план конспект урока по теме: » Тихий и Индийский океаны»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
конспект урока изучение нового материала по теме: «Тихий и Индийский океаны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_okean_plan_uroka.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по географии по теме
«Тихий и Индийский океаны»
Образовательная : обеспечить формирование знаний обучающихся о географическом положении, об изрезанности береговой линии, рельефе, течениях, климате, природных ресурсах и экологических проблемах океана.
Развивающая: развивать у обучающихся умения постановки познавательной задачи, оценивания результата труда.
Воспитательная: развивать экологическую, картографическую культуру обучающихся.
Оборудование: рисунки или фотографии видов Тихого и Индийского океанов, карты: «Океаны мира», «Строение земной коры», таблица «Плиты литосферы».
(образовательная программа общего среднего образования)
Организация учащихся на урок
Подготовка рабочего места к уроку. Рефлексия. Положительные установки на начало учебной деятельности.
Добрый день, друзья!
Этой встрече рады: и он, и вы, и я.
Сегодня нас ждёт (наверно, не зря)
Великий Тихий океан,
Всем океанам голова.
Сообщение темы и задач урока
8 июня – Всемирный День океанов. (ООН)
Актуализация знаний к новой теме
1.Блиц-опрос «Загадочные числа»
Я называю числа, а вам нужно вспомнить, что же связано с этим числом.
— 1521-1524- первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магелана
-2t — при такой температуре замерзает океаническая вода
— 11022м – глубина Марианского желоба
— 35 ‰ средняя соленость мирового океана
2.Исключите лишнее слово .
Индийский, Атлантический, Берингов, Тихий, Северный ледовитый
Ребята сейчас прозвучит музыкальная композиция. Она поможет вам окунуться в грозный и прекрасный мир водной стихии.
— Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании записи и слова «океан»
Океан — это необъятная стихия, которую изучают всем миром
— Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанология)
2 . Представления о Тихом океане обычно связывают со словом «самый»
2) работа с атласом и картами
Найдено 5 пунктов о том, что Тихий океан «самый»:
— самый большой по площади; 178,6 млн кв.км.
— самый глубокий (11022 м);
— самый богатый разнообразием органического мира.
Только великий океан имеет привилегию иметь столько особенностей и это не случайно. Сейчас мы это докажем.
— Раздать тесты для синхронной работы.
3. Рассказ учителя :
1. ИКТ « Из истории открытия и исследования»
Из истории исследования. Первым из европейцев Тихий океан в 1513 году увидел испанский конкистадор В.Бальбоа, который пересек Панамский перешеек.
2 . Раьота с картами
Для географической науки сведения об океане были накоплены в результате плаваний Ф. Магеллана, Дж.Кука и др. мореплавателей. Широко начали изучать в 19 в. первой русской кругосветной экспедицией И.В. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского.
3 . Работа с глобусом, картами.
— географическое положение : С севера Тихий океан органичен входом в Беренгов пролив. На западе его граница проходит по берегам Азии до Малакского пролива, в самом узком месте пересекает его и идет вдоль юго-западного берега Суматры, южного побережья Явы, Тимора, Новой Гвинеи через Торресов пролив, далее вдоль восточного побережья Австралии и Тасмании, затем по воде от южной оконечности этого острова до мыса Олден на Земле Уилкса в Антарктиде. Южной границей служит побережье Антарктиды. Восточной границей Тихого океана служат берега обеих Америк, западный вход в пролив Дрейка и далее по воде от этого пролива до мыса Штернек на Антарктическом полуострове в Антарктиде.
Площадь Тихого океана – 178,6 млн. кв. км., объем – 710 млн куб км., средняя глубина 3980 м, наибольшая глубина 11022 м. Наибольшая глубина Тихого океана – это максимальная глубина Мирового океана. Тихий океан составляет 49% площади Мирового океана.
1 . Проблемный вопрос. Какова береговая линия?
— береговая линия : Побережье Тихого океана представлено различными типами берегов. Матерековые берега западной части океана характеризуются большим разнообразием абразионных и аккумулятивных форм. В морях Беренговом, Охотском и Японском они формируются под воздействием сильного ветрового волнения, волн цунами, высокой тектонической активности.
Южнее берегообразование происходит в более спокойных условиях. Так, материковый берег Австралии развивается при умеренном и слаьом волнении. Вместе с тем в этой зоне существенное влияние на формирование берега оказывают мангровые заросли и особенно коралловые постройки. Последние образуют в этой части экваториально-тропического пояса Тихого океана многочисленные острова и рифы. Особенно значителен Боьшой Барьерный риф к северо-востоку и от Австралии, протянувшийся на 2300 км. Коралловыми рифами окружены архипелаги Каролинских, Маршалловых островов, Лайн, Фиджи, Тонго и мн.др.
Восточное побережье Северной, Центральной и Южной Америки относительно слабо расчленено, вблизи его лежат высокие горные хребты Кордильер и Анд.
Антарктический материк имеет ледяные берега. Во многих местах с материка в море спускаются ледники, части которых откладываются и падают в воду, образуя айсберги. Для этого материка характерны крупные шельфовые ледники, простирающиеся на многие километры от берега в море.
2 . Работа с картами
— рельеф дна: Дно Тихого океана отличается сложным строением, тектонической активностью, пересечением рельефом и преимущественно неширокой шельфовой зоной.
Шельф наиболее развит в морях, примыкающих к Азиатско- Австралийскому побережью. Лишь в Беренговом море значительная часть обширного (шириной до 800 км) шельфа приурочена к берегу Северной Америки. В морях Желтом, Восточно-Китайском и других шельф занимает большие площади и расчленен сложной сетью затопленных речных долин. Шельф Северной и Южной Америки занимает малую площадь.
Материковый склон довольно разнообразен. В Беренговом море он имеет ширину 100-120 км, Большой Австралийский риф почти отвесной стеной переходит в материковый склон. Для материкового склона Северной Америки характерны большая (до 6000 – 7000м) глубина опускания, изрезанность многочисленными подводными каньонами.
Ложе занимает более65% площади дна океана. Для него характерен сложный расчлененный волнистый рельеф.
Срединно – океанические хребты (СОХ) расположены в восточной части океана и образуют единую структуру, в которую входят Восточно – Тихоокеанские и Южно – Тихоокеанское поднятия и их боковые ветви – Галапогосская и Чилийская. Отличительная черта тихоокеанской системы СОХ – их большая ширина (до 1000км и более). Наибольшая высота СОХ – 1-2,5 км.
Крупные горные цепи несрединного характера распространены в западной части океана, часто выступающие над водой в виде островов ( Гавайские, Самоа и др.). высота Гавайских островов над ложем океана 10500м.
В Тихом океане открытв 29 желобов. Самые глубокие из них — Марианский, Тонга, Филиппинский, Идзу – Бонинский, Курило- Камчатский, Кермадекский, Санта – Крус.
— климат ; (работа с книгой)Обширные пространства Тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных, поэтому климаты океана разнообразны. Над его пространствами образуется несколько областей низкого и высокого давления, что создает условия для образования ветров.
Название « Тихий» океан получил во время Ф.Магеллана, который пересек его близ экватора при исключительно благоприятных погодных условиях, ни разу не встретил шторма. Однако океан вовсе не тихий.
В его умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны отмечены на севере и юге океана. Ураганы поднимают в нем водяные горы до 30 м высотой.
В субтропиках и тропических широтах океана господствуют пассаты. В экваториальной области весь год в основном штилевая погода. На севере-западе океана развиты муссоны. Зимой с азиатского материка дует холодный и сухой муссон, оказывающий большое влияние на климат океана – часть морей здесь покрывается льдом. Нерелко над западной частью океана в тропическом поясе проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны.
— течения;( работа с картами- атласами) – самостоятельная работа.
— природные ресурсы и экологические проблемы ( Фильм» Планета Земля»)
По величине это третий океан на Земле. Площадь – 76,2 млн кв.км, средняя глубина 3711м, наибольшая глубина – 7729 м( Зондский желоб).
Природа его имеет общие черты с природой Тихого океана. Особенно много сходства в свойствах водных масс и в органическом мире.
История исследования океана . Берега Индийского океана – один из районов древней цивилизаций. Освоение океана началась с севера индийскими, египетскими и финикийскими мореплавателями, которые за 3 тыс.лет до н.э. совершали плавания по Аравийскому и Красному морям, по Персидскому заливу. Первые описания маршрутов плаваний по Индийскому океану составили арабы. Для европейской географической науки сведения об океане начали накапливаться со времени плавания Васко де Гамы (1497 – 1499). В конце 18 в. Первые промеры глубин провел здесь Дж.Кук.
Рельеф дна сложный. Выделяют 4 срединно – океанических хребта, расчлененных разломами. Они делят ложе на части. На западе протянулся хребет, который южнее Африки соединяется со Срединно – Атлантическим хребтом. В центре хребта расположены глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма. Они продолжаются в Красном море и потом выходят на сушу.
Климат и воды . Особенность климата составляют сезонные ветры – муссоны. Они действуют в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе. Муссоны определяют погодные условия в этой части океана.
На юге океан испытывает охлаждающее влияние Антарктиды, здесь находятся наиболее суровые районы океана.
Соленость поверхностных вод Индийского океана в целом выше средней солености Мирового океана. В Красном море она особенно высока (ДО 42%), а вот в Бенгальском заливе снижается до 30-34%.
На образование течений в северной части океана влияет сезонная смена ветров.Муссоны меняют направление движения вод, вызывают их вертикальное перемещение, перестраивают систему течений. В южной части океана течения являются составной частью общей схемы течений Мирового океана.
1.Работа с учебником и атласом.
План описания географического положения океана:
— Укажите, между какими материками расположен океан.
— С какими океанами он связан?
— Как расположен океан относительно экватора?
— Как расположен океан относительно тропиков?
— Как расположен океан относительно полярных кругов?
— В каких климатических поясах расположен океан?
(Прослушивание ответов, запись выводов в тетрадь)
— Кто и почему дал название Тихому океану?
— Какова его площадь?
— Почему Тихий океан является самым беспокойным?
Источник
Урок географии «Тихий и Индийский океаны»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Тихий и Индийский океаны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihiy_i_indiyskiy_okeany_7_kl.docx | 222.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Татьяна Алексеевна
Тихий и Индийский океаны 7 класс
учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами, статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. ;
планируемые образовательные результаты:
личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.
метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, контурной картой, учебником, дополнительной литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.
предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование человеком в хозяйственной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас, презентация.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Как то один из поэтов сказал:
Считай, ты потерял день,
В который не улыбнулся.
Готовность к уроку.
личностные : соблюдение норм и правил поведения на уроке.
2.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Погружение в тему.
Вступительное слово учителя
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «океан»
Океан — это необъятная стихия, которую изучают всем миром.
— Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанолог, океанология)
Слово «океан» означает? ( Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по
сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого
означает «большая река, которая омывает Землю». ) .
-Сколько океанов на Земле?
Показ на карте океанов и ответ учащихся.
Отвечают на проблемный вопрос.
личностные: Осознание целостности природы
предметные: умение работать с разными источниками географической информации
метапредметные: умение организовывать свою деятельность, способность к сотрудничеству и коммуникации
На нашей Земле океанов — четыре:
Индийский — самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —
А буйный, глубокий и самый великий!
Методический прием: «Верные и неверные утверждения»
С какими строками стихотворения вы согласны?
А с какими не согласны?
-Какие океаны мы сегодня будем изучать?
Открыли тетради, записываем число и тему урока.
Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.
Работать будем в парах. 1 вариант изучает Индийский океан. 2 вариант изучает Тихий океан Прием «Концептуальная таблица»
1. Площадь, млн км2
2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана
Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан
Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет
3. В каких климатических поясах расположен океан
Во всех, кроме арктического
С тропического до антарктического
4. Наибольшие моря и заливы
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена,
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский
Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский
5. Проливы, которые соединяют с другими океанами
Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский
Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский
6. Особенности океанических течений
Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское
Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров
Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное
Холодные: Сомалийское, Западных Ветров
7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан
Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия
Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские,
Гавайские, Тасмания
Австралия, Антарктида, Евразия, Африка
Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява
8. Средняя глубина, м
9. Максимальная глубина, м
10. Температура воды в поверхностном слое, °С
11. Солёность воды, ‰
12. Представители растительного и животного мира
- Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.
Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.
Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км.
- Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами
- На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки.
Рельеф дна океанов. Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов.
Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м.
Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;
- его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
- в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
- характерны муссонные ветры и муссонные течения.
Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С . Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 % , а в Красном море – 41 % .
В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 — 30° с.ш. — только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают — 1‰.
Источник