- Структура паромных перевозок на Черном море
- Структура паромных перевозок
- Лидер рынка – UKR Ferry
- Российские перевозчики
- Турецкие перевозчики
- Другие национальные перевозчики
- Вывод
- Паром из Новороссийска. Куда делось сообщение по Черному морю?
- Внимание! Редакция WaterWay перевозками на паромах не занимается!
- Опрос
- Порт Кавказ: паромная перезагрузка
- Как это было
- Нужен перезапуск
- Туристов и машины на паром
- Стратегический объект
Структура паромных перевозок на Черном море
Структура паромных перевозок на Черном море
По данным официального Европейского портала о паромах на 01.03.2014 г. в Европе оперирует 355 судоходных компаний (СК), эксплуатирующих 1415 паромов различных типов на 1835 маршрутах, соединяя паромами 1394 Европейских порта.
Структура паромных перевозок
В Черноморском регионе функционируют международные паромные линии пятнадцати операторов, из которых: 5 – российских, 4 – турецких, 3 – украинских, 2 – болгарских и 1 зарегистрирован на Аландских островах. Черноморские страны с помощью паромов обеспечивают международные транспортно-экономические связи в направлениях запад-восток и север-юг. СК данного региона осуществляют паромные перевозки грузов и пассажиров между 25 портами на 36 маршрутах. На начало 2014 насчитывалось 48 международных паромных линий.
Наибольший удельный вес в Черноморском регионе занимают грузоперевозки автотехники, железнодорожных вагонов, контейнеров на железнодорожных грузовых и «ро-ро» паромах. Грузовые паромы функционируют на десяти паромных линиях Черного моря.
В целом пассажирские перевозки в Черноморском регионе организованы на девяти линиях, из которых:
• 8 обслуживают скоростные паромы;
• 1 круизный паром с автомобильной палубой.
На 30 линиях пользуются спросом грузопассажирские перевозки на «ро-пакс» паромах. Это перевозки автотранспорта всех типов и людей, сопровождающих автотранспортные средства, сопровождающие грузы. Паромы типа «ро-пакс» технически имеют пассажирский класс, однако на них практически отсутствует пассажирская инфраструктура, за исключением возможности оказания минимального набора услуг для пассажиров.
Лидер рынка – UKR Ferry
Не смотря на нестабильность мировой экономики, паромные перевозки на Черном море продолжают развиваться, о чем свидетельствует открытие в данном регионе семи паромных линий в течение 2013 г. Стоит отметить, что 2 из семи линий открыты лидером черноморских перевозок – украинским национальным перевозчиком UKR Ferry.
Еще в 2012 г. судоходная компания UKR Ferry объединила сервисы для возможности доставки груза между всеми портами, куда заходят паромы перевозчика. В марте 2013 компанией запущена линия между Поти и Дериндже, в апреле – между Поти и Констанцей. Румыно-грузинский маршрут входит в мультимодальный коридор TRACECA, напрямую соединивший Центральноазиатские страны с Европой. Этот маршрут согласован с грузовым ж/д составом, курсирующим между Констанцой в Румынии и Нойсом в Германии.
Таким образом, собственный и арендованный флот UKR Ferry является одним из основных транспортных активов Украины в рамках международного транспортного коридора (МТК) TRACECA. Для укрепления позиций на маршруте TRACECA компания UKR Ferry стала сотрудничать с оператором DFDS из Дании. На основании этого соглашения датчане передают UKR Ferry грузопассажирский паром «Vilnius Seaways» в оперативное управление. Сейчас паром работает на линиях «Ильичевск – Поти» и «Илличевск – Батуми».
В феврале 2014 г. UKR Ferry открыла регулярную паромную линию «Ильичевск – Хайдарпаша», и позже планирует соединить порты Дериндже и Новороссийск.
Другие украинские перевозчики
Вместе с тем UKR Ferry является не единственной украинской СК, оперирующей грузопассажирскими паромами на Черном море. Так, Gess Tour оперирует круизным паромом с автомобильной палубой на линии «Одесса – Стамбул», а Kerch Ferry Passage Cie – паромом «ро-пакс» на линии «Керчь – Кавказ».
Российские перевозчики
Несмотря на лидерство UKR Ferry, эта СК конкурирует с операторами России и Турции. Российские транспортники конкурируют в сфере паромных перевозок железнодорожных вагонов, а турецкие – в сфере паромных перевозок автомобилей. Кроме того, на ряде маршрутов турецкие и российские партнеры тесно сотрудничают.
Основным конкурентом украинцам является российская группа компаний AnRussTrans. Ее суда обслуживают лини из портов «континентальной части» и полуострова Крым. Например, в марте 2013 компания открыла линию «Севастополь – Зонгулдак». Также, AnRussTrans оперирует на линиях «Кавказ – Керчь», «Зонгулдак – Скадовск», «Варна – Кавказ», «Кавказ – Зонгулдак».
На рынке функционируют еще четыре российских перевозчика. В феврале 2013 г. компания Black Sea Ferry & Investments LLC открыла линию «Кавказ – Самсун». А в октябре 2013 г. другая российская компания C-shipping Inc запустила паромный сервис на линии «Самсун – Геленджик».
С января 2014 г. Paradise Cruise & Ferry открыла новую грузопассажирскую линию на направлении «Самсун – Поти/Батуми – Новороссийск», и уже приобрела круизный паром с автомобильной палубой для эксплуатации по маршруту «Новороссийск – Трабзон – Поти».
Компания Rosmorport организовывает пассажирские перевозки на скоростных паромах между портом Сочи и портами Батуми, Трабзон, Гагры.
Турецкие перевозчики
Для турецких судоходных компаний Черноморский регион также является перспективным рынком для развития паромных перевозок. Об этом свидетельствует открытие в сентябре 2013 г. новой паромной линии «Карадениз Эрегли – Ильичевск» под управлением турецких компаний Sude Denizcilik и Kalyoncu Denizcilik. Турецкие перевозчики сторонятся железнодорожно-паромных перевозок, сосредоточив усилия на транспортировке грузов на «ро-ро» паромах.
Еще одна турецкая СК Сenk group, оперирующая на линиях «Зонгулдак – Евпатория», «Деринже – Ильичевск», «Самсун – Новороссийск» в ноябре 2013 открыла паромную линию «Севастополь – Зонгулдак».
Грузопассажирскими перевозками «ро-пакс» паромами на Черном море также занимаются турецкие компании Sari Denizcilik (Erke) на линии «Сочи – Трабзон» и Ulusoy Sealines на линиях «Зонгулдак – Евпатория», «Новороссийск – Самсун».
Другие национальные перевозчики
Болгарская компания Ferrysped совместно с компаниями-партнерами предлагает регулярные грузопассажирские перевозки на паромах «Герои Севастополя» и «Герои Одессы» на линиях:
• «Варна – Ильичевск»;
• «Батуми – Ильичевск»;
• «Ильичевск – Поти»;
• «Батуми – Варна».
Еще одна болгарская компания Bulgarian Hydrofoil организовывает пассажирские перевозки между портами Созополь, Бургас, Варна на скоростном пароме «Комета».
Кроме того на маршруте «Ильичевск – Стамбул» функционирует компания Stena SeaLine, главный офис которой расположен на Аландских островах. Компания оперирует грузопассажирским паромом типа «ро-пакс».
Вывод
На начало 2014 в Черноморском регионе функционирует 15 компаний, оперирующих паромами на 48-и международных линиях. Кроме того, количество сервисов, предоставляющих паромные перевозки грузов и пассажиров, продолжает увеличиваться. Использование судов-паромов является перспективным и конкурентоспособным за счет экономии пробега, сокращения издержек на амортизацию оборудования, экономии топлива и фиксированного расписания отправления/прибытия.
Источник
Паром из Новороссийска. Куда делось сообщение по Черному морю?
Внимание! Редакция WaterWay перевозками на паромах не занимается!
В России потеплело, читатели сайта Вотервей начали планировать свой отпуск. Редакцию буквально завалили письмами, не устраиваем ли мы путешествия на паромах по Черному морю?
Когда-нибудь мы непременно, найдем старую баржу, покрасим ее на скорую руку и покатаем вас вместе с вашими машинами по всему Черному морю от Грузии до Болгарии и от России до Турции. А пока попробуем разобраться, что есть на данный момент с паромным сообщением на Черном море.
Сочи — Трабзон
Отличная и совсем недорогая альтернатива авиа перевозкам в Турцию. Паром стоил всего 4200 рублей, что позволяло расчетливым россиянам ездить в Турцию на своей машине и существенно экономить на отдыхе. Но в связи с Олимпиадой в Сочи паромную переправу временно закрыли. А потом и вовсе появились слухи, что ее и не откроют никогда. Своими же руками возить своих же туристов к конкурентам-туркам и это при том, что так отстроено Сочи? Так что на данный момент этот паром не действует и когда будет действовать не известно.
Порт Крым-Порт Кавказ
Вот с этим паромом уж точно все в порядке. В грядущем сезоне на эту переправу будут брошены все силы. На данный момент на линии «Ионас, «Олимпиада», «Крым», «Глюкофилоуса». Расписание можно найти здесь. http://transdir.ru Тарифы на перевозку легковых автомобилей от 1190 до 2486 рублей.
Украина — Турция/Грузия/Болгария
Украинцам уже не с руки в Крым ездить, потому в 2015 году будут активно действовать несколько паромных линий.
Ильичевск (Украина, Одесская область)- Хайдарпаша (Турция, возле Стамбула).
Ильичевск — Констанца (Болгария).
Оба маршрута только для грузовых автомобилей.
Неплохо налажено сообщение и с Грузией. Паромы работают на линиях:
Ильичевск — Констанца — Батуми от 165$ до 380$
Ильичевск — Поти от 165$ до 380$
Новороссийск — Поти — Бургас
Совсем недавно запущено паромное сообщение в данном направлении. Точного графика на весь сезон нет. Известно пока лишь дата отхода ближайшего парома.
27 марта отправление из Бургаса (Болгария)
30 марта прибытие/отправление в Поти (Грузия)
1 апреля прибытие в Новороссийск
3 апреля отправление из Новороссийска
6 апреля прибытие в Бургас
Расписание выкладывается отдельно на каждый месяц, посмотреть его можно на этом болгарском сайте http://www.pbm.bg
Тариф для легковых автомобилей 250 евро — за один перегон, для мотоциклов 100 евро за аналогичное расстояние.
Иных, паромов, к сожалению, на Черном море больше нет. Если так уже хочется покататсья со своей машиной по морю, обратитесь к данному сайту http://www.ferrylines.com крупнейшего паромного оператора Европы.
Опрос
Какая акватория для водных экспедиций вам интересна?
Источник
Порт Кавказ: паромная перезагрузка
Паромное сообщение в порту Кавказ, входящем в пятерку крупнейших портов России по грузообороту, сегодня приблизилось к новой поворотной точке: порт или выпадет из маршрутной сетки лидеров паромных перевозок в стране, или сумеет занять выгодную для себя долю на этом рынке
Паромное сообщение в порту Кавказ, входящего в пятерку крупнейших портов России по грузообороту, сегодня приблизилось к новой поворотной точке: порт или выпадет из маршрутной сетки лидеров паромных перевозок в стране, или сумеет занять выгодную для себя долю на этом рынке
До недавнего времени основным активом паромных перевозок в порту Кавказ была Керченская переправа. Однако после открытия Крымского моста грузовой и пассажирский потоки были переориентированы на него. В итоге в конце 2020 года оператор Керченской паромной переправы группа компаний «АнРуссТранс» объявила о приостановке работы паромов в Керченском проливе.
Эксперты уверены, что созданная за годы работы Керченской переправы паромная инфраструктура позволяет порту восстановить позиции в сегменте паромных перевозок Черноморского бассейна. При этом основной акцент должен быть сделан на развитие международного паромного сообщения. Интересным бизнесом могут также быть автопассажирские перевозки и круизные паромные линии.
Как это было
Основной задачей порта Кавказ исторически считалось обслуживание Керченской паромной переправы. Но конце 1980-х из-за высокого износа паромов работа переправы была остановлена вплоть до 2004 года. Инициатором возрождения паромных перевозок через Керченский пролив стал Александр Анненков — профессиональный транспортник, экс-заместитель министра путей сообщения России. Для управления переправой и ее развития была создана ГК «АнРуссТранс», которая на собственные средства и средства частных инвесторов провела работы по реконструкции портовых сооружений и железнодорожных путей в портах Кавказ и Крым.
В самый интенсивный период работы Керченской переправы (2014–2018 годы) в порту Кавказ была сконцентрирована основная часть паромов всего Черноморского бассейна. Грузы, доставляемые паромами, составляли треть общего грузооборота самого порта. В 2015 году при общем грузообороте 30,5 млн тонн в год в порту было обработано 9,6 млн тонн паромных грузов, в 2016-м — 12 млн тонн из 33,2 млн тонн, в 2017-м — 8,5 млн тонн из 35,4 млн тонн (данные PortNews и «Эксперта»). А пропускная способность пассажиропотока порта составляла 4 млн человек в год.
Модернизация позволила развить и международные направления. Железнодорожные паромы «АнРуссТранс» стали ходить из порта Кавказ в порт Варна (Болгария). В 2011 году была открыта автопассажирская линия порт Кавказ — порт Зонгулдак (Турция).
Появились и другие операторы. Компания «Блэксиа Ферри Инвестиции» в 2007 году запустила регулярную железнодорожную линию Кавказ — Поти (Грузия), а в 2011-м — Кавказ — Самсун (Турция). В 2009 году болгарская судоходная компания «ВарнаФери» запустила свой паром по маршруту Варна — Кавказ.
Нужен перезапуск
Сегодня в акватории Черного моря зарегистрировано 13 паромных сервисов, из которых реально работают восемь. В основном они перевозят железнодорожные грузы. При этом три сервиса приходятся на порт Кавказ. Для сравнения: на Балтике около 50 паромных сервисов.
Но перспективы перезапуска есть. При создании Керченской переправы в порту были заложены грандиозные возможности для транспортного хаба, в том числе для развития железнодорожного, автомобильного, и грузопассажирского паромного сообщения.
«Основное преимущество порта Кавказ — погода. Порт менее всех остальных подвержен погодным изменениям, из-за которых он может быть закрыт или ограничен в работе, как это происходит, например, в портах Тамань и Новороссийск», — говорит генеральный директор компании “АнРуссТранс” Василий Анненков. Поэтому, по его словам, при дополнительном развитии инфраструктуры, в частности строительстве пункта пропуска для пассажиров, порт будет способен обрабатывать больше судов разного типа. Тем более что недавно в порту уже была расширена сортировочная станция, способная принимать большой объем грузов. И это уже совсем другой, более высокий экономический эффект.
ГК «АнРуссТранс» способна сыграть ключевую роль в развитии логистического хаба в порту. Это единственная компания, которая владеет железнодорожными подходами непосредственно к погрузочным аппарелям на причалах в порту и многолетним опытом безаварийных грузовых работ. «Инфраструктура и опыт ГК “АнРуссТранс” можно напрямую использовать при дальнейшем развитии порта Кавказ и в торговых морских сообщениях Азово-Черноморского бассейна», — прокомментировал «Эксперту» министр транспорта Краснодарского края Алексей Переверзев.
Сейчас «АнРуссТранс» продолжает работу в акватории Черного моря на международных направлениях.
«Наши суда перевозят железнодорожные вагоны и автопоезда между портом Кавказ и портом Варна. Мы рассматриваем возможность наладить паромное сообщение с Арменией, Грузией и турецкими торговыми портами», — рассказывает Василий Анненков. Он также видит точку роста в развитии сообщения с торговыми портами в Сирии и Ливии. Предстоящие восстановительные работы в Сирии и возможное восстановление контрактов России на строительство железной дороги и нефтедобычи в Ливии поставят вопрос обеспечения транспортным обслуживанием значительных объемов внешнеторговых грузов страны.
Один из вариантов оптимизации паромного сообщения в Черном море, по мнению Анненкова, состоит в партнерстве с другими транспортными компаниями. «Игрокам логистического рынка необходимо создавать партнерские судоходные компании. Мы готовы к партнерствам с крупными операторами, такими как ГК “Дело”, у которой есть морские контейнерные терминалы», — говорит Василий Анненков.
Идею партнерских отношений операторов логистического рынка в развитии паромного сообщения поддерживает и министерство транспорта Краснодарского края. «В рамках единой технологической платформы сервисов предполагается выстроить сбалансированную систему отношений между всеми участниками транспортной инфраструктуры», — говорит Алексей Переверзев.
Туристов и машины на паром
Помимо грузовых перевозок хорошей коммерческой составляющей паромного сообщения в Черном море могла бы стать перевозка автопоездов и туристов с автомобилями.
Можно постараться вернуть турецкие грузовики, которые идут на Центральную Азию и в Россию. По данным PortNews, в 2015 году из Турции черноморскими паромами было перевезено 57,8 тыс. автопоездов, в 2016-м — 38,2 тыс., а в 2017-м — всего 15,6 тыс. машин.
Что касается круизных паромных перевозок, то это направление требует отдельных усилий и инвестиций со стороны как частных инвесторов, так и государства. По оценке генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, в портах не развит пассажирский ро-пакс-сервис: порты не оборудованы пассажирскими терминалами со всеми удобствами, нет облегченных пограничных процедур приема судна, нет круизных автопассажирских судов и новых паромов. Для сравнения: на Балтике работает около 30 круизных паромных линий.
Над этой задачей задумываются в Росморречфлоте. Ведомство рассматривает возможность расширения порта Кавказ для создания новых автомобильно-пассажирских терминалов и пункта пропуска через госграницу в порту.
Стратегический объект
Пока государство говорит о шагах в поддержку паромных перевозок, в порту Кавказ приходит в упадок инфраструктура, оставшаяся невостребованной после закрытия Керченской переправы. Обслуживать паромную инфраструктуру, включая пассажирские терминалы, становится проблематично. Это уже негативно сказывается на их состоянии.
В то же время стоит помнить, что России необходим береговой опорный пункт для оперативной доставки паромами грузов, в том числе нефтепродуктов, в случае ЧС в Черноморском регионе. И у порта Кавказ есть потенциал важного транспортного узла и стратегического транспортного объекта. Он в полной мере раскрылся с 2014 года, когда работа Керченской переправы смогла предотвратить гуманитарную катастрофу, позволив оперативно наладить обмен стратегическими грузами между Краснодарским краем и Крымом. Именно эта переправа обеспечивала бесперебойную перевозку грузов, пассажиров и автомобилей на полуостров до момента завершения строительства Крымского моста в 2018 году.
Государству стоит иметь в резерве действующий паромный терминал для перевозки накатной техники и поддерживать его развитие как южные морские ворота страны.
Источник