Открытый урок географии Тема: «Каспийское море»
план-конспект урока по географии (9 класс)
«Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» — это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности человека, но так же на культуру, религию, на эпос и традиции, на архитектуру, одежду, хозяйство, транспорт.
Различные сферы деятельности людей связанны с морем: рыболовство, навигация, добыча полезных ископаемых, продуктов питания. Человек издревле селился по берегам морей .Древнейшие цивилизации возникали именно на морских побережьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaspiyskoe_more.rar | 1.78 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учащимися полученных страноведческих знаний с использование в устной речи структур в косвенной речи.
Урок «Мировой океан».
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.
Конспект урока географии » Географическое положение Евразии. История открытия».
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме «Открытия русских пуьешественников», разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО.
УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем.
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли.
Источник
Урок «Каспийское море»
Урок посвящен уникальности природы Каспия. Также на уроке затронуты проблемы экологии озера.
Просмотр содержимого документа
«Урок «Каспийское море»»
Тема урока: Каспийское море.
1. Образовательные: сформировать представление о тектонической структуре, растительном и животном мире Каспийского моря, раскрыть уникальность природы озера, сделать вывод об экологических проблемах озера.
2. Развивающие: развитие устной речи, умения работать с картами, способности применять на практике имеющиеся знания.
3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование: физическая карта России, карта Каспийского моря, презентация «Каспийское море», компьютер, мультимедийный проектор, видеофильм «Экология Каспийского моря», аудиозапись «Шум прибоя».
Подбор сообщений, видеофильма, составление презентации.
Подготовка классного помещения, доски, учеников к уроку.
Технологии урока: урок с использованием ИКТ и проблемного обучения.
I. Организационный момент. Организация класса.
II. Изучение нового материала.
Ребята, сегодня у нас будет очень интересный урок. Отгадайте, о чем сегодня на уроке пойдет речь (включаю аудиозапись «Шум прибоя»).
-Некоторые люди называют его «бессточным озером», другие — «древним океаном». Его берега то ближе, то дальше от центра моря, из-за того, что уровень воды в нем всегда колеблется. (Каспийское море).
Покажите это море на карте. Как сформулируем тему урока? Запишите ее в тетради.
Какая цель урока?
Урок хочу начать стихами дагестанского поэта Расула Гамзатова.
Скажи, родимый Каспий, на каком
Из сорока наречий Дагестана
Ты говоришь? Язык звучит твой странно.
Он непонятен мне, хоть и знаком.
Он мне напоминает гул, который
Я на базарах слышал до сих пор.
Когда звучат все языки, все сорок,
Единым языком народов гор.
Я прихожу твои услышать речи,
Постичь твои повадки человечьи.
Ты покачаешь вдруг едва-едва,
То зашуршишь, как на лугу трава,
То вдруг, как птичья стая, защебечешь.
То стонешь, как на кладбище отец,
Прощаясь с сыном, со своей надеждой,
То утихаешь, как больной мудрец,
Осмеянный удачливым невеждой.
Это море загадок и вопросов. Сегодня на уроке постараемся выяснить особенности этого моря.
III. Сообщение ученика «Каспий».
Еще 34 столетия назад поэт древней Греции Гомер упоминал о далеком восточном бассейне, из-за которого поднималось древнее светило. Гомер пел о Каспии, окрестив его поэтическим именем «Пруд Солнца». Это первое имя Каспия. С течением веков море сменило до сорока названий. Китайцы называли его Западным, арабы- Хазарским, русские- Хвалынским, европейцы- Гирканским, турки- Ширванским, грузины- Дербентским, азербайджанцы и поныне называют Хазар-денези, т.е. Хазарское море. Но всюду оно известно как Каспийское.
Откуда произошло это последнее название? Давным-давно на западном побережье моря, в древнем Кавказском государстве Албания жило кочевое племя каспиев. Оно вымерло еще до нашей эры, оставив единственную память о себе-название моря».
1. Каспийское море-самое большое озеро на Земле. Смотрите-парадокс: почему-то на картах написано Каспийское море, а мы говорим озеро. Может, какая-то ошибка, кто знает? (оно не может считаться морем, так как не имеет связи с Мировым океаном. Это замкнутый внутренний водоем).
2. Это бессточное озеро. Объясните,почему? (Из него не вытекают реки). Да, в Каспийское море впадает 130 рек, но ни одна река оттуда не вытекает.
3. По карте определите,какие крупные реки в него впадают.(Волга,Урал,Эмба,Кура). А какие реки Дагестана туда впадают?( Терек, Самур, Сулак,Аликазган,Уллучай).
4. А кто проживает на берегах Каспийского моря в настоящее время? (казахи, туркмены, азербайджанцы, иранцы, народы Дагестана, калмыки, татары, русские.)
5. Кто наши соседи по Каспию? Покажите на карте страны, берега которых омывает море. Чтобы не забыть информацию, мы ее запишем в тетради.( 5 государств: Россия, Казахстан, Туркмения, Иран, Азербайджан.)
V. Учитель. Каспийское море отделилось от Черного моря в результате поднятия земной коры в конце неогена. Этот период можно считать временем образования озера. Каспий не всегда был таким, каким мы его знаем. В мезозойскую эру и в начале третичного периода кайнозойской эры он являлся частью океана Тетис. Он занимал участок нынешных морей: Средиземного, Черного, Азовского, Аральского, Каспийского. Его ложе сложено земной корой океанического типа.
Работа с физической и тектонической картами Каспийского моря.
Учитель. По шкале глубин определите, какая часть озера самая глубокая?(южная часть). Определите самую большую глубину (1025 метров). А какую глубину имеет средний Каспий? (от 200м. до 800 м.). Какие глубины характерны для северного Каспия? (это самая мелководная часть, средняя глубина здесь составляет 5-8 метров, а максимальная около 30 метров).
-Уровень Каспия в геологическом прошлом подвергался значительным изменениям. В 1830-1929 годах его уровень держался на отметках -25,5 и 26,6 метров. С 30-х годов прошлого столетия началось резкое понижение уровня воды (-29 метров). В 1978 году уровень моря стал повышаться и к 1995 году поднялся на 2,5 м. Море вновь затопило прибрежную полосу: жилые и хозяйственные постройки, дороги, пляжи. В настоящее время уровень Каспийского моря стабилизировался. Географы до сих пор не пришли к однозначному ответу, почему уровень моря все время колеблется.
VI. Работа с климатическими картами Каспийского моря.
-Каспийское море находится в зоне умеренного и субтропического климатических поясов. По карте определите среднемесячную зимнюю температуру воды поверхностного слоя ( от -2*С на севере, до +10*С на юге, в средней части до +6*С).
А какова средняя температура воды летом? (на севере от +23*С до +25*С, в средней части +24*С ,а на юге от +25*С до +28*С).
VI. В древней легенде говорится, что в море утонули 3 «солонки». Как вы думаете, есть ли правда в этой легенде? ( Да. Первая «солонка»-это северная часть. Здесь соленость воды 0,3 промилле. Вторая «солонка»-в южной части (15 промилле). И, наконец, третья «солонка» — в заливе Кара-Богаз- Гол (350 промилле).
Ответьте на вопрос: почему северная часть пресноводная?
VII. Сообщение ученика » Органический мир Каспийского моря».
Животный мир представлен 1809 видами. В море зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточены большая часть мировых запасов осетровых. Каспийское море-среда обитания таких рыб, как вобла, сазан, судак,карп, кефаль, лещ, килька, кутум, окунь, лосось т.д. Также обитает морское млекопитающее- каспийский тюлень.
Растительный мир Каспия и его побережья представлен 720 видами. Из растительности преобладают водоросли: сине-зеленые, красные, бурые, диатомовые.
Главным загрязнителем моря, безусловно, является нефть. Нефтяные загрязнения подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, представленных сине-зелеными и диатомовыми водорослями, снижают выработку кислорода. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на тепло-, газо-, влагообмене между водной поверхностью и атмосферой. Из-за распространения на значительных площадях нефтяной пленки скорость испарения снижается в несколько раз. Загрязнение Каспийского моря ведёт к гибели огромного числа редких рыб и других живых организмов. Наиболее наглядно влияние нефтяного загрязнения видно на водоплавающих птицах. Неуклонно сокращаются запасы осетровых.Одной из причин сокращения улова осетровых в Каспийском море является и браконьерство.Подтверждается достоверность неофициальных данных,что на долю браконьерства приходится около 80% улова осетровых. В СМИ широко распространены слухи об «икорной мафии», контролирующей не только рыболовство, но и правоохранительные органы в прикаспийском регионе.
IX. Итак, сделайте вывод. Каспий-это озеро или море? Приведите доказательство того,что Каспий-самое большое в мире озеро. Также приведите доказательство того, что Каспий-это море( озеро-нет связи с океаном,колеблется уровень воды. Мре, так как есть течения имеет большую площадь).
X. Просмотр фильма «Каспийское море».
XII.Д/З. С помощью дополнительных источников информации подготовьте краткое сообщение об одном из аспектов хозяйственного использования дагестанского побережья Каспия.
Источник
Конспект урока «Каспий – жемчужина Дагестана»
Образовательные: дала физико-географическую характеристику Каспийскому морю-озеру; объяснила значение Каспия для Дагестана.
Формировала экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Каспия и их причин.
Содержимое разработки
Республика Дагестан
Ногайский район
Плана-конспект экологического урока на тему:
«Каспий – жемчужина Дагестана»
Подготовила учитель географии МКОУ
«Терекли_Мектебская СОШ имени Кадрии»
Оракова Канитат Алевдиновна
«Пусть море говорит, а ты молчи,
Не изливай ни радости, ни горя.
Великий Данте замолкал в ночи,
Когда у ног его плескалось море.
Людьми заполнен берег или пуст,
Дай морю петь, волнам его не вторя,
И Пушкин — величайший златоуст —
Молчал всегда, покамест пело море»
Расул Гамзатов(слайд 1)
Образовательные: дать физико-географическую характеристику Каспийскому морю-озеру; объяснить значение Каспия для Дагестана
Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Каспия и их причин.
Развивающие: развитие навыков работы с картами и различными справочными материалами.
Средства обучения: настенные карты « Физическая карта России», «Физическая карта Дагестана, атласы Дагестана, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.(слайд2)
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся – 8 мин.
Изучение нового материала – 29 мин.
Закрепление новых знаний и умений учащихся – 4 мин.
Итог урока – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.(слайд 3)
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1.Что такое внутренние воды?
2.Какими внутренними водами богат Дагестан?
3.Покажите на карте реки и озера Дагестана.
III . Изучение нового материала
План изучения Каспия (слайд 4)
1.Географическое положение Каспийского моря
3.Геологическое строение и полезные ископаемые
6.Хозяйственное значение Каспийского моря.
7.Экологические проблемы Каспия
Я хочу начать урок со стихотворения Расула Гамзатова (слайд 5)
Белоснежные волны морские, скажите,
На каком языке вы со мной говорите?
Вы шумите, бурля у подножия скал,
Словно в горном ауле воскресный базар,
Где кричащих на всех сорока языках,
Наших горцев не может понять и Аллах.
День пройдет, грохотания нет и впомине,
Шелестите легко, как трава на равнине.
А еще вы начнете плескаться, бывает,
Словно мать по погибшему сыну рыдает.
Словно старый отец по наследнику стонет,
Словно конь оплошавший, что в паводке тонет.
То, журча и ласкаясь, то яростно споря,
На своем языке говоришь ты, о, море.
Сегодня на уроке мы будем отвечать на главные вопросы: почему Каспий называют морем-озером; как называлось море раньше; какими богатствами обладает; каковы причины экологических проблем
Учитель. Каспийское озеро — море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером — морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря.
Работа по карте. Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента — Европы и Азии. Протяженность Каспийского моря с севера на юг — примерно 1200 км. (36°34′ — 47°13′ с.ш.);
с запада на восток — от 195 до 435 км. в среднем — 310—320 км. (46° -56°в.д.).
Каспи́йское мо́ре — самое большое озеро на Земле.
Площадь составляет примерно 392600 км² ( в настоящее время — около 371 000 км²). Оно значительно превышает площади крупнейших озер мира. См.диаграмму (слайд 7)
Покажите на карте границы Каспийского моря;
Какая часть Дагестана омывается Каспийским морем?
Прочитайте текст на стр.39, внимательно изучите карту Каспийского моря и ответьте на вопрос: на какие части можно разделить море-озеро по рельефу?
Попробуем составить профиль дна Каспийского моря
Геологическое строение и полезные ископаемые (слайд9)
Каспий имеет океаническое происхождение — его ложе сложено земной корой океанического типа . Он сформировался примерно 10 миллионов лет назад , когда закрытое Сарматское море , потерявшее связь с мировым океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части — Каспийское море и Чёрное море .
По карте определите полезные ископаемые моря (слайд 10)
По экспертной оценке
запасы углеводородов в Каспийском море составляют
— нефти 16 млрд. тонн
— газа 10 трлн. куб. м , которые добываются по всему периметру Каспия: побережье Дагестана, Азербайджана, Туркмении, Казахстана
Гидрологический режим (слайд 11)
Средняя соленость вод Каспийского моря 13 промилле, минимальная 0,3, максимальная в заливе Кара-Богаз-Гол-350 промилле.
Вопрос к учащимся – почему в северной части низкая соленость?
( реки, впадающие в море); назовите реки
В Каспийское море впадают крупные реки Дагестана: Терек, Сулак, Самур и др. (слайд 12)
Вспомните стихотворение Михаила Лермонтова
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
У Каспия своеобразный режим ветров. Среднегодовая скорость ветра изменяется от 2 до 5 м/сек. Ураганный ветер имеет направление с северо-востока на юго-запад. Под воздействием ветра в море образуются циркулирующие течения.
В отличие от других морей уровень воды в Каспийском море часто меняется. Причиной тому является засушливый климат, вызывающий интенсивное испарение, тектоническое опускание в южной части моря, а также сооружение крупных водохранилищ на реках, впадающих в море, широкое использование речных вод, впадающих в Каспийское море, для орошения. Уровень Каспийского моря на 28 м. ниже уровня мирового океана.
Водный баланс моря(слайд 13)
Летом +24-26 0 С, зимой от 0 до +10 0 С
Флора и фауна Каспия (сообщение ученика)
Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным . В Каспийском мире зарегистрирован 101 вид рыб , в нем же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых , которых на Руси называли «красной» рыбой.
В Волго-Каспийском районе обитают 5 видов осетровых — русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь. Наиболее многочисленны из каспийских осетровых — русский осетр и севрюга. Белуга является самой крупной из рыб, населяющих Каспийский бассейн.
Также Каспийское море — среда обитания таких пресноводных рыб, как вобла , сазан , судак , а также таких рыб, как карп , кефаль , килька , кутум , лещ , лосось , окунь , щука . В Каспийском море обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень .
В заливах каспийского побережья зимует множество птиц, а чайки парят здесь круглый год. Пищей для птиц и рыб служат различные водные микроорганизмы, моллюски и ракообразные обитающие в море.
Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами . Из растений в Каспийском море преобладают водоросли -синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия . Кроме этого, в южной части Каспия есть колонии кораллов.
Хозяйственное значение Каспия
работа по рисунку (слайд 18)
Экологические проблемы моря(слайды 19-21)
В двадцатом веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Море уже не в состоянии самоочищаться.
Основным источником загрязнения являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносит добыча нефти.
1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.
Смотрим фильм « Экологические риски при добыче нефти в Каспийском море »
Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.
Пути улучшения экологической ситуации:
Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек.
Строительство очистных сооружений.
Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережье моря.
Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).
IV . Закрепление новых знаний и умений учащихся (слайд 22)
Каково географическое положение Каспия?
На какие части поделено море по природным условиям?
Что является причиной образования течений?
Почему Каспий называют жемчужиной Дагестана?
V. Итог урока (слайд 23)
Что вы не поняли на уроке ?
Что вызвало интерес в данной теме?
Что вы хотели добавить к уроку?
На какую оценку сегодня работали?
Составить из 10-15 слов кроссворд по теме: «Каспий»
Источник