- Моря, как крупные природные комплексы план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Моря как крупные природные комплексы план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Моря, как крупные природные комплексы
Моря, как крупные природные комплексы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Моря, как крупные природные комплексы» | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Моря как крупные природные комплексы.
Цель урока: -Продолжить формирование знаний о ПК на примере Белого моря. — показать вклад М. В. Ломоносова, в развитии географической науке России. -Знакомство с памятниками Всемирного и культурного наследия России.
Оборудование : физическая карта России; атласы; электронные средства.
Проверка домашнего задания. Гидросфера Биосфера Литосфера Тропосфера 2. Назовите компоненты любого ПТК. 1 . Что такое природный комплекс?
Переход к изучению нового материала . -Вспомните, сколько морей омывает территорию России. -К каким бассейнам они относятся. -Назовите и покажите моря Северного ледовитого океана.
Изучение нового материала : Вопросы: 1. К бассейну какого океана относится море. (Море относится к бассейну С.Л.О.) 2. Внутренние или окраинные. (Внутренние) 3. Площадь в сравнении с другими морями. (Площадь моря составляет 90 000 км 2 -это самое маленькое среди морей С.Л.О.) 4. Температура. (Температура воздуха над акваторией моря различна в разное время года. В июле +8-10 о С,в январе -14-15 о С.Море замерзает в зимний период.) Сегодня мы с вами познакомимся с ПК морей на примере Белого моря План знакомства с ПТК морей.
5. Соленость воды. (Соленость воды составляет 27-29%) 6. Глубина. (Средняя глубина 50-100м ,наиб . 350м) 7. Реки впадающие в море. (Реки, впадающие в море-Мезень, Северная Двина, Онега.) 8. Ресурсы морей и их использование человеком. (Биологические ресурсы Белого Моря: водоросли, тюлень, промысловая рыба(сельдь, навага)) 9. Хозяйственное использование. (Рыболовство, промысел морского зверя и водорослей, наличие крупных портов ,перевозка пассажиров и грузов по Северно -морскому пути.)
Кем впервые была высказана мысль о возможном создании Северно-морского пути? (М.В.Ломоносов) Прошлый 2011 г ЮНЕСКО объявили годом Ломоносова. А почему? (300 лет со дня рождения) Что Вы еще знаете о М.Ломоносове?
1.Презентация о М.В.Ломоносове. 2.Викторина «Знания о М.В.Ломоносове»
Памятник Всемирного природного и культурного наследия : ансамбль Соловецких островов. С Белым морем связана не только судьба первого русского академика, но это еще и индивидуальные памятники природы и исторического наследия входящих в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО. ( Презентация)
Источник
Моря как крупные природные комплексы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Cформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morya_kak_krupnye_prirodnye_kompleksy.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Моря как крупные природные комплексы
ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России.
- Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
- Определить черты сходства и различия между ПТК морей.
- Расширить знания о природных комплексах.
- Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
- Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
- Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
- Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава. ”.
ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника”
МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.
ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.
I. Организационный момент.
Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.
II. Изучение нового материала.
- Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК — Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
- Перечислите компоненты ПТК. ( климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
- Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
- Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, материки, природные зоны, горы, равнины и т.д.).
- О каком ПК идёт речь (загадка)?
1. Кругом вода, а с питьем беда (море)
2. Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)
3. Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК).
Какова же цель нашего урока?( сформировать представление о разнообразии природных условий ПК морей России)
Учитель : Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.
Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
- Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
- Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
- Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране).
- Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).
Учитель : В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.
Учитель : Познакомимся морями, омывающими берега России.
- Особенности природы Баренцева Моря.
- Особенности природы Белого Моря.
- Особенности природы Моря Лаптевых.
- Особенности природы Восточно-Сибирского Моря.
- Особенности природы Чукотского Моря.
- Особенности природы Берингова Моря.
- Особенности природы Охотского Моря.
- Особенности природы Японского Моря.
- Особенности природы Балтийского Моря.
- Особенности природы Черного Моря.
- Особенности природы Азовского Моря.
- Особенности природы Каспийского моря-озера.
Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, о количества рек, впадающих в море.
- Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)
ученики делают вывод ( на стр. 211 подведем итоги).
Россию омывают моря разнообразные по природным условиям
На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы.
- географическое положение;
- климатические условия;
- история происхождения и развития морей;
Рефлексия. Ребята выражают своё мнение об уроке с помощью фигур.
VI. Домашнее задание.
а) Параграф 40. Ответить на вопросы в конце параграфа.
б) Устный ответ на следующий вопрос.
В Белом море произрастает промысловый вид водоросли – ламинария сахарная. К каким последствиям приведёт чрезмерная добыча водорослей человеком?
V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.
Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.
Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно книги читать
И много нового узнавать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России». Форма проведения — группопая работа.
Обобщающий урок по теме: «Крупные природные районы России» в 8 классе. Урок проходит в форме игры «крестики — нолики».
Практическая работа по географии, охарактеризовать ПК Азовского моря.
В презентации дана теория и практикум-закрепление по теме, направленный на умение работать с источниками географической информации и делать вывод после сравнения двух объетов.
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.
Источник
Моря, как крупные природные комплексы
Моря, как крупные природные комплексы.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах.
Физическая карта России, карта океанов, таблица моря России, кинофильм моря России.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
— вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.
— почему природные комплексы разнообразны?
— назовите компоненты любого природного комплекса.( Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды).
— кто основал науку, изучающую ПТК? ().
— Как она называется? (Ландшафтоведение).
3. Изучение нового материала.
— природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Значение взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.
— сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.
— в Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.
— в Белом море – пролив Горло Белого моря, мыс Святой нос, мыс Канин нос, Кандалашский залив, губы – Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму, их называют эстуарии.
— Об моря – внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются особыми комплексами. Познакомимся подробнее с Белым морем.
1гр. Охарактеризовать природный комплекс Белого моря по плану:
1) К бассейну какого океана относится море?
2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).
3) Площадь в сравнении с другими морями,
4) Температура (замерзает?)
5) Соленость воды.
6) Глубины преобладающая и наибольшая (вывод — глубокое, мелкое).
7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).
8) Реки, впадающие в море.
9) Биологические ресурсы.
Знакомство с ПТК Белого моря
БЕЛОЕ МОРЕ, внутриматериковое море Сев. Ледовитого ок., у северных берегов Европейской части Российской Федерации. 90 тыс. км2. Крупные острова: Соловецкие, Моржовец, Мудьюгский. Зимой покрыто льдом. Приливы до 10 м (в Мезенском зал.).
Белое море на севере соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина — 67 м. максимальная — 350 м Находится на шельфе — материковой отмели. Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14%о. На севере соленость выше (30%о), чем на юге — 20-26%о. т.к. на юге в море впадают реки Онега, С. Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах. Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает. Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Связано с Балтийским м. Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.
В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги.
Знакомство с ПТК Азовского моря
2гр. Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:
1) К бассейну какого океана относится море?
2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).
3) Площадь в сравнении с другими морями,
4) Температура (замерзает?)
5) Соленость воды.
6) Глубины преобладающая и наибольшая (вывод — глубокое, мелкое).
7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).
8) Реки, впадающие в море.
9) Биологические ресурсы.
10) Проблемы моря.
АЗОВСКОЕ МОРЕ (др.-рус. — Сурожское море), на юге Восточно-Европейской равнины. Керченским прол. соединено с Черным м. 39 т. км2 Относится к бассейну Атлантического океана, внутреннее. Оно мелководное, глубина — 5-7 м. местами до 15 м. Крупные зал.: Таганрогский, Сиваш. Впадают крупные рр. Дон и Кубань. Замерзает на 2-3 мес. С конца декабрядо конца февраля – начала марта. Воды рек значительно опресняют морскую воду в местах своего впадания – до 5-6‰ при средней солёности 11-13‰. Температура морской воды летом +25,30˚С, зимой ниже 0˚. Рыболовство (хамса, тюлька, лещ, судак). Основные порты: Мариуполь, Таганрог, Ейск, Бердянск. Курорты. В результате антропогенных воздействий ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Азовского м.
В качестве закрепления и создания образа моря показать презентацию «Белое и Азовское моря» во время проверки самостоятельной работы.
Источник