Почему каспийское море называют седой каспий

Уголки России: седой Каспий

16-03-2012, 20:36 | Инфо-справка / Туризм | разместил: Swarm | комментариев: (0) | просмотров: (3 668)

Каспийское море у большинства не ассоциируется с местом возможного отдыха. Российская часть его побережья расположена в основном в Дагестане, а он отпугивает потенциальных туристов. Но этот уникальный водоем сам по себе является достопримечательностью. Самое большое в мире соленое бессточное озеро имеет все данные, чтобы стать мировым курортом.

В детстве при слове «море» я представляла себе именно море Каспийское. И все моря посему выглядели в моем восприятии именно так: это волны с седыми гребешками, в которые можно весело прыгать, это горькая соленость темной воды, это пляжи, сплошь усыпанные мелкими ракушками… Теперь же «поехать отдыхать на Каспийское море» — звучит несколько экзотично. Между тем, оно не похоже ни на какое другое. Ведь это и не море вовсе…

Каспийское море — самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, а называется морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Вода в Каспии соленая, что повышает его лечебные свойства.

По одной из гипотез Каспийское море получило свое название в честь древних племен коневодов — каспиев, живших до нашей эры на юго-западном побережье Каспийского моря. За всю историю своего существования Каспийское море имело около 70 наименований у разных племён и народов. Недаром в народе к нему обращаются, как к мудрому старцу: «Седой Хазар!». Так, древнерусское название — Хвалынское или Хвалисское, происходило от названия жителей Хорезма. В арабском, персидском и турецком языках оно называлось Хазарским морем.

Читайте также:  Название города во круг которого море

На российском побережье расположены города — Лагань, Махачкала, Каспийск, Избербаш и самый южный город России Дербент. Портовым городом Каспийского моря считается также Астрахань, которая, однако, находится не на берегу Каспийского моря, а в дельте Волги, в 60 километрах от северного побережья Каспийского моря. Средняя глубина Северного Каспия составляет четыре-восемь метров, максимальная не превышает 25 метров.

В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень. Кроме того, только в Каспии водится такая ценнейшая рыба, как белуга.

Длина российской береговой линии Каспийского моря — 530 километров с обширными песчаными пляжами, теплым морем и ионизированным воздухом. Российские курорты на Каспийском море сейчас не особенно популярны среди жителей других регионов страны и иностранцев. Идею туристической поездки в Дагестан многие воспринимают неоднозначно, сомневаясь в безопасности.

По развитости туристической индустрии Каспийское побережье значительно проигрывает Черноморскому. Но перспективы для летнего пляжного отдыха здесь хорошие: море прогревается рано и курортный сезон на пляжах Дагестана может длиться с мая по сентябрь включительно, средняя температура морской воды в летний период — 21 градус тепла. В году — более 100 ясных дней.

В отличие от Черноморского побережья, покрытого галькой, на Каспии чистый желтый бархатистый морской песок. Каспийское море мельче, чем Черное, поэтому быстрее прогревается и купальный сезон здесь наступает раньше, чем на Черном море. Красоту Каспийского побережья хорошо дополняют живописные горы, находящиеся вблизи Дербента. Здесь и древнейшие морские окаменелости, поднятые горообразованием на тысяче метровую высоту, и проявления различных форм карста. Об окрестных пещерах сложено много легенд. Некоторые из них являются местом поклонения местных жителей.

В советское время в Дагестане отдыхали туристы со всех уголков Союза. Если по качеству услуг местная туристическая отрасль уступала курортам и санаториям черноморского побережья, то были и свои преимущества — менее дорогой отдых, более теплое море и отличное песчаное побережье. На Каспийском побережье пляжи огромные — Махачкалинский (80 километров), Самурский (42 километра), Манасский (48 километров), Каякентский (40 километров). Здесь около 150 баз отдыха, пансионатов, санаториев, детских лагерей. Кроме государственных гостиниц и пансионатов, в Дагестане появилось много частных больших и маленьких отелей.

В среднем стоимость номеров за одни сутки колеблется от 500 до 1000 руб. за одноместные, 700-1500 за двух- трехместные, до 1500-2000 за «люкс» и апартаменты.

В Дагестане можно заняться и другими видами туризма: тут круглый год есть покрытые снежными шапками вершины — для альпинистов, бурные реки для любителей рафтинга. Также существуют маршруты по историческим местам.

На побережье Каспия расположена столица Дагестана Махачкала. Это красивый и хорошо обустроенный город с весьма развитой инфраструктурой. Махачкала хочет быть туристическим городом, и в администрации Махачкалы приняли проект строительства курортной зоны «Лазурный берег». Площадь застройки будет приблизительно 300 гектаров. Правда, завершить этот проект намечают только к 2017 году.

Из всего Каспийского побережья России в плане туризма южнодагестанское побережье Каспия с центром в Дербенте является наиболее привлекательным. Самой природой Дербенту уготовано быть центром туризма и отдыха. Здесь умеренно континентальный климат. Дербентский район относится к субтропикам: здесь произрастают цитрусовые, инжир, гранат, миндаль, грецкий орех, виноград и много других культур. Период с мая по сентябрь считается пляжным. Обилие солнечных дней, теплое море с песчаными берегами, благоустроенные турбазы и кемпинги, уникальные памятники седой старины — все это создает благоприятные предпосылки для превращения Дербента в один из известных центров туризма в России.

Город Избербаш не менее красочен. Чистый горно-морской воздух, насыщенный ароматом лесов, растущих на невысоких грядах предгорий Большого Кавказа, прекрасные пляжи Каспийского моря привлекают сюда туристов и отдыхающих со всей России. Основные курортные ресурсы: морской климат, обширная пляжная песчаная полоса на побережье Каспийского моря, обилие прекрасных ландшафтов, сочетание горного и морского пейзажа, наличие минеральных источников, в том числе геотермальные способствуют восстановлению здоровья человека.

Ростуризм также обратил свой взор на Каспий, решив взяться за развитие круизного туризма… «Причем маршруты могут быть как внутрироссийскими (по линии Астрахань-Махачкала-Дербент), так и международными. Возможна также «стыковка» с круизными маршрутами по Волге», — полагают в Ростуризме.

Что должно заманить путешественников в этот не самый популярный сейчас регион? «Каспийское море, находясь на юге России, обладает климатическими преимуществами, довольно редкими для нашей страны. Также Каспийское побережье представляет большой интерес с культурно-исторической точки зрения», — уверены чиновники. Пока же ведомство заказало исследование, посвященное круизному бизнесу в России вообще и его перспективам на Каспии в частности.

«Круизы по Каспийскому морю — достаточно странная затея. Там часто бывают штормы, нужны морские теплоходы, которые очень дороги, а главное непонятно, каких туристов такие круизы могут вообще заинтересовать», — говорит гендиректор компании «ВодоходЪ» Александр Трофимов. По его мнению, в России есть более очевидные круизные направления: «По Балтике не плавает ни одного российского корабля, хотя потенциал у этого маршрута огромный».

Также одним из направлений морского отдыха на Каспии является лечебно-оздоровительный. Морской климат сам по себе лечит многие недуги. Большинство санаториев Дагестана расположены на берегу моря или неподалёку от него. Многочисленные минеральные источники и грязи, целебный климат, прекрасные ландшафты, пляжная полоса вдоль побережья Каспия, воздух — все это прекрасные условия для лечения и отдыха людей.

Повышается спрос и на спортивно-оздоровительный туризм. Туристы сейчас желают не только отдохнуть и развлечься, но и внести ноту активности в отдых. Это происходит за счет появления экстремального, горнолыжного, экологического туризма.

Но, безусловно, нынешний экономический спад в республике, нестабильность в обществе, постоянное упоминание Дагестана в связи с взрывами и терактами резко снижают туристскую привлекательность региона. А жаль, Каспийское море — действительно заслуживает того, чтобы на нем побывать.

Источник

Десять загадок Каспийского моря

12 августа в казахстанском Актау состоится саммит прикаспийских государств. Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан должны подписать конвенцию о правовом статусе Каспия и поделить его ресурсы между собой. Нефть, газ и рыба много лет остаются предметом международных споров. Но помимо этих богатств море хранит в себе множество загадок.

Море или озеро?

Каспий — это озеро, потому что является замкнутым водоемом, не соединенным с Мировым океаном. Но называть его морем — не ошибка. По размеру (около 390 тыс. кв. км), глубине (до 1025 м), солености и геологической структуре дна это в общем-то море. Кроме того, в прошлом Каспий через Кумо-Манычскую впадину соединялся с Азовским морем (и некоторые ученые-практики, кстати, предлагают прорыть по линии бывшей впадины судоходный канал с системой шлюзов).

А еще раньше, миллионы лет назад, на этом месте был океан Тетис. Каспийское, Черное, Азовское и Аральское моря, а также озеро Балатон в Венгрии — это все остатки древнего Тетиса.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Нефтяная платформа в Каспийском море

Кто такие каспии?

Каспийское море на Руси называли по-разному: Гирканское, Хвалынское (или Хвалисское), Хазарское море (в Иране его и сейчас так называют), Абескунское, Сарайское, Сихай, Дербентское, Табасаранское, Мазандаранское, Туркменское, Астраханское, Хорасанское и проч.

Нынешнее название сравнительно новое, книжное и пришло из греческих источников, в частности, из «Географии» Страбона. По легенде, это имя морю дали из-за племени каспиев — коневодов, живших на юго-западном побережье еще до нашей эры.

А вот почему целая династия королей Нарнии звалась Каспианами (Каспийскими) — знает только Клайв Стейплс Льюис.

Почему море дышит?

Сколько помнят историки, уровень воды в Каспии регулярно меняется — то повышается, то понижается. Последнее повышение происходило в 1978—1995 годах — вода поднялась более чем на два метра, но все равно осталась ниже уровня Мирового океана. В последующие четыре года уровень моря снизился на 30 см, а сейчас мы наблюдаем незначительные колебания — вверх-вниз в пределах 20 см.

Судя по историческим хроникам, в прошлом море поднималось еще сильней, затапливая пути миграции и торговли и меняя историю прикаспийских цивилизаций. Не исключено, что на дне Каспия лежат руины древних городов.

По поводу причин такой нестабильности есть несколько версий. Но большинство ученых склоняются к тому, что уровень воды зависит от климатических изменений и многолетних показателей стока Волги — крупнейшей реки, питающей Каспий.

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Итиль — Каспийская Атлантида?

Легендарная столица средневекового Хазарского каганата — Итиль, по одним данным, находилась в дельте Волги, по другим — на острове в северном Дагестане. Поисками ее занималось не одно поколение археологов, но следов Итиля так и не нашли. Вполне возможно, что стены его сейчас покоятся на дне моря. Во всяком случае, Хазария закончила свое существование в еках — как раз во время очередного мощного подъема уровня Каспия.

В историческом архиве Испании хранится письмо кагана Иосифа, которое он написал сановнику Кордовского халифата (государство, ранее занимавшее территорию современных Испании и Португалии): «Я уже стар, но все, что помню, — вкус нашего местного винограда. Однако все, что раньше давало тот прекрасный урожай, стало затапливаться. Виноградников не осталось, вместо них появились тростники, и наш остров тонет». Об этом пишет в своей книге дагестанский историк Мурад Магомедов.

Путешественник Евгений Гвоздев, много раз пересекавший Каспийское море, рассказывал, что, проплывая на своей яхте вдоль побережья Калмыкии, он видел на глубине 3−4 метров камни явно рукотворного происхождения. Об этом рассказывает глава отделения Географического общества в Дагестане Эльдар Эльдаров. Сам мореплаватель Гвоздев погиб 10 лет назад во время очередной кругосветки.

Кто построил Сабаиль?

Если Итиль считается полумифическим городом, то подводный Сабаиль — самый что ни на есть реальный факт. Сабаильский замок был построен в XIII веке на острове в Баиловской бухте близ Баку в 350 метрах от нынешнего берега. После подъема уровня моря он оказался полностью затоплен. Археологи достали из глубины так называемые «Баиловские камни» — плиты с изображениями животных, растений и людей и надписями на арабском языке. Одна из них гласит, что замок был возведен «в эпоху царя мудрого, справедливого, Вспомоществуемого Аллахом, победоносного Ала ад-Дунайа ва-д-Дин, Ширваншаха, царя ислама и мусульман, венца царей и султанов… в 632 году хиджры» (то есть в 1234/35 году). Невольно вспоминаются сказки про Аладдина и его прекрасный дворец, построенный джинном.

Сейчас «Баиловские камни» хранятся в бакинском музее «Дворец Ширваншахов».

Источник

Познавательно — творческий проект в старшей группе на тему: «Седой-седой каспий»

лариса гусарова
Познавательно — творческий проект в старшей группе на тему: «Седой-седой каспий»

Проект «Седой-седой Каспий» может быть приурочен к Всемирному дню моря, который отмечается 29 сентября.

Кто живет на берегу моря, тот уже не представляют своей жизни без него. Рыбаки ловят рыбу, пароходы перевозят грузы, яхтсмены бороздят море на яхтах, виндсерферах.

Каспийское море — самое большое озеро на Земле. По причине большого размера его стали называть морем. Свое название море получило от имени древних племен — каспиев.

Но, к сожалению, из бесед с детьми видно, что они очень мало знают о море, о флоре и фауне Каспийского моря. Их родители также не владеют достаточной информацией об истории Каспия, современных проблемах, связанных с загрязнением моря.

Вопросы охраны окружающей среды стоят сегодня очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Работа по проекту поможет и детям, и родителям, и педагогам лучше узнать о море, а, следовательно, поможет в более бережном и осознанном отношение к нему.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Привитие любви к Каспийскому морю.

Задачи проекта:

• формировать у детей элементарные представления об истории Каспийского моря и его обитателях;

познакомить детей с тружениками Каспия;

• учить видеть в окружающем красоту, любоваться восходом и заходом солнца на море;

• воспринимать музыкальные и художественные произведения о море, проявлять и отражать свои чувства в рисунках, аппликации, речевой деятельности.

• воспитывать бережное отношение к природе.

• владеть понятиями «морские обитатели моря»;

• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

• знать о взаимосвязи с другими обитателями;

• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

• составлять описательные рассказы о море с использованием опорной схемы;

• формировать безопасное поведение на воде.

Этапы проекта

1 этап — организационный

1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море».

2. Подбор художественных произведений, стихов о море.

3. Сбор материала из истории Каспия.

4. Мотивация деятельности детей («Что мы знаем о Каспийском море, «Что мы хотим узнать?», «Как мы можем об этом узнать?»).

2 этап — основной

знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», С. Сахарнов «Кто в море живёт?»;

разучивание стихов: Р. Гамзатов «Скажи, родимый Каспий»; знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок; словотворчество;

рассматривание репродукций картин: И. К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»; «В голубом просторе»; А. Боголюбов «Парусник в море»; Абдуллаев Вадим «Утро на Каспии«; Ковалёв Руслан «Закат на Каспийском море»;

• Слушание песен о море (Антонова, Вахида Аюбова «Каспийское Море» и др.).

— История Каспия

— Обитатели Каспия

словотворчество (составление описательных рассказов о море, подбор определений, глаголов (Море – говорит, шумит, бурлит, грохочет, шелестит, плещется, рыдает, стонет, журчит, ласкается, яростно спорит, кипит, разбивается, расстилается, берег лижет, тайны хранит);

— коллективная аппликация «В морских глубинах»,

— ручной труд — украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек);

• собрание коллекции «Сокровища Каспийского моря» (ракушки);

сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Рыбаки Каспия» (формирование представлений о профессиях, связанных с морем);

настольные игры: «Поймай рыбку», «Морское путешествие»; «Остров сокровищ»;

подвижные игры: «Водяной», «Водолаз», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки»;

• викторина «Что ты знаешь о Каспии:

-В каком заливе Каспийского моря высадился Петр (Аграханскийй залив.

— Почему Каспийское озеро называют морем? (огромный размер).

— Назовите заливы Каспия, относящиеся к Дагестану (Кизлярский и Аграханский заливы).

— Какие породы осетровых рыб водятся в Каспийском море? (Белуга, осётр, севрюга, белорыбыца).

— Как называлось Каспийское море у разных народов в разные времена? (Хазарское, Хвалынское, Гирканское, Дербентское).

— Какая самая большая рыба Каспия? (Белуга).

— Как называется тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём? (Бриз).

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Сотрудничество с семьёй:

• Консультация «В жаркий день на пляже».

• Фотовыставка «Отдых на море».

• Составление детей вместе с родителями описательных рассказов о море.

• Подбор материала из истории Каспия.

• Беседы с родителями о безопасности на воде.

• Совместное развлечение «В гостях у Нептуна».

3 этап — итоговый

1. Продукты проектной деятельности

— описательные рассказы о море и о морских обитателях;

— фотографии досугов на море;

— коллективная аппликация «В морских глубинах»;

— поделки из природного материала (ракушки, камни).

2. Презентация проекта:

— представление и защита проекта на педагогическом совете;

— комплексное занятие «Самое большое озеро».

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. В ходе реализации проекта дети получат больше знаний о море вообще и Каспийском в частности, его морской фауне и флоре. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к морскому миру, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания и смогут отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, станут бережнее относиться к природе, не загрязнять море, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

1. Детская энциклопедия. Царство животных. Москва ОНИКС 21 век 2001 г.

2. Каспийское море в книге: А. Д. Добровольский, Б. С. Залогин. Моря СССР. Изд-во Моск. ун-та, 1982.

3. Лора Уэйд. Загадки моря

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду М., Просвещение, 2001г.

5. Рыжова Н. А. Волшебница — вода. М., Линка- Пресс, 1997г

6. Скоропулова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва 2008г.

7. Три сокровища Дагестана из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан»

8. Энциклопедия. Живой мир. Лесли Колвин и Эмма Спиэр. Перед с английского Г. И. Рожковой. Москва «РОСМЭН» 1999

Психологическое занятие в детском саду “Море”

I.Организационный момент: Волшебница -воспитатель приглашает детей в путешествие. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.

II.Слушание музыки: Волшебница (после слушания):

— Что вы услышали?

(Примерные ответы детей: льется вода, кричат птицы, брызги)

— Куда мы попали? (Мы оказались на морском берегу, мы слышали крик чаек, песни дельфинов, шум набегающей на берег волны, брызги от удара волны о берег).

— Какое море: быстрое или спокойное, шумное или тихое, слабое или сильное, доброе или сердитое…”

III. Игра – превращение (под музыку). «Я превращаю вас…в быструю волну, бегущую к берегу и ударяющуюся со всей силы о берег; в маленькие песчинки и ракушки, лежащие на берегу, которые качают волны; в маленькие лодочки и большие корабли, плывущие по спокойному морю или попавшие в шторм; в добрых дельфинов, играющих в воде; в сердитых голодных акул или добрых медуз (по желанию детей); в детей (садятся за столы).

IV. Игра «Угадай на ощупь”. Дети сидят за столами.

1.Предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить на ощупь: «Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” «Что это?”— дети отвечают: «Ракушки”.

2. Открывает карточку, показывает ракушки,предлагает проверить ощущения детей и пофантазировать: «На что это похоже?”

3. Предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить… «Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” «Что это?”— дети отвечают: «Песок”.

4. Открывает карточку, показывает песок, предлагает проверить ощущения детей и пофантазировать.

V. Рисование (под музыку).Волшебница: «А теперь закроем глаза (включается музыка) и вслушаемся в музыку. Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, о чем рассказывает музыка”.

(Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку по очереди и ребенок очень тихо рассказывает педагогу, что он представил и что хочет изобразить).

VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг.Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом,рисунка и определить в зависимости от тематики:

• Какое настроение изобразила Магомед и Патя?

• Кого встретил Гаджи и Мадина на берегу?

• У кого день пасмурный, а у кого солнечный?

• У кого шторм сильнее?

• В каком теплом море мы купались бы с удовольствием?

Дети становятся в круг: (звучит музыка)

— Каким вы услышали море?

(бурлящим, шумным, сильным, сердитым)

— А от чего люди бывают сердитыми?

(Дети приводят примеры)

— Я предлагаю показать с помощью мимики, какими сердитыми бываете вы. А теперь снимите ваше сердитое настроение (Дети изображают, как снимают комбинезон с головы до ног) и положите его на самую верхнюю полку (подпрыгивают и кладут, чтобы его никто не достал.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Что растет на грядке?» Актуальность Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается.

Познавательно-творческий проект «Осень золотая в гости к нам пришла» (вторая младшая группа) .

Познавательно-творческий проект «Осень в гости к нам пришла» в разновозрастной группе Тип проекта: педагогический познавательно-творческий Классификация: Долгосрочный (сентябрь – ноябрь) Состав участников: групповой Участники.

Познавательно-творческий проект «Петушок — золотой гребешок» во второй младшей группе Актуальность. Наш детский сад находится в поселке, но многие из детей живут в благоустроенных квартирах и никогда не видели настоящих домашних.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Есть игрушки у меня…» Краткое описание проекта: Для каждого периода развития ребёнка характерна своя ведущая деятельность, которая определяет интересы и соответствующее.

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Познавательно – творческий проект в подготовительной.

Познавательно-творческий проект в средней группе ЗПР Тема проекта: «Волшебная вода». Тип проекта: информационно-исследовательский. Участники проекта: 1. Дети средней группы с ОВЗ. 2. Воспитатели.

Познавательно-творческий проект во 2 младшей группе «Осень разноцветная» «Осень разноцветная познавательно-творческий проект. Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе.

Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий Проект «Служба спасения» Проект краткосрочный, познавательно-творческий Срок реализации проекта: 16-17 марта 2015-2016 уч. год. Участники.

Творческий проект на тему: Творческий проект «Образ сказочной птицы в художественной деятельности детей» Творческий проект на тему: «Образ сказочной птицы в художественной деятельности детей» Участники проекта: дети. воспитатели, ПДО, родители.

Источник

Оцените статью