Полет птицы над морем

Морские птицы – список, названия, описание, фото и видео

Около 300 видов птиц живут на океане или около океана, питаясь рыбой и другими морскими обитателями. Они включают в себя пингвинов, поморников, чаек, гильемотов, крачек, тупиков, скиммеров, альбатросов, буревестников, глупышей, фрегатов, олушей, олухов, бакланов, тропических птиц и пеликанов.

Некоторые виды погружаются в воду с воздуха или с высоких скал. Другие скользят по поверхности, собирая себе пищу. Некоторые, такие как пингвины, могут преследовать свою добычу, плавая по воде. У большинства морских птиц есть водонепроницаемые перья и грубые, перепончатые ноги, которые помогают им грести или схватить скользкую рыбу. Многие морские птицы собираются в больших колониях для размножения, часто откладывая одно яйцо.

Колонии морских птиц

Подавляющее большинство морских птиц собирается в огромные колонии, часто возвращаясь в одно и то же место каждый год, чтобы гнездиться. Некоторые виды гнездятся на земле, в то время как другие гнездятся на скалах или в норах. Приморские скалы являются идеальными местами для гнездования, так как они находятся вне досягаемости большинства хищников, но при этом находятся близко к морю, главному источнику пищи для птиц.

Колонии морских птиц

Когда их птенцы вылупляются, родители ловят рыбу, чтобы выкормить детенышей. Тупик может нести около 10 рыб в клюве за раз. Птицы, которые питаются дальше в море, такие как гильдии, глотают свой улов, а затем, возвращаясь в свое гнездо, срыгивают его в клювы своих детей.

Читайте также:  Пелагические рыбы черного моря

Полярная крачка

Полярная крачка проводит летние месяцы в Арктике, воспитывая своих детенышей. Затем она летит до Антарктиды на расстояние около 13 000 километров, где проводит второе летнее рыболовство у побережья. Потом возвращается на север. Эта птица совершает самое длинное миграционное путешествие из всех птиц. За свою жизнь она может пролететь более 1 миллиона километров.

Голубоногие олуши

Голубоногие олуши – крупные морские птицы. Они гнездятся на крутых скалах Галапагосских островов, у западного побережья Южной Америки на экваторе. Эти птицы ныряют в море высоко с воздуха, чтобы поймать рыбу. Их конические тела легко прорезают воду, когда они движутся под поверхностью моря.

Клювы у них длинные и заостренные, с зазубренными краями для захвата рыбы. У обоих мужских и женских особей ярко-голубые ноги. Мужчины показывают свои ноги во время ухаживания, чтобы помочь привлечь к себе партнера.

Чайки

Чайки крупные белые или серые птицы. Помимо киттиваков, чайки обычно живут вблизи побережья или внутренних районов, редко выходя далеко в море. У них очень разнообразный рацион: ловят крабов и рыбу на мелководье, а также насекомых, червей, яйца, мелких млекопитающих, семена, фрукты и человеческие отходы.

Чайки забирают и крадут пищу у других птиц. Могут расшатывать челюсти, позволяя им есть продукты больших размеров. Существует более 50 видов чаек, в том числе чайка сельди и чайка с черной головой. Чайки собираются в большие колонии для гнездования. Часто демонстрируют то, что называется «поведением моббинга» – нападение на потенциальных хищников и других злоумышленников.

Великолепный фрегат

Великолепная птица-фрегат обитает в водах Центральной и Южной Америки. Она использует тепловые потоки: теплые потоки воздуха, чтобы взлететь на высоту до 2500 метров. Эта интересная, в своем роде, птица ловит рыбу и кальмаров, спускаясь к поверхности воды. Но она также крадет у других морских птиц, кусая их хвосты, заставляя их выпустить свой улов.

В брачный период горловой мешок самца становится красным и раздувается. Чем больше и краснее эта «сумка», тем больше вероятность, что он привлечет партнера.

Фаэтоны

Тропическая, морская птица, которая гнездится в колониях на океанических островах через Индийский и Тихий океаны. Она также известна под именем Маори Амокура. Имея маленькие слабые ноги, ходит с трудом по суше. Однако в воздухе тропические птицы – ловкие летчики, которые часто зависают перед погружением в поверхностные воды, чтобы схватить свою добычу. Они могут даже напасть, чтобы поймать ныряющую рыбу в воздухе.

Пеликаны

Пеликаны – крупные морские птицы с большими мешочками на горле. Их длинные клювы имеют изогнутый вниз крючок в конце верхней челюсти. Он используется, чтобы поймать крупную рыбу, которую пеликан затем бросает в воздух, так, что она сползает вниз головой по пищеводу.

Мешочек для горла используется для вылавливания из воды мелких рыб, как в рыболовную сеть, а не для хранения пищи и для последующего переваривания, как иногда полагают. Как только пеликан слил воду из своей сумки, он проглатывает свою добычу целиком. Все пеликаны ловят рыбу с поверхности воды, за исключением коричневого пеликана, который обычно ныряет за добычей.

Тупики

Тупики – маленькие черно-белые морские птицы с оранжевыми лапками и оранжево-синими полосатыми клювами. Они используют свои крылья, чтобы протолкнуть их через воду в погоне за рыбой. Тупики могут держать в своих клювах более 80 мелких рыб, которых они несут, чтобы накормить своих птенцов. Гнездятся тупики под землей, иногда в заброшенных норках кроликов.

Буревестники

Буревестники скользят, или сдвигают поверхность воды в полете. У короткохвостого буревестника длинные и узкие крылья для скоростного скольжения. Проводит свое лето на австралийском побережье. В апреле летит на север через западную часть Тихого океана в Берингово море. Затем возвращается через середину океана в сентябре. Пролетает около 15000 километров в каждом направлении ежегодно.

Морские птицы – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как альбатросам удается летать вокруг Земли

1. Альбатрос — самая крупная летающая птица в мире

Это вопрос спорный. Многие исследователи на первое место ставят кондора, хотя по размерам он сопоставим с альбатросом. Но на море первенство неоспоримо принадлежит странствующим и очень похожим на них королевским альбатросам (взрослых птиц может различить только опытный орнитолог), которые обладают самыми длинными крыльями среди всех морских птиц. Их размах достигает трех с половиной метров. Весят эти птицы 8-10 килограммов.

2. Альбатрос может неделями летать, не приземляясь

Не неделями, конечно, но часами, практически целыми днями альбатрос может парить: большую часть своей жизни эти величественные птицы проводят в воздухе, покрывая над океанскими просторами огромные расстояния. Из одной популярной книги о морских птицах в другую переписывается история о том, как окольцованный в Тасмановом море странствующий альбатрос спустя шесть месяцев был встречен у острова Южная Георгия, а еще примерно через полгода вновь был пойман у берегов Австралии. Сегодня многие известные орнитологи не без основания полагают, что в течение своей жизни странствующие альбатросы совершают несколько кругосветных путешествий, облетая с западными попутными ветрами Антарктиду. Есть данные, что этот вид может преодолеть 6 000 километров всего за 12 дней.

3. Альбатросы никогда не садятся на воду

Это, конечно, заблуждение. Садятся, и часто: ведь их пища — поверхностная рыба, моллюски, ракообразные — обитает в воде. А вот на палубу судов они действительно обычно не садятся: с ровной поверхности им взлететь трудно — мешают длинные крылья и короткие ноги. Поэтому неудобно им взлетать и с глади моря в штиль: в такую погоду странствующие альбатросы подолгу сидят на воде, неохотно и тяжело взлетают, при этом им приходится изрядно потрудиться. Вначале альбатрос разгоняется, отталкиваясь от поверхности короткими ногами, затем низко летит над водой, изредка взмахивая крыльями, и вскоре снова садится на воду. Посадка выглядит еще интереснее: выставив вперед перепончатые лапы, с широко раскрытыми крыльями, он касается поверхности воды и, словно на водных лыжах, поднимая брызги, еще несколько метров скользит по поверхности моря, после чего осторожно складывает крылья.

4. Появление альбатроса предвещает шторм

Эту примету можно считать довольно оправданной, поскольку для планирующего полета крупных альбатросов оптимальными являются сильные и умеренные ветры. Не случайно альбатрос — символ «ревущих» сороковых штормовых широт Южного океана. Однако сопротивляться урагану им тоже непросто. Кроме того, на бушующей поверхности океана им трудно отыскать добычу.

5. Альбатрос агрессивен и кровожаден

Это преувеличение, но все же не следует забывать, что альбатрос — хищник. Известны достоверные случаи, когда погибших людей в спасательных жилетах находили с выбитыми морскими птицами глазами и изувеченными лицами. Заслуженный знакомый капитан рассказал, что он был свидетелем случая, когда соскользнувший по слипу в воду моряк во время выборки трала был атакован альбатросами. К счастью для потерпевшего, его быстро удалось поднять на палубу. А в промысловых районах, например, у Фолклендских островов и на Патагонском шельфе, величественный странствующий альбатрос вместе с другими, более мелкими альбатросами и буревестниками превращается в банального падальщика, не брезгующего судовыми отбросами и отходами от производства морепродуктов.

6. Альбатрос летает, не взмахивая крыльями

Действительно, взмахи в основном альбатрос делает при взлете и при посадке, а для полета использует не столько мускульные усилия, сколько воздушные потоки. Поэтому он может парить часами без единого движения крыльев. Полет этих птиц завораживает. Можно подолгу без устали наблюдать, как альбатрос «скользит» у самой поверхности воды между валами тяжелых океанских волн, потом делает несколько редких взмахов и под острым углом к ветру поднимается ввысь. Набрав максимальную высоту, он делает крутой вираж и снова устремляется вниз к пенящимся гребням волн. И так повторяется раз за разом, вираж за виражом, час за часом. Иногда, поймав восходящие потоки воздуха, альбатрос зависает над палубой идущего судна.

7. В альбатросов переселяются души погибших моряков

Конечно, это просто старинное морское суеверие из тех времен, когда тела погибших моряков спускали в море, зашитыми в мешковину. Далее оно гласит, что альбатрос умирает в полете, касаясь крылом крыла молодого альбатроса, которому и передает человеческие души, а сам камнем падает в море. Неудивительно, что легенды об альбатросе так поэтичны — настолько прекрасен сам этот символ морской романтики.

8. Убить альбатроса — значит навлечь несчастья

Этот пункт вытекает из предыдущего. Рассказы о том, какие беды приносит морякам убийство или поимка альбатроса, бытуют с древности. В наше время, когда в районах промысла ежегодно погибают многие сотни морских птиц, в том числе и странствующих альбатросов, которые запутываются в промысловом вооружении или проглатывают рыболовную наживку, примета неактуальна. Но все же неприятности навлечь вполне можно: многие виды альбатросов занесены в международную Красную книгу

В моем личном фотоархиве сохранился постыдный снимок тридцатилетней давности: два моряка на палубе судна держат в руках убитого из ружья альбатроса. Сравните их размеры, и вы почувствуете реальную величину странствующего альбатроса. Но в полете над поверхностью моря, которое удивительным образом скрадывает размеры и расстояния, даже эта крупная птица кажется значительно меньше. Впечатление меняется, когда вы оказываетесь рядом с альбатросом.

Источник

Скопы при дальних перелетах над морем используют восходящие воздушные потоки

Рис. 1. Парящая скопа. Фото с сайта flickr.com

Крупные хищные птицы во время дальних перелетов стараются не лететь через море, делая большой крюк в обход. Считается, что это связано с тем, что восходящие воздушные потоки над водной поверхностью редкие и слабые, из-за чего хищные птицы не могут парить (как приспособленные для этого морские птицы) и вынуждены махать крыльями на протяжении всего пути, что требует больших затрат энергии. Единственное исключение — рыбоядный хищник скопа, обитающий на всех континентах, кроме Антарктиды. Эта птица способна пролетать над морем сотни километров без остановки. Исследователи из Италии и Южной Африки при помощи GPS-логгеров, оснащенных акселерометром и магнитометром, проверили, какими видами полета пользуются скопы над морем. Оказалось, что скопы далеко не всё время машут крыльями, а используют термические потоки, хотя и не так часто, как при полете над землей. Эти наблюдения таже говорят о том, что восходящие потоки воздуха над морем сильнее, чем принято считать.

Многие крупные хищные птицы имеют специальную форму тела и крыльев, позволяющую им при долгих перелетах использовать восходящие воздушные потоки — так называемое статическое парение. Так они экономят силы: поднимаются вверх с потоком воздуха, а затем скользят, двигаясь горизонтально. Над землей восходящие воздушные потоки возникают либо из-за неоднородности поверхности, когда горизонтальный ветер направляется вверх вслед за рельефом (например, в горах), либо при атмосферной конвекции, когда неоднородность температур у поверхности Земли ведет к формированию восходящих пузырей теплого воздуха — термических потоков, или термиков, как говорят парапланеристы. Особенно успешно освоили термические потоки крупные хищные птицы, например орлы с их широкими крыльями-полотенцами.

Рис. 2. Сравнение формы крыла у парящих хищных и морских птиц. 1 — альбатрос, 2 — орел. Изображение с сайта www.sivatherium.narod.ru

Однако во время миграции перелетные хищники сталкиваются с большой водной преградой — и тогда они не летят прямиком через море, а выбирают путь в обход над сушей (S. K. Meyer at al., 2000. To cross the sea or to follow the coast? Flight directions and behaviour of migrating raptors approaching the mediterranean sea in autumn). Это объясняют тем, что в море рельеф и сопутствующие ему восходящие потоки отсутствуют, а термические потоки редкие и слабые (см. I. Newton, 2008. The migration ecology of birds), поэтому парить над морем не удастся и придется постоянно использовать энергозатратный машущий полет (от него птицы быстро устают и рискуют упасть в воду и утонуть, не добравшись до берега). Это отличает перелетных хищных птиц от крупных морских птиц, которые, благодаря особому строению крыла (см. рис. 2), умеют при перелетах над морем пользоваться разницей в скорости воздушных потоков на различной высоте — то есть освоили динамическое парение. (См. список птиц, использующих парящий полет: List of soaring birds.)

Но есть одно исключение среди хищных птиц — это скопы, крупные рыбоядные хищники, достигающие 60 см в длину и 180 см в размахе крыльев. Эти птицы гнездятся по берегам различных водоемов и обитают на всех континентах, кроме Антарктиды (F. Monti, 2015. Being cosmopolitan: evolutionary history and phylogeography of a specialized raptor, the Osprey Pandion haliaetus). Скопы — специализированные рыболовы, и по характерному охотничьему поведению их можно узнать издалека: если над водной гладью зависла на одном месте, быстро взмахивая крыльями, крупная птица, то скорее всего это скопа, высматривающая рыбу. Часто за этим зависанием следует стремительный бросок вниз, всплеск воды — и вот уже хищница уносит в когтях увесистую рыбину. Скопа настолько отличается от других хищников, что ее относят к отдельному семейству. Для успешного рыболовства пальцы этих ястребообразных очень подвижны и покрыты с внутренней стороны острыми шипиками. Чтобы вода не мешала во время ныряния, ноздри скоп могут закрываться, а оперение очень плотное и обильно смазано жиром.

Скопы — дальние мигранты: европейские популяции зимуют в Африке, североамериканские в Южной Америке, а вот австралийским хорошо и без миграций. Самое поразительное — что во время миграций скопы, единственные из всех крупных хищных птиц, не боятся водных преград и способны пролетать сотни километров над открытым морем (T. W. Horton et al., 2014. Juvenile osprey navigation during trans-oceanic migration). Считается, что именно благодаря этой суперспособности скопы смогли распространиться почти на все континенты. Непрерывный полет у них может длиться очень долго: даже молодые американские скопы, пересекающие западную часть Атлантического океана, летят 36–54 часа без остановок (рис. 3).

Рис. 3. Траектории девяти молодых скоп, записанные с помощью GPS рекордеров . Птицы совершили безостановочный перелет из Новой Англии на юг Флориды, на Багамы и на Карибские острова. Разные цвета соответствуют разным особям. Исследователи даже дали скопам имена: так, светло-зеленым цветом обозначен маршрут скопы Генриетты, а красным — Феликса. Цифрами обозначены географические координаты в километрах (easting and northing). Рисунок из статьи T. W. Horton et al., 2014. Juvenile osprey navigation during trans-oceanic migration

Как «морским ястребам» удается преодолевать огромные водные пространства, точно не понятно. Несмотря на тесную связь их образа жизни с водоемами, плавать скопы не умеют. Поэтому считалось, что при длительных перелетах над водой скопы постоянно используют энергозатратный машущий полет, а значит, сильно нуждаются в попутном ветре (R. Klaassen et al., 2011. Geographical and temporal flexibility in the response to crosswinds by migrating raptors).

Команда исследователей из Италии и Южной Африки обратила внимание на морфологическое строение крыла скопы: оно длинное и узкое и формой скорее похоже на чаячье, чем на широкие крылья ястребиных птиц, парящих в восходящих воздушных потоках над земной поверхностью. Учли они и тот факт, что чайки, хоть и не очень часто, но используют парящий полет над водой. А чаще это делают тропические морские птицы — фрегаты. Это навело ученых на мысль, что восходящие воздушные потоки над теплой водой всё же имеют достаточную подъемную силу и скопы научились ими пользоваться.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые отследили движения пяти молодых скоп во время их первой осенней миграции из Тосканы (Италия) через Средиземное море. Для этого на птиц повесили комбинированные GPS-рекордеры, оснащенные акселерометром и магнитометром. Раз в пять минут рекордер посылал GPS-сигналы в течение 60 секунд.

Сопоставление данных акселерометра и магнитометра позволяло точно определять разные режимы полета птиц почти в реальном времени. При взмахе крыльями происходит рывок, поэтому сильные колебания на акселерометре соответствуют машущему полету. Колебания на магнитометре указывают на то, что птица набирает высоту. Так, ровный сигнал на обоих датчиках соответствовал скользящему полету, характеризующемуся отсутствием рывков и набора высоты (см. рис. 4, burst 3).

Рис. 4. Трехмерное изображения участка миграционного пути одной из скоп, пересекавшей Средиземное море между Италией и Корсикой 11 августа 2017 года. Желтые участки изображают двухмерную проекцию 60-секундных GPS сигналов GPS-рекордера, синие участки — пятиминутных пауз между сигналами. Врезка показывает детализированный участок записанного парящего полета, точками отмечено местоположение птицы в каждую секунду отрезка. Зеленым показаны отрезки пути, на которых птица летела так медленно, что участки, обозначенные синим и желтым при таком масштабе невозможно различить. Спиралевидный участок пути на врезке указывает на то, что термальный поток двигался на север, повинуясь южному ветру: парение кругами объясняется стремлением птицы не выходить за пределы поддерживающего термального потока, а смещение на север обусловлено попутным ветром. Справа даны показатели акселерометра (черным) и магнитометра (красным) для трех 60-секундных сигналов рекордера, позволяющих определить тип полета птицы. Сильные колебания на акселерометре указывают на машущий полет (burst 1), колебания на магнитометре и постоянное ускорение говорят о парящем полете без взмахов крыльями (burst 2), ровный сигнал на обоих сенсорах свидетельствует о скользящем полете (burst 3). Рисунок из обсуждаемой статьи в Biology Letters of the Royal Society Publishing

Для контроля исследователи отследили таким же образом полет птиц в течение одного-двух полных дней на участке миграционного пути, проходящего над сушей. Для каждого трека 60-секундные отрезки отнесли к одному из пяти поведенческих классов:

  • сидячее положение (perched);
  • линейный машущий полет (flapping flight);
  • линейный скользящий полет (птица скользит по прямой без взмахов крыльями; gliding flight);
  • паряще-скользящий полет (птица парит кругами, не взмахивая крыльями — поднимается вверх в термическом потоке, может иногда скользить; soaring–gliding);
  • паряще-машущий полет (птица парит кругами, взмахивая крыльями, поднимается вверх в термическом потоке; soaring-flapping).

Оба типа парящего полета свидетельствуют об использовании термических потоков: птица летает кругами, набирая высоту, чтобы дальше перейти к скользящему полету для перемещения в горизонтальной плоскости. Несмотря на то, что сигнал поступал раз в пять минут, погрешность таких наблюдений невысока. Птицы не меняли траекторию полета резко, что позволило получить довольно точные расчеты.

Пять наблюдаемых скоп проделали миграционный путь над Средиземным морем протяженностью от 184 до 712 км (см. рис. 5). Всего скопы провели в парении над сушей 55% своего времени, а над морем — 32% (30% днем и 39% ночью). Совершая полет над морем, птицы использовали в среднем 7,5 термических потоков на 100 км, а над сушей — 18,8. Это примерно каждые 20,3 км над морем и каждые 6,4 км над сушей. При этом скопы всё равно продолжали взмахивать крыльями: 42% времени парящего полета над морем, а над сушей — всего 24%.

Рис. 5. Миграционный путь пяти молодых скоп, цветом показан тип полета: желтый соответствует паряще-машущему полету, зеленый — паряще-скользящему, красный — машущему, темно-синий — скользящему. Фоновый цвет отражает разницу между температурами воздуха и поверхности моря: красный – 5,2 °С, розовый – 2,5 °С, белый – 0 °С, голубой — −2,5 °С, синий — −5 °С. На рисунке f показано соотношение частоты парящего полета и разницы между температурами воздуха и поверхности моря, величина точек отражает размер выборки в этом значении. Рисунок из обсуждаемой статьи в Biology Letters of the Royal Society Publishing

Высота, на которую птицы поднимались над морем, была в среднем в 1,6 раз меньше, чем над сушей: над морем в среднем на 237 метров (максимум на 899 м), а над сушей — на 333 метра (максимум на 1974 м). Частота парящего полета над морем возрастала, когда вода становилась теплее воздуха: при температуре воды на 3°C выше температуры воздуха время парящего полета над морем составило 46% от общего времени полета.

Таким образом, впервые удалось доказать, что хищная птица может использовать восходящие термические потоки воздуха над морем. Это поведение было отмечено и в 2017-м, и в 2018 году, что указывает на то, что оно не случайно. Результаты исследования дополняют предыдущие данные о том, что скопы используют попутный ветер, но также показывают, что птицы могут обходиться и без него. Новые данные раскрывают способности этих птиц как универсальных летунов, способных при перелете через море пользоваться преимуществами различных воздушных потоков. Однако из новых результатов вовсе не следует, что для успешного преодоления водных преград скопы не могут обойтись без термических потоков. В 2017 году скопы продолжали махать крыльями как в присутствии, так и в отсутствие восходящих потоков, так что продолжали тратить энергию даже тогда, когда это не казалось необходимым. Исследователи предполагают, что набор высоты — это скорее мера предосторожности, чем экономия энергии. Ведь если лететь низко, то остается меньше пространства для маневра: можно устать, не дождавшись термического потока, и упасть в воду. Однако в 2018 году птицы прекращали взмахи крыльями на довольно длительное время — по крайней мере при наличии бокового ветра, который говорит о сильном восходящем потоке. Такой ветер может увеличивать эффективность паряще-скользящего полета по аналогии с динамическим парением альбатросов и буревестников, когда они используют горизонтальные потоки воздуха, а не вертикальные (см. C. Pennycuick, 2002. Gust soaring as a basis for the flight of petrels and albatrosses (Procellariiformes)).

Источник: Olivier Duriez, Guillaume Peron, David Gremillet, Andrea Sforzi and Flavio Monti. Migrating ospreys use thermal uplift over the open sea // Biology Letters of the Royal Society Publishing. 2018. V. 14. P. 20180687. DOI: 10.1098/rsbl.2018.0687.

Источник

Оцените статью