- Пьер Пюви де Шаванн: жизнь и творчество художника
- СОДЕРЖАНИЕ
- БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
- ТВОРЧЕСТВО
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Пьер Пюви де Шаванн (1824 — 1898)
- Пьер пюви де шаванн девушки у моря
- Из чего состоит символизм Пюви де Шаванна
- NeWestMuseum Музей нового западного искусства
- Коллекция → Пьер Пюви Де Шаванн → Женщина на берегу моря (Помешанная на берегу моря)
Пьер Пюви де Шаванн: жизнь и творчество художника
Пьер Сеси́ль Пюви́ де Шава́нн (фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes) — французский художник.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Пьер Пюви де Шаванн родился 14 декабря 1824 года в Лионе.
Яков Тугендхольд писал, что именно лионское происхождение «наложило на его характер особенный женственный и мистический отпечаток»
Следуя примеру отца, горного инженера, он собирался посвятить себя естественным наукам, но два путешествия по Италии (1847—48) пробудили в нем желание стать художником. Пюви де Шаванн учился в мастерской Анри Шеффера, позднее — у Тома Кутюра.
В течение двух недель будущий художник был учеником прославленного Эжена Делакруа.
После Делакруа Пюви де Шаванн попытал счастья в мастерской Кутюра. Однако наибольшее влияние на развитие его индивидуальности оказали фрески мастеров Раннего Возрождения и творчество Энгра.
В 1850 г. Пюви де Шаванн впервые показал свои работы в Салоне, однако успеха у публики не имел. В последующие годы его полотна неоднократно отвергались жюри. Первый успех пришел к художнику в 1861 г., когда он выставил в Салоне свои картины «Война» и «Мир», принесшие ему официальное признание.
Настоящая известность пришла к Пюви де Шаванну после создания двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.). Обе картины предельно просты: молодая девушка, аллегория Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом — одетая в белое платье), изображена на фоне скромного весеннего пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского фона. Благодаря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки кажется деревом на заднем плане.
В 1874—98 гг. Пюви де Шаванн создает свои лучшие произведения монументальной живописи — цикл панно «Жизнь св. Женевьевы» для парижского Пантеона (бывшей церкви Св. Женевьевы). Огромные холсты представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен («Детство св. Женевьевы», «Св. Женевьева, снабжающая парижан продовольствием во время осады»).
Интерес Пюви де Шаванна к античности сблизил его с французскими символистами, входившими в объединение «Парнас» (Ш.Л. де Лилем, Т. Готье), видевшими в античности объект для любования совершенством формы, а не средство воспитания современного человека. Эти идеи в полной мере нашли отражение в монументальных композициях, выполненных Шаванном для Дворца искусств в Лионе (1884—89): «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами», «Видение античности. Символ формы» и «Христианское вдохновение».
В 1873 году он впервые вошел в состав жюри Салона.
В 1893 году пришел заказ из Америки: Пюви де Шаванна просили написать панно для Бостонской библиотеки. Но поистине триумфальным стал для мастера 1895 год, когда в его честь был устроен пышный банкет, на котором министр народного просвещения во всеуслышание заявил, что Пюви де Шаванн «высоко вознес имя Франции и сделал родину более славной и великой». Слава, настигшая, наконец, художника, не переменила его привычек и характера. Он по-прежнему жил очень скромно.
24 октября 1898 года он умер.
Творчество Пюви де Шаванна нашло глубокий отклик у его современников, которые считали художника основоположником символизма. Хотя он был прекрасным педагогом, любимым учениками, настоящих талантов среди его последователей все же не было.
ТВОРЧЕСТВО
В основном, тематика его работ — это стилизация под античность, декоративная и монументальная живопись в духе итальянских живописцев XV столетия, произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии. Многие его полотна — это написанные маслом в мастерских монументальные вещи, затем закреплявшиеся на стенах у заказчиков.
Пюви де Шаванн — крупнейшая фигура в области монументальной живописи конца XIX в. Особенностью, характерной для этого вида искусства, было требование большей живописной конкретности, что в какой-то мере лишало картины Шаванна утонченности, свойственной символизму. И все же он был тесно связан с этим направлением своей способностью к поразительной метафоре, стремлением к абстракции, что превращало его картины, по его собственному выражению, «в нечто, параллельное натуре».
Одна из лучших композиций цикла «Жизнь св. Женевьевы» — «Св. Женевьева, созерцающая Париж» — прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым всегда стремился художник. Фигура св. Женевьевы завораживает ясным и лаконичным, как у статуи, силуэтом и отточенным рисунком. Панорама города с протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот принцип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркивающий декоративное начало в композиции, сближал, по его мнению, современную живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в. Колорит картины, построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и голубых тонах, также вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения.
Панно «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» наиболее полно воплощает символистские представления об античности. На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать почти невозможно. Персонажи пребывают в лирическом пейзаже; объём пространства обозначен условно, что характерно для художника. Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф, но это не копирование, а тонкая стилизация, образ, рождённый в сознании современного человека.
Умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию блестяще проявилось в полотне «Девушки у моря» (1879), которое художник считал своей лучшей работой. Это живописная аллегория гармонии человека и природы. Все фигуры написаны с удивительным мастерством. Холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи. Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма. Художнику удалось построить в своем искусстве «новый мир, параллельный природе». В таком мире любые обыденные понятия и действия наполняются другим, возвышенным смыслом, быт становится частью Бытия, и это превращение Пьер Пюви де Шаванн сумел показать с подлинным совершенством.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Почти всю жизнь Пюви де Шаванн прожил холостяком, предпочитая радости свободной любви тяготам брака. Лишь на склоне лет, уже старцем, сделался он семьянином, женившись на княгине Кантакузен (некогда она была возлюбленной другого живописца, Теодора Шассерио). Семейная жизнь его продолжалась недолго. Через год после бракосочетания супруга художника скончалась.
Источник
Пьер Пюви де Шаванн (1824 — 1898)
Пьер Пюви де Шаванн. (символизм)
Французский художник Пьер Пюви де Шаванн родом из буржуазной лионской семьи. Получил классическое образование. Увлекался живописью, но по-настоящему его призвание раскрылось во время путешествия по Италии. Здесь он познакомился с Делакруа и стал его учеником.
Шаванн писал портреты, пейзажи, увлекался декоративными работами. Однако публика не принимала его живопись, его картины восемь раз отклоняли в Салоне, а участие в выставке встречали с насмешками. Но Пьер не отчаивался и в 1861 году представил зрителям два больших панно «Мир» и «Война», которые были выкуплены государством. Однако, критики опять не упустили возможности в очередной раз резко раскритиковать работы художника. Тем не менее, Шаванн упорно продолжал работать в любимом жанре.
В своих огромных стенных композициях он использовал живописные уроки флорентийских художников и Джотто. В картинах художник стал обращаться к возвышенным струнам души, к ее тайнам, часто вносил в сюжет меланхолические нотки, писал на темы сновидений. Будучи прекрасным пейзажистом, он вводил в свои аллегории и пасторальные идиллии виды лугов, долин и лесов. На фоне пейзажа он размещал крестьян за работой, дровосека с семьей или пастуха со стадом. Художник всегда обращался в творчестве к нравственному состоянию человека.
В конце жизни современники все-таки признали творчество Шаванна, считали его основоположником символизма в живописи.
Бедный рыбак
Белые скалы (1872)
Блудный сын
Девушки у моря
Лето
Мария Магдалина в пустыне
Мечта (1883)
Надежда (1872)
Обезглавливание Иоанна Крестителя (1869)
Источник
Пьер пюви де шаванн девушки у моря
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА запись закреплена
Девушки на берегу моря, 1879
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (Pierre Cecile Puvis de Chavannes; 1824–1898) французский художник. Представитель символизма
Пюви де Шаванн родился в Лионе, в старинной бургундской семье. Отец — горный инженер — хотел, чтобы сын продолжил его дело. По болезни не поступил в Политехническую школу. Учился в Лионском коллеже и Лицее Генриха IV в Париже. Однако, после окончания учёбы Пьер Сесиль увлекается живописью. Писать начинает самостоятельно, одновременно и обучаясь живописи в процессе работы, опять же самостоятельно. Некоторые уроки он получил под руководством Ари Шеффера и Тома Кутюра в Париже, а в течение двух недель был учеником Эжена Делакруа. В наставниках разочаровался. Будучи материально обеспеченным, в 1852 году вместе с друзьями создаёт собственную мастерскую на площади Пигаль, много работает, ежедневно штудируя модель. Дружеские советы и собственный опыт дали, по словам художника, больше, чем пребывание в трёх школах[1]. Наибольшее влияние на развитие индивидуальной творческой манеры Пюви де Шаванна оказали фрески мастеров Раннего Возрождения (произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии) и творчество Энгра.
Источник
Из чего состоит символизм Пюви де Шаванна
Продолжаем подробнее узнавать, что скрывается за понятием «символизм» в живописи . И сегодня предлагаю поговорить о творчестве популярнейшего художника середины XIX века, чьи росписи украшали самые престижные здания Франции. Его звали Пюви де Шаванн . Он считается одним из самых значительных французских символистов, радикально изменивших отношение к смыслу художественного произведения.
Как и обещала, постараюсь выстраивать представление о символизме, извлекая его из самих картин. Насколько мне это удастся. Вот # картина первой части творческой жизни Пюви де Шаванна, которая называется «Бедный рыбак»:
В лодке, на фоне уходящей вдаль реки, стоит рыбак и ждет, когда рыба окажется в его рыболовной снасти. На берегу жена рыбака и младенец, спящий среди цветов. Пейзаж довольно пустынен. Здесь есть нечто, что заставляет нас порассуждать о природе времени в картине. Оно остановлено. Взгляните на картину ещё раз, вам не кажется, что люди остановлены во времени?
Вы можете возразить, что в картине никогда ничего не движется, что произведение живописи и графики неподвижно. Я согласна. Но тем не менее, есть нечто неуловимое, что заставляет нас переживать время в картине. Давайте сравним этого рыбака с рыбаком из другой картины:
Конечно, этот рыбак тоже никуда не сдвинется. Однако эту жанровую картину Василия Перова мы переживаем как мгновенное состояние, которое сейчас же переменится. Видите, как он ждет, что у него сейчас клюнет рыбка? Когда мы возвращаемся к рыбаку Пюви де Шаванна, хочется сказать, что тут мгновение, а там была вечность. Там жизнь остановлена. Бедный рыбак всегда будет так стоять, и рыба никогда не клюнет. Младенец будет спать, и даже самая динамичная поза женщины тоже остановлена.
Таким образом, одной из проблем символизма является проблема бесконечной длительности. В этом мире нечто происходит, но ничего не меняется. Отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия.
Слава Пюви де Шаванна началась, когда он выставил в Салоне несколько аллегорических картин. Это аллегория мирной жизни. Персонажи картины символизируют спокойное, расслабленное и гармоничное бытие:
Источник
NeWestMuseum
Музей нового западного искусства
Коллекция → Пьер Пюви Де Шаванн → Женщина на берегу моря (Помешанная на берегу моря)
Происхождение
1929, из Государственного музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, до 1918 в собрании И.С. Остроухова, 1930, ГЭ
Инв.: 6564
Инв. ГМНЗИ: 807
Пьер Пюви де Шаванн (Pierre Puvis de Chavannes)
1824, Лион — 1898, Париж
Художник, один из наиболее значительный представителей французского символизма. Оригинально интерпретировал редкие сюжеты из истории, литературы и мифологии. Председатель Национального общества изящных искусств.
Готовил себя к карьере горного инженера, намереваясь продолжить дело отца, но этим планам помешала болезнь. Изучал в Италии живопись античного Рима, фрески Джотто, Мазаччо и других мастеров раннего Возрождения. В 1847 году начал заниматься в мастерской Анри Шеффера [Henry Scheffer]. В 1850 году дебютировал в Салоне. В 1865 году получил первый официальный заказ, а через два года был произведен в кавалеры ордена Почетного легиона. Выполнял заказы правительства на монументальную живопись: циклы его росписей украсили Пантеон (1874–1898), амфитеатр Сорбонны (1887–1889) и парижскую ратушу, музеи в Амьене, Руане, Лионе, Марселе и др. В 1890 году вместе с Эрнестом Мейссонье [Ernest Meissonier] и Огюстом Роденом [Auguste Rodin] основал Национальное общество изящных искусств [Societe Nationale des Deaux-Aerts]. В 1897 году Пюви де Шаванн женился. Его супруга, княгиня Кантакузен [Cantacuzene], умерла через год после свадьбы, а спустя два месяца после кончины жены не стало и самого художника.
Илья Семенович Остроухов
20 июля 1858, Москва – 8 июля 1929, Москва
Музейный и общественный деятель, художник, коллекционер.
© Музей нового западного искусства. Все права защищены.
Использование материалов регламентируется соглашением.
Источник