- Использование ресурсов Северного Ледовитого океана
- Биологические океанические ресурсы
- Морская капуста
- Моллюски
- Крабы
- Моржи
- Нерпы
- Тюлени
- Полярные медведи
- Минеральные ископаемые
- Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане
- Рыбная ловля
- Охота
- Морские перевозки
- Добыча нефти и газа
- Военно-стратегическое значение
- Туризм
- Информационные технологии на уроках географии. Пресс-конференция «Сравнение проектов практического использования Антарктики и Арктики в различных областях человеческой деятельности»
- Ход урока
- Проект использования Антарктиды (Приложение № 6)
- Проект использования Арктики (Приложение №7)
- Б – Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:
- В – Гляциолог задаёт третью группу вопросов по рельефу материка:
- Г – Климатолог задаёт четвёртую группу вопросов по внутренним водам материка:
Использование ресурсов Северного Ледовитого океана
Северный Ледовитый океан — наименьший по площади и глубине в мире. Характеризуется суровым климатом — ледяной покров центральной части сохраняется на протяжении года. Хозяйственное значение Северного Ледовитого океана велико для стран, берега которых он омывает: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Исландии.
Биологические океанические ресурсы
Холодные арктические воды создают неблагоприятные условия для развития многообразных живых организмов, но низкотемпературная среда увеличивает продолжительность их жизни.
Наибольшим богатством органического мира отличается Северо-Европейская часть, прилегающая к Атлантике. Это Баренцево, Норвежское, Карское, Белое моря. Акватория, омывающая Сибирь, Дальний Восток и Канаду, характеризуется суровым климатом и бедными биологическими ресурсами.
В водах Чукотского моря и Берингова пролива наблюдается рост видового состава обитателей.
Морская капуста
Растительный мир океана невелик: ламинарии, фукусы, анфельции.
Морская капуста, добытая в северных морях, ценна содержанием йода, магния и других элементов. Добывают ее со дна Норвежского, Баренцева, Гренландского морей.
У Мурманского побережья ведется промысел ламинарии сахаристой, которая используется в пищевой промышленности, фармакологии, косметологии.
Моллюски
В северных морях водится более 100 видов двустворчатых моллюсков: песчаная мия, съедобная мидия, исландский гребешок, головоногие моллюски и др.
Учеными отмечается, что низкие температуры воды продлевают жизнь мидий до 25 лет, а в южных морях эти моллюски живут только 6 лет.
Крабы
В ХХ столетии в воды Баренцева моря переселили камчатских крабов, т. к. естественные условия Арктической акватории не подходят для жизни этих морских обитателей. Камчатский краб прижился в новом месте и обитает на глубине 20-200 м при комфортной температуре воды +1°C зимой и +12 °C летом.
В северных морях обитают киты:
- Гренландские (полярные). Водятся в Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском, Гренландском морях и Бофорта. По габаритам и массе тела занимают 2 место в мире после синего кита. Вес достигает 100 т, а длина — 18 м. Это млекопитающее — долгожитель, средний возраст 60-70 лет. У рекордсменов продолжительность жизни составляет 200 лет.
- Морские единороги (нарвалы). Отличаются от других китов гигантским рогом (бивнем) длиной 2-3 м, который помогает определять температуру, давление воды и добывать пищу.
- Серые. Обитают у берегов Аляски. Относятся к виду усатых, достигают 15 м в длину.
Киты питаются ракообразными, зоопланктоном, мелкими рыбами, моллюсками.
Моржи
Моржи относятся к ластоногим животным, их лежбища размещаются на островах Новая Земля, Шпицберген, Гренландия, Исландия, а также в Чукотском и Карском морях , заливах Нортона и Анадырском.
Животное имеет клыки, помогающие выкапывать пищу из морского дна. Моржи — хищники, их добычей могут оказаться маленькие тюлени и нерпы.
Нерпы
По-другому их называют акибы. Принадлежат к роду тюленей. В арктических широтах водятся кольчатые нерпы, отличающиеся красивым рисунком в виде светлых колец на темном фоне спины.
Акибы имеют хорошие обоняние, слух и зрение. У них толстый слой подкожного жира, благодаря которому животные выносят низкие температуры.
Тюлени
Тюлени населяют арктические моря всей акватории океана, селятся в скалистых местах вдали от хищников. Видовое разнообразие включает гренландского тюленя размерами от 160 до 190 см, весом 140-160 кг.
Внешность тюленей отличают красивые выразительные глаза. Животные питаются рыбой, постоянно перемещаются вдоль кромки арктического льда, скрываясь от белых медведей и касаток.
Полярные медведи
Белый, или полярный, медведь — один из крупнейших хищников планеты. Обитает на дрейфующих и паковых льдах. Его тело приспособлено к проживанию при низких температурах воздуха и воды.
Подкожный слой жира достигает 10 см, мех с толстым подшерстком. Белый окрас делает его незаметным среди льдов. Кожа у белых медведей черная — это видно на носу и губах.
Животное хорошо плавает и ныряет, выносливое, может проплыть за сутки до 160 км. На суше развивает скорость бега до 40 км/ч.
Питается кольчатой нерпой, моржами, рыбой, яйцами птиц, морскими водорослями.
В арктических водах водится около 150 видов рыб:
- Сельдь атлантическая — на побережье Исландии, Гренландии, отличается жирностью от 12%.
- Пикша — крупная рыба весом до 3 кг, длиной 60-70 см. Относится к виду тресковых.
- Палтус — принадлежит семейству камбалы, водится в Баренцевом, Белом морях, у берегов Новой Земли.
- Атлантическая треска — требует чистую холодную воду от +1 до +10°C.
- Путассу — из семейства тресковых, водится в Баренцевом море. Отличается большой головой при малом теле.
- Сайда — хищная рыба из семейства тресковых. Обитает у берегов Исландии, в Норвежском море.
Рыбы северных морей имеют особый вкус.
Минеральные ископаемые
Геологи предполагают, что более 20% мировых запасов нефти и газа находятся на дне Арктического океана. Но активное их использование нерентабельно в экономическом плане.
В шельфовых зонах обнаружены нефтегазовые площадки в морях Бофорта, Баренцевом, Карском, Норвежском; бассейне северного склона Аляски, архипелага Канады и северо-восточном шельфе Гренландии.
На арктическом побережье России, США, Канады находятся залежи угля, олова, свинца, золота.
Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане
Развитие хозяйственной деятельности имеет большое значение для стран, граничащих с арктическими водами. Человек, живущий вблизи океана, высоко ценит его богатство: вкусные и полезные рыбные продукты, охоту в первозданной природе, морские транспортные пути.
Рыбная ловля
Ловля рыбы — первостепенное занятие местных жителей и промышленный промысел России, Норвегии, Гренландии, Исландии.
Общий размер вылова составляет 1,5 млн т в год.
В Баренцевом и Норвежском морях ведется промысел трески и пикши, в Беринговом проливе добывают сайду. Гренландское море богато сельдью, морским окунем, черным палтусом.
Охота
Начало китобойному промыслу было положено в XVII в. английскими судоходами у берегов Шпицбергена. Объектами охоты были также нерпы, моржи, акулы, белухи. К концу XIX столетия популяция китов была почти полностью истреблена. С тех пор добыча китов лимитировали для восстановления их поголовья.
В 1972 г. был принят международный акт о защите морских млекопитающих, разрешающий охоту на тюленей, моржей и нерп исключительно коренному населению.
Добыча может использоваться для пропитания и изготовления предметов народного промысла.
Морские перевозки
Главная транспортная магистраль в Арктике — Северный морской путь протяженностью 5600 км, который проложен вдоль берегов Евразии, соединяет порты Европы с Дальневосточными краями России.
На пути расположены портовые города: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка и др. Навигация длится 2-4 месяца. Суда перевозят в отдаленные восточные районы продовольствие, оборудование, топливо. Обратно везут нефть, лес, руды.
Добыча нефти и газа
Разведка месторождений нефти и газа ведется с 70-х гг. ХХ в.
Важные объекты по разработке и добыче углеводородов находятся в следующих странах:
Многие месторождения не разведаны, освоение запасов связано с высокой стоимостью разработок земель.
Военно-стратегическое значение
В морях Северного Ледовитого океана военно-морские силы государств ведут патрулирование и охрану границ, проводят военно-стратегические учения.
Берега Гренландии охраняются датским флотом, база которого расположена в Кангилиннгуите. Норвежская охрана имеет корабли и фрегаты со сверхзвуковой ракетой NSM.
Российский Северный флот базируется на берегах Баренцева и Белого морей. Имеет в арсенале ледоколы, авианосец с установленными баллистическими ракетами.
На берегах Аляски расположены ледоколы военно-морских сил Америки и атомные подлодки. Специальная конструкция лодок позволяет работать подо льдом.
Туризм
Экстремальный туризм захватил Арктику. Путешественники едут сюда познакомиться с неизведанными местами планеты, добраться до Северного полюса, увидеть северное сияние, арктических животных.
Туристические маршруты, спортивные экспедиции совершаются на комфортабельных судах или ледоколах с посещением островов Врангеля, Шпицберген, Земли Франца-Иосифа.
Источник
Информационные технологии на уроках географии. Пресс-конференция «Сравнение проектов практического использования Антарктики и Арктики в различных областях человеческой деятельности»
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Вид урока: Пресс-конференция. Практическая работа.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии группового самостоятельного обучения.
Задачи по содержанию.
- Образовательные:способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных условий в Антарктиде и Арктике.
- Развивающие:продолжить обучение методами географических исследований: системный подход — выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Антарктиды; сравнительный подход — выявление сходства и различия географических объектов Арктики и Антарктики.
- Воспитательные:формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и самостоятельного обучения школьников.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: Выставка творческих работ учащихся «Антарктида», визитные карточки материка, выставка книг об Антарктиде, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля»(медиаучебник) для учащихся 7 классов, 2002 г. в., фрагмент видеофильма BBC «Природа Антарктики и Арктики».
Настенная карта «Физическая карта мира».
Учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедио.
Класс заранее был разделен на семь групп, каждое из которых получило и подготовило определенное задание: подготовка сообщения по теме с использованием медиаучебника по географии для учащихся 7 класса: «Земля-Наш общий дом»:
1-я группа – геоположение и геология Антарктиды ; 2-я – аспекты изучения гляциологии на материке ; 3-я –зообиологические особенности Антарктиды ; 4-я –особенности погоды и климата на континенте ; 5-я — полярные исследования Антарктиды ;6-я- проект хозяйственного использования Антарктиды; 7-я — проект хозяйственного освоения Арктики.
Ход урока
Видеофрагмент фильма ВВС на 1 мин 30 сек.
Тема урока: Природа Антарктиды. (Презентация).
Ребята, Вам было дано опережающее задание: прочитать текст параграфа 37 и разобрать его. Сегодня мы сформируем знания по южному континенту, представления о природе Антарктиды и проведем практическую работу «Сравнение природы Арктики и Антарктики».
Раздача бланков практической работы.
В течение урока заполнить и сдать бланки с выполненной практической работой (приложение №8).
Нередко задают вопрос: Для чего необходимо изучать Антарктиду?
Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные так или иначе с процессами, развивающимися на всей планете. Сегодня на уроке присутствуют учёные побывавшие на ледяном континенте, чтобы принять участие в пресс-конференции «Природа Антарктиды».
Вы, ребята, можете им задать интересующие вас вопросы.
Вопрос учащегося: Каковы результаты геологических исследований Антарктиды и перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?
Вопрос учащегося: Что за наука гляциология, какие виды исследований по ней проводятся на материке? (Приложение №2)
Вопрос учащегося: Расскажите о станции «Восток» и показателях погоды подтверждающих, что Антарктида — самый холодный и суровый материк Земли? (Приложение №3)
Вопрос учащегося: Какие полюса имеются в Антарктике? (Приложение №4) Какое снаряжение нужно брать для путешествия по материку?
Расскажите об органической жизни Антарктики и почему, именно императорского пингвина — считают символом Антарктиды? (Приложение №5)
Просмотр видеосюжета о природе Антарктики (на 7 минут) и окончание заполнения практической работы и их сбор.
Можно для подсказки в ходе практической работы дать мультевидеосюжет по Северному Ледовитому океану: (климат ; Свойства вод, течения.). вывод о природе Антарктиды
Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктики развивается в суровых, экстримальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима !
Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктики: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц,
конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктики, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.
Ребятами были составлены проекты практического использования Антарктиды и Арктики в различных областях человеческой деятельности, давайте прослушаем проекты учащихся.
Проект использования Антарктиды (Приложение № 6)
Проект использования Арктики (Приложение №7)
Какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог ?
полярник – учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки.
Геолог – этот проект буровых установок активно использовался при разрабортке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.
Запишите домашнее задание: параграф 37. По желанию подготовить: проекты практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана или сообщение на тему: Как сегодня можно воспринять слова знаменитого путешественника Дж. Кука во время плавания 1772 -1775 годы, что если и будет открыт южный материк, всё равно он не принесёт пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим наукам.
Давайте ответим на вопросы гостей пресс- конференции, чтобы показать наши знания:
А — Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка:
- Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты. ? (Антарктика).
- Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км 2 ).
- Какова крайняя точка материка и её координаты? (мыс Сифре 63°южной широты и 58° западной долготы)
- Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).
- Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» — против, «Артикос» — северный. Антарктида — против севера).
Б – Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:
- Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).
- Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).
- Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).
- Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
- Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
- Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду )
В – Гляциолог задаёт третью группу вопросов по рельефу материка:
- Как называется платформа, лежащая в основании материка? (Антарктическая платформа).
- Какова средняя величина материка с учетом ледникового покрова? (Средняя высота материка с учетом ледникового покрова приблизительно 2040 м).
- Какие горы протянулись от моря Уэддела до моря Росса? ‘(Трансантарктические горы).
- Какова высота самого высокого массива материка? (Массив Винсон, его высота — 5140 м).
- Какова абсолютная высота глубочайшей впадины материка? (-2555 м).
- В состав какого древнего материка входила Антарктида? (Древний материк Гондвана).
Г – Климатолог задаёт четвёртую группу вопросов по внутренним водам материка:
- Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80% пресных вод Земли).
- Какой крупный остров в северном полушарии покрыт мощной ледяной шапкой, напоминающей ледяной щит Антарктиды? (Остров Гренландия).
- Как называются ледники, расположенные в пределах материковых отмелей морей? (Шельфовые ледники).
- Как называется один из самых крупных на Земле ледников, который находится в Антарктиде? (Ледник Бирдморо. Его длина -200 км, а ширина — 40 км).
- Чем удивительны озера Антарктиды? (Одно — незамерзающее, в другом — температура +8 °С, в третьем — +22 °С, хотя оба покрыты льдом).
- Название самого крупного шельфового ледника на территории Антарктиды. (Ледник Росса).
Большое спасибо гостям урока за интересные дополнительные сведения , ребятам класса за работу на уроке.
Комментарии оценок за урок.
Источник