Проблемы Мирового океана
Под Мировым океаном принято понимать непрерывную водную оболочки планеты, которая окружает материки и острова, и имеет общий солевой состав.
Общая площадь Мирового океана составляет 361,3 млн. кв. км, т.е., он занимает 71% поверхности Земли.
Делится на океаны, внутри которых выделяют моря, заливы и проливы. Разделение на океаны – Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый – предложила в 1845 году специальная комиссия Лондонского географического общества. Потом деление пересмотрели, оставив только четыре океана, от которых зависит жизнь более 100 млн. человек, живущих на побережье.
Человечество использует ресурсы Мирового океана тысячи лет. В ХХ-XXI веке этот процесс стал более интенсивным и бездумным, что грозит серьезными проблемами для жителей планеты.
Экологическая проблема
Постоянное развитие цивилизации привело к загрязнению Мирового океана. Серьезное ухудшение наступило в 1950-х годах, когда лидирующие места в промышленности заняли химическая и нефтеперерабатывающая сферы.
Загрязнение Мирового океана происходит несколькими путями:
- Физическое. В воду постоянно попадает разный мусор, самый опасный из которых пластик, поскольку он практически не разлагается. По водной поверхности дрейфуют миллионы тонн пластиковых отходов. Только 20% подобного мусора попали с кораблей, а 80% – с суши. В результате загрязнения страдают сотни виды морских птиц и животных.
- Биологическое. В воды Мирового океана попадают разные бактерии и микроорганизмы, органические отходы, что нарушает хрупкий экологический баланс.
- Химическое. Промышленные предприятия скидывают в воду химикаты, тяжелые металлы, отходы химического производства. Они попадают в сточные воды, а затем и в океан. Первоочередную опасность составляют ртуть и пестициды. Много химии попадает в воды Мирового океана из канализации, куда люди смывают синтетические вещества и средства.
- Нефтяное. Это источник загрязнения № 1. Нефть попадает в воду, когда происходят техногенные катастрофы, крушения танкеров, бурения скважин. Морской транспорт также сбрасывает в океаны огромное количество нефтепродуктов. Разливы нефти вызывают гибель животных, рыб, птиц, препятствуют привычному теплообмену между слоями воды.
- Тепловое. Воду, которую отрабатывают электростанции, сбрасывают в моря, реки и другие источники, имеющие связь с океаном. В результате чего происходит местное повышение температуры, что опасно для многих животных, не переносящих высокие температурные показатели. Кроме того, начинают активно размножаться некоторые виды водорослей, вызывающие цветение воды.
- Радиоактивное. Эксперты установили, что Мировой океан давно стал кладбищем хранения радиоактивных отходов.
Пути решения экологических проблем
В разных странах мира принимаются специальные экологические законы, регламентирующие сброс веществ в воду. В частности, во Франции устанавливают на фабриках и заводах точки забора и сброса воды. По инициативе ООН и многочисленных институций, которые занимаются экологическими вопросами, побережье Мирового океана регулируют вертолеты, следящие за сбросами. Нарушителей штрафуют, а также привлекают к уголовной ответственности.
Кроме того, регулярно проводится чистка воды от пластика и другого мусора. В этот процесс включились эко-активисты и общественные организации, помогающие ООН и правительствам стран мира выполнять нормы и требования Конвенции ООН по морскому праву (1982), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Международной конвенции об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971 и 1974) и многих других.
В рамках Морской программы WWF создаются национальные парки, выделяются особо охраняемые природные зоны, развиваются программы не истощительного использования ресурсов Мирового океана.
Правовая проблема
Мировой океан с XVII века находился под действием доктрины свободы морей, которая ограничивала права и юрисдикцию в отношении океана до полоски моря возле побережья того или иного государства. Другая часть океана была свободной и не принадлежала ни одной из стран.
В середине ХХ века доктрину пересмотрели, поскольку страны стали заявлять претензии на морские ресурсы. Другие причины:
- Выросла обеспокоенность относительно рыбных запасов в прибрежных водах, где работали рыболовецкие суда.
- Угроза загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров.
- Загрязнение прибрежных зон и морской флоры и фауны.
- Желание военно-морских сил сохранить присутствие на поверхностных водах и под ними.
Правовой статус Мирового океана регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву, которая и решила ряд возникших проблем. Так, были установлены права на свободную навигацию, границы территориального моря – 12 миль от берега, исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега, правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.
Документ определил создание Международного органа по морскому дну, механизмы решения конфликтов и появление Комиссии по границам континентального шельфа.
Отдельными конвенциями регулируется правовой режим морей и океанов, трансграничные рыбные запасы, в том числе мигрирующих рыб, создание специализированных организаций для мониторинга ситуации в Мировом океане и решении конфликтов.
Отдельное внимание уделяется защите морей и океанов, чем занимается Программа ООН по окружающей среде. Главная цель – способствовать безопасному экологическому использованию морских ресурсов.
Данная организация создала Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, которая осуществляется на суше. Это глобальный межправительственный механизм, который призван заниматься проблемами и вопросами наземных, пресноводных, морских и прибрежных экосистем.
Проблемами судоходства занимается Международная морская организация, призванная сократить вредные выбросы в атмосферу и парниковые газы, которые идут от морских судов.
Глобальной проблемой Мирового океана в последние несколько десятилетий стало пиратство, развивающееся у берегов Сомали и Гвинейском заливе. Пираты подрывают морскую безопасность, угрожают морским перевозкам и людям. Также они вносят существенный сбой в торговлю, навигацию, вызывают повышенные финансовые затраты судовладельцев, выплаты страховых сборов и расходов на безопасность.
Пираты мешают доставлять гуманитарную помощь в пострадавшие районы. ООН, Международная морская организация и Управление ООН по наркотикам и преступности разрабатывают программы, направленные на борьбу с транснациональной организованной безопасностью в Африке и пиратством в Гвинейском заливе и в районе Африканского Рога.
Экономическая проблема
Мировой океан используется для добычи нефти и газа, которые находятся в морских глубинах. Размеры добычи постоянно возрастает, что угрожает экосистеме, приводит к загрязнению глубинных и прибрежных вод. Из-за этого жители прибрежных зон теряют доступ к еде и чистой воде. Кроме того, нарушается система добычи ресурсов, на которых основывается экономика многих стран.
Мировой океан дает до 90% рыбы и других морских продуктов, добывающихся в шельфовых районах. Первое место по улову занимает Китай, на втором месте находятся Чили, Япония, США, Россия. Увеличивать размеры добыч нельзя, поскольку это подорвет биологические ресурсы океана.
Многие страны осваивают глубоководную добычу нефти и газа, что приводит к удорожанию нефтепродуктов. Из-за нарушения баланса флоры и фауны некоторые государства отказываются от подобной деятельности, замораживая или совсем останавливая работы на шельфе или на дне морей и океанов.
При добыче других полезных ископаемых – кальция, магния, солей натрия, йода, брома, калия – происходит загрязнение вод тяжелыми металлами, изменение солености и температуры в океане.
Ученые научились добывать из вод Мирового океана ценные металлы, руды редких металлов и веществ. Это постепенно меняет структуру экономики стран мира. Одни государства быстро богатеют, а другие вынуждены искать средства, чтобы покупать нужные ресурсы. Подобные ситуации ведут к конфликтам, которые приводят к войнам и террористическим актам.
Мировой океан выступает главной транспортной артерией, обеспечивающей торгово-экономические связи и 60% мирового товарооборота. Появление разных видов морского транспорта привело к возникновению большого разрыва между районами производства и потребления, увеличению зависимости экономически развитых стран от регулярных поставок сырья и топлива.
Демографическая проблема
Загрязнение вод Мирового океана и постоянно растущее число жителей планеты увеличивает нагрузку на моря и океаны. Страны, занимающиеся добычей рыбы, морских животных и деликатесов, вынуждены наращивать обороты добычи. Правительство Китая, Перу, США, Японии, России, входящих в ТОП государств по добыче рыбы, поднимают закупочные цены для поставщиков, становясь монополистами.
Нагрузка на прибрежную зону возрастает и из-за того, что все больше людей перемещается к воде. Многие мечтают жить возле океанов и морей, что ведет к урбанизации прибрежных районов. Вследствие чего происходит перемещение многих промышленных ресурсов, изменение существующей инфраструктуры и сферы услуг.
Под значительным давлением оказались старинные города, которые каждый год принимают миллионы туристов, путешествующих на круизных лайнерах. Ученые уже доказали, что это наносит вред памятникам архитектуры и истории, мировым достопримечательностям. Выгоду получают только туристические компании и фирмы, вкладывающие деньги в развитие курортной инфраструктуры. При этом развивается портовая инфраструктура за счет привлечения инвестиций. С одной стороны, это выгодно, ведь создаются новые рабочие места, реализуются многочисленные проекты, растет количество инвесторов. С другой стороны, наблюдается деформация производства, промышленности, жилой инфраструктуры, транспортных магистралей, ресурсов.
Оборонные проблемы
Воды Мирового океана используются как площадки для размещения военно-морских баз, подводных и надводных судов с ядерными боезапасами. Китай, США, Россия и другие государства, входящие в ядерный клуб, не собираются отказываться от подобного размещения оружия и ресурсов, ведь так они получают максимальную мобильность с географической и стратегической точки зрения.
Владеть портами и базами на архипелагах, островах, прибрежных зонах выгодно, поскольку это позволяет ведущим странам мира получать доступ к ресурсам и сырью.
Итак, к основным проблемам Мирового океана относятся экологические, демографические, правовые, оборонные, экономические аспекты. Все они носят глобальный характер и связаны с деятельностью человека.
Источник
Загрязнение Мирового океана как правовая проблема
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:20, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной курсовой работы раскрыть проблему, связанную с загрязнением и правовой охраны Мирового океана.
Исходя из цели, ставятся задачи: 1) Дать определение понятию «Мировой океан», рассмотреть его как объект экологического права; 2) Выявить, какие загрязнения являются опасными для природы и человека; 3) Определить правовые основы контроля загрязнения Мирового океана; 4) Рассмотреть международно-правовой механизм в сфере охраны Мирового океана; 5) Выяснить проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Загрязнение Мирового океана как правовая проблема………………………..4
Понятие Мирового океана как объекта экологического права……………4
Антропогенное загрязнение океана…………………………………………6
Правовые основы контроля загрязнения Мирового океана………………10
Правовая охрана Мирового океана……………………………………………..14
Международно-правовой механизм в сфере охраны океана……………. 14
Проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана…….15
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………………. 21
Прикрепленные файлы: 1 файл
Экологическое право КР.docx
- Загрязнение Мирового океана как правовая проблема………………………..4
- Понятие Мирового океана как объекта экологического права……………4
- Антропогенное загрязнение океана…………………………………………6
- Правовые основы контроля загрязнения Мирового океана………………10
- Правовая охрана Мирового океана……………………………………………..14
- Международно-правовой механизм в сфере охраны океана……………. 14
- Проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана…….15
Список использованных источников…………………………………………………. ..21
Одной из глобальных экологических проблем, является проблема загрязнения Мирового океана. Так как океан является одним из важных ресурсов земли, то его правовой охраной занимается всё мировое сообщество.
Безусловно, проблема данной контрольной работы — загрязнение Мирового океана — является актуальной, так как Мировой океан содержит в себе массу ресурсов, необходимых для жизни человека. Также, он является, бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, тем самым, помогая развивающемуся мировому производству и обмену. Соответственно, забота об этом благе сегодня, конечно же, необходима.
Объектом контрольной работы является общественные отношения в сфере правовой охраны Мирового океана. В ней будут выявлены основные виды загрязнений, которые непосредственно оказывают неблагоприятное воздействие на океан. Так же подробно будет рассмотрена экологическая защита, в сфере загрязнения Мирового океана, регулируемая в основном международными договорами и актами, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью российского законодательства. Предметом контрольной работы будет являться правовая охрана Мирового океана.
Цель данной курсовой работы раскрыть проблему, связанную с загрязнением и правовой охраны Мирового океана.
Исходя из цели, ставятся задачи:
1) Дать определение понятию «Мировой океан», рассмотреть его как объект экологического права;
2) Выявить, какие загрязнения являются опасными для природы и человека;
3) Определить правовые основы контроля загрязнения Мирового океана;
4) Рассмотреть международно- правовой механизм в сфере охраны Мирового океана;
5) Выяснить проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана.
В своей курсовой работе выделяю метод формально-юридического анализа, который уясняет содержание исследуемого материала.
1. Загрязнение Мирового океана как правовая проблема
1.1 Понятие Мирового океана как объекта экологического права
Мировой океан как объект экологического права, представляет собой огромный водный резервуар, являющийся крупнейшим поставщиком пищевых продуктов и имеющий международно-правовое значение. Океану и особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле. Около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза фитопланктоном, а сине-зелёные водоросли служат гигантским фильтром, очищающим воду в процессе её кругооборота.
Сегодня одной из проблем человечества, является проблема недостатка продовольствия. Интенсификация использования белковых ресурсов океана — один из путей решения данной проблемы. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30.
При этом допустимый годовой улов рыбы оценивается в 80-90 млн. тонн и его превышение может нанести ущерб биологическим ресурсам океана. Кроме того, чрезмерное загрязнение морских вод может нарушить важнейшие функции, которые выполняет океан как часть географической оболочки.
Основной ресурс Мирового океана — морская вода. Она содержит 75 химических элементов, среди которых уран, калий, бром, магний. И хотя основной продукт морской воды всё ещё поваренная соль — 33% от мировой добычи, но уже добываются магний и бром, давно запатентованы методы получения целого ряда металлов, среди них и необходимые промышленности медь и серебро, запасы которых неуклонно истощаются, когда как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн. В связи с развитием ядерной энергетики существуют неплохие перспективы для добычи урана и дейтерия из вод Мирового океана, тем более что запасы урановых руд на земле уменьшаются, а в Океане его 10 миллиардов тонн. // Экологическое право России. Ерофеев Б.В. М.: Юрайт-Издат., 2006. С.430..
Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды.
Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения — золото, платина; встречаются и драгоценные камни — рубины, алмазы, сапфиры, изумруды. Например, вблизи Намибии идут подводные разработки алмазного гравия уже с 1962 года. На шельфе и частично материковом склоне Океана расположены большие месторождения фосфоритов, которые можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет. Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана — это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный «коктейль» из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца. Места их расположения общеизвестны, но результаты промышленной разработки пока невелики. Зато полным ходом идёт разведка и добыча океанской нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях. Мексиканский залив к тому же знаменит открытым во время разведки нефти месторождением серы, которая вытапливается со дна с помощью перегретой воды.
Другой, пока ещё нетронутой кладовой океана являются глубинные расщелины, где образуется новое дно. Так, например, горячие (более 60 градусов) и тяжелые рассолы Красноморской впадины содержат огромные запасы серебра, олова, меди, железа и других металлов.
Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, — движение, температурный режим вод — являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Биомасса Океана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 миллиардов тонн. Вылавливая ежегодно 85-90 миллионов тонн рыбы, на неё приходится 85% от используемой морской продукции, моллюсков, водорослей, человечество обеспечивает около 20% своих потребностей в белках животного происхождения. Живой мир Океана — это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимыми при правильном и бережном их использовании. Максимальный вылов рыбы не должен превышать 150-180 миллионов тонн в год: превзойти этот предел очень опасно, так как произойдут невосполнимые потери. Многие сорта рыб, китов, ластоногих вследствие неумеренной охоты почти исчезли из океанских вод, и неизвестно, восстановится ли когда-нибудь их поголовье. Но население Земли растёт бурными темпами, всё больше нуждаясь в морской продукции. Существует несколько путей поднятия её продуктивности. Первый — изымать из океана не только рыбу, но и зоопланктон, часть которого — антарктический криль. Можно без всякого ущерба для Океана вылавливать его в гораздо больших количествах, чем вся добываемая в настоящее время рыба. Второй путь — использование биологических ресурсов открытого Океана.
Океан также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами. Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. В течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся вода Мирового океана обновляется.
Особенность Мирового океана состоит в том, что течения в морях и океанах быстро относят загрязняющие вещества на большие расстояния от мест выброса. Помимо этого рост загрязнений сопровождается падением биологической продуктивности океана носит ярко выраженный международный характер.
Экологическая защита Мирового океана регулируется в основном международными договорами и актами.
1.2 Антропогенное загрязнение океана
Ряд антропогенных факторов влияют на загрязнение Мирового океана, тем самым всё больше усугубляя его состояние. В частности происходит загрязнение: нефтью и нефтепродуктами, пестицидами, синтетическими поверхностно-активными веществами, тепловым загрязнением, соединениями с канцерогенными свойствами, тяжелыми металлами, сбросом отходов в море с целью захоронения (дампинг).
Давайте рассмотрим их подробнее:
— Нефть и нефтепродукты
Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуоресценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифатических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти — углеводороды (до 98%) — подразделяются на 4 класса: парафины (алкены), циклопарафины, ароматические углеводороды, олефины (алкены).
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 16 млн. т. нефти, что составляло 0, 23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, — все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. В период за 1962-1979 годы в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. тонн нефти. На момент наступления 1994 года было пробурено около 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. тонн нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн. тонн в год. // Экологическое право. Крассов О.И. М.: Дело, 2001. С.234. // Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. тонн нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину.
Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую нефть в воде и обратную вода в нефти. Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефти, содержащей поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.
Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды делятся на следующие группы:
- инсектициды для борьбы с вредными насекомыми,
- фунгициды и бактерициды — для борьбы с бактериальными болезнями растений,
- гербициды против сорных растений.
Установлено, что пестициды уничтожая вредителей, наносят вред многим полезным организмам и подрывают здоровье биоценозов. В сельском хозяйстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загрязняющих среду) к биологическим (экологически чистым) методам борьбы с вредителями. В настоящее время более 5 млн. т. пестицидов поступает на мировой рынок. Около 1,5 млн. тонн этих веществ уже вошло в состав наземных и морских экосистем золовым и водным путем. Промышленное производство пестицидов сопровождается появлением большого количества побочных продуктов, загрязняющих сточные воды. В водной среде чаще других встречаются представители инсектицидов, фунгицидов и гербицидов. Синтезированные инсектициды делятся на три основных группы: хлорорганические, фосфорорганические и карбонаты.
Хлорорганические инсектициды получают путем хлорирования ароматических и гетероциклических жидких углеводородов. Эти вещества имеют период полураспада до нескольких десятков лет и очень устойчивы к биодеградации. За последние 40 лет, использовано более 1,2 млн. тонн полихлорбифенилов в производстве пластмасс, красителей, трансформаторов, конденсаторов. Полихлорбифенилы попадают в окружающую среду в результате сбросов промышленных сточных вод и сжигания твердых отходах на свалках. Последний источник поставляет их в атмосферу, откуда они с атмосферными осадками выпадают во все районах земного шара, в том числе Мировой океан.
— Синтетические поверхностно-активные вещества
Детергенты относятся к обширной группе веществ, понижающих поверхностное натяжение воды. Они входят в состав синтетических моющих средств, широко применяемых в быту и промышленности. Вместе со сточными водами, синтетические поверхностно-активные вещества попадают в материковые воды и морскую среду. Присутствие синтетических поверхностно-активных веществ в сточных водах промышленности связано с использованием их в таких процессах, как флотационное обогащение руд, разделение продуктов химических технологий, получение полимеров, улучшение условий бурения нефтяных и газовых скважин, борьба с коррозией оборудования. В сельском хозяйстве синтетические поверхностно-активные вещества применяется в составе пестицидов.
Источник