Конспект урока в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Музыкальные шедевры формируют у ребенка основу эстетического вкуса, представления об идеале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse._muzyka_na_molberte.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Развивать образное мышление обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.К.Чюрлениса симфоническая поэма «Море», наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), исполнение песни «Я рисую этот мир», муз. А.Ермолова .
Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают результаты деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия).
Познавательные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; анализируют и делают выводы.
Регулятивные: формулируют проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке.
Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения; умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе; слушать друг друга.
Организация пространства : фронтальная, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, музыкальный материал: М.К.Чюрленис симфоническая поэма «Море», песня «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов; презентация.
- Включение в учебную деятельность.
Звучит музыка А. Ермолова «Я рисую этот мир», дети входят в класс.
Психологический этюд «Солнышко».
- Постановка учебной задачи.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Герман Гессе, швейцарский писатель
Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки (звук – основа музыки, цвет – основа живописи). Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками).
- Самоопределение к деятельности.
Ребята отгадайте загадку:
Стоит за кульманом чертежник.
А перед чем стоит художник?
Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)
Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте.…», а в конце урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.
4. Работа по теме.
Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед — школьник).
— Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.
Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.
В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.
Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.
В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.
Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.
После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.
Работа по картинам.
— Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.
Картина «Соната моря».
- Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» — «Аллегро»?
- Что вы можете сказать о деталях картины?
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.
Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Вторая картина «Сонаты моря» — «Анданте».
- Каково ваше впечатление о картине?
- Что вы можете сказать о деталях картины?
- Какова «динамика» произведения?
Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.
Третья картина «Сонаты моря» — «Финал».
Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.
5 . Динамическая пауза .
Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу – чайку.
Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим как чайка – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – чайка». Потом выдохните. Вдох. «Я чайка», — выдох. Вдох. «Я – чайка» — выдох. Шея чайки вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.
Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.
Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит море. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.
Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.
И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Был замечательный полёт! ( Присаживайтесь).
- Продолжение работы по теме.
Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их, пожалуйста.
- Что услышали в музыке?
- Какие музыкальные инструменты звучали?
- Менялось ли состояние моря?
- Как менялось?
Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 6 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»
- Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)
- Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)
Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты) . Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев). Арфе нет равных в передаче образов движения воды.
Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным)
Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)
Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.
Молодцы. Композитор назвал свое произведение симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература).
Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись).
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», картины соната «Моря» какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? (спокойное, бушующее).
А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений?
Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые.) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.
Давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник).
Сейчас я снова вам предлагаю перевоплотиться, но теперь уже в художников. Давайте насладимся еще раз звучанием симфонической поэмы «Море». Будем с вами художниками и ощутим многообразие цвета и нарисуем свои цветовые ощущения. При этом подбирайте те краски, которые наиболее полно передают ваши эмоциональные ощущения.
Постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления в своем воображении и цветовыми пятнами и линиями на бумаге.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море» (под музыку дети рисуют).
Анализ работ детей.
Какими цветами передано состояние моря и почему?
Вам удалось увидеть музыку, ведь вы изобразили красками свои музыкальные впечатления.
Вывод: произведения музыки, литературы и изобразительного искусства передают живописные образы и музыкальные звучания. Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Исполнение песни «Я рисую этот мир» муз. А. Ермолов.
- Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.
— Над какой темой работали?
— Сумели ли ответить на главный вопрос темы?
Итак, ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.
Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.
— С каким настроением вы работали на уроке? (мажор, минор).
— Оцените свою работу на уроке.
Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».
Учитель: «До свидания, ребята». Дети: « До свидания, учитель».
Источник
Море, как образ вселенной в произведениях М. Чюрлёниса
В искусстве Чюрлёниса море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал – играет особую роль. Именно эта часть планеты отражает настроение природы. Взглянув на море, мы можем получить умиротворение или ощутить гнев высших природных сил. Думаю, Чюрленис понимал, что море – есть сердце Земли, – в мистическом, символическом и человеческом смыслах. Сегодня послушаем его симфоническую поэму «Море» и посмотрим цикл из картин «Соната моря». (Послушать можно в нажем телеграм-канале – https://teleg.run/classmus/350 )
Живописный цикл «Соната моря» состоит из трех частей. Его названия соответствуют музыкальному ритму – «Аллегро», «Анданте» и «Финал». По одному названию можно понять, что художник синтезирует живопись и музыку. Так в картине «Аллегро» волны ритмически накатывают на побережье, указывая на столкновение стихий воды и земли. В музыке тоже в первой части всегда проявляется основная тема конфликта, которая особенно сильно «бьет» в финале, и указывает слушателю на разрешение или фатальность коллизии. Музыкальную драматургию выдерживает и живописный цикл «Соната моря». Это, в каком-то смысле, тоже музыкальное произведение.
Особенно хочется остановиться на второй картине «Анданте». Именно эту работу хорошо «озвучивает» симфоническая поэма «Море» , написанная Чюрленисом в темпе с одноименным названием. Вообще «Море» для Чюрлениса – это пространство в котором возникает и заканчивается жизнь. Музыкальный сюжет можно интерпретировать как морское состояние (спокойствие, шторм), но я бы сказал, что это история зарождения жизни, или вернее – весь цикл бытия, от появления на свет до смерти. Хотя, уверен, для Чюрлениса не было смерти в том виде, в каком мы привыкли ее видеть – это просто очередное пространство, например, – морское дно, где виден потопленный город, живущий своей жизнью. Ведь не зря там в окнах горит свет, что можно интерпретировать как отсутствие смерти. Центром композиции является рука, возносящая корабль со дна на морскую гладь. Душа, словно этот кораблик, которому предстоит проплыть свой путь в морской плоскости, стремясь к свету за горизонтом.
Симфоническая поэма, конечно, осмысливает путь человеческой души. Поэтому автор помещает ее в иное пространство – в свой мир красок и символов. Здесь есть печаль о безвозмездно ушедшем, что смыло морскими волнами, и о вечном, – к чему стремится душа. Думаю, что цикл этих картин поможет понять философский замысел художника, и понять тайну финала – это торжество света, достижение высшей цели или все-таки море, как пространство, смывает все корабли, оставляя в недосягаемости тот свет к которому они стремятся?
Источник