Природная зона у теплого моря

Таблица “Природные зоны (4 класс)”

Таблица «Природные зоны России » (4 класс)

Впервые эту тему рассматривают на уроках по окружающему миру в начальной школе. Для систематизации данных обычно составляют таблицу, куда включают все основные характеристики природных зон России.

На территории России представлены все природные зоны, кроме тропической. Они сменяют друг друга по мере продвижения к Северному и Южному полюсам. Самая большая зона – зона лесов.

Рис. 1. Природные зоны России на карте

Природная зона

Географическое положение

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Острова, расположенные в Северном ледовитом океане.

Длинная зима и короткое холодное лето (1-2 месяца). Осадки в виде снега.

Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.

растительность крайне скудная, в основном мхи и лишайники, хотя летом можно встретить мятлик, пушицу, полярный мак, осоку, карликовые ивы, березки.

Белые медведи и многочисленные ластоногие: тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Много птиц: гуси, чайки, гаги, крачки, кулики.

В основном ведётся промышленная деятельность, ограниченная охота и рыболовство, научная деятельность. Крупных городов нет, много заповедников.

Побережье Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Дальний восток, Камчатка.

Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота.

Низкорослые растения: мхи, лишайники, травы, карликовые березы, ивы.

Богатый и разнообразный животный мир: белая куропатка, белая сова, кречет, гуси и журавли; северный олень, волки, зайцы, лисицы, куницы, возможно встретить как белого, так и бурого медведя.

Добыча нефти и газа; в сельскохозяйственной сфере – оленеводство.

Переходная зона, для которой характерны признаки как тундры, так и тайги.

Урал, Зауралье, Дальний Восток

Климат меняется при движении с запада на восток: от мягкого до резко-континентального. На западе тёплое лето и мягкая зима, на востоке – короткое лето и длинные холодные зимы. Температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, но уровень испарения низкий, так что значительную часть тайги занимают озёра, болота и заболоченные редколесья.

Растительный мир очень богат. Тайга – это такие же « лёгкие планеты », как и леса Амазонки. Распространены сосна, лиственница, кедр, ель, пихта. Реже встречается береза, рябина, осина, ольха. Много кустарников, мхов, лишайников, грибов.

Животный мир разнообразен и уникален. Можно встретить бурого медведя, лося, рысь, зайца-беляка, белку, сойку, глухаря, кабаргу, бурундука, росомаху, соболя, кедровку, уссурийского тигра . Очень много разнообразных пресмыкающихся и земноводных видов.

Добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, ограниченная охота, животноводство.

Зона лесов: смешанные, широколиственные

Европейская территория России, до Урала. Часть – на юге Дальнего Востока

Тёплое и продолжительное лето, повышенная влажность, мягкая зима.

Лиственные и широколиственные леса представлены елями, соснами, березами, кленами и осинами, дубом, вязом, липой, кленом. Много кустарников, трав, грибов.

В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лось, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

Природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.

Переходная природная зона. Признаки характерны как для лесов, так и для степей. Чем дальше на юг, тем суше.

На юге Черного моря, в долинах реки Оби

Длинное, сухое лето, малоснежная зима.

Мелкие, ночные животные: тушканчики, суслики, сурки.
Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

Развитое сельское хозяйство. Выращивание зерновых культур, бахчевых. Распространено овцеводство.

Переходная зона. В наличии признаки, характерные как для степей, так и для пустынь.

В низовьях Волги, на севере Каспийского моря.

Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильный ветер.

Все растения низкорослые, с длинными корнями, листья узкие. Распространены: верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик, маки, тюльпаны, лютики. Некоторые растения появляются только в сезон дождей, чаще всего в середине весны.

Животный мир не отличается большим разнообразием. Животные в основном мелкие, ведущие ночной образ жизни. Распространены: тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонки, сойки, двугорбые верблюды.

При орошении возможно занятие сельским хозяйством: хлопководство, виноградарство; животноводство и добыча полезных ископаемых.

Черноморское побережье Кавказа

Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и теплое лето. Это крупнейшая рекреационная зона России

Богатый растительный мир. Представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых распространен самшит, лавр, лавровишня. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лианы, плющ, дикий виноград. Встречается бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира можно встретить серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.

Рис. 2. Тундра на карте мира

Нельзя забывать и о зонах высотной поясности, которые широко представлены в России на Урале, Кавказе и Дальнем Востоке. Высотная поясность – это явление, связано со сменой природно-территориальных комплексов с высотой

Рис. 3. Зоны высокой поясности

Что мы узнали?

В России представлены почти все природные зоны, имеющие свои особенности и различия в климате, флоре и фауне. Распространены и зоны высотной поясности, которые также имеют свои особые характеристики.

Источник

У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Описание урока окружающего мира в 4 классе, разработанного с использованием приемов технологии РКМЧП

Скачать:

Вложение Размер
peredriy_og.docx 39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Описание урока окружающего мира в 4 классе , разработанного с использованием приёмов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

Выполнила : учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка Передрий Ольга Геннадьевна.

Тема урока : У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Место урока в системе урока по данной теме: 13 урок из 20 в разделе «По родным просторам»

  • познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;
  • сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • развивать умение работать с географической картой;
  • развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  • учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП: верные и неверные утверждения, работа с текстом и заполнение таблицы, градусник настроения

I Организационный момент.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку

2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака

2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка

2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая

2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

III Самоопределение к деятельности.

— Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

— Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

Верные и неверные утверждения.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак «+», если верно «-», если неверно напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир.(+)

IV Работа по теме урока.

— Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? ( Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море .)

— Какую по размеру площадь занимает эта зона? ( Она занимает очень маленькую территорию .)

— Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

( Солнечные лучи падают почти отвесно .)

— В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? ( В умеренном поясе, но близко к Северному тропику )

— В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

— Какие это горы по высоте? (Высокие горы)

— Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

— Что такое тропики? ( Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. )

— А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? ( Это территория под тропиками )

— Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь кусочек.

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах. (заполняется последняя строка, предыдущие заполнены на предыдущих уроках) Каждая строка таблицы соответствует по цвету определенной природной зоне.

— Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 98.

— Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

— Заполните третий столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 100.

— Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

— Заполните четвёртый столбец таблицы, прочитав 1 абзац на стр. 101

— Каких животных можно встретить в субтропиках?

— Заполните последний столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 99.

«Ленивые восьмёрки»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» — мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» — моргание на каждый вдох и выдох.

V Закрепление изученного материала.

— Выполните задание № 3, 4 из РТ.

— Вернемся к утверждениям. Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью градусников настроения.

— Предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить, все ли вам было понятно на уроке.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

— Где расположена зона субтропиков России?

— Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

— Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

— Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

VIII Домашнее задание.

стр. 98 – 101 читать, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр. 101. РТ с. 56 – 57 № 1, 2, 5

Учитель Передрий Ольга Геннадьевна

Дата 10.12.2014 г.

Тема урока У теплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока Урок усвоения новых знаний

  • Развивающая : развивать умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками, развивать умение работать с географической картой.
  • Образовательная : познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей, сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативность, умение давать оценку собственной деятельности;
  • Планируемые образовательные результаты : учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь; понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Методы: словесный, информационно-рецептивный (трансформация информации), поисковый, познавательно рефлексивный, приёмы ТРКМЧП (работа с текстом и заполнение таблицы, верные и неверные утверждения)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы: мультимедийное сопровождение урока, физическая карта России, карта природных зон

Источник

Читайте также:  Вселенная пиратов карибского моря
Оцените статью