Предотвращение загрязнения моря
Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 – MARPOL.
МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:
вредное вещество – любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам,морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;
сброс – любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;
нефть – это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо,нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;
нефтесодержащие продукты – смесь с любым содержанием нефти.
Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate).
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью
Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Сведения о формате сообщения для конкретного государства содержатся в Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1, а общая форма помещена в МАРПОЛ-73/78.
Если судно находится в порту, то обо всех случаях загрязнения моря нефтью должны быть немедленно извещены портовые власти и предприняты все действия,препятствующие распространению нефти.
Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.
С приходом судна в порт бункеровки капитан должен получить от портовых властей или агента сведения о действующем в данном порту порядке передачи сообщений о разливах нефти и номерах контактных телефонов для связи при разливах, о существующем в порту порядке привлечения специализированного персонала и портовых средств, занимающихся устранением разлива нефти.
В случае разлива нефти необходимо:
немедленно прекратить нефтяные операции;
объявить общесудовую тревогу;
начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;
проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива (если топливо попало за борт);
при попадании нефти за борт – вызвать нефтесборщик;
предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.
Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.
Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти», одобренный Регистром или другими компетентными органами.
Выброс и разлив нефтепродуктов
Предотвращение загрязнения моря мусором
Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78. Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.
Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:
25 миль — для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упа- ковочных материалов;
12 миль – для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги,ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.
В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега.
К таким районам относятся:
Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское,Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря;
Персидский, Мексиканский заливы;
районы Антарктики, расположенные к югу от 600 южной широты.
Согласно МАРПОЛ-73/78 (п. 3 правила 9 Приложения V) на каждом судне должен быть надлежащим образом оформленный Журнал операций с мусором (Garbage record book).
Ответственность за надлежащее заполнение и своевременное внесение записей в Журнал возложена на старшего помощника капитана.
За 24 часа до прихода судна в порт капитан обязан направить в адрес портовых властей страны захода информацию о наличии мусора на борту согласно установленной форме.
Источник
Приложение V
Правила предотвращения загрязнения мусором с судов (Annex V Prevention of Pollution by Garbage from Ships)
Данные правила регулируют все операции с мусором.
Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна.
Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате перевозки добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, на берег для переработки.
С 1 января 2013 года мусор делится на 9 категорий:
- A. Plastics – Пластмасса (Пластик)
- B. Food wastes – Пищевые отходы
- C. Domestic wastes (e.g., paper products, rags, glass, metal, bottles, crockery, etc.) – Бытовые отходы (бумага, ветошь, стекло, металлы, бутылки, посуда и т.п.)
- D. Cooking oil – Кулинарный жир
- E. Incinerator Ashes – Зола из инсинераторов
- F. Operational wastes – Эксплуатационные отходы
- G. Cargo residues – Остатки груза
- H. Animal Carcass(es) – Туши животных
- I. Fishing gear – Орудия лова
А. Пластмасса означает твердый материал – пластик. Пластмасса обладает свойствами материала от твердого и хрупкого до мягкого и эластичного. “Все виды пластмасс” означают весь мусор, состоящий из пластмассы в любой форме или включающий ее, в том числе синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу из инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы.
В. Пищевые отходы означают любые пищевые продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне.
С. Бытовые отходы означают все виды отходов, не охваченные другими Приложениями, которые образуются в жилых помещениях судна, в том числе: все виды бумаги, ветошь, стекло, металлы, бутылки и т.д.
D. Кулинарный жир означает любой тип растительного или животного жира, используемый для приготовления пищи.
E. Зола из инсинераторов означает золу и шлак из судовых инсинераторов, используемых для сжигания мусора.
F. Эксплуатационные отходы означают все виды твердых отходов, которые собираются во время обычного технического обслуживания, или эксплуатации судна, или используются для укладки и обработки груза. Они включают моющие средства и присадки, используемые для замывки грузовых трюмов.
G. Остатки груза означают остатки любого груза, остающиеся на палубе или в трюмах после погрузки или выгрузки, за исключением пыли от груза, остающейся на палубе после ее помывки, и пыли на внешних поверхностях судна.
H. Туши животных означают тела животных, которые перевозятся на судне в качестве груза и погибли во время рейса.
I. Орудия лова означают любое оборудование для лова морских ресурсов.
В пути означает, что судно следует намеченным маршрутом.
Стационарные или плавучие платформы означают стационарные или плавучие сооружения, расположенные в море и заняты разведкой, разработкой или переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.
Выражение “от ближайшего берега” означает отсчет расстояния от исходной линии, отсчета территориальных вод, за исключением того, что выражение “от ближайшего берега” у северо-восточного побережья Австралии, следует понимать, как от линии, проведенной от точки на побережье Австралии с координатами:
- Широта 11°00,0′ Ю; Долгота 142°08,0′ В;
- Широта 10°35,0′ Ю; Долгота 141°55,0′ В;
- Широта 10°00,0′ Ю; Долгота 142°00,0′ В
- Широта 09°10,0′ Ю; Долгота 143°52,0′ В
- Широта 09°00,0′ Ю; Долгота 144°30,0′ В
- Широта 10°41,0′ Ю; Долгота 145°00,0′ В
- Широта 13°00,0′ Ю; Долгота 145°00,0′ В
- Широта 15°00,0′ Ю; Долгота 146°00,0′ В
- Широта 17°30,0′ Ю; Долгота 147°00,0′ В
- Широта 21°00,0′ Ю; Долгота 152°55,0′ В
- Широта 24°30,0′ Ю; Долгота 154°00,0′ В
- Широта 24°42,0′ Ю; Долгота 153°15,0′ В.
Особый район означает морской район, в котором приняты особые обязательные меры предотвращения загрязнения моря мусором.
а) Балтийское море , ограниченное в проливе Скагеррак, у мыса Скаген широтой 57°44,8′ С.
б) Северное море означает Северное море с находящимися в нем морями, ограниченное линиями:
- со стороны Северного моря к югу от широты 62°00,0′ С, а на востоке – долготы 4°00,0′ З;
- проливом Скагеррак, южная граница которого определена широтой 57°44,8′ С. к востоку от мыса Скаген; и
- Английским каналом и подходами к нему к востоку от долготы 5°00,0′ З. и к северу от широты 48°30,0′ С.
в) Средиземное море , ограниченный со стороны Черного моря широтой 41°00,0′ С., а на западе – долготой 5°36,0′ З, пересекающей Гибралтарский пролив.
г) Черное море , ограниченное со стороны Средиземного моря широтой 41° 00,0′ С.
д) Красное море , ограниченное с юга линией между Рас-си-Ан (Широта 12°28,5′ С; Долгота 43°19,6′ В.) и Хусн-Мурад (Широта 12°40,4′ С; Долгота 43°30,2′ В.).
e) “Район заливов” – это район, к северо-западу от линии, соединяющей Рас-Эль-Хадд (Широта 22°30,0′ С; Долгота 59°48,0′ В.) и Рас-Эль-Фасте (Широта 25°04,0′ С.; Долгота 61°25,0′ В.).
ж) Большой Карибский район, означает Мексиканский залив, Карибское море и часть Атлантического океана в границах района, образованного широтой 30°00,0′ С. от полуострова Флорида в восточном направлении до долготы 77°30,0′ З, далее линией до широты 20°00,0′ С и долготы 59°00,0′ З, далее линией до широты 7°20,0′ С и долготы 50°00,0′ З, далее линией, проведенной в юго-западном направлении до восточной границы Французской Гвианы.
з) район Антарктиды – это район, расположенный к югу от широты 60°00,0′ Ю.
Общее запрещение сброса мусора в море
За исключением специально предусмотренного порядка сброса в правилах 4, 5, 6 и 7, сброс в море любого мусора запрещается.
За исключением аварийных случаев, запрещается сброс в море всех видов пластмасс и пластиков в любом виде.
За исключением аварийных случаев, запрещается сброс в море кулинарного жира.
Сброс мусора за пределами особых районов
А) Сброс мусора в море за пределами особых районов запрещен, за исключением нижеперечисленных случаев и при условии, что судно находится в пути, и насколько можно дальше от ближайшего берега:
- На расстоянии более 3-х миль разрешается сброс пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель с отверстиями размером не более 25 мм.
- На расстоянии более 12-ти миль разрешается сброс пищевых отходов, не пропущенных через измельчитель.
- На расстоянии более 12-ти миль разрешается сброс обычных остатков груза, которые остаются после выгрузки. Сбрасываемые остатки груза не должны содержать вредных веществ для морской среды.
- Разрешен сброс туш животных насколько можно, дальше от ближайшего берега.
В) Разрешен сброс не причиняющих вреда морской среде моющих средств и присадок, содержащихся в воде для мойки трюмов и палуб.
Особые требования к сбросу мусора со стационарных или плавучих платформ
Запрещается сброс в море любого мусора со стационарных и плавучих платформ, и всех судов, ошвартованных у таких платформ или находящихся в пределах 500 метров от них.
Пищевые отходы могут сбрасываться в море со стационарных или плавучих платформ, и с ошвартованных у них, или находящихся в пределах 500 метров от них судов, если они расположены на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега, но только тогда, когда отходы пропущены через измельчитель с отверстиями, размером не более 25 миллиметров.
Сброс мусора в пределах особых районов
В пределах особых районов сброс мусора запрещен, за исключением нижеперечисленных случаев, и при условии, что судно находится и пути:
На расстоянии более 12-ти миль от ближайшего берега или шельфового ледника, разрешается сброс измельченных пищевых отходов, которые должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм. В районе Антарктиды не разрешается сброс не обработанных до стерильности интродуцированных продуктов из птицы.
Разрешается сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:
– остатки груза, моющие средства или присадки, содержащиеся в воде для мытья, не должны содержать вредных веществ;
– порт отхода и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и на переходе между этими портами, судно не выходит из особого района;
– в этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений;
– сброс должен производиться на расстоянии более 12-ти миль от ближайшего берега или шельфового ледника.
Моющие средства и присадки не должны содержать вредных веществ, представляющих угрозу для морской среды.
Исключения
Сброс запрещенного мусора разрешен, если он предпринимается для спасения человеческой жизни на море и для обеспечения безопасности судна и людей.
Данные правила не применяются к аварийной потере мусора в результате повреждения судна, при условии, что были предприняты все меры для предотвращения, или сведения к минимуму аварийного сброса.
Данные правила не применяются к аварийной потере с судна орудий лова, при условии, что были предприняты все меры для предотвращения такой потери.
Данные правила не применяются к намеренному сбросу с судна орудий лова, предпринятому для защиты морской среды или для обеспечения безопасности судна и экипажа.
Исключения для судна, находящегося в пути:
Требования правил, касающиеся находящегося в пути судна, не применяются к сбросу пищевых отходов, если хранение пищевых отходов создает неизбежный риск для здоровья находящихся на судне людей.
Плакаты
На каждом судне длиной более 12 метров, на стационарных и плавучих платформах, должны вывешиваться плакаты, с информацией о порядке обращения с мусором.
Плакаты составляются на рабочем языке экипажа и на одном из следующих языков: английском, испанском, французском.
План операций с мусором (Garbage Management Plan)
На каждом судне валовой вместимостью более 100 тон, на судне, предназначенном для перевозки более 15 человек, а также на стационарных и плавучих платформах, должен быть разработан План операций с мусором (Garbage Management Plan). В плане содержатся процедуры сбора, обработки, хранения и удаления мусора, включая использование имеющегося на судне оборудования – измельчителя и инсинератора. В нем также указываются лица, ответственные за выполнение изложенных в процедурах операций. План составляется на рабочем языке экипажа.
Журнал операций с мусором (Garbage Record Book)
Суда, на которых должен быть Журнал операций с мусором (Garbage Record Book): суда валовой вместимостью более 400 тон; суда, предназначенные для перевозки более 15 человек; стационарные или плавучие платформы.
Каждая операция с мусором записывается в журнал и заверяется ответственным за операцию лицом командного состава. Каждая заполненная страница подписывается капитаном судна. Записи в Журнале операций с мусором производятся на английском языке.
Запись о каждом сбросе, сжигании и сдаче в береговое приемное устройство должно включать дату, время, местонахождение судна, категорию и приблизительное количество сброшенного, сожженного или сданного в приемное устройство мусора.
Журнал операций с мусором хранится на судне, стационарной или плавучей платформе в течение, по меньшей мере, двух лет, после внесения в него последней записи.
В случае аварийного сброса или аварийной потери мусора или орудий лова, записываются: местоположение судна, обстоятельства и причины сброса или потери, подробные сведения о сброшенном или потерянном мусоре или орудиях лова и предпринятые меры для предотвращения или сведения к минимуму аварийного сброса или потери.
Источник