План характеристики моря как природного комплекса

Моря, как крупные природные комплексы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
Урок «Моря, как крупные природные комплексы» 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: Моря как крупные природные комплексы.

Цель урока: -Продолжить формирование знаний о ПК на примере Белого моря. — показать вклад М. В. Ломоносова, в развитии географической науке России. -Знакомство с памятниками Всемирного и культурного наследия России.

Оборудование : физическая карта России; атласы; электронные средства.

Проверка домашнего задания. Гидросфера Биосфера Литосфера Тропосфера 2. Назовите компоненты любого ПТК. 1 . Что такое природный комплекс?

Переход к изучению нового материала . -Вспомните, сколько морей омывает территорию России. -К каким бассейнам они относятся. -Назовите и покажите моря Северного ледовитого океана.

Изучение нового материала : Вопросы: 1. К бассейну какого океана относится море. (Море относится к бассейну С.Л.О.) 2. Внутренние или окраинные. (Внутренние) 3. Площадь в сравнении с другими морями. (Площадь моря составляет 90 000 км 2 -это самое маленькое среди морей С.Л.О.) 4. Температура. (Температура воздуха над акваторией моря различна в разное время года. В июле +8-10 о С,в январе -14-15 о С.Море замерзает в зимний период.) Сегодня мы с вами познакомимся с ПК морей на примере Белого моря План знакомства с ПТК морей.

5. Соленость воды. (Соленость воды составляет 27-29%) 6. Глубина. (Средняя глубина 50-100м ,наиб . 350м) 7. Реки впадающие в море. (Реки, впадающие в море-Мезень, Северная Двина, Онега.) 8. Ресурсы морей и их использование человеком. (Биологические ресурсы Белого Моря: водоросли, тюлень, промысловая рыба(сельдь, навага)) 9. Хозяйственное использование. (Рыболовство, промысел морского зверя и водорослей, наличие крупных портов ,перевозка пассажиров и грузов по Северно -морскому пути.)

Кем впервые была высказана мысль о возможном создании Северно-морского пути? (М.В.Ломоносов) Прошлый 2011 г ЮНЕСКО объявили годом Ломоносова. А почему? (300 лет со дня рождения) Что Вы еще знаете о М.Ломоносове?

1.Презентация о М.В.Ломоносове. 2.Викторина «Знания о М.В.Ломоносове»

Памятник Всемирного природного и культурного наследия : ансамбль Соловецких островов. С Белым морем связана не только судьба первого русского академика, но это еще и индивидуальные памятники природы и исторического наследия входящих в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО. ( Презентация)

Источник

Моря как крупные природные комплексы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Cформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России.

Скачать:

Вложение Размер
morya_kak_krupnye_prirodnye_kompleksy.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Моря как крупные природные комплексы

ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России.

  • Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
  • Определить черты сходства и различия между ПТК морей.
  • Расширить знания о природных комплексах.
  • Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
  • Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава. ”.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника”

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.

ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.

I. Организационный момент.

Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.

II. Изучение нового материала.

  • Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК — Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
  • Перечислите компоненты ПТК. ( климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
  • Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
  • Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, материки, природные зоны, горы, равнины и т.д.).
  • О каком ПК идёт речь (загадка)?

1. Кругом вода, а с питьем беда (море)

2. Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)

3. Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)

Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК).

Какова же цель нашего урока?( сформировать представление о разнообразии природных условий ПК морей России)

Учитель : Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.

Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров

  • Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
  • Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
  • Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране).
  • Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Учитель : В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.

Учитель : Познакомимся морями, омывающими берега России.

  1. Особенности природы Баренцева Моря.
  2. Особенности природы Белого Моря.
  3. Особенности природы Моря Лаптевых.
  4. Особенности природы Восточно-Сибирского Моря.
  5. Особенности природы Чукотского Моря.
  6. Особенности природы Берингова Моря.
  7. Особенности природы Охотского Моря.
  8. Особенности природы Японского Моря.
  9. Особенности природы Балтийского Моря.
  10. Особенности природы Черного Моря.
  11. Особенности природы Азовского Моря.
  12. Особенности природы Каспийского моря-озера.

Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, о количества рек, впадающих в море.

  • Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)

ученики делают вывод ( на стр. 211 подведем итоги).

Россию омывают моря разнообразные по природным условиям

На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы.

  • географическое положение;
  • климатические условия;
  • история происхождения и развития морей;

Рефлексия. Ребята выражают своё мнение об уроке с помощью фигур.

VI. Домашнее задание.

а) Параграф 40. Ответить на вопросы в конце параграфа.

б) Устный ответ на следующий вопрос.

В Белом море произрастает промысловый вид водоросли – ламинария сахарная. К каким последствиям приведёт чрезмерная добыча водорослей человеком?

V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.

Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.

Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно книги читать
И много нового узнавать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России». Форма проведения — группопая работа.

Обобщающий урок по теме: «Крупные природные районы России» в 8 классе. Урок проходит в форме игры «крестики — нолики».

Практическая работа по географии, охарактеризовать ПК Азовского моря.

В презентации дана теория и практикум-закрепление по теме, направленный на умение работать с источниками географической информации и делать вывод после сравнения двух объетов.

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.

Источник

Моря, как крупные природные комплексы

Моря, как крупные природные комплексы.

Цели и задачи урока:

Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах.

Физическая карта России, карта океанов, таблица моря России, кинофильм моря России.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

— вспомните, что такое природный комплекс, и из каких компонентов суши он состоит.

— почему природные комплексы разнообразны?

— назовите компоненты любого природного комплекса.( Рельеф, горные породы, почвы, растения, животные, климат, воды).

— кто основал науку, изучающую ПТК? ().

— Как она называется? (Ландшафтоведение).

3. Изучение нового материала.

— природные комплексы существуют не только на суше, но и в океане. Моря являются природными комплексами, состоящими из горных пород дна, воды, растительного и животного мира. Человек давно использует ресурсы морей. Значение взаимосвязей компонентов моря поможет рационально использовать его ресурсы.

— сегодня мы познакомимся с комплексами Белого и Азовского морей. Найдите их на карте.

— в Азовском море найдите Керченский пролив, залив Сиваш, реки, впадающие в Азовское море: Дон, Кубань.

— в Белом море – пролив Горло Белого моря, мыс Святой нос, мыс Канин нос, Кандалашский залив, губы – Онежскую, Мезенскую, Двинскую; Найдите реки, впадающие в Белое море: Северная Двина, Мезень, Онега. Устья этих рек затоплены водой Белого моря, имеют воронкообразную форму, их называют эстуарии.

— Об моря – внутренние, соединяются с океанами узкими проливами, поэтому имеют особый облик, являются особыми комплексами. Познакомимся подробнее с Белым морем.

1гр. Охарактеризовать природный комплекс Белого моря по плану:

1) К бассейну какого океана относится море?

2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

3) Площадь в сравнении с другими морями,

4) Температура (замерзает?)

5) Соленость воды.

6) Глубины преобладающая и наибольшая (вывод — глубокое, мелкое).

7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

8) Реки, впадающие в море.

9) Биологические ресурсы.

Знакомство с ПТК Белого моря

БЕЛОЕ МОРЕ, внутриматериковое море Сев. Ледовитого ок., у северных берегов Европейской части Российской Федерации. 90 тыс. км2. Крупные острова: Соловецкие, Моржовец, Мудьюгский. Зимой покрыто льдом. Приливы до 10 м (в Мезенском зал.).

Белое море на севере соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, но сильно изрезанные берега; это залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии).Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина — 67 м. максимальная — 350 м Находится на шельфе — материковой отмели. Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14%о. На севере соленость выше (30%о), чем на юге — 20-26%о. т.к. на юге в море впадают реки Онега, С. Двина, Мезень, которые распресняют воду Белого моря, особенно в губах. Биологические ресурсы Белого моря беднее, чем Баренцева. Белое море холоднее Баренцева, в которое заходит теплое течение, Белое море замерзает. Из рыб здесь обитают сельдь, семга, кумжа, треска и другие. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Связано с Балтийским м. Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.

В Белом море находится Кандалакшский заповедник, где охраняются гнездовья гаги. Птица эта выстилает свои гнезда своим пухом, который обладает способностью удерживать тепло. Пух легкий. Люди собирают пух гаги.

Знакомство с ПТК Азовского моря

2гр. Охарактеризовать природный комплекс Азовского моря по плану:

1) К бассейну какого океана относится море?

2) Внутреннее или окраинное (связь с океаном).

3) Площадь в сравнении с другими морями,

4) Температура (замерзает?)

5) Соленость воды.

6) Глубины преобладающая и наибольшая (вывод — глубокое, мелкое).

7) Влияние глубины на другие компоненты (соленость, температуру, органический мир).

8) Реки, впадающие в море.

9) Биологические ресурсы.

10) Проблемы моря.

АЗОВСКОЕ МОРЕ (др.-рус. — Сурожское море), на юге Восточно-Европейской равнины. Керченским прол. соединено с Черным м. 39 т. км2 Относится к бассейну Атлантического океана, внутреннее. Оно мелководное, глубина — 5-7 м. местами до 15 м. Крупные зал.: Таганрогский, Сиваш. Впадают крупные рр. Дон и Кубань. Замерзает на 2-3 мес. С конца декабрядо конца февраля – начала марта. Воды рек значительно опресняют морскую воду в местах своего впадания – до 5-6‰ при средней солёности 11-13‰. Температура морской воды летом +25,30˚С, зимой ниже 0˚. Рыболовство (хамса, тюлька, лещ, судак). Основные порты: Мариуполь, Таганрог, Ейск, Бердянск. Курорты. В результате антропогенных воздействий ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Азовского м.

В качестве закрепления и создания образа моря показать презентацию «Белое и Азовское моря» во время проверки самостоятельной работы.

Источник

Читайте также:  Где живет томас мор
Оцените статью