«Песнь моря» — жизненный смысл, приправленный ирландским фольклором
«Песнь моря» — это мультфильм, хорошо известный в достаточно узком кругу поклонников качественной и своеобразной, в некотором роде даже самобытной анимации. Это не «Корпорация монстров» и не «Унесенные призраками» — это мультипликационный шедевр, о котором вы могли не слышать, который вы могли не заметить, но который гарантированно надолго вам запомнится, если вы все же его посмотрите.
Маленькая шелки должна спеть свою песню, иначе она умрет
Режиссер картины и автор сценария – Томм Мур – ирландец, и действие мультфильма также происходит в Ирландии. Неповторимый ирландский колорит во многом обусловил красоту «Песни моря», и в этом плане нельзя не отметить тонкость его подачи. С одной стороны, Томм Мур уверенно заявляет, что действие происходит в его родной стране, и не упускает ни одной возможности продемонстрировать трепетную и теплую любовь к культуре своего народа. С другой стороны, он делает это очень воздушно, аккуратно и ненавязчиво. Этому стоило бы многим подучиться: душевному патриотизму вкупе с уважением ко всем людям.
2D-анимация – порой лучшее решение
Избалованные современной анимацией зрители могут чувствовать дискомфорт на протяжении первых нескольких минут просмотра мультфильма, но это быстро проходит. Анимация здесь и в самом деле достаточно простая, хотя отнюдь не примитивная. Никаких 3D-фигурок, созданных по образу и подобия человека при помощи компьютерных технологий, копирующих живую мимику реальных людей и доработанных до такой степени детализации, что можно рассмотреть ворсинки на их свитерах.
Собственно, здесь подобное действительно не нужно. Скорее, наоборот: тот самый ирландский флер, равно как и загадочность всей истории в целом, был бы просто утрачен, если бы режиссер решил задействовать 3D-анимацию. Именно в таком визуальном оформлении эта история выглядит по-настоящему атмосферной и гораздо живее передает те мысли и чувства, которые вложил в этот сценарий Томм Мур.
Духи обретают свободу, когда Сирша, наконец, поет свою песню в пальто шелки
К слову, это не первая его мультипликационная работа. В 2009-ом году на широкие краны вышел еще менее известный мультфильм «Тайна Келлс», для которого Томм Мур вместе со своей коллегой Норой Твоми также выступил и в качестве режиссера, и в качестве сценариста. Этот проект также создан в двухмерном формате и также украшен атмосферой ирландского фольклора. По стилю рисовки он даже во многом похож на «Песнь моря», и здесь основная история и атмосфера также оказались гораздо существеннее объемных эффектов. И оба проекта были номинированы на «Оскар». Так что если «Песнь моря» пришлась вам по душе, то, вполне возможно, и от просмотра «Тайны Келлс» вы получите настоящее удовольствие.
Чувства и бесчувственность
Сам собой, «Песнь моря» — это не просто красивая история с персонажами из ирландского фольклора, но и завуалированное в метафорах послание. Одна из его самых чувственных частей связана с поведением ведьмы Махи, во внешности которой прослеживается сходство с бабушкой Бена и Сирши. Мать, обезумевшая от лицезрения страданий сына и обратившая его в камень. Фанатично запихивающая свои плохие эмоции в сосуды. Обращающая в камень всех духов, которые встречались ей на пути, искренне веря, что она делает их счастливыми, лишая страданий и горестей.
Каменные изваяния ничего не чувствуют, ни о чем не жалеют и не печалятся
И, конечно же, дети – Сирша и Бен, разбивающие стеклянные банки и заставляющие ведьму вновь начать чувствовать. Это все, с одной стороны, достаточно просто, но с другой – невероятно красиво, метко и пронзительно. Пусть сюжет со стариком, чье засохшее и почерневшее сердце оживает из-за неугомонности и искренности детей, отнюдь не нов. Пусть все мы, по логике вещей, понимаем, что грусть, печаль и страдания – это тоже часть жизни, и без них не обойтись, если мы хотим испытать также счастье, радость и любовь. Но все же мы так часто ведем себя вразрез с этими прописными истинами, а они, тем временем, ничуть не меняются и остаются актуальными всегда. И лишний раз вспомнить об этом не помешает даже нам, взрослым, а уж детям – и подавно.
Отношения между братом и сестрой
Это еще одна серьезная тема, которую поднимает «Песнь моря». Прочувствовать ее будет полезно младшему поколению, особенно тем, у кого есть братья или сестры. А зрители постарше могут воспринимать это скорее как метафору о том, что дорогих сердцу людей надо замечать и ценить в принципе.
Бену кажется, что его жизнь была бы куда проще, если бы в ней не было Сирши
В начале истории нам дают понять, что Бен откровенно недолюбливает Сиршу. Возможно, винит ее в уходе матери, думает, что отец любит ее больше, и так далее – что взять с ребенка. По мере развития повествования его чувства, точнее, их осознание, постепенно меняются. Для того, чтобы сделать этот переход гармоничным, сценарист использовал классический прием: страх потери. Бен беспокоится за сестру, хочет помочь ей, и постепенно отказывается от своей позиции ненавидящего старшего брата. А к концу мультфильма и вовсе понимает, что из своих отношений с Сиршей он может черпать те эмоции, которых ему, по всей видимости, не хватало.
И это снова вроде бы как довольно избито, но, опять же, настолько чувственно, актуально и злободневно, что никому не придет в голову винить режиссера в подобном. В конце концов, это мультфильм для широкой аудитории, а не артхаусный фильм для избранных. Да и персонажи ведут себя в коридоре выбранного сюжета очень органично и правдоподобно, так что не проникнуться их развитием просто невозможно.
Шелки – люди-тюлени
Конечно, история «Песни моря» — в первую очередь, о примирении брата и сестры, налаживании отношений с бабушкой и отцом, осознании важности чувственной сферы и наконец-то наступившей готовности отпустить прошлое и начать смотреть в будущее. Не о шелках и совах. Но все же эта фольклорная обертка по-классически актуальных мыслей и делает их настолько четкими и хорошо осознаваемыми, поэтому проигнорировать ее просто невозможно.
Шелки, о которых так много говорится в мультфильме, представляют собой существ из ирландской и шотландской мифологии. Это люди-тюлени с теплыми карими глазами: добрые, грациозные и ласковые. Прямо как Сирша, которая любит Бена несмотря на то, что он ее постоянно отталкивает.
Сирша отказывается уплыть вместе с другими шелки и остается со своим отцом и братом
Согласно легендам, шелки могут выходить на сушу раз в девять ночей, сбрасывая тюленью шкуру и превращаясь в красивых темноволосых парней и девушек. Они могут находить себе пару среди людей, но о серьезных и продолжительных отношениях между шелкой и человеком можно только мечтать, хотя это все в целом лишь миф. При этом шелки обычно добрые, безобидные и миролюбивые, если только их не разозлить.
Другими словами, существа это довольно неоднозначные, как и персонаж жены Конора – пожалуй, единственный такой во всем рассказе. И все же в ее окончательном расставании с детьми и супругом, следующим вскоре после освобождения духов из-за песни Сирши, чувствуется тоже какая-то свобода. И это не столько свобода друг от друга, сколько свобода от сожалений и печали. Расставание как спокойствие и умиротворение – возможно, лучший вариант расставания в принципе.
Бену тоже приходится справляться с уходом матери
«Песнь моря» — это тот мультфильм, в котором прекрасна и картинка, и персонажи, и сюжет, и смысл, который вкладывается в его метафоры. Более того: это мультфильм, который вы сможете не раз пересмотреть за свою жизнь, и каждый раз найдете в нем что-то новое.
Источник
Мультфильм «Песнь моря»
Новый мультфильм Мура удивительным образом переносит нас в глубины ирландского эпоса. Мальчик Бен,трепетно любящий свою мать, вместе с ней ожидает рождения ребенка. Мама умирает при родах, исчезает в море, оставив дочку Сиршу.
Прошло уже шесть лет, но горе так и осталось жить в их доме. Бен , потерявший любимую мать из-за сестры, не желает ее видеть, а тем более играть с ней. К тому же, отец, так и не оправившийся после потери жены, Бена почти не замечает.
Каждый из них остался о дин на один со своим горем в этом холодном доме. И даже отец перед лицом беды оказался таким же беспомощным, как и его сын. Единственный человек, который готов взять ответственность за семью- бабушка. Только вся ее решимость тоже нелепая и ненужная. Она , вроде, пытается помочь, но при этом не вызывает никаких теплых чувств. Она приняла решение и во что бы то ни стало решила его выполнить. Для нее- это единственный выход из ситуации. Как мать, она очень хочет помочь сыну, но сама она так же беспомощна перед горем. Ей легче стать грубой и бесчувственной, чем переживать вместе с ним. Поэтому в своей решимости она так нелепа.
У детей нет ничего, что могло бы их поддержать. У них от матери осталась только ракушка. Бен ее слушает и вспоминает маму. Это переходный объект, который необходим каждому ребенку, тот , который может на время заменить мать. В данном случае, на все время. Дети дерутся за ракушку. Сирша же, взяв ее, сразу смогла на ней играть. И все вокруг оживало. По ходу сюжета мы понимаем, что Сирша-селки, как и ее мама. Отец спрятал ключ от сундука, где лежит ее пальтишко, в нем мать ее родила. Они обе были селки- наполовину люди, наполовину тюлени. Тюлени — животные, часто встречающиеся в эпосе северных народов. Например, в шотландском эпосе многие люди считали, что их древние предки происходили от тюленей.
В океане Сирша чувствует себя счастливой-она среди своих. Но отец выкидывает сундук с ее пальтишком в океан. Бабушка увозит детей в город, но дети сбегают оттуда. Вся их жизнь связана с родным домом, там , где они были счастливы когда-то все вместе. Путь домой- это длинное путешествие, но как во всех сказках, только пройдя этот трудный путь, можно, наконец, найти или, скорее, узнать про себя что-то очень важное.
История Бена и Сирши вплетается в старую историю Совы Махи и ее сына. Вообще , очень красиво в мультфильме показано, как переплетены все истории, и не поймешь, где сказки, и где своя история. А, может, наши истории-это те же сказки, мифы. В чем разница? Старик находит Бену волос с историей селки, волос должен привести к ней, и он идет с волосом по дороге, где много других таких же волос. Этими волосами вообще переплетены все дорожки вокруг. Каждый волос-новая история. Интересно, если думать, что наша жизнь-это тоже миф, семейный, свой, может, мы по-другому будем относиться к жизни , понимая, что о нас будут рассказывать нашим внукам?
Бен находит Сиршу. Сова Маха хочет уничтожить Сиршу, потому что именно она может оживить все, что превратила в камень Маха. Маха-та же несчастная мать, которая решила освободить своего сына-богатыря от страданий, но самым трудным оказывается -быть рядом в горе, плакать вместе с близким человеком, чувствовать его боль, как свою. Маха не смогла этого. Она решила превратить в камень сына, так ему не придется страдать. Она сама наполовину уже каменная.
Все чувства закрыты в сотни сосудов. Так спокойнее.
Маха предложила Бену тоже избавиться от страданий, но мальчик в последний момент отказался, сказав, что это не поможет. Они разбивают все сосуды, чувства вылетают на свободу. Маха поняла, сколько она потеряла. Поняв горе сына, она помогла ему снова стать богатырем.Трудно оплакивать горе, страшно переживать потерю. Но каждое переживание делает нас крепче, и мы переходим на новый этап жизни, более зрелый.
Отец прошел этот путь вместе с детьми, и часто Бен оказывался сильнее отца, но принимая трудное решение, он помогал отцу делать новый шаг в пугающее неизвестное. Они нашли пальтишко Сиршы, спасли ей жизнь. Бен увидел мать и попросил не забирать с собой Сиршу, потому что она очень нужна им на земле. Он просил мать тоже остаться, но она ушла, она просила вспоминать ее в песнях и сказках. Именно они помогали детям в пути. Песни ,можно сказать,тоже были переходным объектом, который помогает детям в жизни, если рядом нет матери.
Семья вернулась домой. И их ждала бабушка. Она уже не была такой противной. Все изменилось. Просто они стали сильнее, и старая женщина могла не брать на себя непосильную ответственность. Она могла просто радоваться жизни рядом с сильным сыном.
Долгим оказался путь семьи к себе, к миру и любви. Путь переживания травмы очень болезненный. Он обрекает на одиночество,каждый человек один переживает свое горе, но, чтобы не окаменеть всегда нужна любовь близких.
Когда-то великий Е. Баратынский написал:
Поверь, мой милый друг, страдание нужно нам:
Не испытав его, нельзя понять и счастья…»
Источник
Рецензия на мультфильм «Песнь моря»
Душевная и красивая сказочно-мультипликационная семейная драма, которая слишком трагична для самых маленьких зрителей
Когда ирландский мальчик Бен был маленьким, его мать исчезла после родов дочери. С тех пор прошло шесть лет, но семья Бена – сам парнишка, его отец Конор и сестренка Сирша – так и не оправилась от этой трагедии. Конор часто пропадает в пивной, Бен беспрестанно злится на Сиршу, а девочка так и не научилась говорить – словами или на языке жестов. Однажды ночью Сирша находит в родительских вещах белую шкуру и, надев ее и прыгнув в море, превращается в тюленя. Оказывается, что, как и ее мать, девочка – «селки», ирландская русалка, которая может принимать тюлений или человеческий облик. Когда Конор узнает о случившемся, он выбрасывает шкуру Сирши в море и отсылает детей к бабушке, подальше от «большой воды». Но волшебную связь девочки с морем так просто не разорвать…
Сколько режиссеров могут сказать, что из двух их картин обе номинировались на «Оскар» и считались серьезными претендентами на статуэтку? Ирландский аниматор Томм Мур принадлежит к этому весьма эксклюзивному клубу. Его первая лента «Тайна Келлс» в 2010 году проиграла битву за «Оскар» в категории «лучший полнометражный анимационный фильм» пиксаровскому хиту «Вверх», а его вторую ленту «Песнь моря» в этом году в борьбе за «Оскар» обошел диснеевский «Город героев», и некоторые критики полагали, что победа «Города» была незаслуженной.
Действительно, если от «Города», при всей его увлекательности и развлекательности, за версту разит неприкрытой коммерческостью, то «Песнь моря» – это настоящее, мощное произведение искусства, которое нарисовано, чтобы вызывать эмоции и провоцировать размышления, а не для того, чтобы нажиться на детской любви к супергероям и роботам. «Плоская» графика фильма Мура куда проще, чем в голливудских анимационных блокбастерах, и она также проигрывает многим японским полнометражным лентам, но ее стильность и обаяние напоминают о лучших советских мультфильмах и с лихвой компенсируют скромность бюджета. Это, бесспорно, элегантнейшее графическое произведение, которое не стоит списывать со счетов, потому что оно выглядит не так, как более популярные мультфильмы.
Другое дело – его содержание. Как правило, детские сказки о столкновении современных людей с волшебными существами рассказывают либо о приключениях персонажей в «ином мире», либо о том, как герои спасают волшебных существ от наступления цивилизации и продляют их существование. «Песнь моря» намного печальнее, и, возможно, она слишком трагична для маленьких зрителей, для которых вроде бы предназначена. Когда Бен и Сирша сталкиваются с миром «фейри», ирландских мистических существ, они не спасают этот мир, а помогают фейри сбежать из Ирландии и переправиться в языческий рай. В сущности, герои фильма проводят эвтаназию – безболезненно убивают героев сказок, чтобы те перестали мучиться в более не уважающей их стране (некоторые из них вынуждены прятаться в канализации!) и переселились в потусторонние края, откуда они вряд ли когда-нибудь вернутся.
Какой разительный контраст с фильмами Хаяо Миядзаки, которые уверяют зрителей, что никакая цивилизация не лишит Японию ее богов и призраков! Представьте себе российский мультфильм, в котором хоронят умершего Деда Мороза, а потом говорят с экрана: «Все, малыши, подарков больше не будет!» – и вы оцените, насколько мрачно полотно Мура в контексте ирландской народной культуры. Хотя оно и пытается подать финал как «оптимистическую трагедию». Мол, жаль, что волшебные существа больше не будут жить среди нас, но по крайней мере теперь они там, где хотят быть, а не там, где им нужно прятаться среди отходов.
Зачем Муру такая жестокость по отношению к персонажам и зрителям? Затем, что среди переправляемых фейри оказывается мать главных героев. В картине есть традиционное для сказок противостояние героев со злодейкой, могущественной ведьмой-совой, которая «спасает» страдающих фейри, обращая их в камень. Но суть ленты – не в победе над колдуньей, а в прощании с любимой женщиной, которую герои наконец-то готовы «отпустить», чтобы жить дальше как дружная семья, а не как собрание злящихся друг на друга индивидов.
«Песнь моря» – отчасти буквальный, отчасти метафорический рассказ о том, как семьи переживают страшное горе, и по ходу событий героям приходится пройти через это испытание дважды, в начале и в конце ленты (старшая селки возвращается, чтобы уйти навсегда). Не заплакать в финале «Песни» невозможно, но подходящее ли это переживание для маленьких зрителей? Особенно для тех, кому еще не доводилось задуматься о том, что они тоже могут потерять своих родных? И не переборщил ли Мур, когда вместе с матерью героев «убил» мир сказок, которые она так любила рассказывать Бену?
Символизм этого «убийства» очевиден, но разве сказки умирают вместе с рассказчиком? Вся прелесть сказок в том, что они передаются из поколения в поколение, и фейри не должны покидать Ирландию лишь из-за того, что умерла рассказчица их историй. Ее дети могут подхватить эстафету, и в «Песни» прямо об этом говорится. Но вернутся ли фейри в Ирландию, если Бен и Сирша будут рассказывать сказки о них своим детям? Похоже, что нет. И нам кажется, что это перебор.
Также картину можно поругать за «недобор» в изображении фейри. Бен и Сирша проводят почти две трети картины среди обычных людей, и когда они все же начинают регулярно сталкиваться с фейри, они успевают пообщаться менее чем с десятком волшебных существ, считая бессловесных персонажей. Вероятно, у Мура не было денег на разработку большего числа фейри. Но даже в этом случае ему стоило больше времени провести в их колоритном и причудливом мире. Раз уж картина этот мир убивает, нужно было подробнее показать, чего Ирландия лишается, когда фейри ее покидают.
Источник