МППСС-72. Основные правила расхождения судов в море
Когда два судна с механическим двигателем сближаются на противоположных или почти противоположных курсах, так что возникает опасность столкновения. Каждый из этих судов дожжен изменить свой курс в право чтобы разойтись левыми бортами. Когда два судна с механическим двигателем идут пересекающимися курсами, так что возникает опасность столкновения, то судно у которого по правой стороне второе судно должно его пропустить вперед.
92. Каково содержание МКУБ, СУБ (компании, судна)?
СУБ компания – это система управления безопасностью компании, а судна это тоже только судна. Руководствуясь положением МКУБ каждая компания должна разработать, поддерживать и внедрить систему управления безопасности(СУБ). СУБ компании судна должна включать: политику в области защиты окружающей среды; подготовку экипажа к действиям в аварийных ситуациях; порядок передачи сообщения об авариях и других случаях не соблюдение положений МКУБ; порядок проведения внутренних проверок и процедур пересмотра документов; СУБ судна и компании. Для подтверждения соответствия компании или судна, МКУБ выдает документ о соответствии. Это документ который выдается правительством государства, под флагом которого ходит судно, и говорит о том, что компания и судно способно выполнять требования МКУБ. Также это правительство может этот документ отозвать, если имеются доказательства значительного несоответствия МКУБ. В 1995 году был разработан «Международный кодекс управления безопасностью по обеспечению безопасного выполнения судовых операций и предотвращению загрязнения окружающей среды», который сегодня известен как «Международный кодекс по управлению безопасностью» (МКУБ) и с 2000 года МКУБ является неотъемлемой частью «Международной конвенции по спасению человеческой жизни на море» (9-я глава SOLAS-74). Назначение кодекса: 1) МКУБ служит для установления международного стандарта управления эксплуатации судов; 2) Обеспечение безопасности на море; 3) Предотвращение несчастных случаев или гибель людей; 4) Предотвращение загрязнения окружающей среды.
Источник
Правила судоходства. Как расходятся корабли в море?
Чтобы морские суда при встрече не столкнулись, они должны придерживаться специальных правил, которые учитывают неоднородность движимого потока. В открытом море транспортные средства передвигаются в соответствии с международными правилами. Движение морских судов по внутренним морским путям определяется официальным документом каждой страны. Рассмотрим особенности их передвижения, чтобы понять, как расходятся корабли в море.
Внутренние правила
Морской транспортный поток включает различные виды судов. Среди них толкачи, танкеры, буксировщики, пассажирские, грузовые и вспомогательные единицы. Все они отличаются друг от друга скоростью передвижения, габаритами и другими характеристиками.
Чтобы на внутренних морских путях не происходило аварий, транспортные средства передвигаются в соответствии с установленными правилами судоходства. В России это «Правила плавания по внутренним водным путям РФ». Официальный документ имеет законную силу, поэтому лица, его нарушающие, несут ответственность административного, материального или уголовного характера. Нормы закона распространяются на экипажи судов, которые передвигаются по внутренним морским путям, а также на плавучие сооружения, пересекающие крупные озера и устья больших рек.
Основные разделы
«Правила плавания по внутренним водным путям РФ» состоят из нескольких частей.
- Общие положения — введение.
- Средства, используемые для идентификации судов.
- Применение сигнализации (визуальной, звуковой, ночной ходовой, стояночной, дневной, особой).
- Правила движения.
- Правила стоянки.
В зависимости от типа судна применяются следующие виды огней: топовые (в том числе добавочные), правый, левый, кормовой ходовой, буксирный. Основными сигналами бедствия являются: пушечный выстрел, непрерывный звук, ракета, сигнал SOS по радиотелефону, дым.
Правила маневрирования
Закон РФ подробно объясняет, как расходятся корабли в море. В документе прописан следующий порядок судоходного перемещения.
- На участке, где предусмотрено двустороннее движение, морское судно должно следовать по правой полосе. Если это невозможно, оно должно придерживаться оси судового хода.
- Морским транспортным средствам запрещено пересекать полосу движения, чтобы подъехать к месту стоянки, если расстояние от приближающегося судна составляет менее 1 км.
- Плавучее сооружение, которое направляется вверх, при обнаружении встречного транспортного средства должно заблаговременно согласовывать свои действия с ним с помощью каналов радиосвязи. Также ему необходимо подавать отмашку (условный знак) с левого борта.
- Скоростные транспортные средств при встрече должны разойтись к левому борту. Условный знак подает судно, следующее по направлению вверх.
- Обгон одного транспортного средства другим производится по левому борту судна, которое обгоняют. Но последнее заблаговременно должно быть предупреждено о предстоящем маневре с помощью морской локации, после чего оно уменьшает скорость, пока не завершится обгон.
- При одновременном движении морских транспортных средств навстречу друг другу по участку, на котором предусмотрено одностороннее движение, корабль, следующий вверх, должен пропустить судно, плывущее вниз.
Чтобы хорошо ориентироваться в пространстве, капитаны и экипажи судов должны знать морскую лоцию — особенности конкретного района: физико-географические, навигационные и другие.
Правила допуска к управлению
Чтобы управлять морским транспортным средством, у кандидата должен быть соответствующий диплом об образовании, свидетельство и иные документы, подтверждающие право осуществлять вождение конкретным судном. Моряк должен знать основы судовождения и иметь соответствующую физическую подготовку. Должность капитана требует наличия соответствующего опыта и навыков руководителя, чтобы управлять экипажем. Командир корабля должен хорошо знать морские карты движения судов.
Надзор за соблюдением внутренних правил осуществляет Инспекция по безопасности мореплавания, а также Речная судоходная служба.
Что запрещают правила?
Закон РФ о внутреннем судоходстве объясняет, как расходятся корабли в море. Эти правила должны соблюдать все участники морского транспортного потока. В официальном документе перечисляются запрещенные маневры. Среди них:
- Расхождение транспортных средств и совершение обгона в месте, где расположено аварийное или ремонтное заграждение, паромный переправ. Совершать обгон нельзя на участке подъезда к шлюзам.
- Передвижение транспортных средств, которые не имеют радиолокационных станций.
- Приближение гребных, моторных лодок и спортивных яхт к транспортным судам или пересечение ими курса.
- Катание на гребных лодках в непосредственной близости от проходящих судов.
Международные правила
Им должны следовать все транспортные средства, находящиеся в открытых морях. Внутренние правила РФ учитывают международные требования к судоходству. Рассмотрим, как расходятся корабли в море по международным стандартам.
- При расхождении судов необходимо изменять курс направо и уменьшать скорость. Когда расхождение кораблей происходит в открытом море, то допустимо изменение курса на 30-90 градусов.
- При сближении плавучих сооружений с механическим двигателем, которые находятся на противоположных курсах, каждое из них выбирает путь движения, используя дополнительные указательные сигналы маневрирования. В этой ситуации ни у одного из судов нет преимущества: они не обязаны уступать дорогу друг другу. Транспортные средства передвигаются и принимают решения, оценивая дорожную ситуацию.
- Парусное судно, следующее левым гласом, уступает дорогу судну, идущему правым гласом.
- Обгоняющее транспортное средство должно плыть в стороне от обгоняемого объекта, избегая чрезмерного сближения с ним.
Источник
Основные требования Правил по расхождению судов
Когда два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому.
Это происходит следующим образом:
Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту. Когда они же идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну и при этом оно должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу.
В общем случае судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:
парусное судно на ходу должно уступать дорогу:
Каждое судно в условиях ограниченной видимости должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к этим обстоятельствам, а судно с механическим двигателям должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру. Каждое судно, которое услышит впереди своего траверза туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе или остановить свое движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.
Правила в части несения судами огней (знаков) должны соблюдаться при любой погоде, по огням — от захода до восхода солнца, по знакам, соответственно, днем.
Огни должны иметь интенсивность, Приложения I к Правилам., с тем чтобы они были видимы на следующих минимальных расстояниях:
Топовый огонь судна с механическим двигателем длиной 12 м и более, но не менее 20 м, должен быть расположен на высоте не менее 2.5 м над планширем, суда длиной менее 12 м могут нести самый верхний огонь на высоте менее 2.5 м над планширем. Однако если оно несет топовый огонь дополнительно к бортовому или кормовому, то такой топовый огонь должен быть расположен по меньшей мере на 1 м выше бортовых огней. При всех обстоятельствах топовый огонь или огни должны быть расположены таким образом, чтобы они были отчетливо видны над всеми другими огнями и конструкциями.
Бортовые огни судна с механическим двигателем должны быть расположены на высоте над корпусом не более чем три высоты переднего топового огня. Они не должны располагаться настолько низко, чтобы их видимости мешали палубные огни. Бортовые огни, если они в комбинированном фонаре, и когда их несет судно с механическим двигателем длиной менее 20 м, должны быть расположены не менее чем на 1 м ниже топового огня.
Знаки должны быть черного цвета и следующих размеров: шар — диаметром — не менее 0.6 м, конус — диаметр в основании не менее 0.6 м и высоту, равную диаметру, ромб должен состоять из двух конусов с общим основанием, (размеры конусов см. выше). Вертикальное расстояние между знаками должно быть по меньшей мере 1,5 м. На судне длиной менее 20 м могут использоваться знаки меньших размеров применительно к размерениям судна и расстояние между знаками может быть соответственно уменьшено. Конструкция фонарей, знаков, звукосигнальных устройств, их характеристики и установка на судне должны отвечать требованиям соответствующего компетентного органа того государства, где зарегистрировано данное судно.
Суда с механическим двигателем на ходу должны выставлять (см. цветную вкладку): топовый огонь (второй топовый огонь — позади и выше переднего огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь), бортовые и кормовой огни.
Суда на воздушной подушке , находящиеся в неводоизмешающем состоянии, в дополнение к огням, предписанным выше, должны выставлять круговой проблесковый желтый огонь.
Суда с механическим двигателем длиной менее 7 м , имеющие максимальную скорость не более 7 узлов, могут вместо огней, указанных выше, выставлять белый круговой огонь. Такие суда, при возможности, выставляют также бортовые огни.
Парусное судно на ходу должно выставлять бортовые и кормовой огни. На парусном судне длиной менее 12 м огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе (возле топа) мачты на наиболее видном месте. Судно может, в дополнение к указанным выше огням, выставлять на топе (возле топа) мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинирован ным фонарем. Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, днем должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.
Парусное судно длиной менее 7 м , при возможности, должно выставлять огни, указанн выше, при невозможности — должно иметь наготове фонарь с белым огнем, который долже заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для пару ных судов, но, если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове зажженный фонарь с б лым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.
Судно, лишенное возможности управляться , должно выставлять на наиболее видном ме те: ночью — два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии и, если суд имеет ход относительно воды — бортовые и кормовой огни. Днем — два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии.
Судно, ограниченное в возможности маневрировать , за исключением судна, занятого тр лением мин, должно выставлять на наиболее видном месте ночью — три круговых огня, распол женные по вертикальной линии, верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а ср ний — белым, причем, если судно имеет ход относительно воды, то указанные огни дополняют топовыми, бортовыми и кормовым огнями. Днем такие суда несут три знака, расположенные вертикальной линии, верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом.
Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями , когда оно ог раничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные таки судам (см. выше) и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополн тельно выставлять:
Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют выставлять положенные Правилами знаки, то должен выставляться флаг «А» по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м., при этом, должны бытьпр няты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.
Судно, стоящее на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:
- в носовой части судна — белый круговой огонь (днем — шар);
- на корме или вблизи от нее и ниже огня в носовой части судна — белый круговой огонь. Судно длиной менее 50 м вместо вышеуказанных огней может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь.
Судно на мели должно выставлять огни, предписанные для судов, стоящих на якоре и, кроме того, на наиболее видном месте — два красных круговых огня (днем — три шара), расположенные по вертикальной линии.
Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять вышеуказанные огни.
Судно длиной 12 м или более должно быть снабжено свистком и колоколом, а судно длиной 100 м или более должно, кроме того, быть снабжено гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть приняты за звук колокола. Свисток, колокол и гонг должны соответствовать требованиям Приложения III к МППСС — 72.
Судно длиной менее 12 м не обязано иметь такие звукосигнальные устройства, но если такое судно не имеет их, то оно должно быть снабжено другими средствами подачи эффективного звукового сигнала.
Когда суда находятся на виду друг у друга , то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается или требуется настоящими Правилами, должно показать свой маневр сигналами, подаваемыми свистком, следующим образом:
Судно может сопровождать подаваемые звуковые сигналы дополнительно и световыми сигналами, повторяемыми в течение всего маневра:
При этом продолжительность каждого проблеска должна быть около 1 сек, интервал между ними — около 1 сек, а интервал между последовательными сигналами — не менее 10 сек. Огонь, для подачи такого сигнала должен быть белым круговым огнем, видимым на расстоянии не менее 5 миль, и должен соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.
Когда суда, находящиеся на виду друг у друга , сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого судна или сомневается в том, предпримет ли это судно достаточное действие для предупреждения столкновения, оно должно немедленно сообщить об этом подачей по меньшей мере пяти коротких и частых звуков свистком. Такой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим по меньшей мере из пяти коротких и частых проблесков. Любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные Правилами, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.
В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, сигналы, предписанные Правилами, должны подаваться следующим образом:
Каждый судоводитель должен себе четко представлять, что на практике дальность, на которой можно услышать звуковой сигнал, чрезвычайно изменчива и в зависимости от условий погоды, уровня шума в местах прослушивания она может как увеличиваться, так и значительно уменьшаться. Сигналы о различной степени опасности для судов и людей сведены с систему, называющуюся сигналами опасности . К ним относятся: сигналы бедствия, сигнал тревоги, сигнал срочности, сигнал безопасности. Указанные сигналы опасности и порядок действий по ним судоводителей их получивших, изложен в Правилах о сигналах бедствия в Извещениях об опасности для мореплавания.
Источник