План осушения средиземного моря

Проект Атлантропа: как осушить Средиземное море и зачем это надо

Если переброска вод сибирских рек с севера на юг кажется вам безумной идеей, то что вы скажете о проекте осушения Средиземного моря и создании Атлантропы – новой части света, способной бросить вызов Америке и Азии?

Предыстория

Средиземное море, разделяющее Европу и Африку, не всегда было таким, каким мы его знаем. Около 6 миллионов лет назад, в миоцене, море несколько раз теряло связь с Атлантическим океаном и становилось изолированным водоемом. Впадающие в него реки не могли восполнить испарение, и оно частично или даже практически полностью высыхало. Также и Сахара, крупнейшая на планете жаркая пустыня, не всегда была такой. Там, где сейчас до горизонта простираются раскаленные пески, около 6 тысяч лет назад была зеленая саванна.

Герберт Уэллс, писатель и публицист, автор фантастических романов, вдохновлявших писателей-фантастов всех времен, в своих «Набросках истории» писал, что Средиземное море последний раз полностью пересыхало совсем недавно: еще во времена неандертальцев. Последние из них жили 25–35 тысяч лет назад. Правда, сейчас ученые не придерживаются этой версии. Но, как считается, эта книга и вдохновила немецкого архитектора и философа Германа Зёргеля на создание его поистине фантастического проекта – объединения Европы и Африки за счет осушения Средиземного моря.

Читайте также:  С заюково над уровнем моря

Новые города в представлении художника

Первая версия проекта появилась почти 90 лет назад, в 1927 году. Первоначально проект назывался Панропа. Но он не был достаточно проработан и ясен, и в 1929 году появляется более детальный проект Атлантропа. Название новой части света позволяло создать концепцию «трех великих А»: Америки, Азии и Атлантропы. Фантастический мир, где новая часть света могла бы составить конкуренцию остальным.

Детали проекта

Зёргель предполагал перекрыть одной дамбой Гибралтарский пролив и тем самым отгородить море от Атлантического океана, а другой дамбой перекрыть пролив Дарданеллы. Один из вариантов предполагал объединить дамбой Сицилию (к тому моменту соединившуюся бы с «итальянским сапожком») и Африку, чем перерезать море пополам. Средиземное море оказалось бы изолированным водоемом. В результате испарения его уровень должен был бы понизиться примерно на 100 метров. К слову, уровень воды крупнейшего на Земле замкнутого водоема – Каспийского моря – всего на 27,16 метра ниже уровня моря (поверхности Мирового океана). При этом в такие же закрытые от вод Мирового океана водоемы должны были превратиться Мраморное, Черное и Азовское моря. Предполагалось, что площадь Средиземного моря должна была уменьшиться на 20%.

Отступившая вода Средиземного моря должна была оставить после себя 600 тысяч квадратных километров, а это почти как две Италии. Обнажившиеся, никому не принадлежащие целинные земли послужили бы на благо всем европейским народам.

Но морем проект не ограничивался. Вторым полем для экспериментов была пустыня. Сахару предполагалось озеленить благодаря воде из Средиземного моря и создать искусственное Сахарское море. А затопив бассейн реки Конго, создать и Конголезское море, площадь которого была бы в полтора раза больше, чем отвоеванные у Средиземного моря территории.

План Зёргеля предполагал строительство в устьях рек, впадающих в море, и проливах восьми гидроэлектростанций. Самой крупной была бы Гибралтарская ГЭС. Суммарная энергетическая мощность электростанций составила бы 110 ГВт, половина из которых пришлась бы на Гибралтарскую гидроэлектростанцию. К примеру, сегодня общая мощность всех атомных электростанций США только немного меньше – 100,4 ГВт.

Карта мира в случае реализации проекта

Связанные линиями электропередач, идущими от Гибралтарской ГЭС, соединенные автомобильными и железными дорогами, Европа и Африка стали бы новой частью света. Сотни новых городов и тысячи сельскохозяйственных ферм появлялись бы там, где еще недавно плескались морские воды. Строительство плотин должно было занять 10 лет. Великая стройка того времени потребовала бы невиданного количества рабочих – 250 тысяч. Но и они должны были бы работать круглосуточно в четыре смены. Осушение моря заняло бы больше времени. Его уровень за счет испарения понижался бы со скоростью около одного метра в год, обнажая все новые и новые земли. Проект был рассчитан на перспективу, окончательную его реализацию могло бы увидеть только нынешнее поколение.

Техноутопия как альтернатива войне

Появившийся в коротком перерыве между двумя мировыми войнами проект как нельзя лучше олицетворял альтернативу тому будущему, которое еще ожидало Европу.

Вместо похода на Восток для завоевания жизненного пространства Зёргель предлагал поход на Юг. Сразиться предстояло с Природой, а не с народами на восточных границах Европы.

Правда, жителей Африки Зёргель в расчет не брал. До «года Африки», когда большинство колоний континента обрели независимость, оставалось еще несколько десятилетий. Практически весь африканский континент находился в колониальной зависимости от европейских метрополий. Исключение составляли сумевшая сохранить независимость Абиссиния (нынешняя Эфиопия) и основанная бывшими рабами, вернувшимися из Америки, Либерия. Основными колониальными державами были Франция, Великобритания, Италия, Португалия и Бельгия. К слову, родина Германа Зёргеля – Германия – к этому моменту своих африканских колоний лишилась. По Версальскому мирному договору, завершившему Первую мировую войну, германские колонии были поделены между Францией, Бельгией и Великобританией.

Зёргель мечтал, что в результате его преобразований африканская жара отступит и климат Африки станет более подходящим для европейцев. Белые переселенцы расселятся по Черному континенту, так же как за несколько веков до этого европейцы переселялись в испанские и португальские колонии Южной Америки. Новые жители принесут с собой европейский уклад жизни и ценности. Африка срастется с Европой и в географическом, и политическом смысле. Вместе с континентами и европейские народы, объединенные делом освоения Черного континента, станут едины.

Соединенные Штаты Африки и Европы

Идея Соединенных Штатов Европы витала в воздухе еще со времен создания Соединенных Штатов Америки и Великой Французской революции. Ею были одержимы и Наполеон Бонапарт, и Виктор Гюго, и Лев Троцкий, и множество других мыслителей, полководцев и революционеров. Проект архитектора Германа Зёргеля был одной из разновидностей воплощения этой идеи в жизнь.

Проект создания Атлантропы был не только планом изменения природы. Это был политический проект, целью которого было создание Соединенных Штатов Африки и Европы со столицей в возрожденном Карфагене.

Но самостоятельно ни одна страна с таким грандиозным проектом справиться не могла. Народы Европы, по замыслу Зергеля, должны были, забыв все разногласия и обиды, совместным трудом переустроить значительную часть мира. Новая империя, объединившая в себе интеллектуальный потенциал Европы и неисчерпаемые ресурсы Африки, смогла бы противостоять и финансовой мощи Америки, и людскому морю Азии. Она бы не имела нужды ни в сырье, ни в дешевой энергии.

Проект позволил бы решить множество проблем которые стояли перед странами Европейского континента: перенаселенность и безработица, межгосударственные и социальные противоречия, нехватка территорий и ресурсов. Но реализовать его, как он считал, могли только технократы, руководствующиеся в своих действиях только наукой, а не политики, монархи, диктаторы, революционеры и капиталисты, находящиеся у власти. Это, возможно, и было одной из причин, почему проект так и не был реализован.

Критика и поддержка

Как уже было сказано, проект создания Атлантропы не учитывал интересы коренного населения африканского континента. Но жители Африки вряд ли были в курсе масштабных замыслов гениального архитектора. А вот в Европе планы осушения Средиземного моря широко обсуждались. Особенно были возмущены жители Южной Европы. Осушение Средиземного моря полностью бы поменяло уклад их неразрывно связанной с морем жизни. Всего тридцать лет понадобилось бы на то, чтобы море отступило от южных прибрежных городов. Города, жители которых и представить не могли себя без моря, Дубровник и Малага, Ницца и Генуя и многие другие попросту «садились на мель». Только для Венеции, города известного на весь мир своими островами, каналами и средневековой готической архитектурой, было сделано исключение. Обводной канал протяженностью несколько сотен километров должен был вернуть городу ушедшее далеко на юг море.

Но европейские интеллектуалы уже видели идеальные города будущего на новых землях. В работу включились многие известные архитекторы того времени. Новые свободные территории позволяли реализовать поистине фантастические архитектурные замыслы. Просторные города с широкими проспектами, порты, каналы и мосты – целый новый мир.

В течение жизни Герман Зёргель многократно изменял и уточнял свой проект, стараясь соответствовать духу времени. После прихода нацистов к власти в Германии Зёргель рассчитывал на их помощь в реализации проекта. Он искал контакты в верхушке рейха, цитировал в своих работах фюрера, но тщетно. У Гитлера был свой план объединения и расширения Европы. На время Зёргелю пришлось уйти в подполье, ему запретили публиковать статьи, посвященные Атлантропе. После войны интерес к его идеям снова пробудился. Только за период с 1948 по 1950 гг. в печать вышло 183 статьи, посвященные проекту. Его поддерживало немало крупных промышленников, для которых реализация проекта сулила хорошие прибыли. Но денег на грандиозные мероприятия не было, а на горизонте уже восходило солнце другого проекта объединения Европы – известного ныне под именем Европейского союза. Не оставлял Зёргель своей мечты до последнего дня. 4 декабря 1952 года по пути на очередную лекцию об Атлантропе он был сбит автомобилистом, которого так и не нашли. Через несколько дней его не стало. А вместе с ним не стало и его гениальной и одновременно безумной идеи.

Источник

uCrazy.ru

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Проект «Атлантропа»: история безумного плана Германии 1920-х гг по осушению Средиземного моря и объединению континентов

Великая депрессия остро обнажила многие проблемы западного мира — безработица привела к усилению партийной борьбы, в части стран к власти смогли прорваться ультраправые. В то время из главнейших проблем человечества (как и сейчас!) был поиск дешевой энергии. Дешевой и притом возобновляемой была энергия, получаемая за счет гидроэлектростанций. А еще людям банально требовалась работа. В 1920-х годах решить и ту, и другую проблему задумал немецкий архитектор Герман Зергель.

Первоначальный проект преобразования Средиземного моря, предоставленный общественности именовался Панропа и не был достаточно понятен. Спустя 3 года Зергель переработал свой замысел, и теперь он стал именоваться Атлантропой. Главной работой этого проекта было перекрытие Гибралтарского пролива огромной гидроэлектрической дамбой. Высота этой дамбы должна была составлять примерно 300 м. Материалов на ее сооружение понадобилось бы примерно столько сколько содержат 4 000 пирамид Хеопса.

Ни одна из стран в одиночку не смогла бы освоить столь циклопический проект — Зергель полагал, что европейцы должны забыть о границах ради своего будущего. Сам объем работ автоматически помог бы справиться с безработицей. А созданная дамба дала бы возможность вырабатывать около 50 ГВт электроэнергии. Для сравнения суммарная мощность всех существующих ныне атомных электростанций США примерно 100,4 ГВт.

Вторую, относительно небольшую дамбу планировалось соорудить в Дарданелльском проливе, отделяя таким образом Средиземное море от Черного. Здесь трудозатраты планировались во много раз меньше, и вырабатывать ГЭС должна была только несколько гигаватт энергии. Правда для прилежащих регионов и этого было достаточно.

Постройка дамб в Гибралтарском и Дарданелльском проливах должна была вызвать сильнейшее испарение воды в самом Средиземном море. В результате снижения уровня воды, а Средиземное море стало бы изолированным водоемом по типу Каспия, континентальная Италия должна была соединиться с Сицилией. После присоединения острова к континенту наступал весьма подходящий момент для проведения в жизнь третьей части плана по преобразованию Средиземного моря. Еще одна сверхмощная дамба должна была соединить Сицилию и Африку. Новая ГЭС также должна была давать в европейскую сеть десятки гигаватт, а Средиземное море оказалось бы разделенным на 2 части.

Согласно расчетам, ставшее изолированным, Средиземное море начало бы интенсивно мелеть. К моменту завершения всех работ по переустройству его акватории, водоем оказался бы ниже уровня моря примерно на 100 метров, что привело бы к появлению суши примерно в 600 тыс км кв. Также изолированными должны были стать Черное, Азовское и Мраморное моря. Общая площадь зеркала Средиземного моря сократилась бы на 20%. Судьба Черного моря и других закрытых водоемов особо не просчитывалась.

На дамбах планировалось построить скоростные железные дороги и автомагистрали, которые соединили бы европейские столицы с Африкой. Подобное строительство привело бы к открытию новых рабочих мест и вливанию очередных инвестиций. Согласно расчетам самого Зергеля на осуществление его проекта только в области постройки дамб потребовалось бы 250 тыс рабочих, причем трудиться на строительстве нужно было в 4 смены круглосуточно. Сам проект был рассчитан на 10 лет, за каждый год уровень Средиземного моря падал бы на метр, полных итогов переустройства пришлось бы ждать столетие. Разумеется, ни одно государство в отдельности не смогло бы финансировать подобное предприятие, этим должны были заниматься созданные надгосударственные структуры и акционерные общества.

На первый взгляд количество людей на строительство требовалось не слишком уж много. Однако следует вспомнить, что на вспомогательных работах обычно задействовано людей гораздо больше, чем непосредственно на основном виде деятельности. Даже цемента в то время производилось в Европе меньше, чем требовалось для гигантской стройки. Значит требовалось создавать новые гигантские мощности по производству этого стройматериала, следовательно открывать новые рабочие места.

Однако перестройкой одного Средиземного моря немецкий архитектор ограничиваться не собирался. Сахара и сейчас представляет почти безжизненную пустыню. Уровень Средиземного моря планировалось, кроме естественного испарения, понижать искусственно. По замыслу Зергеля от водоема планировалось провести трубопроводы, по которым опресненная вода моря потекла бы в Сахару, где образовалось бы огромное рукотворное море. За счет Сахарского моря планировалось превратить северную часть Африки в цветущий край. В рамках единого государства Атлантропа, по замыслу Зергеля, следовало возродить Карфаген, который стал бы столицей новой могучей державы.

Преобразованием бассейна Средиземноморья Зергель ограничиваться не был намерен. По его замыслу в дальнейшем требовалось затопить бассейн реки Конго — причем под воду нужно было пустить до 900 000 кв км суши. Это привело бы к улучшению климата Экваториальной Африки и превращению ее в местность пригодную для заселения белыми людьми.

Правда подобные преобразования вряд ли понравились бы коренному населению Африканского континента. Но ведь кроме Либерии, Абиссинии (нынешняя Эфиопия) и полуколониального Египта в то время в Африке не было независимых государств, а проблемы цветного населения шерифа никогда не волновали. Да и страдать пришлось бы Франции, Бельгии, Португалии, Англии, но никак не Германии, ведь последняя свои африканские колонии утратила по итогам Мировой войны.

Когда проект немецкого архитектора был опубликован, то в Европе к нему сразу проявилось неоднозначное отношение. Почти все прибрежные портовые города Средиземноморского бассейна через 3 десятка лет потеряли бы выход к морю, исключение делалось бы только для Венеции, которая осталась портом за счет системы каналов. А подобная перспектива совершенно не понравилась многим простым европейцам. Зато люди с инженерным складом ума восприняли идею переустройства Средиземноморья со сдержанным оптимизмом — они полагали, что технически проект осуществим, а большое напряжение всех государств во время общеевропейской стройки приведет к стиранию границ и установлению дружественных отношений между народами.

Важным было слово политиков. Если Бенито Муссолини поначалу заинтересовался проектом и только потом к нему охладел, то Адольф Гитлер сразу высказал свое негативное отношение. У главных европейских диктаторов были свои планы переустройства мира, правда не инженерным, а военным путем, и никакие мирные преобразования под руководством великих демократий в их планы не входили.

А Зергель после второй мировой войны продолжил пропагандировать свой проект, который постоянно совершенствовал. Однако европейцев сейчас интересовало больше восстановление инфраструктуры своих стран, нежели фантастические прожекты какого-то арийца. 4 декабря 1952 года Герман Зергель попал под колеса автомобиля во время пути на очередную лекцию посвященную проекту «Атлантропа». Спустя несколько дней немецкого архитектора не стало.

Источник

Оцените статью
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30