- Портал для школьника. Самоподготовка
- Тютчев как океан объемлет шар земной. Анализ стихотворения тютчева » как океан объемлет шар земной» и текст этого стихотворения
- Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Писатели Приморья
Портал для школьника. Самоподготовка
Тютчев как океан объемлет шар земной. Анализ стихотворения тютчева » как океан объемлет шар земной» и текст этого стихотворения
«Как океан объемлет шар земной…» Фёдор Тютчев
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Анализ стихотворения Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»
Впервые стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения — образ бездны, часто встречающийся в творчестве Тютчева. Здесь она представлена читателям таинственной и прекрасной. При помощи буквально нескольких строк поэту удалось передать все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Почему же пугает человека эта восхитительная картина? За глубиной бездны скрывается нечто, которое разум не в состоянии постичь. Так рождается практически первобытный страх. Звездное небо по ходу стихотворения превращается в огненную пучину, что позволяет Тютчеву продемонстрировать одновременно два чувства — восхищение и испуг.
Крайне важен для «Как океан объемлет шар земной…» мотив сна, характерный и для других произведений поэта, например, «Сон на море», « «. Погружение в сон дает шанс лирическому герою постичь тайны мироздания, прикоснуться к жизни собственной души вне реальности, законов разума. Ночь становится временем откровений. Человек откликается на ее зов, стремится к познанию. Но постичь секреты вселенной практически невозможно, и в этом заключается трагедия. Согласно мысли Тютчева, люди вынуждены постоянно плыть, окруженные со всех сторон пылающей бездной. Они одиноки, слабы разумом. Получается, человек — всего лишь беспомощная песчинка в масштабах бесконечной вселенной, вечный скиталец, ни на миг не прекращающий движения. Неизмеримость окружает его: снизу — океан, сверху — небеса. Бесконечность и безбрежность мира для поэта — не просто философская сентенция. Они вобраны в его душевную жизнь. Для Федора Ивановича не существовало разделения на космическое и личное. Его индивидуальное бытие полностью растворено во вселенском.
«Как океан объемлет шар земной…» принято относить к «ночной» лирике Тютчева. Для нее характерно употребление высокой лексики и слов церковнославянского языка. Кроме того, часто встречаются поэтизмы. Что касается рассматриваемого стихотворения, то в нем к первой категории относится «глас», ко второй — «челн».
Тютчев — поэт-философ. Этот тезис в очередной раз подтверждается при внимательном изучении именно «ночной» лирики. По ней можно понять отношение Федора Ивановича к человеку и его предназначению, к проблемам познания, к космосу, к бытию отдельного индивида.
Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения Ф. И. Тютчева “Как океан объемлет шар земной… ”) Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит.. . Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Стихотворение “Как океан объемлет шар земной… ” написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер и т. д.) , поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева. Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста. Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая — над его мыслями. Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их. Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” — полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.
Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высокоодаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового философского миропонимания. Поэт отказался от лиро-эпического рода поэзии, у него нет мотивов фантастики, свойственных балладам Жуковского. Тютчев посвятил свою лирику философско-психологическим проблемам. Его понимание жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. Вместе с тем лирика Тютчева полна романтической значительности, отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы; в этом — сильная сторона его творчества.
Истинное величие поэта Тютчева обнаруживается в его философской лирике. И хотя за всю первую половину 1830-х годов в печати появилось лишь пять его стихотворений, именно в произведениях этого периода творчества автор в высшей степени проявляется как гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог, способный говорить о смысле бытия человеческого, жизни природы, связи человека с этой жизнью, любви. Именно к этому периоду творчества поэта относятся стихотворения «Как океан объемлет шар земной» (1830) и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835).
«Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространств», — писал Паскаль, философия которого так поражала воображение Тютчева. Не отсюда ли появились в лирике поэта образы, вызывающие у человека чувство тревоги, особенно обостряющееся ночью, когда исчезает призрачная преграда — видимый мир — между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами»:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой…
На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный, еженочный гул…
У лишенного зрения «ночного» человека обостряется слух, и он слышит «еженочный гул», шум стихии, который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. Это ощущение приближения неизведанного, непостижимого сближает стихотворения «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» по тематике, по общему настрою.
С другой стороны, сам характер переживаний лирического героя в первом стихотворении глубоко отличен от характера переживаний героя второго произведения Тютчева. В первом случае герой чувствует, что он, человек, житель Земли, со всех сторон окружен действительной, настоящей бездной — Вселенной. А что есть Вселенная? Об этом даже страшно помыслить. Во втором же случае лирический герой делает робкую попытку «изведать неизведанное», он даже осмеливается сделать предположение о происхождении, о природе Вселенной:
Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном:
Неизвестность для Тютчева неизменно отождествляется с образом природы, например в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» небытие воплощается в образе океана, разбушевавшейся стихии, а в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» — в образе звездного неба. Такой прием часто в литературе называется одушевлением. Но здесь особый случай. Одушевление как художественный прием есть разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева — это не художественный прием, а философское убеждение, не «красивое словцо», а точное наименование, называние вещей своими именами. Действительно, океан и звездное небо вызывают у читателя неизбежную ассоциацию с бесконечностью, с потусторонним миром, приходящим к человеку только во сне. А образы Земли, сада, яблонь, цветов олицетворяют реальную жизнь, явления, доступные человеку. Отсюда возникающая и в том, и в другом стихотворениях параллель «день — ночь»: день, как и «земная жизнь», понятен, его можно описать и изучить, он светел и ясен, но его сменяет ночь, которая, напротив, воплощает нечто зыбкое, неуловимое, таинственное. Эти две категории, как черное и белое, напоминают о самой сущности природы — борьбе и единстве противоположностей, а значит, и о сущности человека, плывущего по жизни:
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
На основе сопоставительного анализа двух стихотворений Ф.И. Тютчева можно сделать вывод о том, что в философской лирике поэта пейзаж — это слепок с того, что находится внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, мира и хаоса, и является соединением и объединением этих двух миров. Трудно все это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое — та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный великим поэтом, не может не восхищать своей емкостью и выразительностью. Как сказал в свое время И.С. Тургенев, описывая творческий метод Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникнутая им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Ф. Тютчев мастерски отображал человеческое бытие, используя образы природы. Ярким примером этого является стихотворение «Как океан объемлет шар земной». Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как океан объемлет шар земной» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в период с 1828 до 1830 гг., впервые опубликовано под названием «Сны» в журнале «Галатея» в 1830 г.
Тема стихотворения – человеческие сны.
Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышлениее автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей — перекрестная АВАВ.
Метафоры — «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».
Эпитеты – «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».
Сравнение — «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».
История создания
Произведение было написано в 1828-1830 г., когда поэт проживал в Мюнхене. За границей он имел возможность пообщаться с немецкими философами и мастерами пера. Так в его творчестве начинают преобладать философские мотивы.
Анализируемое стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Галатея» под названием «Сон». В этом же периодическом издании были напечатаны и другие творения Тютчева. Они демонстрировали талан поэта, но известность ему не принесли.
В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространенный в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».
Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первых строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же, воспринимается, как нечто неотрывное от сна. Сны — мощная стихия со « звучными волнами ».
Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку вдаль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле — небо, манящее нас своими звездами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод.
Композиция
Композиция стихотворения простая. По смыслу оно не делится на части, представляя целостное монолог о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.
Жанр стихотворения — элегия, так в рассказе лирический герой предается неторопливым философским размышлениям над поставленной проблемой. Стихотворный размер — пятистопный ямб. Автор использовал разные виды рифмовки: в первой строфе — кольцевую АВВА, во второй и третьей — перекрестную АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы поэт создал яркие оригинальные образы, используя в каждом стихе средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены». При помощи сравнения создается ключевой образ: «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами» . Эпитеты дополняют картину: «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».
Шум океана воспроизводится при помощи аллитерации «с», «ч»: «настанет ночь — и звучными волнами стихия бьет о берег свой» .
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Источник
Писатели Приморья
Книга «Писатели Приморья» вышла, к сожалению, после смерти её автора Сергея Филипповича Крившенко. За рукопись книги автор удостоен посмертно 1-й городской премии мэра Владивостока Владимира Николаева. Над этим материалом автор работал кропотливо и долго. Здесь представлен полный список писателей Приморья, живущих ныне и ушедших от нас, их биографии и творческое наследие И что примечательно, все перечисленные авторы создавали не вычурные однодневки, чтобы поскорее заскочить на литературный олимп, а глубокие произведения, заставляющие читателя задуматься о своей судьбе и судьбе государства. Мы ещё не раз вернёмся в нашем журнале к этой книге, и будем рассказывать о судьбах приморских писателей, печатать их произведения. А сегодня следует сказать доброе слово в адрес автора, кропотливо собиравшего материалы, чтобы оставить потомкам память. Думается, что эта книга станет хорошим помощником для преподавателей литературы в пропаганде творчества приморских литераторов.
Автор — Сергей Филлипович Крившенко родился 6 октября 1930 года в селе Григорьевка Михайловского района Приморского края.
«Могу считать себя коренным Дальневосточником, — писал он в автобиографическом очерке. — Мой прадед по материнской линии переселился в Приморье морским путём в 1883 году— он прибыл на первом переселенческом пароходе Добровольного флота “Россия” 13 апреля 1883 года. Из Одессы пароход вышел 4 марта 1883 года и больше месяца находился в пути…
Детство писателя прошло в селе Григорьевка.
— Бегали на Утёсную, — вспоминал Сергей Филлипович, так называлась речка, даже с усечённым окончанием — Утесна. Ходили рыбачить на Чихезу, потом ставшую Абрамовкой. Григорьевка — село почти степное, «вольная степь», как говаривали в старину, открытая взору от сопки Третьячки до самых синих сопок на западной стороне, где заходило солнце. В центре села была старая церковь, которое превратили в одно время в школу, и рядом — другое здание школы. Здесь Сергей Филиппович окончил семь классов, и семья его переехала в районный центр Михайловку, где будущий писатель окончил десятилетку.
Ещё будучи студентом Владивостокского педагогического института, он напечатал свои первые литературные рецензии, в частности, на книги Фёдора Гладкова о детстве и повесть Олега Щербановского «В море». Литературные способности привели его в литературный отдел газеты «Боевая вахта». В 1959 году Крившенко стал работать в молодёжной газете «Тихоокеанский комсомолец». Здесь мне и привелось познакомиться с этим удивительным человеком. Я тогда занимался в литературном объединении при Доме культуре моряков, занятия вёл замечательный писатель, открытой, доброй души человек—Василий Трофимович Кучерявенко. Мне было семнадцать лет. Я работал судосборщиком на «Дальзаводе», и всё ещё было впереди. Василий Трофимович и посоветовал мне отнести стихи в молодёжную газету.
С волнением поднимался я по крутым деревянным ступенькам на второй этаж редакции. Первым, кого я там увидел, был ответственный секретарь молодёжной газеты Лев Николаевич Князев. В то время мои стихи уже звучали по краевому радио, и вот мой приход в зету.
… Прошло более сорока лет, трудно вспомнить тот первый разговор с Сергеем Филипповичем и Львом Николаевичем. Но это был, как помнится тёплый приём, стихи были напечатаны, а уже через годы Сергей Филиппович Крившенко и Лев Николаевич Князев давали мне рекомендацию для вступления в члены Союза писателей России.
«Оправдаю ли я их доверие, — крутились в голове мысли, — смогу ли сказать что-то свое?»
… Просматривая эту книгу, сохранившую память потомкам о 83 литераторах Приморья, я заново переосмысливаю титанический труд нашего уважаемого профессора (он долгие годы преподавал в Дальневосточной университете) и мы – литераторы, уважительно называли его «Наш профессор». Конечно, были у нас и недопонимания друг друга. В творчестве это так и должно быть. Но всегда после таких разговоров я задумывался и переосмысливал свою позицию, чтобы иди по жизни правильно.
И всё же при всей расхожести мнений во время обсуждений тех или иных творческих вопросов мы уважали друг друга и старались поддержать товарища по перу, если он попадал в беду. Сергей Филиппович был человеком безотказным и бережно относился к творчеству любого литератора. Возможно, в нём и была струнка старого хитрого лиса, но он был, как говорят, дока в своём деле и, очевидно, здесь именно таким и нужно было быть.
В Союз писателей Сергея Филипповича приняли 21 декабря 1978 года.
Им написано более 400 работ разного жанра—от газетных заметок до монографий и книг.
Трепетно и бережно относился он к истории литературы на Дальнем Востоке. Поднял целый исторический пласт судьбы первого поэта Владивостока Павла Гомзякова, первого мариниста Приморья Александра Максимова, много писал о поэтах, погибших во Второй Мировой Войне.
Последние его книга «Плавать по морю необходимо». Это документально-исторические очерки о русских мореплавателях в жизни и литературе. И размышления о героическим и трагическом в романе Александра Фадеева «Разгром». Кстати, в этом году будет отмечаться 105-я годовщина со дня рождения Александра Александровича Фадеева. И вот последняя книга, вышедшая посмертно, «Приморские писатели». За неё автору присуждена посмертно первая премия, учреждённая мэром Владивостока в области литературы.
Тираж книги небольшой — всего 400 экземпляров. Тем важнее, чтобы она появилась в библиотеках края. Открыв её, читатель познакомится с теми, кто своим пером прославлял наш край и был его летописцем.
В альманахе «Литературный Владивосток» за 2000год было опубликовано стихотворение Сергея Филипповича Крившенко «По духу брат нам океан». Чувствуется, что его душа тянулась к художественному осмыслению бытия и хотелось написать что-то в стихах или прозе, но он не отходил от предначертанного ему судьбой рассказывать о других, выводить на литературную тропу других, а сам как бы со стороны смотрел на литературный процесс и фиксировал его для нашей памяти, чтобы и мы не забывали тех, кто был до нас, что он оставил в литературном наследии Приморья.
ПО ДУХУ БРАТ МНЕ ОКЕАН
Встречает солнечный рассвет
Моя родная сторона.
Дороже края в мире нет!
Шуми приморская волна.
По духу брат нам океан:
Он распахнул для нас Восток.
Морской характер жизнью дан
Тебе, родной Владивосток.
И здесь Россия, наша Русь.
Не говорим, что это рай.…
Тебя люблю, тобой горжусь,
Мой штормовой таёжный край!
Пришли на эти берега
Со всех российских мы широт.
Встречали сопки и тайга
Отважный русский наш народ.
А берег дик был и суров
И неизвестностью манил….
Сошёл с фрегата Комаров,
Арсеньев дебри здесь торил.
Здесь мой причал и отчий дом,
Здесь ждёт меня любовь моя.
Отсюда в плаванье идём
Мы в океаны и моря.
Привет, родная сторона!
Владивосток, встречай рассвет!
Шуми, Приморская волна,
Дороже в мире края нет.
Источник