Перу мачу пикчу высота над уровнем моря

Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу (Machu Picchu)

Мачу-Пикчу — легендарный город, который укрыт в сердце Анд на высоте 2400 м. Это древнее поселение инков между двумя горными пиками и по сей день хранит свои тайны. При взгляде на руины города Мачу-Пикчу, эффектно проступающие среди покрытых джунглями горных пиков и крутых склонов и террасами спускающиеся в долину, у туристов перехватывает дыхание.

Желающие осмотреть монументальные руины и погрузиться в атмосферу древней цивилизации могут пройти по Тропе инков — маршруту, которым многие века пользовались паломники. Он идет из Священной долины близ Оллантайтамбо через экзотический лес и величественные горы. Поход по Тропе инков длится несколько дней. С вершины Похоронной скалы можно насладиться эффектным видом – это идеальное место, чтобы встречать восход солнца, если только вы не возражаете против обилия народа, а также лам, пасущихся неподалеку. Отсюда прекрасно просматривается расположение древнего города с сельскохозяйственной и урбанистической зонами, разделенными длинным сухим рвом.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мачу-Пикчу

История

Некоторые археологи полагают, что Мачу-Пикчу был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года.

Мачу-Пикчу — самый известный и самый загадочный памятник культуры инков в мире
Вид на город Мачу-Пикчу в 1912 году. На фото оригинальной руины перед началом работ по реконструкции

Читайте также:  Как называется пролив белого моря

Орды испанских конкистадоров добрались до нагорий Перу, с легкостью сломив попытки сопротивления коренных племен. Однако Манко Капак II (1516-1544), также известный как Манко Инка Юпанки, честолюбивый индейский вождь, не смирился с ролью придворного на службе у испанской короны. Он собрал отряд из преданных ему воинов и поднял вооруженный мятеж против испанских оккупантов. Однако силы были слишком неравны, и после нескольких лет кровопролитных боев Манко Капак II с остатками своей армии был вынужден скрыться в неприступных высокогорьях Анд.

Инки идут к Мачу-Пикчу (Рисунок)

Высоко в горах они пытались найти место, где можно было бы заложить новый город инков, пока не наткнулись на плато между двумя горными вершинами: «Молодой вершиной» (Уайна-Пикчу) и «Старой вершиной» (Мачу-Пикчу) — высоко над дикими джунглями долины Урубамба. Манко Капак II назвал свой новый город в заоблачном поднебесье Вилка-бамба, и здесь подвластная ему империя инков просуществовала еще 30 лет, а местонахождение города Мачу-Пикау было забыто. Когда Хайрем Бингхем снова открыл Мачу-Пикчу в 1911 г., он объявил, что обнаружил Вилкабамбу. Результаты последних археологических раскопок ставят под сомнение его выводы, однако древнее поселение, идентифицированное как возможный Вилкабамба, было найдено в 100 км к западу от этого места.

Полное забвение Мачу-Пикчу также покрыто завесой тайны. Судя по всему, инки оставили его раз и навсегда в 1532 г., когда город захватили испанские конкистадоры. Джунгли быстро покрыли собой обезлюдевшие руины. Прошло почти 400 лет, прежде чем его снова открыли.

Архитектура

Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков».

Кто бы ни построил город Мачу-Пикчу, он позаботился изначально спланировать его до самых мелких деталей. С одной стороны стоят дворцы знати и храмы. Дома жрецов, ученых и деятелей искусства окружают главную городскую площадь. Крестьянам отводился дальний склон горы, где они обитали по соседству со стойлами для животных и амбарами. Все строения в городе возведены из дикого камня, добытого здесь же, в горной каменоломне. До сих пор ни один каменщик в мире не смог превзойти в искусстве мастеров инков, умудрявшихся с удивительной точностью подогнать каждый камень.

Ламы Мачу-Пикчу очень любят фотографироваться!

Инки спланировали Мачу-Пикчу так, что город мог существовать независимо от остального мира; человек мог провести здесь всю свою жизнь, не покидая родного города. Южный склон был отведен под сельскохозяйственные утодья. Здесь были вырублены террасы, которые засыпали плодородной почвой, доставлявшейся из долины Урубамба. Эти террасы (или по-индейски «андены», что и дало название самим горам — «Анды») были укреплены низкими каменными оградами. Таким образом, крестьяне могли построить ирригационную систему, не опасаясь, что вода вымоет плодородный слой.

Орошение полей осуществлялось через искусную систему каналов, подводивших воду из источников высоко в горах. Прошло уже 500 лет, а вода все еще исправно поступает на поля через эту систему.

Храм солнца в Мачу-Пикчу
Под Храмом Солнца

Грандиозный Храм солнца в Мачу-Пикчу являет собой выдающийся пример архитектуры древних инков с необыкновенной каменной кладкой и круглыми башнями с окнами, идеально расположенными для того, чтобы солнце проникло в центральный храм в день июньского зимнего солнцестояния.

Под храмом располагается Королевская гробница, вытесанная в скалах, а также Королевский квартал с жилищами, сгруппированными вокруг до сих пор функционирующего канала с водой и соединенными между собой фонтанами.

Неподалеку находится храм Трех Окон со Священной площадью, Основной храм, Сакристия и Дом жреца.

На верху лестницы можно увидеть знаменитый древний календарь «Интихуатана», что на языке инков значит «место, к которому привязывается солнце», по нему рассчитывали астрономические явления и проведение сельскохозяйственных работ. На вершине горы лежит священный камень, напоминающий солнечные часы. Считается, что солнечные часы использовались для определения года, месяца, дня и часа.

Основной храм Мачу-Пикчу Дом жреца Древний календарь «Интихуатана»

Храм Луны – еще одно святилище, посещаемое не столь часто, здесь немало мистических углублений, ниш и порталов, есть также резные троны и алтарь – цель его еще не до конца ясна. Храм Кондора в стороне от центральной площади примечателен темной скалой, символизирующей крылья огромной птицы, и скалой бледного цвета внизу, изображающей его голову.

Храм луны в Мачу-Пикчу

Мастерство древних зодчих, сумевших создать оригинальные трапециевидные дверные и оконные проемы, характерные для древних строений инков, прославляет солнце, их главнейшее божество, основа всей системы религиозных взглядов. Само слово «инка» — значит «единый» и «сын солнца».

Современное состояние

Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО, стал центром массового туризма. В 2011 году было принято решение ограничить количество посетителей, По новым правилам только 2500 туристов в день могут посетить Мачу-Пикчу, из них не более 400 человек могут подняться на гору Вайна-Пикчу, являющуюся частью археологического комплекса. С целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. Мачу-Пикчу находится в труднодоступном регионе. Для поддержки туризма были построена железная дорога до соседнего города Агуас-Калиентес из Куско через Ольянтайтамбо, от Ольянтайтамбо ходит более десяти поездов в день. От железнодорожной станции Агуас-Калиентес до Мачу-Пикчу ходит автобус, который преодолевает восемь километров крутого подъёма по серпантину. ЮНЕСКО выступило против строительства канатной дороги, чтобы ограничить потоки туристов. В результате землетрясения 2004 года участок железной дороги сильно пострадал, но был восстановлен.

Вид на Мачу-Пикчу

В январе 2010 года из-за сильнейших дождей, размывших дороги, более 2000 местных жителей и более 2000 туристов не могли покинуть Агуас-Калиентес. Людей удалось вывезти с помощью вертолетов, а Мачу-Пикчу был временно закрыт до 1 апреля 2010 года.

На 35-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение, что древний город с 1 февраля 2012 года будет исключен из списка объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вместе с тем, комитет не отказывается от дальнейших действий, способствующих улучшению состояния города, и считает необходимым продолжать следить за «эволюцией этого анклава».

Вид на долину Урубамба

Хронология

Туры к Мачу-Пикчу

Турагентства и гиды Куско предлагают огромный выбор маршрутов на Мачу-Пикчу, но в основном они делятся на:

  • однодневные экскурсии, пользующиеся наибольшим спросом;
  • двухдневные туры с ночёвкой в посёлке Агуас-Кальентес;
  • четырёхдневный поход к Мачу-Пикчу по Тропе Инков.

При самом распространённом однодневном туре его структура выглядит следующим образом: в 6 часов утра туристов забирают из отелей и отвозят на автобусную станцию. Очень важно при поездке на Мачу-Пикчу не забыть взять с собой паспорт – его проверяют в обязательном порядке. Два часа на автобусе до станции Ольянтайтамбо, в 78 км от Куско, пересадка на поезд, и еще полтора часа до Агуас Кальентес. Оттуда еще полчаса на автобусе. Итого, пять с половиной часов от двери отеля до входа на Мачу-Пикчу.

Туристический поезд Экспидишн Бэкпэкер представляет собой вполне комфортное средство передвижения с удобными мягкими креслами, обзорными окнами на крыше, туалетом и легким снэком, который предлагают пассажиром. Организация предельно чёткая и слаженная, это топовое направление отлажено у перуанцев уже давно и работает как конвейер.

Ориентировочная стоимость однодневного тура к Мачу-Пикчу из Куско — 250 USD на человека. Сюда входят стоимость билетоы на автобусы и поезд, вход в крепость, услуги гида, обед, трансфер до отеля. Если Вы ограничены во времени, то это может стать для Вас наиболее подходящим вариантом. Минус однодневной поездки только в том, что большая часть времени уходит на дорогу, которая к тому же еще и сильно утомляет, а не на осмотр Мачу-Пикчу. Разница в стоимости однодневного и двухдневного тура — незначительная.

Агуас-Кальентес — ближайший населенный пункт к Мачу-Пикчу

Преимущества двухдневного тура: при ночёвке в посёлке Агуас Кальентес туристы имеют возможность посетить Мачу-Пикчу в ранние часы до наплыва основной туристической массы, а также совершить восхождение на самую вершину горы Вайна-Пикчу. Следует иметь в виду, что на эту гору допускают ограниченное число туристов и только два раза в день — в 7 и 10 часов утра.

Наиболее экономичным вариантом может стать приобретение комбинированного трёхдневного тура Куско-Мачу-Пикчу, который включает в себя проживание в отелях, транспорт и экскурсионную программу. Стоимость такого тура составляет порядка 370 USD на человека при двухместном размещении.

Мачу-Пикчу в утренней дымке

Как добраться самостоятельно

Самый недорогой способ добраться до Мачу-Пикчу — на общественном транспорте из Куско. Автобус идет до Урубамбы, где надо пересесть на автобус до Ойянтайтамбо. Далее в 19:45 по местному времени отходит поезд до ближайшего к Мачу-Пикчу населенного пункта Агуас-Кальентес (Aguas Calientes). Вся дорога займет 5-7 часов.

Автобусы на маршруте Агуас-Кальентес — Мачу-Пикчу ходят каждые 15 минут, поездка занимает 10-20 минут.

Вариант подороже, но без пересадок: поезд Куско — Агуас-Кальентес. Билет стоит около 240 PEN (около 75 USD).

Самый интересный способ — дойти до Мачу-Пикчу пешком по Тропе Инков. Классический трекинг расчитан на 4 дня и среднюю физическую подготовку.

Источник

Мачу-Пикчу: «Затерянный Город Солнца»

Мачу-Пикчу (кечуа Machu Picchu) — одна из самых известных достопримечательностей Перу, древний город, приютившийся на вершине горного хребта (2,6 тыс. м над у/м), над Священной долиной реки Урубамба (исп. Rio Urubamba), в 120 км от г. Куско. Городищу в 2007 г. было присвоено звание «Новое чудо света».

В переводе с кечуа «Machu Pikchu» означает «Старая гора». Однако, небольшой Мачу-Пикчу, в котором менее 200 сооружений, является обладателем множества неофициальных титулов: его именуют «Потерянным городом», «Городом среди облаков». Некоторые историки предполагают, что он был возведен приблизительно в 1440 г. в качестве резиденции Пачакутека Юпанки (кеч. Pachakutiq Yupanki – великий девятый правитель Инков, правивший в 1438-1471 гг.), и функционировал вплоть до испанского вторжения на территории империи, т.е. до 1532 г. До сего дня остается неразгаданной загадка, почему в 1532 г. все жители внезапно исчезли.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Климат

Климат в регионе субтропический, влажный. Лучшим временем для посещения является сухой сезон апрель-октябрь. С ноября по март в регионе обычно идут обильные дожди.

Средняя летняя температура составляет +25ºС, температура зимнего периода колеблется около +10ºС. В этих краях повышенная влажность, Мачу-Пикчу нередко оказывается окутанным в пелену густого тумана. Но в ясную погоду, при хорошей видимости с высоты хребта открываются восхитительные виды на окрестности.

Наиболее многолюдно здесь с июня по август.

Флора и фауна

Живописные археологические развалины населены огромным видовым разнообразием представителей флоры и фауны. Сегодняшняя территория исследована лишь на 35%, по мнению ученых, дальнейшее ее изучение может дать миру массу важных открытий.

На всей площади затерянного города, составляющей около 32,5 тыс. Га, произрастают экзотические деревья, ошеломляющие своим величием, такие как писонай (лат. Аrbol pisonay — Коралловое дерево), куньюал, щитовидная пальма, ольха. Здесь растет также более 400 видов орхидей и бегоний, из которых описано и систематизировано чуть более 250 разновидностей.

Животные, обитающие здесь, также поражают видовым разнообразием: только птиц здесь насчитывается около 375 видов. Ярким, в прямом и переносном смысле, представителем пернатых является Скальный петушок, который считается символом Перу. Птицу легко узнать по ее пестрому оперению. Среди млекопитающих особый интерес вызывает андский медведь, который в этих краях известен, как «Очковый медведь». Животное, ныне находящееся под угрозой исчезновения, абсолютно безопасно, пугливо и застенчиво, питается лишь растениями. В Мачу-Пикчу можно встретить белохвостых оленей, викуний, диких лам и многих других представителей экзотической фауны.

История и особенности архитектуры Мачу-Пикчу

Традиционно Перу делится на 3 региона: гористая Сьерра (исп. Sierra; Перуанские Анды), тропическая долина — монтака и засушливая прибрежная равнина. На труднодоступном горном плато сьерры раскинулся знаменитый город Инков, надежно укрытый от посторонних глаз буйными, непроходимыми зарослями.

М-П прославился своей богатейшей историей, уходящей корнями вглубь веков и полной непостижимых тайн. Приблизительно в 1440 г. великий Пачакутек (кеч. Pachakutiq; 9 — й правитель империи Инков, правил в 1438-1471 гг.) основал высоко в горах этот священный город, ставший надежным укрытием для тысяч людей. Мачу-Пикчу располагался далеко от основных инкских поселений, он не был разрушен испанскими завоевателями, которые покорили почти все земли в этой области, но до сюда так и не добрались. Однако, в 1532 г. все жители внезапно таинственно исчезли, город более 400 лет пребывал в запустении и забвении. Впоследствии эта территория стала неисчерпаемым полем деятельности для археологических исследований.

Продолжительное время о «затерянном городе Инков» ходили лишь предания. Доподлинно никто не знал, существует ли Мачу-Пикчу в действительности: ни единого упоминания о нем не встречается в испанских хрониках, и Инки не оставили письменных свидетельств. О существовании города мир узнал только в начале XX в., когда 24 июля 1911 г. его обнаружил американский археолог-исследователь, профессор Йельского Университета Хайрам Бингхем (англ. Hiram Bingham; 1875-1956 гг.), посвятивший не один год поискам мертвого города. Как гласит легенда, Бингем поднялся на вершину горы с местным проводником-носильщиком. Здесь жили 2 индейские семьи, охранявшие Мачу-Пикчу. Профессор подарил мальчику из одной семьи монетку в 1 соль, и тот показал ученому дорогу к древним развалинам, укрытым густыми зарослями и кишащим змеями. Так, всего за 1 соль (ок. 30 американских центов) человечество узнало о заповедном свидетеле расцвета и заката великой цивилизации.

Названия, которые носят сегодня строения, фактически ничего общего с инкскими не имеют. Бингхем, не зная прежних названий, придумал новые.

Несмотря на открытие «города в облаках», Мачу-Пикчу оставался недоступным еще в течение почти 30 лет, пока экспедиция археологов не обнаружила Дорогу Инков, проложенную к цитадели через долину.

Во времена древней цивилизации допуск в крепость был открыт только для избранных. Здесь проживала высшая знать, жрецы, ремесленники и «мамакунас» или Солнечные девы – девственницы, посвятившие себя служению богу Солнца. Всего здесь проживало около 1200 человек, которые поклонялись богу Инти (кеч. Inti; в мифологии Инков — бог Солнца). Мужчины занимались в основном земледелием. Судьба местных жителей до сего дня неизвестна. Раскопки приносят все новые загадки.

Ученые, исследовавшие руины, были изумлены надежностью конструкций и четкостью планировки застройки. Весь город-крепость поделен на секторы: жилой район с храмами, резиденции, склады, кладбище и темницы. На юго-востоке угадывается дворцовый комплекс — район жилищ вельмож и сановников; в западном секторе расположен главный Храм с алтарем, рядом с ним — жилой квартал, застроенный 2-хэтажными домиками, между которыми вьются узкие улочки с лестницами. Жилые здания в основном были 2-хэтажными, с каменными стенами и соломенными крышами. Причем, каменные блоки были идеально подогнаны друг к другу, в определенных местах были оставлены зазоры на случай землетрясения. Крепостные стены имели небольшой наклон в целях повышения сейсмоустойчивости. Древняя кладка укрепления поражает современных специалистов ювелирной точностью подгонки.

Особенно исследователей потрясло то, что зодчие при строительстве не использовали никаких скрепляющих составов, камни удерживались исключительно за счет своего собственного веса. Возможно, ответ на вопрос о способах скрепления каменных блоков подсказывают легенды Инков, согласно которым строительство велось с помощью … птиц! Фантастической версии даже нашлось научное объяснение: в этих краях некогда жили птицы «хакаклъо», которые использовали сок некоего растения при выдалбливании в скалах своих гнезд. Возможно, при креплении каменных блоков инки использовали тот же сок.

На юго-восточной оконечности города сохранились полукруглая башня и примыкающие к ней строения, предположительно служившие одновременно укреплением и святилищем. Интересно, что башня была возведена вокруг куска природной скалы, отесанного и превращенного в алтарь. Под башней находится грот, служивший для совершения ритуальных обрядов.

Религиозным центром была большая Священная Площадь, которая отделяла район проживания знати от квартала простых горожан с мастерскими и лавками, и от кладбища, размещенного в Погребальной скале. В нижней, южной части крепости находились дома крестьян с сараями и загонами для скота.

Вероятно, Храм «Трех окон», через окна которого лучи солнца падали на Священную Площадь, выполнял важную роль в проведении ритуальных церемоний. Три окна символизировали троичность мира, что соответствовало мировоззрению Инков. Согласно легенде, 3 основателя инкской империи вошли в мир именно через эти храмовые окна.

Ритуальный камень «Интиуатана»

От площади по длинной лестнице, вырубленной в граните, можно попасть на вершину скалы. Там находится одна из самых интересных достопримечательностей Мачу-Пикчу, святая святых – ритуальный камень «Интиуатана» (кеч. Intihuatana — «Место, где привязано Солнце»). Когда-то эта глыба была отпилена от скалы и установлена в самой высокой точке на особой треугольной площадке. Гранитный монолит вытесан в форме громадного кулака с поднятым вверх указательным пальцем, к которому, по убеждению Инков, привязывается солнце. Камень представляет собой мини — обсерваторию. Плоскости и углы расположены таким образом, что можно фиксировать положение светила на закате во время зимнего солнцестояния и восход солнца — во время летнего. «Интиуатана» выполнял роль солнечных часов, с помощью которых инкские жрецы высчитывали время суток, месяц, время года, а также определяли самое лучшее время для начала посевных работ и сбора урожая. До сих пор тайна этих часов остается неразгаданной.

Возле камня-алтаря жители Мачу-Пикчу молились, проводили религиозные обряды, распевали гимны.

Тут имеются и специальные смотровые площадки, свидетельствующие о незаурядных познаниях Инков в астрономии.

Отдельные разноуровневые части города соединялись между собой разветвленной сетью лестниц, вырубленных в гранитных склонах. Высоким уровнем инженерного искусства отличалась и система городского водоснабжения: вода из горных источников подавалась в крепость по искусственно созданным каналам. Древний водопровод исправно действует и сегодня, как и 5 веков назад.

Весьма оригинален Храм Кондора (исп. Тemplo de Еl Соndor), названный так по форме камня, который напоминает очертания птичьей головы. Позади высятся две скалы, похожие на крылья птицы. Видимо, этот камень также служил инкам алтарем. Предположительно, святилище было связан с культом кондора, который олицетворял у Инков свободу и воздух.

Бесспорным шедевром инкской архитектуры стал Храм Солнца, возведенный на скале и напоминающий гнездо гигантской птицы. Отсюда жрецы вели астрономические наблюдения, определяли положение солнца, что было необходимо для проведения религиозных ритуалов.

У подножия скалы, на которой возвышается Храм Солнца, находится вход в пещеру — усыпальницу знатной персоны. Инки свято верили, что душа человека остается связанной с телом до того момента, пока его не тронуло тление, поэтому умершие представители знати и духовенства подвергались особой мумификации. На востоке, за чертой города был найден ритуальный камень с 3 ступенями: одна знаменует небо — обитель богов, вторая — землю, а третья — подземное царство. На этот камень клали тела умерших, где днем под воздействием солнечных лучей (а ночью — холодных ветров) происходила естественная мумификация.

Новые загадки принесли раскопки «Зала ступок», в центре которого стоят камни с выдолбленными в них лунками, систематически наполняемыми водой. Особое расположение окон, способствующее фокусированию солнечных лучей, позволяло использовать зал для астрономических наблюдений и расчетов. Имеет место и версия, что эти лунки жрицы использовали при изготовлении красок из толченых минералов и растений, необходимых для росписи стен, тканей и сосудов.

Дорога, ведущая из Мачу-Пикчу в Куско, является прекрасным образцом мастерства древних строителей: даже в разгар сезона дождей она находится в прекрасном состоянии. Помимо того, что дороги в империи Инков имели важное стратегическое значение, они содействовали культурному обмену между областями государства — благодаря ним люди передавали друг другу секреты искусства керамики, обработки металлов, ткачества и архитектуры.

Так как Инки не знали колеса, чаще всего они строились ступенчатыми. Через реки сооружали каменные или подвесные канатные мосты, считавшиеся священными объектами.

Вокруг высокогорного города на традиционных инкских узких террасах вдоль крутых горных склонов размещались обрабатываемые земли. И террасы, и тысячи соединявших их ступенек сохранились здесь на многие века.

Город Инков сегодня

В наши дни Мачу-Пикчу, место поразительной истории и неразгаданных тайн, в последние десятилетия стал популярным центром мирового туризма. Многие устремляются сюда, чтобы своими глазами увидеть совершенное строительное искусство Инков. Немало людей привлекает сюда и миф об Эльдорадо, богатой эпической стране. В 2011 г. в целях ограничения количества посетителей были приняты новые правила, согласно которым посетить древний город могут только 2,5 тыс. туристов в день.

Мачу-Пикчу находится в труднодоступном районе, прямо в облаках, автомобильной дороги туда нет, поэтому в целях развития туризма была построена железная дорога из Куско до близлежащего населенного пункта Агуас-Кальентес (исп. Aguas Calientes).

Сохранилась и оригинальная тропа Инков, идущая вдоль реки. В окаймленной высокими горами долине, по которой петляет Урубамба, практически никогда не бывает ветра. Полумрак здесь царит даже днем, а рев воды заглушает все звуки.

Как добраться до Мачу-Пикчу

«Бархатным сезоном» в Перу является сухой зимний период (июль — август), когда держится самая комфортная температура воздуха — около +20 °C. Каждый зимний сезон уникальный музей под открытым небом «кормит» всю страну доходами от туризма. Мачу-Пикчу открыт для посещения с 6:00 до 17:30, вход платный.

Прилетев в Лиму — столицу Перу, надо сделать пересадку на самолет до Куско, откуда до Мачу-Пикчу можно добраться несколькими способами:

  • Самый популярный: доехать на поезде от станций Ольянтаитамбо (исп. Ollantaytambo) или Порой (исп. Poroy) до Агуас Кальентеса (исп. Aguas Calientes), самого близкорасположенного к древнему городищу населенного пункта. На этот поезд всегда много желающих, поэтому билет лучше приобрести заранее по интернету. Ежедневно из Куско отходят 6 поездов (с 06:40 до 09:05), а обратно — с 15:20 до 17:50.

До цели путешествия можно доехать на туристическом автобусе (они ходят с 05:30 с интервалом в 15 мин.), о входном билете на территорию музея тоже надо заранее позаботиться, так как у его входа билеты не продаются.

Имейте в виду, что с 14:00 настоящего дня продаются билеты на следующий день, при себе нужно иметь паспорт. Билет дает право только на вход в городище, но самые любознательные и отважные путешественники (200 человек в день, в 7 и 10 ч.) могут подняться на соседнюю гору Уайна-Пикчу (кеч. Wayna Pikchu — «Молодая гора»).

На поселковой остановке всегда длинные очереди, но при организованном движении очередь продвигается достаточно быстро, сам путь на гору занимает 10-15 минут. На обратной дороге можно сэкономить, устроив себе «крутой» спуск по ступенькам через горные джунгли, который займет около часа. Трудности спуска с лихвой компенсируются замечательными окружающими видами.

Помните о лимите, установленном ЮНЕСКО в целях сохранения исторического архитектурного комплекса: ежедневно сюда допускается не более 2,5 тысяч туристов. Поэтому забронируйте билеты на экскурсию заранее.

Некоторые туристы предпочитают добираться из Агуас-Кальентес до заброшенного города Инков пешком. В этот непростой и протяженный горный поход лучше отправляться около 5 ч. утра, чтобы на месте встретить восход солнца.

  • Самый интересный: отправиться пешком по древней Тропе Инков. Для такого похода, рассчитанного на 4 дня пути, потребуется средняя физическая подготовка участников.
  • Самый бюджетный: из Куско на маршрутке или автобусе доехать до Ольянтаитамбо, затем добраться на автобусах сначала до Санта-Марии (исп. Santa María del Mar), потом до Санта-Терезы (исп. Santa Teresa) и Гидроэлектрики (исп. Hidroelectrica). Вся поездка займет около 6 ч. От Гидроэлектрики до Aguas Calientes можно дойти пешком за 1,5 — 2 часа.

Любопытные факты

  • Профессор Йельского Университета Хайрам Бингем, который долгое время работал над изучением руин инкской цивилизации, на основе своих открытий написал несколько популярных книг, таких как «Загадка Мачу-Пикчу» и «Затерянный город Инков».
  • Интересно, что Инки строили свои города в форме животных. С высоты птичьего полета Куско, к примеру, напоминает пуму. А Мачу-Пикчу построен в форме птицы кондор. Остается лишь гадать, кто в XV веке мог сверху это увидеть.
  • Религия оказывала огромное влияние на жизненный уклад и поведение Инков, они чтили богов и старались жить, соблюдая главную заповедь: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» (кеч. Ama Sua, Ama Llulla, Ama Qhella — «Не воруй, не лги, не ленись»).
  • В 1983 г. М-П вошел в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО, став центром мирового туризма. Сегодня его каждый день посещают до 2,5 тыс. туристов, но в целях сохранения памятника организация требует сократить число ежедневной посещаемости втрое.
  • М-П имеет размеры 530х200 м. и четко разделен на 2 зоны: сельскохозяйственную (состоящую из террас, расположенных на крутых гранитных склонах), и городскую (включающую в себя главную площадь, извилистые улочки и до 200 построек). Обе зоны разделены лестницами, стеной и рвом.
  • Чтобы возвести укрепление в крайне неудобном для строительства месте, требовались колоссальные усилия и непревзойденное мастерство. Однако титаническая работа была проделана не зря, ведь массивные стены и ступенчатые террасы уже более 550 лет надежно держат таинственный город, не позволяя природным стихиям снести его с высоты горного хребта.
  • Х. Бингем, открывший затаенное место в 1911 г., выдвинул гипотезу о том, что Мачу-Пикчу был городом жриц, «девственниц Солнца». Но в результате скрупулезных исследований ученых было установлено, что здесь жили и представители сильного пола. Правда, из 173 скелетов, найденных в древних руинах, мужчинам принадлежали только 23 из них.
  • Существовало поверье, что если к священному камню «Интуниана» прикоснуться лбом, то человеку откроется мир духов и божественная энергия Солнца.
  • Долгое время предполагалось, что этот горный район был заселен людьми задолго до появления цивилизации Инков. Самыми прогрессивными учеными авторство построек приписывалось инопланетным зодчим. Но современные исследователи установили, что город был возведен в 1450 г. и вполне мог быть летней резиденцией правителя и его двора, т.к. в столице Куско было намного жарче.
  • Ученые отвергают теорию о внешнем вторжении: ни разрушений, ни следов насилия здесь не обнаружено. Есть гипотеза, что население выкосила эпидемия оспы. Вполне вероятно, что жители оставили родной дом в наказание за бесчестье, нанесенное одной из жриц. В государстве Инков насилие над солнечной девой каралось смертью как самого виновного, так и всех его родственников. Мало того, на оскверненном месте уже запрещено было жить всей общине в целом, даже животным.
  • У Инков многие камни почитались, как священные. Возможно, этим фактом объясняется столь тщательная подгонка каменных блоков: между некоторыми не просунуть даже лезвия! Правда, ювелирной степени обработки подвергались только камни, шедшие на строительство храмов и домов знатных горожан.
  • Мачу-Пикчу был окружен «анденес» — специальными ступенчатыми сельскохозяйственными террасами, укрепленными стенами из грубо отесанных глыб. От них и возникло название горного массива. Анденес заполняли плодородной почвой, доставляемой из долины реки Урубамбы. Здесь выращивались картофель, маис, целебные травы и даже цветы.
  • Для Инков золото и серебро были сакральными металлами, которые они именовали не иначе, как «слезами Солнца и Луны». У европейцев к драгоценным металлам было совсем иное отношение. Первые отряды испанских конкистадоров, захватившие Куско, обнаружили здесь такое множество золотых предметов, что в течение около полугода они переплавляли их в слитки, которые затем отправляли в метрополию. Это все послужило причиной невиданного за всю историю человечества обесценивания золота, подешевевшего тогда в несколько раз.
  • Исчерпав золотой запас Инков, испанцы предприняли очередную кампанию по поиску драгоценных камней и металлов в районе Куско. В силу своего труднодоступного местоположения, Мачу-Пикчу долго отождествлялся с затаившимся сказочным краем. Несмотря на то, что сокровищ здесь не было найдено, его прозвали «Золотым городом Инков». Одинокий, притаившийся в скалах он все равно является одним из самых загадочных и удивительных мест планеты.
  • Ответ на вопрос «Куда пропали жители Мачу-Пикчу?» учеными пока так и не найден.

Источник

Оцените статью