Интегрированное занятие «Подводный мир океана»
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Ознакомление детей с подводным миром океана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС (К)ОУ общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст. Родниковской, Краснодарского края
«Подводный мир океана»
Воспитатель: Борисова О.А.
Цель: ознакомление детей с обитателями океана, их отличительными признаками.
Задачи: обогащение знаний о животных океана, их существенных отличительных признаках, особенностях строения;
развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, мелкой моторики кистей рук, эстетических представлений, вкуса;
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.
Словарная работа: Мировой океан – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый; экспедиция, батискаф, рыба –еж, рыба – бабочка, морской конек, коралловый риф, кораллы, морская звезда, медуза, осьминог.
Технические средства: видеопроектор, компьютер, экран, аудиомагнитофон.
Материалы: глобус, презентация «Подводный мир океана», кроссворд «Обитатели океана», картинки с изображением морских животных, морские камешки, фигурки морских животных из соленого теста, панно, краски, кисточки, баночки с водой, палитра.
Методические приемы: рассказ, беседа, художественное слово, игровой момент, дидактическая игра, фронтальная и индивидуальная работа.
Предварительная работа: чтение книг и просмотр видеофильмов о подводном мире, рисование, лепка морских животных из соленого теста, разучивание с детьми стихотворений , загадок.
I. Организационный момент.
— Сегодня чудесный день, улыбнитесь друг другу. Ребята, вы узнаете много интересного на этом занятии. Надеюсь, что вы все примите в нем активное участие. У каждого из вас на столе лежат морские камушки, которые вы будете откладывать за каждый правильный ответ.
II. Сообщение темы занятия.
— Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Синяя страница». (читает ребенок)
А эта страница морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда.
И листья подводных растений
Качает, как ветер вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
В мирах, где нет фонарей.
— Ребята, догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии?
Тема нашего занятия «Подводный мир океана». ( слайд № 1)
Океан в два с лишним раза больше, чем вся суша Земли. Он состоит из четырёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого. Моря — это часть океана. Все океаны сообщаются между собой и образуют единый Мировой океан. ( слайд № 2) ( показать на глобусе)
III. Постановка цели.
— Я предлагаю организовать экспедицию. Экспедиция – это путешествие с определенным заданием. Мы отправимся путешествовать в подводное царство океана, где познакомимся с его обитателями. А также оживим яркими красками морских животных из теста и заселим ими наш маленький океан- панно.
— Ребята, как вы думаете на чем можно путешествовать в подводном мире?
— А отправимся мы в экспедицию на глубоководном аппарате – батискафе.
Батискаф – это маленькая подводная лодка, которая предназначена для наблюдения и изучения морских обитателей, морского дна.
— Для чего предназначен этот аппарат?
— На батискафе соблюдаем следующие правила: быть внимательными, правильно отвечать на вопросы. Подводное путешествие будет проходить по следующему плану. ( см. приложение 1.)
— Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
Начинаем погружение на дно океана. Как здесь красиво, как много животных и растений ! ( слайд № 4)
— Дети, кого вы видите на фотографиях? (слайд № 5)
— К какой группе животных они относятся? ( дельфин, кит — млекопитающие)
( слайд № 6 ) Дельфин – морское животное из рода китов, дышит легкими, а не жабрами. На голове у него есть отверстие, через которое он вдыхает воздух, питается рыбой. Рождает детёнышей в воде и выкармливает их молоком. Живет в стае , общается с другими с помощью свиста. Любит играть и резвиться в волнах. Легко привыкает к человеку и может прийти к нему на помощь.
( слайд № 7 ) Самые большие жители на планете Земля – это киты. Самый огромный представитель этого отряда синий кит достигает в длину 33 метров и весит эта махина порядка 100-120 тонн. Даже трудно себе представить эту громадину, при этом он питается крилем и мелкими рачками, съедая за день от трёх до шести тонн криля, в зависимости от размера.
( слайд № 8 ) Вообще киты очень разнообразные, есть и более мелкие представители, например белый кит или нарвал, их размеры значительно скромнее порядка трёх, четырёх метров в длину. Белых китов называют «морскими канарейками», потому что они поют и щебечут как птицы. Киты и дельфины ориентируются под водой по слуху.
( слайд № 9 ) Они издают звуки, напоминающие щелчки. Эти звуки ударяются обо что то твердое и отражаются эхом. По этому эху они определяют, что находится у них на пути. Очень интересный метод ловли рыбы у горбатых китов. Они стаей окружают косяк рыбы, опускаются значительно ниже них и по кругу пускают воздушные пузыри. Рыба в панике сбивается в плотные косяки, и вся китовая стая выныривает с раскрытыми пастями и поглощает загнанную рыбу.
( слайд № 10 ) — Опускаемся на батискафе еще ниже и понаблюдаем за рыбами океана.
( слайд № 11 ) Бабочка, с её множеством удивительных цветов и узоров, является одной из самых распространённых обитателей рифов. Темная полоса, проходящая на уровне глаз, и черная и круглая точка на хвосте, вводят в заблуждение хищников, которые путаются, в каком направлении она может скрыться. Яркие цвета этой рыбы сливаются с фоном рифов, что также делает её менее уязвимой со стороны хищников. Средний размер этой рыбы составляет примерно 20 см. Обитает бабочка в тропической части морей и океанов. Питается коралловыми полипами, червями и другими мелкими беспозвоночными.
( слайд № 12 ) Особенностью этой рыбы является способность надуваться во время опасности. Вместо побега рыба — ёж использует свой желудок и способность глотать огромное количество воды, чтобы превратить себя в практически несъедобный шар, в несколько раз превышающий нор -мальные размеры. Некоторые виды также имеют шипы на своей коже, что делает их более страшными.
( слайд № 13 ) Почти все рыбы-ежи содержат ядовитое вещество, которое делает их шипы смертельно опасными для хищников. Рыбы – ежи обитают в теплых морях. Питаются в основном беспозвоночными и водорослями. Крупные особи едят моллюсков и мидий.
( слайд № 14 ) Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
( слайд № 15 ) Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов. Хвост – это руль, с помощью которого он удерживается на плаву, а также прикрепляется им за водоросли. Перемещается морской конек с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Размножается путем откладки икры.
Физминутка ( см. приложение 2 )
— А теперь опустимся на самое дно океана.
( слайд № 16 ) Коралловый риф похож на фигурную подводную изгородь изумительной красоты. Он образуется из множества скелетов крошечных животных – кораллов. Кораллы живут огромными колониями в теплых тропических морях. Животным необходим солнечный свет, поэтому свои рифы строят на мелководье.
( слайд № 17 ) Кораллы не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки от других рыб. Они бывают разных расцветок, разной формы и величины.
( слайд № 18 ) — Кого вы видите на этих фотографиях? Давайте познакомимся с ними поближе.
( слайд № 19 ) -Звёзды, медузы, осьминоги – беспозвоночные животные. У них нет скелета. В теле осьминога почти нет твердых частей. Самые мягкотелые – это медузы. Они прозрачные и на берегу их также сложно разглядеть, как и в воде. Большинство беспозвоночных — хищники, охотящихся на различных животных: улиток, двустворчатых моллюсков, ракообразных, рыбу.
— Каких млекопитающих животных вы знаете?
— Назовите морских рыб?
— Каковы же отличительные признаки рыб? ( жабры, плавательный пузырь, плавники, хвост, чешуя )
— Чем рыбы отличаются друг от друга? ( размером, формой, окраской)
— Каких ещё морских обитателей вы встретили в нашем путешествии?
— А теперь сделаем паузу для развлечений.
V. Кроссворд «Обитатели океана». ( см. приложение 3)
VI. Чтение стихотворения С. Тетерина «Морская прогулка»
VII. Физминутка ( см. приложение 4 )
VIII. Морская викторина.
— Какая рыба вооружена лучше других? ( рыба – меч)
— Какая рыба бьет током? ( скат)
— У какой рыбы есть фонарь? ( рыба удильщик)
— Кто живет в брошенных раковинах? (краб)
— Кто такой морской конек?
— Как рыбы дышат под водой?
— Для чего рыбам нужны плавники и хвост?
— Какие морские животные умеют петь? ( дельфин, белый кит)
— Какие животные любят играть в море?
IX. Экологическая сказка.
В теплом море жил морской конек. Он любил путешествовать. По пути он встретил морскую черепаху , осьминога, дельфина. Морские обитатели рассказали коньку о своих бедах.
Теплоход по морю плыл,
Вдаль туристов увозил.
На борту они гуляли
И отходы вниз кидали.
Баржа мимо проплывала,
Нефть по корпусу стекала.
Но люди там не понимали,
Что природу засоряли.
Много жителей морских
Так погибло из-за них.
— Опечалился морской конек, грустно стало ему, так как помочь своим друзья он не мог.
— Ребята, кто виноват в бедах морских жителей?
— Какие советы вы можете дать людям? (не засорять окружающую среду, любить и охранять природу)
X. Практическая часть.
1. — На нашем батискафе есть художественная мастерская. Давайте с помощью кисточек и красок оживим морских животных и заселим ими наш океан – панно.
— Ребята, прежде чем мы приступим к работе , давайте вспомним как правильно смешивать краски на палитре, технику безопасности при работе с кисточкой.( Далее дети разукрашивают фигурки морских животных из соленого теста под запись «Звуки моря»)
2. Составление коллективного панно.
— Ребята, наша экспедиция подошла к концу и нам пора возвращаться.
— Какие открытия для себя вы сделали?
— Каких морских обитателей вы встретили в пути?
— Что посоветовали людям?
— Как может помочь человек обитателям морей, рек, прудов?
— Дети, я рада, что вы на занятии испытали радость познания нового.
Вы хорошо потрудились. А сейчас мы узнаем кто из вас был самым любознательным, активным, внимательным. Посчитайте свои камешки, которые вы отложили за правильные ответы.
( поздравление и награждение грамотой победителей)
- Всем хочу сказать большое спасибо за занятие.
Источник
Подводный мир Тихого океана (Рудакова Арина)
Сообщение
На тему: Тихий океан
Подготовили
Ученики 7 а класса
Красичкова Алёна, Щукина Ульяна, Бойко Каролина, Евтушенко Артём, Сисин Евгений, Рудакова Арина, Стародуб Мария, Кулиш Денис
Содержание
• Описание и характеристики
• Исследование Тихого океана
• Подводный мир Тихого океана
• Течения Тихого океана
• Рельеф дна Тихого океана
• Полезные ископаемые Тихого океана
• Хозяйственное использование Тихого океана
Описание и характеристики:(Щукина Ульяна)
• Средняя глубина — 3988 м. Самая глубокая точка океана (она же является самой глубокой точкой в мире) расположена в Марианской впадине и называется Бездной Челленджера (11.022 м).
• Средняя температура: 19-37°С. Самая широкая часть Тихого океана расположена в экваториально-тропических широтах, поэтому температура поверхностных вод значительно выше, чем в других океанах.
• Размеры: площадь — 179,7 млн. кв.км, объем — 710,36 млн. кв.км.
Чтобы представить, насколько велик Тихий океан, достаточно цифр: он занимает треть нашей планеты и составляет почти половину Мирового океана.
Исследование Тихого океана (Красичкова Алёна)
Согласно исследованиям ученых, Тихий океан — самый древний на планете. Его формирование началось в меловой период мезозоя, то есть более 140 млн. лет назад. Освоение океана началось задолго до появления письменности. Люди, жившие на берегу величайшей акватории, пользовались дарами океана уже тысячелетия назад. Так, экспедиция Тура Хейердала на бальсовом плоту Кон-Тики подтвердила теорию ученого о том, что острова Полинезии могли заселить выходцы из Южной Америки, которые смогли пересечь Тихий океан на таких же плотах.
Для европейцев история освоения океана официально исчисляется с 15 сентября 1513 года. В этот день путешественник Васко Нуньес де Бальбоа впервые увидел водную гладь, расстилавшуюся до горизонта, и окрестил ее Южным морем.
По легенде свое название океан получил от самого Ф. Магеллана. Во время своего кругосветного путешествия великий португалец впервые обогнул Южную Америку и оказался в океане. Проплыв по нему более 17 тысяч километров и не испытав за все это время ни одного шторма, Магеллан окрестил океан Тихим. И только более поздние исследования доказали, что он ошибался. Тихий океан на самом деле — один из самых неспокойных. Именно здесь случаются самые крупные цунами, а тайфуны, ураганы штормы здесь бывают чаще, чем в других океанах.
С этих пор началось активное исследование самого большого океана на планете. Перечислим лишь самые знаменательные открытия:
1589 г. — А.Ортелий публикует первую в мире детализированную карту океана.
1642-1644 — океан покоряет А.Тасман и открывает новый материк — Австралию.
1769-1779 — три кругосветных плавания Д. Кука и исследование южной части океана.
1785 — плавание Ж. Лаперуза, исследование южной и северной частей океана. Таинственное исчезновение экспедиции в 1788 году до сих пор будоражит умы исследователей.
1787-1794 — путешествие А. Маласпина, который составил подробную карту западного побережья Америки.
1725-1741 — две Камчатские экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Чирикова, исследование северной и северо-западной части океана.
1819-1821 — кругосветное путешествие Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открытие Антарктиды и островов в южной части океана.
1872-1876 — организована первая в мире научная экспедиция по изучению Тихого океана на корвете «Челленджер» (Англия). Были составлены карты глубин, рельефа дна, собрана коллекция флоры и фауны океана.
1949-1979 — 65 научных рейсов судна «Витязь» под флагом Академии Наук СССР (измерение глубины Марианской впадины и подробные карты подводного рельефа).
1960 — первое погружение на дно Марианской впадины.
1973 — создание Тихоокеанского океанологического института (г. Владивосток)
С 90-х годов ХХ столетия началось комплексное изучение Тихого океана, которое объединяет и систематизирует все полученные данные. В настоящее время приоритетными являются направления геофизики, геохимии, геологии и коммерческого использования дна океана.
Подводный мир Тихого океана (Рудакова Арина)
Флора и фауна подводного мира в Тихом океане — самая богатая и самая разнообразная. Здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана. Самым густонаселенным считается акватория близ Великого Бальерного рифа.
Вся живая природа океана расположена согласно климатическим поясам — на севере и юге скуднее, чем в тропиках, зато общая численность каждого вида животных или растений здесь больше.
Тихий океан дает больше половины мирового улова морепродуктов. Из промысловых видов наиболее популярны лососевые (95% мирового улова), скумбрии, анчоусы, сардины, ставриды, палтусы. Ведется ограниченный китовый промысел: усатых и кашалотов.
О богатстве подводного мира красноречиво свидетельствуют цифры:
· более 850 видов водорослей;
· более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
· около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
· более 6 тыс. видов моллюсков.
В Тихом океане обитает самое большое число эндемиков (животных, которые водятся только здесь): дюгони, морские котики, каланы, сивучи, голотурии, полихеты, леопардовые акулы.
Природа Тихого океана изучена только процентов на 10. Каждый год ученые обнаруживают все новые виды животных и растений. Например, только в 2005 году было найдено более 2500 новых видов моллюсков и более 100 видов ракообразных.
Течения Тихого океана (Кулиш Денис)
Аляскинское — омывает западное побережье Северной Америки и доходит до Берингова моря. Распространяется на большие глубины, вплоть до дна. Скорость течения: 0,2-0,5 м/с. Температура воды: 7-15°С.
Восточно-Австралийское — самое крупное возле австралийских берегов. Начинается на экваторе (Коралловое море), проходит вдоль восточного побережья Австралии. Средняя скорость — 2-3 узла (доходит до 7). Температура — 25°С.
Куросио (или Японское) — омывает южные и восточные берега Японии, перенося теплые воды Южно-Китайского моря в северные широты. Имеет три ветви: Восточно-Корейское, Цусимское и Соя. Скорость: 6 км/ч, температура 18-28°С.
Северо-Тихоокеанское — продолжение течения Куросио. Пересекает океан с запада на восток, возле берегов Северной Америки разветвляется на Аляскинское (уходит к северу) и Калифорнийское (к югу). Возле берегов Мексики сворачивает и пересекает океан в обратном направлении (Северо-Пассатное течение) — вплоть до Куросио.
Южное Пассатное — протекает в южных тропических широтах, тянется с востока на запад: от берегов Южной Америки (Галапогосских островов) до берегов Австралии и Новой Гвинеи. Температура — 32°С. Дает начало Австралийскому течению.
Экваториальное противотечение (или Межпассатное) — тянется с запада на восток между Северо-Пассатным и Южно-Пассатным течениями.
Течение Кромвеля — подповерхностное противотечение, которое проходит под Южным Пассатным. Скорость 70-150 см/сек.
Калифорнийское — западная ветвь Северо-Тихоокеанского течения, протекает вдоль западных берегов США и Мексики. Скорость — 1-2 км/ч, температура 15-26°С.
Антарктическое циркумполярное (или течение Западных Ветров) — огибает весь земной шар между 40° и 50° ю.ш. Скорость 0,4-0,9 км/ч, температура 12-15 °С . Это течение часто называют «ревущими сороковыми», так как здесь свирепствуют мощные штормы. От него в Тихом океане ответвляется Перуанское течение.
Перуанское течение (или течение Гумбольдта) — протекает с юга на север от берегов Антарктиды вдоль западного побережья Чили и Перу. Скорость 0,9 км/ч, температура 15-20 °С.
Рельеф дна Тихого океана (Евтушенко Артём)
Тихий океан самый глубокий. Рельеф его дна сложный. Шельф (материковая отмель) занимает относительно небольшую площадь. У берегов Северной и Южной Америки его ширина не превышает десятков километров, а у берегов Евразии шельф измеряется сотнями километров. В окраинных частях океана расположены глубоководные желоба, причем в Тихом океане находится основная часть глубоководных желобов всего Мирового океана: 25 из 35 имеют глубину более 5 км; и все желоба, глубиной свыше 10 км, — таких 4. Крупные поднятия дна, отдельные горы и хребты разделяют ложе океана на котловины. На юго-востоке океана расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в глобальную систему срединно-океанических хребтов. С системой глубоководных желобов и горных сооружений на материках и островах, прилегающих к океану, связана почти непрерывная цепь действующих вулканов, образующих Тихоокеанское “огненное кольцо”. В этой зоне часты также наземные и подводные землетрясения, вызывающие гигантские волны — цунами.
Полезные ископаемые Тихого океана (Сисин Женя)
Тихий океан скрывает богатейшие месторождения самых разных минералов. Как на поверхности морского дна, так и в его недрах были найдены огромные залежи минеральных запасов. В настоящее время на ложе океана уже выявлены перспективные залежи полезных ископаемых.
Например, запасы фосфорных конкреций, содержащих и ряд редких металлов, в том числе цирконий, достаточно велики, хотя окончательно не разведаны. Недалеко от Шри Ланки были обнаружены залежи баритовых конкреций. Их разработка сулит значительную выгоду, так как пищевая и химическая промышленность постоянно нуждается в этом ценном сырье.
В 1873 году английской кругосветной экспедицией на «Челленджере» впервые обнаружены железо — марганцевые конкреции. Кроме этих двух металлов, конкреции содержат медь, никель, кобальт, молибден, то есть являются многокомпонентными рудами. На шельфах многих стран добывают газ и нефть.
По имеющимся оценкам, в недрах Тихого океана содержится до 40% запасов газа и нефти всего Мирового океана.
Полезные ископаемые Тихого океана очень разнообразны.
Но к важным минеральным ресурсам океана относится, несомненно и его вода, которая содержит множество разнообразных веществ, находящих применение в промышленности. Экономистами подсчитано, что стоимость всех веществ, которые растворены в кубическом километре морской воды, примерно равна миллиарду долларов. Может быть, ужаснувшись этим огромным цифрам, экономисты не пошли дальше и не стали пытаться подсчитать, сколько же может стоить весь Мировой океан.
Хозяйственное использование Тихого океана (Стародуб Маша)
Тихий океан и его моря омывают побережья континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд. человек. К основным видам природных богатств океана относятся его биологические ресурсы. Водам океана свойственна высокая продуктивность (около 200 кг/км2). В последние годы Тихий океан занимает первое место в мире по добыче рыбы и морепродуктов. На шельфе океана началась добыча полезных ископаемых: месторождения нефти и газа, руд олова и других цветных металлов; из морской воды получают поваренную и калийную соли, магний, бром. Через Тихий океан проходят трассы мирового и регионального судоходства, на берегах океана расположено большое количество портов. Самые важные линии проходят от берегов Северной Америки к дальневосточным берегам Азии. Энергетические ресурсы тихоокеанских вод велики и разнообразны, но используются пока недостаточно. Хозяйственная деятельность человека привела к сильному загрязнению некоторых акваторий Тихого океана. Особенно это проявилось у берегов Японии и Северной Америки. Истощились запасы китов, ряда ценных видов рыб и других животных. Некоторые из них потеряли свое былое промысловое значение.
Интересные факты (Бойко Каролина)
Со дня открытия бездны Челленджера в 1875 году на самое дно Марианской впадины спускались всего три человека. Последнее погружение состоялось 12 марта 2012 года. А отважным водолазом был ни кто иной, как знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон.
• Для многих представителей фауны Тихого океана свойственен гигантизм: гигантские мидии и устрицы, моллюск тридакна (300 кг).
• В Тихом океане свыше 25 тысяч остров, больше чем во всех других океанах вместе взятых. Здесь же находится и самый древний остров на планете — Кауаи, чей возраст исчисляется 6 миллионами лет.
• В Тихом океане «рождается» более 80% цунами. Причина тому — большое количество подводных вулканов.
• Тихий океан полон тайн. Здесь много мистических мест: Море Дьявола (возле Японии), где пропадают корабли и самолеты; кровожадный остров Пальмира, где гибнут все, кто там остается; остров Пасхи со своим загадочными идолами; Лагуна Трук, где находится самое крупное кладбище военной техники. А в 2011 году недалеко от Австралии был обнаружен остров-признак — остров Сэнди. Он то появляется, то исчезает, о чем свидетельствуют многочисленные экспедиции и спутниковые фото Google.
• На севере океана обнаружен так называемый Мусорный континент. Это большая мусорная куча, содержащая свыше 100 млн.тонн пластиковых отходов.
Источник