Полный анализ произведения море

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 24.03.2020

Море обладает поразительной, удивительной силой над человеком: оно манит, притягивает к себе, заставляет задуматься над вечными проблемами, зовет навстречу увлекательным приключениями. Недаром сторонники романтизма часто используют в своих произведениях образ этой бушующей водной стихии. Василий Андреевич Жуковский стал одним из первых русских писателей, который сравнил мятущуюся человеческую душу с морем, столь прекрасным в своем безграничном разнообразии.

История создания

Василий Андреевич написал свое знаменитое произведение «Море» в 1822 году, на самом пике своего творчества. Оставив позади некогда любимый им сентиментализм, поэт начал развивать романтическое направление. Наиболее удачной его работой стало стихотворение «Море», ставшее образцом русского романтизма.

Читайте также:  Тулун над уровнем моря сколько метров

Знаменитую элегию Жуковский посвятил Марии Протасовой, своей близкой родственнице, к которой питал нежные чувства. Мать Марии приходилась двоюродной сестрой поэту, и потому была категорически против брака дочери и кузена. Невозможность соединить судьбу с любимой женщиной Жуковский переживал очень тяжело, и душевные муки нашли свое отражение в творчестве классика.

Жанр и размер

Стихотворение Жуковского «Море» написано в жанре элегия, который был наиболее популярным в тот период, в котором жил и творил поэт. В буквальном переводе слово «элегия» означает «жалоба», и это точно отражает особенности жанра: лиризм, склонность к философским размышлениям, беспричинную тоску. Всеми этими характерными признаками обладает стихотворение «Море».

Жанр «элегия» подразумевает также и средний по объему размер произведений, который позволяет сформировать развернутое высказывание. А особую напевность, мелодичность стихотворению придает трехсложный размер.

Произведение «Море» примечательно тем, что Жуковский при его написании остановил свой выбор на белом стихе. Это указывает на отсутствие рифмы при сохранении определенного ритма и размера стихотворения. Элегия написана четырехстопным амфибрахием, который придает ей невыразимую чувственность, нежность, пронизывает все произведение поэтической грустью.

Направление

Элегия наиболее полно и точно раскрывает суть романтизма. Именно этот жанр оказался максимально близок для Василия Андреевича, который благодаря ему смог выразить свои чувства, эмоции, переживания. Свою первую элегию Жуковский написал еще в 1802 году – это было стихотворение «Сельское кладбище». Мастерски выполненный перевод произведения Грея позволил сентименталистам считать Жуковского своим преемником, однако уже тогда в лирике поэта чувствовались мотивы сопротивления, которые были присущи романтизму.

Совсем иначе заявил о себе Жуковский спустя 20 лет, написав элегию «Море». Ему удалось создать свой, ни на что более не похожий образ природной стихии, благодаря чему поэт был признан основоположником новой традиции в русской литературе. Элегия «Море» вдохновило многих отечественных классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева – на написание произведений, в которых звучала бы морская тематика. Особенно высоко ценил «Море» Александр Сергеевич Пушкин, который сам написал произведение с таким же названием.

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части:

  1. В первой части элегии лирический герой вступает в диалог с морем, которое очаровывает его. Однако герой чувствует, что за внешним спокойствием и безмятежностью таится некая тайна.
  2. Во второй части поэт уделяет внимание описанию неистовой бури. Лирический герой полагает, что безупречная гармония неба и моря была нарушена внезапным появлением «темных туч».
  3. В заключительной части герой вновь любуется спокойной стихией, которая доверчиво приоткрыла ему свою тайну.

Примечательно, что на протяжении всего повествования море остается неизменно спокойным. Буря беснуется лишь в воображении автора. Однако именно такой маневр позволяет придать всему произведению особый динамизм.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии Жуковского является, безусловно, море. Благодаря своему безусловному литературному таланту поэту удалось очеловечить море, придать ему психологические черты и качества, присущие человеку. Море в произведении Жуковского влюблено в небо, которое, отражаясь в зеркальной водной глади, дарит морю ощущение счастья и безмятежности. Однако эта идиллия может иногда нарушаться приходом грозных туч, скрывающих небо от моря. Некогда спокойная и безмятежная гладь, не видя неба, начинает волноваться, сопротивляться ненавистной мгле – так оно пытается вернуть былое счастье и умиротворение. Эта картина рисуется не в реальности, а в воображении лирического героя, которому удается раскрыть тайну моря. Благодаря этому он ощущает с ним особое родство. Чувствуется, что лирический герой также переживает личную трагедию, которая сближает его с волнующимся морем.

  1. Невозможность любви – центральная тема элегии. Таким образом Жуковский обнажил перед широкой публикой личную драму, поскольку произведение является во многом автобиографичным. Он был страстно влюблен в прекрасную Марию Протасову, но по веским причинам не мог связать с ней свою жизнь. В итоге, все, что оставалось влюбленному поэту – стать добрым другом для своей возлюбленной. Судьба Жуковского оказалась более печальной, нежели созданная им аллегория. Он наделил море многими своими личными чертами, благодаря чему водная стихия получилась очень живой и реальной, способной вызывать сопереживание.
  2. Тема борьбы – одна из главных в произведении. Его кульминацией является появление туч на небе и дальнейшее противостояние с морем. Однако одержанная победа не дарит морю заветного покоя: ожидание возвращения мглы заставляет его постоянно волноваться.
  3. Все произведение пронизано темой одиночества. Лирический герой, чувствуя себя одиноким человеком, не зря обращается к морю – в нем он видит родственную душу. Лирический герой хорошо понимает водную стихию, которая очень точно перекликается с его душевным состоянием.

Главная мысль произведения Василия Андреевича заключается в родстве природы и человека. Жуковский не скрывает своего восхищения природой, ее удивительной целостностью, гармоничностью, и призывает читателя брать на вооружение ее силу и красоту. На примере водной стихии поэт показывает, насколько важно бороться за свое счастье, не покоряться судьбе, и настойчиво идти к своей цели. Море отчаянно сражается с мглой, чтобы иметь возможность любоваться небесной лазурью. Да, оно уже никогда не будет спокойным и умиротворенным, но оно добилось своего, воссоединившись с небом.

Художественные средства

В своем произведении Василий Андреевич использует богатейшую палитру художественных средств, при помощи которых максимально полно и точно раскрывается образ моря.

Немаловажная роль в элегии отведена эпитетам. В самом начале произведения с их помощью поэт передает умиротворенное состояние водной стихии: «лазурное», безмолвное». Он оживляет море, наделяя его человеческими качествами: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». Напряжение кульминационной части элегии как нельзя лучше передают соответствующие глаголы: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Взволнованное состояние волн передает эпитет «испуганны», а противодействие двух сторон – туч и моря – выражается в эпитетах «враждебная» (мгла) и «темные» (тучи).

В заключительной части произведения точно подобранные эпитеты передают радость от встречи моря и неба: недаром «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

В элегии Жуковского «Море» можно встретить и фигуры речи, среди которых наиболее выделяются речевые обороты, характерные для романтизма: «напряженная грудь», «сладостная жизнь». В первой части произведения встречается риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?». Привлекает к себе внимание и антитеза, которая выражается путем противопоставления двух сил(ясное небо – темные тучи).

Кульминационная часть недаром заканчивается многоточием. Автор словно обрывает повествование на самой драматичной ноте, чтобы вновь сделать акцент на царственном море, одержавшим победу в схватке со мглой.

Источник

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Стихотворение «Море» Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал своё мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бёрнса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения — свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворённым, беспокойным. Идея стихотворения — показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека. Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряжённом ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых — это источник вдохновения и красоты, для иных — пространство приключений и подвигов. Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что «море у поэта — есть человек, а человек — есть море». Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения — каждый человек — это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения»Море» не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает всё происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор. Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда «нельзя объять необъятное».

Далее читатель слушает речь лирического героя с ещё большим интересом — ведь тот теперь в свою беседу вовлекает ещё и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгорячённого человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения — амфимбрахий. Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трёх идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрёстной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к «чистым», а к «неожиданным» рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи. Встречаются у автора и своеобразные «свободные» строчки, которые «белый стих» его творения делают очень красивыми.

Стихотворение «Море» изобилует олицетворениями. Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря — живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит. Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: «безмолвное море», «тревожною думой», «необъятное лоно», «глубокая тайна», «светозарной лазурью», «облака золотые», «враждебная мгла», «прошлой тревоги», «возвращённых небес», «бездне покойной».

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьёшься, воешь, подъемлешь, рвёшь, терзаешь

Жанр стихотворения — элегия. В переводе с греческого — «жалобная песня». Грусти в стихотворении много, жалоб — нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

Источник

Стихотворение «Море» Жуковского: анализ

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского — одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский – поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек – чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику – родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский – поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» — описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии – зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть – состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной – всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть – небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла – показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский – поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану – выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих – некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха – четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией – повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты — это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен — «безмолвное море, лазурное море» — помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора – «ты» — создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.

Источник

Оцените статью