- Сенатор от Севастополя предложил прорыть канал между Черным и Азовским морями
- Новая транспортная артерия на Ак-Монайском перешейке, по мысли Андрея Соболева, поможет разгрузить Керченский пролив, создаст новые рабочие места, а в перспективе принесёт выгоду
- Справка
- Как Украина планировала соединить Азовское и Черное море в обход России и Крыма
- Почему это несбыточная мечта?
- Азово-Черноморский канал: опыт древних греков
- Турецкий вал Перекопского перешейка
- Проект тысячелетий
- Технические характеристики
- Уроки Крымской войны
- Ак-Монайский канал: альтернатива Керченскому проливу
- В древние времена. Керченский остров
- Суть проекта
- Имеет право на жизнь
Сенатор от Севастополя предложил прорыть канал между Черным и Азовским морями
Новая транспортная артерия на Ак-Монайском перешейке, по мысли Андрея Соболева, поможет разгрузить Керченский пролив, создаст новые рабочие места, а в перспективе принесёт выгоду
Министерство транспорта России в июле-августе 2017 года на время планирует закрыть Керченский пролив для судоходства в связи со строительством моста. Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти города Севастополя Андрей Соболев предлагает альтернативу.
— Андрей Николаевич, украинские СМИ уже подняли нешуточную шумиху, заявив о предстоящих многомиллионных убытках в связи с ограничением судоходства. В чём суть претензий украинской стороны?
— Непрекращающиеся претензии Украины по поводу сооружаемого моста между Крымом и Кавказом сводятся к нескольким пунктам. Ну, во-первых, права не имеем, Крым, по их мнению, украинская территория. Во-вторых, судоходство в Керченском проливе будет осложнено и привычные коммуникации их портов, расположенных на Азовском побережье, претерпят значительные изменения. А это маршруты через Босфор на Средиземноморье и дальше. Дескать, мы запираем соседей в рамках внутреннего моря, коим станет Азовское по факту. Сюда также плюсуют сложности геологии и сейсмики, которые при эксплуатации моста сыграют рано или поздно губительную роль для всего водного района. Зимние штормы, бесспорно, несут большую опасность, периодически в проливе случаются катастрофы, тонут суда, гибнут люди, утрачиваются грузы. Мост, по мнению оппонентов, только усложнит эту ситуацию. В перечне проблем не забыты ихтиология и рыбные ресурсы, зловещие экологические прогнозы и т.д. О террористических угрозах, раздающихся, правда, не из официальных украинских кругов, но явно с той стороны, говорить не стану. Попытки реализовать некую блокаду в проливе уже были, виновные и организаторы изобличены, хотя попыток, думается, нацрадикалы не оставят.
Главный раздражитель для соседей, конечно, это пропускная способность и сезонность Керченского пролива. Политическая составляющая присутствует как повод, не более.
— Как остановить этот поток придирок, претензий и, в конечном счете, облегчить ситуацию в Керченском проливе по ряду параметров и, прежде всего, в части его пропускной способности?
— Какое тут просится решение? А не соорудить ли нам новый канал на Ак-Монайском перешейке, связав напрямую Черное и Азовское моря? Сделать ещё одну водную магистраль, которая, станет некоей альтернативой пролива. Длина канала не будет превышать 20 километров. Высота бортов минимальная, выстилающие породы — известняки невеликой прочности и к тому же применяющиеся в качестве стройматериалов повсеместно — отвалов грунтов не предвидится. Глубины со стороны черноморского побережья (Феодосийский залив) приличные, с азовской стороны (между Арабатской стрелкой и Щёлкино) — достаточные, 5-10 метров, как и в Керченском проливе.
— В чём ещеёпреимущества такого проекта?
— Логистика судоходства и сообщений с Азовскими портами, бассейном Дона, получит дополнительные варианты. Конечно, экономию от таких маршрутов следует просчитать, равно как и экономику создания самого сооружения, последствия, в свете вышеперечисленных — экологических и гидрологических. Но бесспорно, что даже в качестве запасного прохода, на случай разных аварийных ситуаций в проливе, эта гипотеза имеет право на жизнь.
После установки мостовых арок Керченского моста под ними смогут пройти суда, длина которых не превышает 160 метров, ширина — 31 метр, надводный габарит — 33 метра. Осадка судна должна быть не больше 8 метров. А вот канал может быть иной ширины и глубины.
— И древняя, и современная история знает немало успешных примеров сооружения каналов…
— Несколько лет назад в Египте торжественно была открыта вторая «нитка» Суэцкого канала, построенная всего за год. А вообще, мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла ещё в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить ещё фиванские фараоны эпохи Среднего царства.
Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю ещё около 1300 до н. э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район озераТимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н. э. и довели его до Красного моря спустя столетие.
Однако более близким проектом, на мой взгляд, является Коринфский канал. Это бесшлюзовый судоходный канал в Греции, соединяющий залив Сароникос Эгейского и Коринфский залив Ионического морей. Прорыт через Коринфский перешеек, соединяющий полуостров Пелопоннес с центральной частью Греции. Его длина составляет 6 километров, глубина 8 метров. Стены канала естественного происхождения, главным образом из известняка, высота стен достигает 76 метров. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на дне моря — 21 метр. Через канал перекинуты один железнодорожный и три автомобильных моста.
Справка
Ак-Монайский или Парпачский перешеек — перешеек, соединяющий Керченский полуостров с основной частью Крыма. Разделяет залив Сиваш и Арабатский залив, расположенные в юго-западной части Азовского моря, и Феодосийский залив, расположенный в северной части моря и Чёрного море.
Длина перешейка — около 15 км. Ширина — 17 км в самом узком месте.
Названия перешейка даны по селениям, располагавшимся на перешейке: Ак-Монай и Парпач (ныне Каменское и Ячменное соответственно).
В северной части перешейка от него начинается коса Арабатская стрелка. На перешейке расположены Фронтовое водохранилище, болото Камышинский Луг и несколько небольших прудов в Курпеченской балке.
На Ак-Монайском перешейке находятся сёла Каменское, Львово, Петрово, Семисотка, Фронтовое, Ячменное Ленинского района и посёлок городского типа Приморский, относящийся к Феодосийскому горсовету.
Керченский мост — крупнейший инфраструктурный проект современной России, автомобильная переправа проляжет между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла и Тузлинскую косу. Дорожная развязка моста со стороны Тамани строится одновременно и для моста, и для строящегося крупнейшего порта России на Чёрном море — порта Тамань. Керченский мост свяжет автомобильной дорогой Крым с остальной частью России, инфраструктурно закрепив воссоединение РФ и полуострова. Транспортный переход через пролив спроектирован в виде двух параллельных мостов. Открытие автомобильного движения должно состояться в конце 2018 года, железнодорожного — в 2019 году.
Источник
Как Украина планировала соединить Азовское и Черное море в обход России и Крыма
Несбывшаяся мечта Украины: отделить Крым от материка, построив судоходный канал на границе с Россией в Крыму. Посмотрим, что это была за идея и почему её нельзя реализовать.
После событий на Украине 2013-2014 годов, у многих украинских политический деятелей и журналистов возникла идея создать Азово-Черноморский канал, чтобы соединить два моря в обход российского Крыма и Керченского пролива.
Если взглянуть на карту и описать проект на бумаге, то выглядит он достаточно простым, ведь недалеко от границы между Россией и Украиной в Крыму есть перешеек небольшой ширины, через который и можно проложить участок канала:
Однако самый узкий участок находится на территории России, поэтому Украине пришлось бы формировать канал в обход, на расстоянии до 20-30 километров (вместо 9 км в самом узком месте), а затем пользоваться естественным водным заливом. Получается, что выглядел бы канал примерно так:
Почему это несбыточная мечта?
- Маршрут довольно длинный. Одно только отсутствие доступа к Перекопскому перешейку вынудило бы Украину сооружать канал в стороне — а это в 2-3 раза больше работы. В целом же маршрут бы проходил на расстоянии более 100 километров, с использованием естественных водных путей.
- Проблема с заливом Сиваш. Этот залив на западе Азовского моря отделяет Крым от континента, а его средняя глубина составляет около 1 метра, что гораздо меньше, чем глубина того же Азовского моря. Соответственно, пришлось бы во многих местах его углублять, а это огромные затраты в миллиарды, а то и десятки миллиардов долларов (ВВП Украины чуть более $150 млрд).
- Маршрут проходил бы прямо рядом с границей России. Поэтому могли бы возникнуть проблемы с проходом военных кораблей (вспомним инцидент в Керченском проливе ).
- Экологический аспект. Из-за этого канала могла бы сократиться популяция рыбы в Азовском море, да и вообще он бы в целом негативно сказался на флоре и фауне региона.
- Политика. Это канал бы означал то, что Украина признает Крым российским, так как она строит канал в обход него.
Ну, вот такой вот несбыточный проект, который вряд ли бы принес пользу Украине, а только навредил бы украинским налогоплательщикам.
Источник
Азово-Черноморский канал: опыт древних греков
Украинские СМИ в очередной раз поразили общественность очередным проектом, но на этот раз это проект по соединению Чёрного и Азовского морей каналом вдоль Перекопского перешейка , того самого перешейка, который соединяет Крым с материком. Особенностью такого канала являлась бы возможность сократить путь между портами расположенными на Азовском море с портами Чёрного, что позволило сократить не только путь, но и время, соответственно, и затраты на перевозку груза. Конечно, возможности украинской экономики вряд ли позволят осуществить такой проект. Но, как это ни странно звучит, а идею соединить Чёрное и Азовское моря судоходным каналом осуществили ещё древние греки более 2000 лет тому назад.
Турецкий вал Перекопского перешейка
Если ехать из Крыма в сторону Херсона, или наоборот, из Херсона в сторону Крыма, то на Перекопском перешейке можно заметить длинный вал, который тянется к берегам Чёрного моря с одной стороны, а с другой упирается в воды Азовского моря, а точнее Сиваша. Под валом располагается не менее протяжённый, и достаточно глубокий ров. Пропустить такое творение рук человеческих совершенно невозможно, ну разве что ночью. Называется этот вал Турецким, по той причине, что турки укрепляли северную часть Крыма во избежание военных нападений со стороны Московского царства или Речи Посполитой.
Здесь же в 1509 году расположилась и крепость с военным гарнизоном — Перекоп. Перекопская крепость была воротами Крыма , именно через нею шли потоки торговцев и случайные путешественники. Примечательно здесь то, что в Османской империи часто возводили укрепления там, где они уже были. Исключением не стала крепость Перекоп и её солидные укрепления — вал и ров, при этом ров всегда был наполнен водой.
Проект тысячелетий
Впервые, в V веке до нашей эры, о канале через Перекопский перешеек, сообщил «отец истории» Геродот. Мало того, что был описан сам канал, так ещё было и указано о нахождении здесь города. Римский учёный Плиний Старший, в I веке нашей эры, даёт чуть больше подробностей, он указывает на то, что канал был даже облицован камнем, сам же город, расположенный на канале назывался Тафрос.
К сожалению, никто из из учёных древности не называет «виновника» столь грандиозно строительства, но учитывая то, как просто об этом пишет Геродот, словно это в порядке вещей, канал построили явно жители греческих колоний Северного Причерноморья и Приазовья. Именно для того, чтобы не приходилось огибать Крым по периметру, а ведь древние греки плавали именно вдоль берега (каботажное плавание). Разумеется, что тогда путь из Ольвии в Танаис сократился во много раз, а вместе с ним и риск быть застигнутым бурей. Также, канал выполнял не только судоходную роль, но и был призван играть роль оборонительного сооружения , на это указывает то, что землю при строительстве не выбрасывали по краям канала, а специально наносили строго на один берег. Таким образом, Азово-Черноморский канал был сооружён более 2500 лет назад и действовал долгое время .
Технические характеристики
В настоящее время длина рва и вала оставляет 8475 метров , глубина — 10 метров, высота вала также 10 метров, соответственно высота от дна рва составляет 20 метров. Ширина рва равна 40-45 метров. Как видим, даже сейчас это выглядит грандиозно, а более 2000 лет тому назад это смотрелось ещё более солидно. Стоить отметить, что осадка судов древности была гораздо меньше нежели сейчас, при этом глубина Каркинитского залива и залива Сиваш была несколько больше. Что касается Сиваша, то 2000 лет назад он было гораздо глубже нежели сейчас (1-3 метра глубина современного Сиваша) и по берегам этого залива находилось четыре древнегреческих города (или поселения), правда остатки этих городов так и не найдены.
Что говорить об исчезновении Тафроса, если даже Перекопскую крепость почти разобрали на камни. В XIX веке местные жители разобрали стены шести башен и бастионов крепости в рамках своих строительных потребностей. Это задокументированный факт, а сколько таких незарегистрированных? Собственно, сейчас даже известного нам из уроков истории города Перекоп — не существует, он был полностью стёрт с лица Земли ураганным огнём артиллерии в годы Гражданской войны. А современный населённый пункт Перекоп находится в стороне от легендарного города.
Уроки Крымской войны
В 1884 году в Санкт-Петербурге вышла брошюра В. Стеценко «Соединение Азовского моря с Чёрным через Сиваш» , в которой автор анализируя причины поражения в Крымской войне, делает вывод, что России крайне необходимо повысить транспортную мобильность своих войск посредством сооружения канала на Перекопском перешейке. Автор приводит параметры предлагаемого канала в футах: ширина по дну 85 футов, глубина — 10 футов , но рекомендовано ширину канала увеличить для одновременного прохода двух барж.
Примечательно, что канал намеренно предлагалось сделать неглубоким во избежание прохождения крупных кораблей неприятеля на случай новой войны. Также интересен и альтернативный маршрут Азово-Черноморского канал: «От Сиваша до Днепра по материку, с ветвью на Джарылгатскую бухту»
Как говорится, всё новое, это хорошо забытое старое. Поэтому пожелаем удачной реализации проекта зарубежным экспертам. А я рекомендую посетить Перекопский перешеек с его главной достопримечательностью, ведь здесь писалась история!
Источник
Ак-Монайский канал: альтернатива Керченскому проливу
Рост объёма грузоперевозок через Керченский пролив связанный с высокой долей экспорта зерновых, строительных материалов, нефтепродуктов привело к тому, что неглубокий Керченский пролив становится несколько тесноватым для возросшего трафика судов. Широкий, на первый взгляд, пролив является судоходным лишь в той части, где ещё в XIX веке углубили дно, создав известный Керчь-Еникальский судоходный канал. Проблема расширения и углубления пролива всегда была острой как в Российской империи, так и в современной России. Поэтому, предлагалось множество проектов для расширения транспортных возможностей уже существующего Керчь-Еникальского канала, одним из которых является обустройство морского пути идущего параллельно Керченскому проливу в самой узкой части Керченского полуострова. Но, обо всём по порядку.
В древние времена. Керченский остров
Всего 1600 лет назад существовало по сути два Керченских пролива : Боспор Киммерийский (современный Керченский пролив) и Боспор Синдский (именуют иногда Боспором Кубанским). В эпоху, когда древние греки массово колонизировали берега Крыма и Тамани образовав могучее Боспорское царство, Боспор Синдский являлся широким проливом отделявшим современный Таманский полуостров от остальной части материка. Ныне, в результате деятельности грязевых вулканов и рек Боспор Синдский обмелел и превратился в перемычку соединившей остров с большой землёй.
Что касается Керченского полуострова, то в ориентировочно в VI веке до нашей эры в самой узкой его части был прорыт глубокий ров от Азовского моря, в районе южной части Сиваша, до Чёрного моря вдоль Ак-Монайского (Парпачского) перешейка . Точно не установлено, кто именно создал подобное сооружение, в легендах говорится, что это были «потомки слепых рабов» скифов, которые в отсутствие угнетателей предприняли попытку воспрепятствовать их возвращению из военного похода в Малую Азию. Ширина рва составляла 5 метров, глубина 4 метра, общая протяжённость равняется 22 километрам . В настоящее время просматривается очень слабо, ввиду ранее проводившийся здесь бурной хозяйственной деятельности (был ли ров заполнен морской водой — не установлено).
Суть проекта
О необходимости сооружения судоходного канала через Ак-Монайский перешеек в последней четверти XIX века писали такие известные инженеры как Я. Демченко, предлагавший масштабный проект обводнения Арало-Каспийской низменности и В. Стеценко, продвигающий идею необходимости создания канала через Перекопский перешеек. В советское время популяризатор науки Р. Марков, вдохновлённый началом строительства Волго-Донского канала, предложил создание подобного канала в рамках реконструкции Азовского моря , включающей в себя сужение Керченского пролива водостеснительным каналом и созданием Манычского водного пути для восстановления прямой связи Каспийского моря с мировым океаном.
Ширина Ак-Монайского перешейка составляет всего 17 километров, при этом большая его часть располагается на высоте 1,5-2 метра над уровнем моря. Несмотря на то, что почвы здесь преимущественно суглинистые, при углублении наблюдается мощный слой песчаника, что позволит получить канал без осыпающихся бортов. Глубины Азовского моря у основания Арабатской стрелки составляют 8-10 метров, а в Феодосийском заливе 10 метров. Единственной неприятностью при сооружении канала станет только Парпачский водораздел, вытянувшийся перпендикулярно предполагаемой трассы канала.
Изначально предлагалось не создавать шлюзы на Ак-Монайском канале, однако во избежание чрезмерного проникновения солёных вод Чёрного моря в Азовское, необходимо создать два шлюза, при этом сделать движение судов односторонним используя с пользой особенности течений Азовского моря , которые направлены с востока на запад. Так, например, суда направляющиеся в порты Азовского моря будут продвигаться через Керченский пролив, а в Чёрное, только по предлагаемому каналу. Подобное сооружение позволит не только разрядить стремительно растущий трафик, но и использовать канал в случае непредвиденных обстоятельств в Керченском проливе.
Имеет право на жизнь
Вследствие деятельности подводных грязевых вулканов, абразии берегов Керченского пролива Керчь-Еникальский канал постоянно заиливается и требует не только расчистки, но и углубления, поэтому вариант создания Ак-Монайского канала из одного глубокого залива в другой смотрится практично и финансово оправданно и если он не сможет послужить альтернативой Керченскому проливу, то по крайней мере будет являться хорошим дополнением к нему. Разумеется, реализация подобного проекта является делом отдалённого будущего и будет продиктовано экономическими соображениями.
Источник