Практическое использование антарктиды или северного ледовитого океана

Содержание
  1. Использование ресурсов Северного Ледовитого океана
  2. Биологические океанические ресурсы
  3. Морская капуста
  4. Моллюски
  5. Крабы
  6. Моржи
  7. Нерпы
  8. Тюлени
  9. Полярные медведи
  10. Минеральные ископаемые
  11. Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане
  12. Рыбная ловля
  13. Охота
  14. Морские перевозки
  15. Добыча нефти и газа
  16. Военно-стратегическое значение
  17. Туризм
  18. Информационные технологии на уроках географии. Пресс-конференция «Сравнение проектов практического использования Антарктики и Арктики в различных областях человеческой деятельности»
  19. Ход урока
  20. Проект использования Антарктиды (Приложение № 6)
  21. Проект использования Арктики (Приложение №7)
  22. Б – Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:
  23. В – Гляциолог задаёт третью группу вопросов по рельефу материка:
  24. Г – Климатолог задаёт четвёртую группу вопросов по внутренним водам материка:

Использование ресурсов Северного Ледовитого океана

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади и глубине в мире. Характеризуется суровым климатом — ледяной покров центральной части сохраняется на протяжении года. Хозяйственное значение Северного Ледовитого океана велико для стран, берега которых он омывает: России, Канады, США, Норвегии, Дании, Исландии.

Биологические океанические ресурсы

Холодные арктические воды создают неблагоприятные условия для развития многообразных живых организмов, но низкотемпературная среда увеличивает продолжительность их жизни.

Наибольшим богатством органического мира отличается Северо-Европейская часть, прилегающая к Атлантике. Это Баренцево, Норвежское, Карское, Белое моря. Акватория, омывающая Сибирь, Дальний Восток и Канаду, характеризуется суровым климатом и бедными биологическими ресурсами.

В водах Чукотского моря и Берингова пролива наблюдается рост видового состава обитателей.

Морская капуста

Растительный мир океана невелик: ламинарии, фукусы, анфельции.

Морская капуста, добытая в северных морях, ценна содержанием йода, магния и других элементов. Добывают ее со дна Норвежского, Баренцева, Гренландского морей.

У Мурманского побережья ведется промысел ламинарии сахаристой, которая используется в пищевой промышленности, фармакологии, косметологии.

Читайте также:  Пикуль валентин океанский патруль том 2 ветер с океана

Моллюски

В северных морях водится более 100 видов двустворчатых моллюсков: песчаная мия, съедобная мидия, исландский гребешок, головоногие моллюски и др.

Учеными отмечается, что низкие температуры воды продлевают жизнь мидий до 25 лет, а в южных морях эти моллюски живут только 6 лет.

Крабы

В ХХ столетии в воды Баренцева моря переселили камчатских крабов, т. к. естественные условия Арктической акватории не подходят для жизни этих морских обитателей. Камчатский краб прижился в новом месте и обитает на глубине 20-200 м при комфортной температуре воды +1°C зимой и +12 °C летом.

В северных морях обитают киты:

  1. Гренландские (полярные). Водятся в Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском, Гренландском морях и Бофорта. По габаритам и массе тела занимают 2 место в мире после синего кита. Вес достигает 100 т, а длина — 18 м. Это млекопитающее — долгожитель, средний возраст 60-70 лет. У рекордсменов продолжительность жизни составляет 200 лет.
  2. Морские единороги (нарвалы). Отличаются от других китов гигантским рогом (бивнем) длиной 2-3 м, который помогает определять температуру, давление воды и добывать пищу.
  3. Серые. Обитают у берегов Аляски. Относятся к виду усатых, достигают 15 м в длину.

Киты питаются ракообразными, зоопланктоном, мелкими рыбами, моллюсками.

Моржи

Моржи относятся к ластоногим животным, их лежбища размещаются на островах Новая Земля, Шпицберген, Гренландия, Исландия, а также в Чукотском и Карском морях , заливах Нортона и Анадырском.

Животное имеет клыки, помогающие выкапывать пищу из морского дна. Моржи — хищники, их добычей могут оказаться маленькие тюлени и нерпы.

Нерпы

По-другому их называют акибы. Принадлежат к роду тюленей. В арктических широтах водятся кольчатые нерпы, отличающиеся красивым рисунком в виде светлых колец на темном фоне спины.

Акибы имеют хорошие обоняние, слух и зрение. У них толстый слой подкожного жира, благодаря которому животные выносят низкие температуры.

Тюлени

Тюлени населяют арктические моря всей акватории океана, селятся в скалистых местах вдали от хищников. Видовое разнообразие включает гренландского тюленя размерами от 160 до 190 см, весом 140-160 кг.

Внешность тюленей отличают красивые выразительные глаза. Животные питаются рыбой, постоянно перемещаются вдоль кромки арктического льда, скрываясь от белых медведей и касаток.

Полярные медведи

Белый, или полярный, медведь — один из крупнейших хищников планеты. Обитает на дрейфующих и паковых льдах. Его тело приспособлено к проживанию при низких температурах воздуха и воды.

Подкожный слой жира достигает 10 см, мех с толстым подшерстком. Белый окрас делает его незаметным среди льдов. Кожа у белых медведей черная — это видно на носу и губах.

Животное хорошо плавает и ныряет, выносливое, может проплыть за сутки до 160 км. На суше развивает скорость бега до 40 км/ч.
Питается кольчатой нерпой, моржами, рыбой, яйцами птиц, морскими водорослями.

В арктических водах водится около 150 видов рыб:

  1. Сельдь атлантическая — на побережье Исландии, Гренландии, отличается жирностью от 12%.
  2. Пикша — крупная рыба весом до 3 кг, длиной 60-70 см. Относится к виду тресковых.
  3. Палтус — принадлежит семейству камбалы, водится в Баренцевом, Белом морях, у берегов Новой Земли.
  4. Атлантическая треска — требует чистую холодную воду от +1 до +10°C.
  5. Путассу — из семейства тресковых, водится в Баренцевом море. Отличается большой головой при малом теле.
  6. Сайда — хищная рыба из семейства тресковых. Обитает у берегов Исландии, в Норвежском море.

Рыбы северных морей имеют особый вкус.

Минеральные ископаемые

Геологи предполагают, что более 20% мировых запасов нефти и газа находятся на дне Арктического океана. Но активное их использование нерентабельно в экономическом плане.

В шельфовых зонах обнаружены нефтегазовые площадки в морях Бофорта, Баренцевом, Карском, Норвежском; бассейне северного склона Аляски, архипелага Канады и северо-восточном шельфе Гренландии.

На арктическом побережье России, США, Канады находятся залежи угля, олова, свинца, золота.

Виды хозяйственной деятельности в Северном Ледовитом океане

Развитие хозяйственной деятельности имеет большое значение для стран, граничащих с арктическими водами. Человек, живущий вблизи океана, высоко ценит его богатство: вкусные и полезные рыбные продукты, охоту в первозданной природе, морские транспортные пути.

Рыбная ловля

Ловля рыбы — первостепенное занятие местных жителей и промышленный промысел России, Норвегии, Гренландии, Исландии.

Общий размер вылова составляет 1,5 млн т в год.

В Баренцевом и Норвежском морях ведется промысел трески и пикши, в Беринговом проливе добывают сайду. Гренландское море богато сельдью, морским окунем, черным палтусом.

Охота

Начало китобойному промыслу было положено в XVII в. английскими судоходами у берегов Шпицбергена. Объектами охоты были также нерпы, моржи, акулы, белухи. К концу XIX столетия популяция китов была почти полностью истреблена. С тех пор добыча китов лимитировали для восстановления их поголовья.

В 1972 г. был принят международный акт о защите морских млекопитающих, разрешающий охоту на тюленей, моржей и нерп исключительно коренному населению.

Добыча может использоваться для пропитания и изготовления предметов народного промысла.

Морские перевозки

Главная транспортная магистраль в Арктике — Северный морской путь протяженностью 5600 км, который проложен вдоль берегов Евразии, соединяет порты Европы с Дальневосточными краями России.

На пути расположены портовые города: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка и др. Навигация длится 2-4 месяца. Суда перевозят в отдаленные восточные районы продовольствие, оборудование, топливо. Обратно везут нефть, лес, руды.

Добыча нефти и газа

Разведка месторождений нефти и газа ведется с 70-х гг. ХХ в.

Важные объекты по разработке и добыче углеводородов находятся в следующих странах:

Многие месторождения не разведаны, освоение запасов связано с высокой стоимостью разработок земель.

Военно-стратегическое значение

В морях Северного Ледовитого океана военно-морские силы государств ведут патрулирование и охрану границ, проводят военно-стратегические учения.

Берега Гренландии охраняются датским флотом, база которого расположена в Кангилиннгуите. Норвежская охрана имеет корабли и фрегаты со сверхзвуковой ракетой NSM.

Российский Северный флот базируется на берегах Баренцева и Белого морей. Имеет в арсенале ледоколы, авианосец с установленными баллистическими ракетами.

На берегах Аляски расположены ледоколы военно-морских сил Америки и атомные подлодки. Специальная конструкция лодок позволяет работать подо льдом.

Туризм

Экстремальный туризм захватил Арктику. Путешественники едут сюда познакомиться с неизведанными местами планеты, добраться до Северного полюса, увидеть северное сияние, арктических животных.

Туристические маршруты, спортивные экспедиции совершаются на комфортабельных судах или ледоколах с посещением островов Врангеля, Шпицберген, Земли Франца-Иосифа.

Источник

Информационные технологии на уроках географии. Пресс-конференция «Сравнение проектов практического использования Антарктики и Арктики в различных областях человеческой деятельности»

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Вид урока: Пресс-конференция. Практическая работа.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмыс­ления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уров­ня усвоения учебного материала средствами технологии группового самостоятельного обучения.

Задачи по содержанию.

  • Образовательные:способствовать пониманию закономернос­тей зонального поясного характера изменения природных усло­вий в Антарктиде и Арктике.
  • Развивающие:продолжить обучение методами географических исследований: системный подход — выделение климата как ве­дущего элемента в системе ПТК Антарктиды; сравнительный подход — выявление сходства и различия географических объек­тов Арктики и Антарктики.
  • Воспитательные:формировать опыт равноправного сотрудни­чества учителя и учащихся в процессе группового и самостоятель­ного обучения школьников.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследова­тельский.

Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: Выставка творческих работ учащихся «Антарктида», визитные карточки материка, выставка книг об Антарктиде, учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля»(медиаучебник) для учащихся 7 классов, 2002 г. в., фрагмент видеофильма BBC «Природа Антарктики и Арктики».

Настенная карта «Физическая карта мира».

Учебники, атласы, тетради, компьютер, мультимедио.

Класс заранее был разделен на семь групп, каждое из которых получило и подготовило определенное задание: подготовка сообщения по теме с использованием медиаучебника по географии для учащихся 7 класса: «Земля-Наш общий дом»:

1-я группа – геоположение и геология Антарктиды ; 2-я – аспекты изучения гляциологии на материке ; 3-я –зообиологические особенности Антарктиды ; 4-я –особенности погоды и климата на континенте ; 5-я — полярные исследования Антарктиды ;6-я- проект хозяйственного использования Антарктиды; 7-я — проект хозяйственного освоения Арктики.

Ход урока

Видеофрагмент фильма ВВС на 1 мин 30 сек.

Тема урока: Природа Антарктиды. (Презентация).

Ребята, Вам было дано опережающее задание: прочитать текст параграфа 37 и разобрать его. Сегодня мы сформируем знания по южному континенту, представления о природе Антарктиды и проведем практическую работу «Сравнение природы Арктики и Антарктики».

Раздача бланков практической работы.

В течение урока заполнить и сдать бланки с выполненной практической работой (приложение №8).

Нередко задают вопрос: Для чего необходимо изучать Антарктиду?

Мы ещё мало знаем этот огромный ледяной континент, что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области земного шара различные геофизические процессы связанные так или иначе с процессами, развивающимися на всей планете. Сегодня на уроке присутствуют учёные побывавшие на ледяном континенте, чтобы принять участие в пресс-конференции «Природа Антарктиды».

Вы, ребята, можете им задать интересующие вас вопросы.

Вопрос учащегося: Каковы результаты геологических исследований Антарктиды и перспективы разработки месторождений полезных ископаемых на материке?

Вопрос учащегося: Что за наука гляциология, какие виды исследований по ней проводятся на материке? (Приложение №2)

Вопрос учащегося: Расскажите о станции «Восток» и показателях погоды подтверждающих, что Антарктида — самый холодный и суровый материк Земли? (Приложение №3)

Вопрос учащегося: Какие полюса имеются в Антарктике? (Приложение №4) Какое снаряжение нужно брать для путешествия по материку?

Расскажите об органической жизни Антарктики и почему, именно императорского пингвина — считают символом Антарктиды? (Приложение №5)

Просмотр видеосюжета о природе Антарктики (на 7 минут) и окончание заполнения практической работы и их сбор.

Можно для подсказки в ходе практической работы дать мультевидеосюжет по Северному Ледовитому океану: (климат ; Свойства вод, течения.). вывод о природе Антарктиды

Итак, ребята, мы узнали, что природа Антарктики развивается в суровых, экстримальных условиях. Всё растёт и развивается очень медленно. Количество пищи ограничено. Природа очень медленно будет восстанавливаться при её нарушениях, а может вообще не восстановиться. Она очень уязвима !

Поэтому приняты документы по сохранению тонкого равновесия в природной среде Антарктики: запрещение испытаний оружия, запрещение охоты на животных и птиц,

конвенция по сохранению морских животных, правила по охране биологических ресурсов Антарктики, программа по исследованию и охране биологических ресурсов Антарктики.

Ребятами были составлены проекты практического использования Антарктиды и Арктики в различных областях человеческой деятельности, давайте прослушаем проекты учащихся.

Проект использования Антарктиды (Приложение № 6)

Проект использования Арктики (Приложение №7)

Какую оценку прослушанным проектам дадут полярник и геолог ?

полярник – учитывая, что за каждые шесть месяцев в полярный день Антарктиду уже сегодня посещают 10 тысяч туристов проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки.

Геолог – этот проект буровых установок активно использовался при разрабортке Штокманского нефтяного месторождения в акватории Баренцева моря.

Запишите домашнее задание: параграф 37. По желанию подготовить: проекты практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана или сообщение на тему: Как сегодня можно воспринять слова знаменитого путешественника Дж. Кука во время плавания 1772 -1775 годы, что если и будет открыт южный материк, всё равно он не принесёт пользы ни мореплаванию, ни географии, ни биологии, ни другим наукам.

Давайте ответим на вопросы гостей пресс- конференции, чтобы показать наши знания:

А — Геолог задаёт первую группу вопросов по ФГП материка:

  1. Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов примерно до 50-60 южной. широты. ? (Антарктика).
  2. Какова площадь Антарктиды? (14 млн. км 2 ).
  3. Какова крайняя точка материка и её координаты? (мыс Сифре 63°южной широты и 58° западной долготы)
  4. Назовите самый широкий и глубокий пролив, отделяющий Антарктиду от Южной Америки. (Пролив Дрейка).
  5. Что означает слово «Антарктида» в переводе с греческого языка? («Анти» — против, «Артикос» — северный. Антарктида — против севера).

Б – Полярный исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории исследования материка:

  1. Кто и когда открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в 1820 году).
  2. Когда и кем впервые был покорен Южный полюс? (норвежец Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года).
  3. Какой путешественник достиг полюса вторым и погиб? (англичанин Роберт Скотт 18 января 1912 года).
  4. Какому государству принадлежит Антарктида? (Антарктида не принадлежит ни одному государству).
  5. Как назывались шлюпы русских мореплавателей, на которых они плыли, когда открыли Антарктиду? («Восток» и «Мирный»).
  6. Айсберг – это ……(материковый ледник, сползающий в воду )

В – Гляциолог задаёт третью группу вопросов по рельефу материка:

  1. Как называется платформа, лежащая в основании материка? (Антарктическая платформа).
  2. Какова средняя величина материка с учетом ледникового покрова? (Средняя высота материка с учетом ледникового покрова приблизительно 2040 м).
  3. Какие горы протянулись от моря Уэддела до моря Росса? ‘(Трансантарктические горы).
  4. Какова высота самого высокого массива материка? (Массив Винсон, его высота — 5140 м).
  5. Какова абсолютная высота глубочайшей впадины материка? (-2555 м).
  6. В состав какого древнего материка входила Антарктида? (Древний материк Гондвана).

Г – Климатолог задаёт четвёртую группу вопросов по внутренним водам материка:

  1. Сколько процентов пресных вод Земли содержится в ледяном покрове Антарктиды? (80% пресных вод Земли).
  2. Какой крупный остров в северном полушарии покрыт мощной ледяной шапкой, напоминающей ледяной щит Антарктиды? (Остров Гренландия).
  3. Как называются ледники, расположенные в пределах материковых отмелей морей? (Шельфовые ледники).
  4. Как называется один из самых крупных на Земле ледников, который находится в Антарктиде? (Ледник Бирдморо. Его длина -200 км, а ширина40 км).
  5. Чем удивительны озера Антарктиды? (Одно — незамерзающее, в другом — температура +8 °С, в третьем — +22 °С, хотя оба покрыты льдом).
  6. Название самого крупного шельфового ледника на территории Антарктиды. (Ледник Росса).

Большое спасибо гостям урока за интересные дополнительные сведения , ребятам класса за работу на уроке.

Комментарии оценок за урок.

Источник

Оцените статью