Порт иран каспийское море

Иран подключит каспийский порт Энзели к железнодорожной сети

Порт Энзели в северной провинции Ирана Гилян будет соединен с национальной железнодорожной системой за счёт строительства 3,8-километрового железнодорожного маршрута. Об этом сообщает иранская Financial Tribune со ссылкой на заявление заместителя министра дорог и городского развития Хейроллы Хадеми.

По данным иранского СМИ, этот маршрут уже изучен и проработан. После того, как Энзели будет соединен с железной дорогой «Решт-Энзели» здесь начнутся мультимодальные перевозки с прикаспийским странами. С учетом этого, Энзели, расположенный вдоль Международного транспортного коридора «Север-Юг», в ближайшие годы станет ведущим транзитным каспийским портом Ирана.

Порты Ирана. Источник: seanews.com.tr

Как заявил в воскресенье, глава портовой и морской организации wwwIran Мохаммад Растад, строительство этого железнодорожного маршрута начнется до конца текущего года.

Отметим, что соединение одного из крупнейших портов Ирана на Каспии с национальной железнодорожной сетью откроет перед этим портом широкие перспективы для дальнейшего развития.

Недавно портал «Каспийский вестник» сообщал, о запуске через порт Энзели нового мультимодального транспортного коридора Китай-Казахстан-Иран (ККИ). 26 июня 2018 года в порту состоялась церемония открытия прибытием иранского корабля с контейнерным грузом из Китая. Известно, что данный коридор начинается как железная дорога из Восточного Китая – провинция Цзянсу (Ляньюньган) до Западного Китая — провинция Синьцзян (Урумчи), далее проходит через пограничный переход Казахстана Достык и по республиканской железнодорожной магистрали Жезгазган — Бейнеу с выходом на морской порт Актау (Мангистауская область). В порту Актау груз загружается на суда и доставляется в порт Энзели. С учетом преимущественного использования железнодорожного транспорта на этом маршруте, очевидно, что если к порту будет подведена железная дорога, то это существенно усилит его конкурентноспобность.

Читайте также:  Японское море толщина льда

Планы иранской стороны могут оказать серьёзное влияние и на развитие международного транспортного коридора «Север-Юг». Как известно, в настоящее время железнодорожная часть этого маршрута – железная дорога «Россия – Азербайджан – Иран» находится на стадии строительства. Всё еще не достроен более чем 100 километровый участок Астара – Решт. Поэтому подведение к Энзели железной дороги создаст альтернативу этому наземному маршруту и позволит начать прикаспийским странам более интенсивную торговлю со странами Ближнего Востока и Индией.

Таким образом, по всей видимости, иранская сторона, сталкивающаяся с определенными трудностями с завершением железной дороги на восточном побережье Каспийского моря, решила прежде реализовать менее сложный и дорогостоящий альтернативный проект, который позволит Тегерану уже в ближайшей перспективе существенно повысить свой транзитный потенциал.

Источник

Какой порт Каспийского моря самый крупный? Описание крупных портов Каспийского моря

Каспийское море – крупнейшее озеро на Земле. Омывает оно берега пяти государств. Это Россия, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан и Иран. Его называют озером, поскольку водоем не связан с мировым океаном. Но по составу воды, истории происхождения и размерам Каспий является морем.

Крупные порты Каспийского моря величественны. Один из них, Баку, является столицей Азербайджана. Располагается он на западном берегу Каспия. Город Баку стал крупнейшим центром добычи черного золота и газа с конца XIX века. Кроме нефтяной промышленности, здесь развивалось и ткачество, а также производство табака. В середине прошлого века в азербайджанской столице начало наращивать темпы машиностроение, металлообрабатывающая индустрия, а также производство стройматериалов.

В настоящее время Баку представляет собой крупнейший научно-технический и индустриальный центр во всем Закавказье. С начала нынешнего столетия в столице Азербайджана с большим успехом стали развиваться военная промышленность и высокие информационные технологии. Помимо того, что Баку – самый крупный порт Каспийского моря, город еще является и главным железнодорожным узлом. Больше всего грузооборота приходится на морской порт. Из аэропорта каждый день совершаются международные рейсы. Железные дороги проведены в Иран, Россию и Грузию. А внутри самой столицы действуют все виды городского транспорта.

Порты Ирана на Каспийском море

В Иране, на берегу Каспия, располагается город-порт Чалус, через который протекает одноименная река, впадающая в море. Климат в этом регионе в основном умеренный и влажный. Порт Чалус является известным летним курортом. На нем расположены места для отдыха, гостиницы, а также фуникулер, благодаря которому можно с горных высот рассмотреть окрестности – лесопарки, водопады, лесные массивы, побережье. В теплые времена года здесь все покрыто цветами, а осенью – пожелтевшей кроной лесов. В зимний сезон горные склоны окутаны снегами. Помимо пляжей, работающих летом, в Чалусе имеется и горнолыжный курорт, который известен своими альпинистскими базами.

Еще один крупный иранский порт Каспийского моря – Бендер-Энзели. Уникальность этого города заключается в том, что практически со всех сторон он окружен морем. И только одна его часть граничит с сушей. В основном жители этого порта занимаются рыболовством, сельским хозяйством и кустарной промышленностью. Благодаря теплому и влажному климату, здесь можно заниматься выращиванием риса и шелководством. Поскольку в городе развито рыболовство, то и плетение сетей для вылова рыбы тоже занимает почетное место. Бендер-Энзели является одним из важнейших судостроительных центров Ирана. Помимо этого, здесь есть предприятия по обработке риса, табака, масла и дерева.

Актау

На восточном берегу Каспия расположен казахстанский порт Каспийского моря – Актау. Этот город является единственным в республике, в котором занимаются международными перевозками черного золота и продуктов из него. Основная экономическая отрасль Актау – нефтехимическая индустрия. Здесь располагается крупнейший в Казахстане завод по производству пластмассы, а также азотно-туковое, сернокислотное, химико-гидрометаллургическое предприятия.

Помимо них, в Актау развивается и пищевая промышленность. На здешней территории находится комбинат атомной энергетики. Однако добыча урана и атомный реактор прекратили работу в 90-х годах. Но город смог продолжить развитие благодаря нефтяной и газовой промышленности.

Туркменбаши

Также на восточном побережье Каспия расположен город Туркменистана – Туркменбаши. Этот порт Каспийского моря является крупным центром нефтеперерабатывающей промышленности республики. На заводах выпускаются полипропилен, дизельные и универсальные масла. В Туркменбаши морской транспорт в основном представляет собой паромный терминал. Здесь постоянно работает переправа до города Баку. Помимо этого, есть и железнодорожные узлы, и аэропорт.

На территории морского международного порта обустроены заводы по судостроению и ремонту с целью расширения возможностей в нефтяных отраслях. Недавно в этом городе начал работу и пассажирский вокзал. Говоря про морские порты Каспийского моря, можно уточнить, что этот является одним из главных.

Источник

Порядок грузоперевозок по маршруту Россия — Иран

Исламская Республика Иран является для России не только важным геополитическим союзником в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья, но и ключевым торговым партнером. В настоящее время Иран, с точки зрения транспортной логистики, имеет существенное функциональное значение для многих российских торговых и промышленных предприятий. Он находится на перекрестке торговых путей из стран Персидского Залива, Индии, в то же время обеспечивая выход европейских компаний через российские транспортные коммуникации на ближневосточный рынок.

Актуальность этой задачи подтверждается недавним высказыванием министра экономики Азербайджана, опубликованным 5 октября 2019 года информационным агентством ТАСС. Он подчеркнул, что введение в строй нового автомобильного моста через р. Самур на российско-азербайджанской границе значительно увеличит грузовой поток в направлении Ирана.

В этой статье будет рассказано об основных характеристиках и особенностях транспортных перевозок из Ирана или через него. Эта информация представляет интерес как для российских торговых и промышленных компаний, так и для тех, кто занимается исключительно транспортной логистикой.

Основные виды транспортной логистики, используемой в направлении Иран — Россия

Поскольку Иран находится в выгодном географическом местоположении, он является мощным транзитным хабом на пересечении нескольких международных коридоров. Фактически все эти маршруты обеспечивают перевозку грузов всеми типами транспортных средств.

Железнодорожный транспорт

Для грузовых перевозок в направлении Ирана и обратно как российские, так и европейские грузовладельцы, могут воспользоваться Международным транспортным коридором — МТК «Север–Юг». Он включает крайние пункты отправления: Санкт-Петербург и иранский портовый комплекс «Бендер-Абас» на берегу Персидского залива. Режим работы этого МТК регулируется международными соглашениями, которые значительно упрощают процесс оформления грузовых накладных, унификацию таможенных документов и прохождения формальностей. Общая протяженность этого логистического маршрута составляет — 4500 км. В данный МТК входят четыре основные логистические магистрали:

прямое железнодорожное сообщение по линии Астрахань — Махачкала — Самур, через территорию Азербайджана с выходом на грузовые станции Ирана;

прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана с выходом на железнодорожную сеть Ирана (через железнодорожный пограничный переход Теджен — Серахс) ;

прямое железнодорожное сообщение по маршруту Узень (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран). Этот железнодорожный путь был запущен в эксплуатацию относительно недавно – только в 2015 году.

Транзитный каспийский комбинированный железнодорожно-морской (речной) маршрут (маршрут по Каспийскому морю через российские порты Астрахань, Оля, Махачкала в порты Ирана).

Также имеется проект еще одного нового маршрута, который соединит черноморские порты России (Новороссийск, Сочи) с Ираном, через Грузию, Абхазию и Армению. Пока этот проект ж/д магистрали только в начале строительства. Предполагаемое время готовности к пуску — не ранее 2025 года.

Перевозки морским транспортом

Для перевозок морем грузов в направлении Иран — Россия используются три российских порта — Махачкала, Оля и Астрахань. Однако транспортный маршрут может быть проложен вплоть до портов Азовского и Черного морей, через Волго-Донской речной канал. Для этого используются в основном грузовые транспортные суда типа «река-море», с максимальной грузоподъемностью порядка – 3000-5000 тонн. На линии Астрахань — порты Ирана также работают грузо-пассажирские паромные суда. Однако их доля в общей массе транспортных перевозок морем незначительна.

Суммарный грузопоток межу портами Ирана и российскими портовыми терминалами на Каспии составляет примерно 30 млн тонн в год. Единственный ограничительный фактор, препятствующий увеличению грузопотока по этому маршруту — это низкая пропускная способность российских портов. К этому также следует добавить тот факт, что эти порты могут принимать суда только с небольшой осадкой – до 4 метров. Это значительно сдерживает увеличение тоннажа, используемых для перевозок морских и речных судов.

Авиационное сообщение между Россией и Ираном

Прямого сообщения между аэропортами России и Ирана не существует. Это связано с тем, что Иран пока находится под международными политическими и экономическими санкциями. Основные авиамаршруты, которые могут быть использованы как транзитное плечо: Тегеран — Ашгабад, Тегеран — Стамбул, Тегеран — Баку и др.

Автотранспортное сообщение и грузовые автоперевозки

Все автомобильные маршруты из России или Ирана являются транзитными. Странами-транзитерами в этом случае могут быть только Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан и Казахстан.

Основное достоинство иранской транспортной инфраструктуры в том, что все магистральные автотрассы в стране находятся почти в идеальном состоянии. Они позволяют большегрузным фурам, весом до 40 тонн включительно, беспрепятственно осуществлять перевозки между основными городами Ирана.

При въезде на территорию Ирана с каждого автомобиля, грузовой фуры взимается сбор в пределах от 30 до 50 долларов. Водитель и сопровождающий груз экспедитор должны иметь визы. Разовые одномесячные визы можно получить прямо на пограничном переходе, заплатив эквивалентную 15 долларам США сумму. Список доступных пограничных переходов и режим их работы для грузового автотранспорта приведен в прилагаемой таблице.

Грузовая база для транспортных магистралей Иран — Россия

Еще одним существенным параметром или характеристикой транспортной логистики Ирана является грузовая база, т.е. то, что в основном ввозится в эту страну и вывозится из нее. В первую очередь, следует грузовую базу разделить на две части. Первая часть – это товары и грузы, конечным пунктом назначения которых является Иран или Россия. Из Ирана в Россию доставляются овощи, фрукты, сельхозпродукция. Также из Ирана через Россию поставляется часть нефтяного экспорта страны. Из России в Иран осуществляется поставка удобрений, пиломатериала, металлы, промышленное оборудование и автотранспорт.

Примечательно, что благодаря уменьшению таможенных пошлин ожидается увеличение доли иранских фруктов, овощей, орехов на российском рынке. Тарифы на фрукты снизятся до 100%, на овощи — до 50% (особенно на свежую зелень, огурцы, помидоры, картофель), орехи будут ввозится беспошлинно. Льготы также касаются мясной, кондитерской, косметической продукции и некоторых других категорий товаров. Льготный период продлится до октября 2022 года.

Вторая часть грузового потока – это транзит из Индии, Пакистана и других стран Юго-Восточной Азии. Общая доля товаров из этих стран, проходящих транспортными маршрутами, в том числе и МТК «Север-Юг», занимает 70%. Это такие товары, как:

Источник

Оцените статью