русские. Батюшка хорошо знает, что основа русской культуры – православие.

«Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» — так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама».

Свет Валаама… Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси.

Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха…

На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 – 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам.

Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря – Сергий и Герман.

Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь – прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Обилие солнца, в лучах которого вызревает приморский виноград, насыщенные Богородичные цвета небес в час заката, близость океана, мягкие склоны сопок, укрытые разноцветным лесным покровом – все это увидели валаамские монахи, прибывшие в 1895 году в Горные ключи к месту своих новых подвигов.

В Свято-Троицком монастыре в Шмаковке (на фото) сочетались две монашеские традиции. Одна – афонская, представленная первым строителем обители иеромонахом Алексием (Осколковым), который был пострижеником Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Он прибыл на пароходе из Одессы во Владивосток. Имел большой духовный и жизненный опыт, дружил с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Занимался иконописью.

На устроение монастыря отцу Алексию пришлось собирать материальную помощь по всей России. Он обратился к премьер-министру Витте, который способствовал выделению средств через Синод. Отцу Алексию было 60 лет, когда он начал строить обитель.

Одним из устроителей монастыря, помогавшим в совершении крупных построек, был известный иркутский предприниматель Иннокентий Сибиряков, который в конце жизни принял постриг на Святой горе Афон.

Другая традиция Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Шмаковке – валаамская. Ее заложили прибывшие с Валаама иеромонах Сергий (Озеров) и иеродиакон Герман (Богданов). Отец Сергий, с 1902 года ставший игуменом, проходил послушание на Валааме в скиту Всех Святых под руководством опытных старцев, — иеросхимонахов Алексия и Антипы, отличавшихся духовным даром рассуждения.

Утвердилась на Дальнем Востоке именно валаамская традиция монашества.

По сию пору монастыри Приморья живут по аскетическим традициям дореволюционной эпохи. Мужской монастырь в Шмаковке уже с начала XX века стал духовным центром для всего края. До революции здесь была создана типография для печатания просветительской литературы. В глухой уссурийской тайге в монастырских стенах издавалась духовная литература.

…В старинном здании управления Владивостокской епархии мы побывали на приеме у правящего архиерея – митрополита Приморского и Владивостокского Вениамина (Пушкаря). Передав владыке сборник с Валаамских чтений, стали расспрашивать митрополита и о Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре в Шмаковке, священноархимандритом которого он является. Владыка Вениамин поведал нам, что печатание святоотеческой литературы в монастыре так было обильно, что не только насыщался Южно-Уссурийский край, но часть книг высылалась на Валаам.

«Экономически монастырь был очень сильно развит. Все от гвоздя до иголки делали сами. Шили, оленеводством занимались… Пахотных земель было много. Могли первых переселенцев в край в случае голода год кормить. Так много было запасов. Развивали культуру земледелия по последнему слову техники. И обучали земледелию крестьян. При монастыре была открыта школа для крестьянских детей».

Владыка Вениамин рассказывал нам о монастыре и о его старой жизни так, что перед нами живо возникал величественный и масштабный образ Свято-Троицкой Николаевской обители, озаряющей светом Православия всю уссурийскую тайгу — от Владивостока до Хабаровска на Амуре, от Турьего Рога на озере Ханка до тихоокеанской бухты Ольги и Императорской гавани, называемой сегодня Советской…

«Очень сильно духовно влиял монастырь на жизнь в крае. Ежегодно устраивались крестные ходы. Со всего Южно-Уссурийского края шли Крестным ходом к монастырю. Из Владивостока Крестный ход был на поезде. Власти специально выделяли вагоны для этого. По пути к Шмаковке в определенных местах поезд останавливался, и к нему с разных сел крестными ходами стекались жители края. Последний участок пути от станции к монастырю множество народа пешком продолжали Крестный ход. Люди тогда были очень религиозные. Есть фото, где в монастырь приезжает множество паломников. Такую роль играл Шмаковский монастырь – наследник Валаама на Дальнем Востоке».

Слушая митрополита Вениамина, мы невольно подумали о тех удивительных связях, которые соединяют сегодня Валаам, Приморье и главную монастырскую обитель Руси – Троице-Сергиеву Лавру.

Ведь наш владыка – тридцать с лишним лет провел в Лавре. И оттуда же вышли сегодняшний настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий и игумен Мефодий (Петров).

Велика роль наших монастырей в духовном, культурном и даже экономическом освоении Россией новых территорий, в созидании Святой Руси среди глухой тайги и скалистых сопок, там, где жили до прихода русских малые народы, сердца которых еще не знали Света Христова.

…Холодная волна, накрывающая коричневые валуны на берегу Ладожского озера, обрывистые скальные берега, высокие сосны и обилие солнечных дней на островах Валаамского архипелага. Сюда стремится сердце каждого русского православного человека, сюда пароходами до революции ехали студенты семинарий, боголюбивые паломники, трудники, страждущие души.

Читаем воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о путешествии на Валаам, его знаменитые записки «На Северный Афон». Когда митрополит, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии, находился в Ильинском скиту на Валааме, один из пожилых иноков прямо в день Цусимской битвы спросил его: «Ну что, как там о войне-то пишут?»

Валаамские братья молились за Россию, за воинов и моряков, сражавшихся в это время на далеком Тихом океане.

А в Приморье недалеко от города Уссурийска, близ села Линевичи, названного в честь русского генерала Линевича Николая Петровича, героя русско-японской войны, главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке, был основан женский монастырь, который окормляли валаамские монахи из Шмаковки. Валаамские отцы, приехав в Южно-Уссурийский край, стали духовными водителями для русских переселенцев и воинов. Тех переселенцев, которые основали село Никольское, ставшее впоследствии, по Указу Николая II, городом Никольск-Уссурийским, названным в честь небесного покровителя Царя – святителя Николая Чудотворца.

В Никольске-Уссурийском, именуемом ныне просто «Уссурийск», в Покровском храме хранится чудотворная икона Богородицы «Объятья Отча». Этот чудесный образ написан отцом Алексием на Афоне в дар Свято-Троицкому монастырю. Тем самым батюшкой Алексием, который был основателем первой дальневосточной монашеской обители в Шмаковке, учрежденной, кстати, также Указом Николая II. Это благословение ушедших иноков иночеству современному. Это благословение всему нашему Южно-Уссурийскому краю.

Пять монашеских обителей сегодня в Приморье. Одна из них на острове Русский – новая, Свято-Серафимовская.

Это не далеко от Дальневосточного университета. Всего полчаса по разбитой военной островной дорог, у поселка Подножие. Монастырская мужская обитель на острове Русский. Молитва ко Христу над Тихим океаном…

Игорь Романов, Владислава Романова
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Источник

Оцените статью