УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ СУДОВ
Оперативное календарное планирование перевозок и работы флота. Календарное планирование направлено на координацию работы участников перевозочного процесса (Грузовладелец — Порт — Судовладелец) и согласование операций по виду, месту и по времени (даты, порты, грузы, суда, виды грузообработки).
Виды и содержание планов:
1) Квартальные планирование перевозок (маркетинг план):
а) уточнение объемов перевозок;
б) распределение объемов по месяцам;
в) распределение объемов по линиям и направлениям, т.е. составление эпюр;
г) определение возможностей отфрахтования собственного тоннажа.
2) Календарное планирование работы флота:
а) расчет потребности тоннажа с учетом календарных сроков готовности груза;
б) определение сроков и мест полной готовности судов (дата и порт окончания рейса по предыдущим перевозкам);
в) выбор схемы движения судов;
г) включение судов в сводный месячный график порта и в декадный график, если он существует;
д) оставление рейсовых планов судов и уточнение расписаний линейных судов.
В процессе выполнения календарного плана проводится оперативное регулирование его на базе оперативного контроля, т.е. сопоставление фактических данных с плановыми и оценка степени успешности (анализ эффективности выполнения плана).
5.2.ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА
Оперативным управлением работой флота занимается служба эксплуатации флота (коммерческая), которую как правило возглавляет вице-президент компании. Примерная структура службы эксплуатации следующая:
— отдел оперативного планирования, учета и анализа работы флота. Это штаб вице- президента.
— отдел организации грузовой базы и отфрахтования флота. Его функции:
а) непосредственное привлечение грузов в собственную судоходную компанию,
б) отфрахтование своих судов в случае наличия излишков флота (тоннажа);
— коммерческий отдел, который занимается подготовкой договоров о морской перевозке, соглашений с агентами и стивидорными компаниями, проверкой таймшита, оформлением любых претензий связанных с перевозкой груза;
— групповые диспетчеры (операторы) по линиям и направлениям. У каждого диспетчера имеется группа судов, которая работает на определенном направлении перевозок или на отдельной линии.
Функции группового диспетчера:
1) организация работы судов;
2) оптимальная расстановка судов на год, квартал, месяц, по линиям и направлениям;
3) планирование работы каждого судна группы;
4) контроль и оценка результатов выполнения плана;
5) разработка расписаний работы судов на линии;
6) проведение фрахтовой политики и тарифных ставок, определение скидок и надбавок, выделение эллотментов [1] , заключение стивидорных контрактов;
7) диспетчерская переписка с капитанами судов, агентами и транспортно-экспедиторскими компаниями, грузовладельцами;
8) привлечение клиентуры на собственные линии и направления;
9) Разработка и выдача капитанам рейсовых заданий, т.е. документов,которыми непосредственно должны руководствоваться капитаны, осуществляя работу судна в рейсе.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СУДНА
Годовое планирование. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам, в нем указывается район плавания; продолжительность эксплуатационного периода работы судна (Тэ); плановая грузоподъемность судна; эксплуатационная скорость; скорость экономичного хода; норма расхода топлива на ходу и на стоянке; норма расхода воды; штатное расписание на Тэ, период ремонта и на период отстоя; устанавливаются расходы на: топливо, воду, содержание экипажа, техническое снабжение и культурно — оздоровительные мероприятия.
Рейсовое планирование. Это конкретизация работы судна по элементам: время перевозки, время на погрузку, время на выгрузку, время на вспомогательные операции. Рейсовым планированием занимается диспетчер. Он рассчитывает плановые показатели по количеству и наименованию груза для каждого порта перевозки, определяет даты и сроки, планирует финансовые показатели рейса.
Рейсовое задание. Этот вид плана разрабатывает групповой диспетчер и вручает капитану до начала очередного рейса. В рейсовом задании указываются:
§ основные коммерческие условия выполнения рейса (проформа чартера);
§ ротация портов (порт погрузки, промежуточные порты), нормы выгрузки;
§ количество и род грузов;
§ ставки фрахта и условия оплаты фрахта;
§ нормы (чартерные нормы) погрузки/выгрузки грузов;
§ порядок подачи нотисов о прибытии судна в порт погрузки/выгрузки;
§ расчетные доходы и предполагаемые расходы судна.
Для судов на линии кроме количества груза, которое судно должно принять в каждом порту линии, указывается эллотмент для каждого порта и другие необходимые сведения.
Для трамповых судов и судов, работающих по графику, в рейсовом задании указывают международные документы или национальные правила, связанные с технологией перевозки грузов. В нем также могут быть указаны дополнительные условия, например, места бункеровки.
После получения рейсового задания капитан обязан спланировать рейс, т.е. провести необходимые расчеты с проверкой проходящих осадок в портах погрузки/выгрузки, определить возможность принятия указанного количества груза, и после этого подтвердить групповому диспетчеру принятие рейсового задания к исполнению.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА СУДНА
Рейс судна — законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества груза в заданные порты.
Началом рейса считается момент окончания выгрузки судна и оформления грузовых документов по предыдущему рейсу. Окончание рейса определяет момент завершения выгрузки груза и оформления грузовых документов текущего рейса. Отдельно балластный переход не учитывается.
Рейс судна нормируется по времени, по продукции как в натуральном, так и в денежном выражении, по расходам.
Порядок планирования простого рейса и загрузки судна
1) Определяется порт погрузки и порт выгрузки, проходные глубины в них.
2) По таблице расстояний или по компьютерной программе определяется расстояние между портами.
3) Определяется дата начала и время плавания (сезон).
4) По карте зон и сезонов устанавливается, какую грузовую марку надо использовать, т.е. по какую марку следует грузить судно.
5) Планируется грузообработка судна
6) Рассчитывается время рейса, включая ходовое время, времена погрузки и выгрузки, состоящие из времени грузовых операций и времени, необходимого для дополнительных работ, время вспомогательных операций и штормовой запас времени за счет вероятных неблагоприятных погодных условий.
7) Расчет запасов топлива, воды, масла.
8) Расчет финансовых показателей рейса, исходя из ставки фрахта: åF, åR, чистый доход в сутки: jсут.= (åF — åR) / tx.
Информация, которой оперирует диспетчер
В оперативном управлении работой флота важную роль играет информационное обеспечение:
1) Оперативная информация (информация от агентов, судов и пр.);
2) Нормативная справочная информация (обычаи порта, ТЭХ судна).
3) Статистическая информация (наличие статистики во всех расчетах).
Оперативная информация включает стандартную диспетчерскую информацию:
1) Сообщения о выполнении транспортного цикла отдельными судами, в которых содержатся данные о погрузке/выгрузке, ожидании грузообработки, плавании судна, его координаты.
2) Сведения о концентрации грузов в портах, которые позволяют спланировать работу судна.
3) Информация о состоянии портов, загрузке трюмов, скоплении судов, ледовое состояние порта и др. сведения
4) Диспетчерская информация, которую передает судно диспетчеру.
Капитан составляет и передает информацию согласно инструкции по составлению и передаче суточных оперативных отчетов с судов.
ДИСП.1/море — ежесуточно во время плавания на 18.00 Московского времени капитан передает диспетчеру следующую информацию: j и l судна; сила ветра; состояние моря; количество пройденных миль за сутки; остаток бункера и пресной воды; предполагаемое время прибытия в порт назначения.
ДИСП 1/отход — в этой информации капитан указывает время окончания грузовых операций, количество погруженного груза, количество запасов и др. сведения.
ДИСП 1/порт — ТОЖЕ ПЕРЕДАЕТСЯ В 18.00 по Московскому времени при нахождении судна в порту под грузообработкой. В этой информации указывается: вид операций (погрузка/выгрузка), количество погруженного/выгруженного груза за сутки, количество оставшегося на борту или необходимого к принятию груза, предполагаемое время окончания грузовых операций.
ДИСП 1/грузы — указывается количество груза, принятого в последнем порту захода.
Непрерывный график работы флота (НГРФ)
НГРФ составляется на 90 суток вперед, т.е. план того, что будет происходить с судном в ближайшие 90 суток. В НГРФ указывается:
— позиция судна (под погрузкой/выгрузкой, в плавании)
Источник
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК И РАБОТЫ ФЛОТА
Планирование перевозок
Основой организации и планирования работы флота и портов служит планирование перевозок. Наличие грузовой базы является предпосылкой развития транспортной системы в регионе — конкурирующих или взаимодействующих видов транспорта и способов транспортного обслуживания.
В условиях рыночных отношений, когда отсутствует не только централизованное планирование перевозок, но и производства в целом, когда не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков, определявшие в условиях централизованной экономики рациональное распределение грузовых потоков между видами транспорта и оптимальные направления перевозок, исходя из критериев народно-хозяйственной эффективности,изучение и формирование грузовой базы и планирование перевозок является прерогативой перевозчика. Эти функции в пароходствах и судоходных компаниях выполняют специальные структурные подразделения (службы, отделы) маркетинга, грузовой и коммерческой работы. Анализ грузовой базы, привлечение грузовых потоков и планирование перевозок судовладельцы осуществляют самостоятельно либо при помощи посредников — через брокерские фирмы, выплачивая им соответствующие вознаграждения.
С целью завоевания фрахтового рынка или грузовой базы и борьбы с конкуренцией судовладельцы объединяются в конференции и пулы.
Конференциипредставляют собой монополистические соглашения картельного типа, заключаемые для получения более высоких прибылей в области перевозок на определенных грузопотоках. Этими соглашениями предусматривается распределение или доля участия в перевозках каждой компании-участника объединения и другие вопросы (тарифы и допустимые границы их изменения, взаимные обязательства и т. д.).
Пулы— соглашения между судоходными компаниями об их доле участия в перевозках грузов и размерах прибылей. Доли обычно устанавливаются в зависимости от количества работающего тоннажа. Существуют различные типы пулов:
• грузовой, имеющий дело с распределением только долей в перевозках;
• комбинированный (по грузам и прибылям).
Самой распространенной формой пула является комбинированный. Проблемы создания подобных объединений становятся актуальными для речных пароходств и судоходных компаний — особенно для тех, которые осуществляют перевозки экспортно-импортных грузов. Организационно-правовой попыткой такого объединения можно считать «Генеральное соглашение АО речного транспорта европейских бассейнов по организации перевозок грузов и использованию флота».
При планировании перевозок и выработке политики — стратегии и тактики поведения на фрахтовом рынке, судоходные компании должны учитывать естественные факторы тяготения грузовых потоков к тому или иному виду транспорта. Эти факторы обусловливаются размещением производительных сил, географическим расположением пунктов зарождения грузовых потоков и их назначения.
Планирование перевозок является чрезвычайно важным и ответственным этапом обеспечения эффективного функционирования судоходных компаний, работы флота, портов и других предприятий и организаций водного транспорта. Проблемы планирования перевозок, заключения сделок и их оформление более подробно изучаются в специальных научных дисциплинах, например: маркетинг, коммерческая эксплуатация.
Источник
Виды планирования на морском транспорте, их назначение и характеристика
21. Виды планирования на морском транспорте, их назначение и характеристика.
На морском транспорте существуют следующие виды планирования:
перспективные-генеральные; текущие годовые; оперативные; квартальные; месячные; рейсовые.
В генеральном плане определяются основные направления развития морских перевозок в целом по транспорту и морским бассейном.
Годовой составляется с расчетом наибольшего охвата экспортно-импортных перевозок и балластных пробегов, сокращения сроков доставки и скорости перемещения, максимального сокращения трудовых, денежных затрат, получение максимальной валютной прибыли.
Оперативные квартальные планы составляются на основе конкретных заявок грузоотправителя. Ведущим является принцип комплексного рассмотрения потребностей в перевозках и имеющихся транспортных ресурсов с целью лучшего использования технических средств флота и портов. К оперативному планированию относится также НГРФ.
Квартальный план перевозок разрабатывается с разбивкой по месяцам. Выполнение квартальных и месячных планов перевозок грузов транспортным флотом осуществляется рейсовыми планами, которые представляют собой приказ капитану судна перевезти определенное количество груза и в определенное время на конкретной линии с указанием портов загрузки и выгрузки. С помощью рейсового плана доводят до экипажей судов оперативные производственные задания, вытекающие из годового, квартальных, месячных планов перевозок,. решаются вопросы организации работы на судне.
Текущее (годовое) и оперативное планирование работы грузовых транспортных судов в системе технического планирования входят составной частью как судовое планирование. На морском транспорте при решении задач судового планирования исходят из текущих и оперативных планов перевозок, расписаний грузовых линий, а графики трамповых рейсов отражают результаты специального вида планирования — рейсового.
2. Система показателей планирования работы флота.
Различается три вида планирования: перспективное, текущее и оперативное. По другому признаку планирование бывает календарное- на конкретный срок и непрерывное, например НГРФ. При любом виде планирования устанавливается система плановых показателей. Показатели бывают количественные и качественные. Количественные показатели показывают абсолютную величину данного показателя (сутки, тонны, мили, доходы, фин. результат), Качественные-это удельные показатели, т.е. определяются отношением двух или нескольких показателей (себестоимость — отношение расходов к количеству груза, ЧВВ на судо-сутки или тоннаже-сутки и т.д). По другому признаку показатели бывают: технико-эксплутационные (количество груза, мили, бюджет времени и т.д) и валютно-финансовые (доходы, ЧВВ, себестоимость и т.д., т.е. где присутствуют рубли или валюта).
Основные показатели работы флота:
загрузка(Q), коэффициент использования грузоподъемности(г=Ql/DчL-отношение тонно-мили к тоннаже-милям), грузовместимости(к = qul/WL — отношение произведения объема груза на длину пробега к произведению грузовместимости судна на длину пробега), пассажировместимости (Рм), коэффициенты сменности грузов(=Q/Q=L/l -отношение суммы перевозки грузов к среднему количеству груза, отношение общего пробега судна к средней дальности перевозки грузов), средняя суточная эксплуатационная скорость(сут=DчL/DчTх— отношение тоннаже-миль к тоннаже-суткам), затраты времени на отдельные операции, коэффициент использования календарного периода(Кэ=DчTэ/Dч365- отношение тоннаже-суток в эксплуатации к тоннаже-суткам календарного периода), коэффициент загрузки(заг=Q/Dч-отношение фактической загрузки судна к действительной грузоподъемности), количество тонно-миль на тонну грузоподъемности (QL= гDчvсутtх)
23. Характеристика форм и видов организации перевозок грузов и работы флота, их особенности, преимущества и недостатки.
Морские перевозки грузов и работа транспортного флота по общим признакам подразделяется на три группы: по виду плавания, форм судоходства, виду сообщений, по связи с другими другими видами транспорта.
По виду плавания — плавание в каботаже, заграничные перевозки и загранплавание.
По формам судоходства :
Трамповое- работа судна не связана с постоянными районами плаваниями, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, цена перевозки устанавливается по соглашениям сторон.
Линейное- форма судоходства, которая предназначена для перевозки пассажиров и мелкопартионных грузов по заранее объявленому расписанию, оплатой по тарифу.
По виду сообщения- морские сообщения-это плавание судов и участие морского транспорта в процессе доставки груза от отправителя получателю:
местные- припортовое и прибрежное плавание на сравнитель коротких пробегах, в районе деятельности портов;
бассейновое и внутрибассейновое- плавание для выполнения каботажных и заграничных перевозок, расположенных в одном бассейне;
между бассейные или океанские сообщения- дальние перевозки, порты расположены в разных морях.
морские — морской транспорт не связан с друними видами транспорта; комбинированные- происходит обмен грузами между морскими и другими видами транспорта на причалах порта; бесперевалочные- перегрузочные операции производят не непосредственно с грузами, а подвижными средствами (вагонами, лихтерами, автомашинами).
Источник